Скрыть
Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в лоно свое? Кто сокрушил воду в одежде? Кто властвует над пределами земли? Какое имя ему

Та воля, которой покорствует все, собрала воды, орошающие рай, в виде потоков, заключила их в земле, и повелела им исходить подобно тому, как образует она воды в недрах облаков, и они разливаются в воздухе, по мановению сей воли.

Гимны о рае

Василий Великий, свт. (†379)

Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в лоно свое? Кто сокрушил воду в одежде? Кто властвует над пределами земли? Какое имя ему

И ты имей око, обращенное к небу, по слову сказавшего: К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах! (Пс 122:1). Взирай на Солнце правды и, как ясными звездами руководясь Господними заповедями, имей неусыпное око, не давай сна очам моим и веждам моим - дремания (Пс 131:4), чтобы в заповедях иметь тебе достаточное путеуказание. Ибо сказано: слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс 118:105). Если никогда не задремлешь у кормила, пока находишься в этой жизни, в этом непостоянстве мирских дел, то получишь и содействие Духа, Который поведет тебя вперед и безопасно понесет кроткими и мирными веяниями, пока не спасешься в неволнуемую и тихую пристань Божьей воли. Богу слава и держава в нескончаемые веки веков! Аминь.

Беседа на Книгу Притчей

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 3-4 Бог же научи мя премудрости, и разум святых уразумех. Кто взыде на небо и сниде? кто собра ветры в недра? кто воз­врати воду в ризу? кто обдержа вся концы земли? кое имя его? или кое имя сыну его, да разумееши

Это не просто человеческая мудрость, свидетельствующая о себе через Соломона, который свидетельствует: Бог научил меня мудрости (Притч 30:3; LXX), и который, говоря: «Все слова мои говорятся от Бога», относит к Богу все, что говорится им.

Против Евномия

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 3-4 Бог же научи мя премудрости, и разум святых уразумех. Кто взыде на небо и сниде? кто собра ветры в недра? кто воз­врати воду в ризу? кто обдержа вся концы земли? кое имя его? или кое имя сыну его, да разумееши

А кто Христос, если не Божия Премудрость? Вот еще одно место из Книги Притчей: Бог научил меня мудрости и я познал разум святых (Притч 30:3; LXX). Кто восходит на небо и нисходит с него? Кто предержал веяния ветра в Своей утробе? Кто менял воды, будто одеяние? Кто сохранил пределы земные? Какое имя Ему, и какое имя у Сына Его? (Притч 30:4).

Письма

Максим Исповедник, прп. (†662)

Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в лоно свое? Кто сокрушил воду в одежде? Кто властвует над пределами земли? Какое имя ему

В начале человек был сотворен ради того, чтобы он любовным томлением взошел к Причине, а затем уже низошел к творениям, следующим за Причиной, должным образом рассмотрел их, применив знание, и возвел их происхождение к Творцу; но человек не сделал этого, а прежде чем подняться к Богу, склонился к материи. Поэтому Господь наш Иисус Христос, Второй Адам, явившись, возглавил все в Себе и показал, ради чего был сотворен первый человек. Сперва, по восприятию Им человеческой природы, Он взошел, подвигнутый к Причине, затем, в Божественной природе, низошел, приняв образ раба (Фил. 2, 7), а потом, в обеих природах, вновь взошел, вознесшись после воскресения из мертвых. Так же следует поступать и нам: сперва подниматься к Богу, укрепляя душу и все ее любовное томление устремляя к Нему, затем спускаться ради изучения сущего, рассматривать, какова природа каждой [вещи], и вновь через эти [творения] созерцательным знанием восходить к их Творцу.

Такой человек и собирает ветры в лоно — собирает различные логосы сущего, метафорически наименованные ветрами, в лоно своего сердца. Поскольку же лоно есть пуп, в котором, как говорят, берет начало плод, то следует считать, что он собирает различные логосы в плодотворящей и созерцательной части сердца и рождает единое Слово Божие, ибо многие логосы сущего собираются в Один [Логос]. Он же и сокрушает воду в одежде. Вода — указаний на это ты много найдешь в Писании — [означает] искушения. Стойко претерпевая искушения в собственном теле, или же в нравственной философии, он сокрушает их, отгоняя без дела прочь. Он же властвует над пределами земли, то есть не позволяет, чтобы естественные страсти тела неразумно проявлялись [вовне].

Вопросы и затруднения

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в лоно свое? Кто сокрушил воду в одежде? Кто властвует над пределами земли? Какое имя ему

Веришь ли ты, что Бог заботится о творениях своих и что Он может все? Тогда да будет труд твой в согласии с верой твоей, и Он услышит тебя. Не лови воздух рукой: не думай о вере без дел.

О духовном совершенстве

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-4 подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня, и не научился я мудрости, и познания святых не имею. Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли

Во главу угла своего приточного учения, Агур полагает решительное признание совершенней ограниченности разумения и познаний (ст. 2-3) его собственных, а конечно, и вообще людей, - признание, полное истинно религиозного смирения (ср. Пс LXXII:22), а вместе свойственное истинной философии (припомнить можно Сократовское: «я знаю только то, что ничего не знаю»). Вопросы ст. 4, подобно вопросам речи Иеговы в книге Иова (гл. XXXVIII), суть ораторский, поэтический образ выражения той мысли, что никто из людей не в состоянии проникнуть в тайны миротворческой и Миропромыслительной деятельности Божией: человек - совершенный невежда в разумении чудес природы; явления атмосферы, дождя, снега, ветра, облаков составляют лишь предмет изумления для человека, образуя собственную, недосягаемую для смертного, область владычества Творца. Тем не менее, конечно, может сам собой узнать о существе самого Творца, или - особенно в ветхозаветные времена - Сына Его (сказанное в Притч VIII:22 сл. о миротворческой деятельности Ипостасной Премудрости Божией - Сына Божия видимо составляло скорее неясное предощущение бытия и деятельности Сына Божия, чем определенное понятие о Нем, что сделалось возможным лишь в Новом Завете).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible