Скрыть
Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет

Память праведных с похвалами (Притч 10:7; LXX) - не потому, что отшедшие получают от этого великую пользу, но потому, что ее получают прославляющие их. Итак, если мы получаем так много пользы от этого прославления, то послушаемся премудрого и не станем противиться.

Против аномеев

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет

Так что же в том удивительного, возлюбленные братья, что танцовщица убила пророка [Иоанна Крестителя]? Нам ведь известно, что невоздержанность есть вечный враг справедливости и что кривда беспрерывно преследует правду, ибо распутство - сообщник жестокости. Внесли голову пророка на пиршественный стол Ирода; тот был обязан этим блюдом собственной жестокости, ибо говорил ему блаженный Иоанн, что не позволительно брать в жены ту, чей муж еще жив, и за один лишь призыв к покаянию брошен был пророк в темницу. О, сколь невыносимо порицание грешникам! Злодеяние увеличивается, чтобы не встречать противодействия. О, совесть несчастная: пока избегала она свидетеля своих преступлений, лишь увеличивала их. И в самом деле, разве знающий может оставаться в стороне, если нет обличающего? Смотрите, братия, сколь удалена несправедливость от праведности: хоть медлит до сих пор суд Господень, но и в мире сем столько же веков порицают Ирода, сколько и восхваляют Иоанна. Ведь память праведных вечно с похвалою, похоть же грешников погибнет (Притч 10:7).

Проповеди

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-7 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный. Благословения - на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет

При всей разнородности содержания этих шести стихов, они несколько объединяются общею всем им мыслью о неодинаковом земном жребии праведного и нечестивого, разумного и неразумного, прилежного и ленивого. «Жизнь и смерть» (ст. 2) - типическое обозначение блага и бедствия жизни, проходящее чрез всю книгу Притчей. - «Сокровища неправедные» - нажитые неправдой, беззаконием, «не доставляют пользы» - бессильны спасти от смерти, а равно от всякого смертельного бедствия. Спасет от этого одна «правда» (евр. цедака), т. е. правота всех намерений и поступков человека, деятельное осуществление «мудрости», хокма (по традиционно-еврейскому толкованию, цедака, спасающая от смерти, есть милостыня). Мысль ст. 2 почти дословно повторяется в ст. 4 гл. XI. В ст. 3 противополагаются, во-первых, «душа» праведного, т. е. нормальное, уравновешенное психическое состояние (по LXX ψυχὴ δικαία) праведника - и «стяжание» или алчность (евр. гавва, ср. Мих III:7; по LXX ζωὴ, жизнь, в смысле средств к жизни) нечестивого; а, во-вторых, противоположная судьба одного и другого: Господь не попускает праведнику голодать (ср. Пс XXXII:19; XXXVI:25), напротив, злым и похотливым желанием нечестивца не дает осуществляться, тем более, что они часто бывают направлены ко злу ближних. Затем, в ст. 4-5, высказывается мысль, что благосостояние или материальная скудость стоят в зависимости и от собственной энергии или, напротив, бездействия, как уклонения от всеобщего закона труда (Быт III:19). В Вульгате к ст. 4 добавлено: qui nititur mendaciis, hic pascit ventos idem autem ipse sequitur aves volantes. LXX имеют прибавку в ст. 5, читаемую в славянск. Библии так: «спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный», т. е. благоразумный, вследствие своевременной уборки хлеба, не терпит вреда от знойного ветра, тогда как неразумный и беспорядочный человек пропускает время жатвы, и перезрелый хлеб в колосьях опустошает зной и ветер; общее, здесь как и в целых ст. 4-5, выражена мысль о необходимости благоразумного пользования временем для успеха в делах житейских и духовных. Ст. 6-7 говорят о добром имени, незапятнанной репутации праведного и - бесславии и гибели имени нечестивого, как при жизни их (ст. 6), так и по смерти того и другого (ст. 7) (ср. Пс CXI:6; Сир XLIV:13; сн. Мф XXVI:13).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible