Скрыть
Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 32-33 да вознесут его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят его. Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду

Пророк снова повелевает людям и Церкви песнословить благодать, изображая словом едва не на песнословить благодать, изображая словом едва не настоящее состояние Церквей, а именно, что на седалище начальствующих проповедуются сии чудеса Божии, которыми утверждается вера в слушающих. Ибо сказано: «да вознесут Его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его». Пророк присовокупляет и причины благодарений, а именно, что от Бога реки и появляются, и исчезают: уничтожаются потоки порока, исходища же добродетелей орошают места, дотоле сухие. Ибо говорит: «положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду». «Реками» называет притоки страстей, и «исходищами водными» – непрерывные ряды худых дел; потому что люди, присовокупляя всегда лукавое к лукавому, подобно какому-то потоку, удлиняют цепь пороков.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-32 Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: да вознесут его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят его

Вслед за апостолами вспоминается Церковь и ее священство. К благовестию о благах должно было прибавиться и это. Нужно, говорит, в церкви язычни­ков прославлять Бога, творящего необычайные дела. Язычники и иудеи переменились взаимно своим положением. Иудеи отвергнуты за свое нечестие, лишены явления ангелов и служения пророков, сама страна их и город, прежде приносивший благие плоды, со времени восстания на Христа остается бесплодным, не будучи столицей, не имея ни святилища, ни святого святых, ни священства, ни царства; лишившись свободы, они подчиняются языческим законам. Церковь же язычников, безводная прежде, пустынная и блуждающая, ныне испол­нена благ, сама насыщает голодающих и составляет божественное общество; она и есть – населенный город, в котором и духовная пища, и небесный хлеб.

Беседы на псалмы. На псалом 106

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 31-32 Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим: да вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его

И сие, как можно видеть, непрестанно совершается уверовавшими язычниками; потому что во всех церквах по вселенной, по предначатии священным сонмом, весь народ песнословит Благодетеля, описуя чудеса Божия человеколюбия.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 23-32 Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубине. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше: смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего. Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: да вознесут его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят его

Сходящии в море сердечное в кораблях, то есть под руководством Слова Божия и церковного Предания, отнюдь не при посредстве произвольного умствования и подвига, творящии делание в водах многих, в помышлениях и ощущениях сердечных, тии видеша дела Божия, и чудеса его во глубине сердечной. В премудрых и всеблагих видах Бог попускает человеку внутреннюю борьбу: рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и нисходят до бездн. От ужасного волнения чувствований, произведенного помыслами бесовскими — этим духом бурным, — душа подвижников в злых таяше: они смятошася, подвигошася, и вся мудрость их поглощена быстъ по причине мрака, произведенного бурею, по причине нашествия многих тяжких размышлений, по причине ужасного смущения, по причине недоумений, неразрешимых человеческим разумом. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я. И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. После внутренней борьбы обыкновенно даруется духовное утешение: и возвеселишася, яко умолкоша, и настави их в пристанище хотения Своего. Обученные внутренними бранями стяжавают познание всесвятой воли Божией, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем: душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение в своем спасении. Тайно наученные Господом познанию добра и зла, из опытного ощущения в себе греховного действия и действия благодатного, которым уничтожается действие греховное, исповедят Господеви милости Его в молитвах своих, исполненных благодарения и славословия, исповедят чудесы Его сыновом человеческим, братии своей, в душеполезных беседах. Они вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его.

Аскетическая проповедь

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 29-32 И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я (и Он повел их) в пристанище хотения своего. Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Да вознесут Его в церкви людстей (народа), и на седалищи старец восхвалят Его

Здесь показывает и способ, которым апостолы избавились от бедствия: запретил, говорит, Господь ветрам и морю и настала тишина великая, как говорит евангелист Матaфей (8:26); ибо αύρα означает кроткий и тихий ветер. Почему апостолы и прочие спутники, видя тишину, обрадовались тому, что утихли волны морские; и таким образом Господь направил их к пристани. Пристани же истинные суть заповеди Господни, как поставляющие упражняющегося в них выше всякой бури. Потому пусть, говорит, и апостолы рассказывают и возвещают всем милости и чудеса Господни, и пусть превозносят Его в собраниях или церквах народа христианского и пусть прославляют Его в сонме старейшин, т. е. имеющих преимущество лет и чести.

Слова Нисского: Быть может, сказав: умолкли волны его, именем молчания означает то, что сии волны суть некие произвольные силы, чем означает существо отступников, т. е. демонов.

Феодорита: Это можно видеть постоянно сбывающимся у верующих народов. Ибо во всех по всей вселенной церквах, при руководстве собрания священным лицом, весь народ воспевает Благодетеля, повествуя о чудесных делах Божия человеколюбия.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

32. Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин! 

Да вознесут Его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его. По бл. Феод., это пророчество о том, что уверовавшие народы будут славит Спасителя в христианских церквах, «по предначатии свящ. сонмом, т.е. – священнослужителями».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

да вознесут Его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его

Старцы – старейшины народные, в религиозных собраниях занимавшие возвышенное место.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 31–37 Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: да вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его. Положил есть реки в пустыню и исходиша водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная. И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны: и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен

В четвертый, и последний, раз пророк обращается с призывом к верным о том, чтобы исповедали милости Господни и рассказывали о всех чудесах Его пред всеми людьми. Таким исповеданием и такими рассказами должны превозносить Бога в церкви людстей, т.е. в общенародной христианской Церкви (далее по переводу с еврейского), «и да хвалят Его в соборе старейшин». В последних словах нужно разуметь управление Церкви Христовой, под руководством епископов и пресвитеров (на седалищи старец). По словам блж. Феодорита, это можно видеть постоянно сбывающимся у верующих народов. Ибо во всех, по всей вселенной, церквах, при руководстве собрания священным лицом, весь народ воспевает Благодателя, повествуя о чудесных делах Божия человеколюбия [6, с. 523]. Далее пророк перечисляет различные перемены, которые, по действию Промысла Божия, на пользу человека, происходят в мире физическом и, главным образом, на земле, которую населяют люди; иногда такие перемены происходят в наказание людям, за нечестие живущих на земле, от злобы живущих на ней. Положил есть Бог: «превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую, за нечестие живущих на ней. Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую – в источники вод. И поселяет там алчущих, и они строят города для обитания; засевают поля, насаждают виноградники, которые им приносят обильные плоды» (пер. с евр.). Люди неверующие или невнимательные к путям Промысла Божия могут приписывать все эти перемены слепому случаю или естественному изменению действия сил природы. Но так рассуждать было бы безумно и недостойно звания человека, существа разумного, созданного по образу Божию. Человек же, способный к здравому суждению о вещах, легко может уяснить себе вопрос: отчего происходит, что одна страна делается бесплодна, а другая, наоборот, получает необыкновенную тучность и плодородность? Для него ясно, что Единый Творец и Вседержитель мира, во гневе Своем, от одной страны отнимает благословение Свое за нечестие живущих на ней, а другую благословляет плодородием и изобилием благ, для пропитания алчущих. Св. отцы Церкви, как Афанасий Александрийский и блж. Феодорит, объясняют это в духовном смысле. Реки, обратившиеся в бесплодную пустыню – это неверующие иудеи; пустыни и иссохшие земли, обратившиеся в источники вод – уверовавшие язычники, они алкали духовной пищи и составили обительные грады, т.е. благое и небесное жительство, они засеяли поля, т.е. сердца, Словом Божиим, – насадили виноградники, т.е. основали церкви по разным местам [3, с. 343–344; 6, с. 523].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible