Скрыть
Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном

И нашли они себе, благодаря этой вражде, конец погибельный, - коих богом почитается чрево их, поелику они чтут Бога ради земных обетований - и славу свою имеют одетою в стыд их, то есть хвалятся тем самым, что они были приведены (к исполнению закона) в качестве наемников чрева своего, - кои земное одно только помышляют в себе и о земных обещаниях закона.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 19-21 Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все

«Их», – говорит, – «бог – чрево». Потому бог у них – «Станем есть и пить» (1Кор. 15:32). Видишь ли, как худо удовольствие? У одних бог деньги, а у других – чрево. Таковые не идолопоклонники ли, даже не хуже ли их? «И слава их», – говорит, – «в сраме». Некоторые говорят, что этими словами указывается на обрезание; а я говорю совсем другое, именно вот что значат эти слова: они величаются тем, чего бы надлежало им стыдиться. То же говорит (апостол) в другом месте: «Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь» (Рим. 6:21)? Делать постыдное – тяжкий грех; грех наполовину уменьшается, если делающий стыдится; а когда кто еще хвалится постыдным, то это верх бесчувствия.

Ничто не может, более побудить стыд, и быть укорительнее этого изречения: «Их бог – чрево, и слава их – в сраме». Кто это такие? Те, которые «они мыслят о земном», которые говорят: мы построим дома. Где? На земле. Говорят: купим поля, – опять на земле; получим власть, – опять на земле; достигнем славы, – тоже на земле; разбогатеем, – все на земле. Вот те, «их бог – чрево»! Те, которые не думают о духовном, которых все заботы и помышления ограничиваются землей, поистине имеют богом чрево, говоря: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1Кор. 15:32). «Их бог», – говорит, – «чрево». Посмотрим, как Павел служил Богу; посмотрим, как и чревоугодники (служат) чреву. Не подвергаются ли они бесчисленным смертям? Не боятся ли отказать ему в каком бы то ни было требовании? Не раболепствуют ли ему даже в невозможном? Не хуже ли они невольников? Но Павел не таков, потому он и сказал: «Наше же жительство – на небесах». Не будем же и мы искать покоя здесь (на земле); пожелаем сделаться славными там, где и житие наше. «Откуда», – говорит, – «мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его». Постепенно возводит нас: с неба, говорит, Спаситель наш, доказывая величие местом и лицом. «Который уничиженное тело наше», – говорит, – «преобразит». Тело наше ныне много терпит; его вяжут, бьют, оно претерпевает бесчисленные беды. Но и тело Христово столько же терпело. На это он намекает, говоря: «что оно будет сообразно славному телу Его». Потому, хотя тело то же самое, но облекается в бессмертие. «Преобразит», – говорит. Следовательно (оно будет иметь) и другой образ; или же он так назвал изменение в несобственном смысле. Сказал же – «уничиженное тело наше» потому, что оно ныне уничижено, подвержено тлению, болезни; ныне оно кажется ничтожным и ничем не лучше прочих (тел). «Что оно будет сообразно», – говорит, – «славному телу Его». Увы! Это тело будет сообразно тому телу, которое сидит одесную Отца, которому поклоняются ангелы, которому предстоят бесплотные силы, которое превыше всякого начальства, власти и силы, – вот какому оно сообразно будет. Итак, если вся вселенная будет слезно оплакивать (людей), потерявших эту надежду, то оплачет ли она достойно, что и при данном нам обещании – «что оно будет сообразно» тело наше отходит вместе с демонами? Я не упоминаю уже о геенне; что бы ты ни сказал – все почитаю за ничто в сравнении с такой потерей. Что ты говоришь, Павел? Тому ли сообразно будет? Да, говорит. А для удостоверения приводит и доказательство: «Силою», – говорит, – «которой Он действует и покоряет Себе все». Христос имеет силу, говорит (апостол), покорить Себе все, следовательно и тление и смерть, и преимущественно той же самой силой Он сделает и это. И для чего, скажи мне, потребно больше силы: покорить ли ангелов, и архангелов, и херувимов, и серафимов, и демонов, или сделать тело нетленным и бессмертным? Без сомнения гораздо более для первого, нежели для последнего. Он показал большие дела Своей силы, чтобы ты и последнему поверил. Итак, хотя вы видите (миролюбцев) в радости, хотя видите в славе, – стойте, не соблазняйтесь их примером, и не страшитесь. Надежда (на прославление тела) сильна возбудить самого ленивого и сонливого.

Беседы на послание к Филиппийцам

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

имже кончина погибель, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют

Апостол, обвинив мудрствующих о земном, сказал, о премудрый: наше бо житие на небесех есть (Фил. 3:20), - и сим делающих что-либо маловажное и худое противопоставил совершающим дела великие и смелые. Ибо одни презренны и низки, а другие высоки духом и парят к небесам. Смиряя же превозносящихся пред братиями, говорит он: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим. 12:16), и сим не воспрещает им помышлять о премирном, но искореняет в них презорство и кичливость.

Ибо велемудрие, то есть высота духа, - это одно, а другое - гордость, то есть высокомерие. Первое все случающееся уничижает собственным своим мужеством, а вторая всех людей признает низшими собственной своей низости; первое помышляет о премирном, а вторая мечтает о земном; первое вожделеет славы Божественной и приснопамятной, а вторая любит славу угасающую.

Письма

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Их конец - погибель, их бог - чрево

Потому что они служат ему, как Богу, и всячески угождают ему. Для одних бог - деньги, для других - чрево; о них Павел говорит в другом месте: будем есть и пить, ибо завтра умрем (1Кор. 15:32). Вот новое идолослужение.

И слава их - в сраме

Некоторые понимают это об обрезании, которое они считали славой, но которое на самом деле есть бесславие. Но это неверно; он чрез это показывает их неразумие. Ибо согрешающие должны бы стыдиться и скрываться; а они считают это для себя славой.

Они мыслят о земном

Потому что богом они имеют чрево, ничего не думая о духовном или небесном.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Мнози бо ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне же и плача глаголю, враги креста Христова

Все, доселе сказанное, и свой пример, и пример других подражателей своих приводит святой Павел, чтобы внушить, сколь необходимо жить в строгом самоотвержении и самоумерщвлении, чтобы, приобщившись чрез то страстей Христовых, сделаться достойными и славного воскресения. Но как в картинах тени делают выдающимися светлые части предметов, так святой Павел, чтобы очевиднее было, как возвышает христиан крестная о Господе жизнь, выставляет позорность жизни утешной и плотоугодливой.

Живите, говорил святой Павел, как я и многие другие мне подобные; но никак не увлекайтесь примером тех, кои живут только в свое удовольствие. Пример обаятелен: избирайте лучшее, вам подходящее по духу вашей веры. Будучи у вас, я не раз вам говорил, что многие живут так, что их надлежит называть врагами креста Христова. И ныне то же повторяю с плачем, потому что зло не умаляется, а растет и многие из христиан увлекаются такого рода жизнию. Они враги креста Христова, потому что не только не несут никаких подвигов самоотвержения и самоумерщвления, но и слышать о том не могут, и поносят тех, кои строго, среди лишений и трудностей, живут под сим крестом Христовым. Кончина их погибель; ибо утешникам нет части со Христом Господом, страдавшим и распятым и всем ученикам Своим заповедавшим идти тесным путем; вне Христа Господа — пагуба. Широк путь их, но последняя его зрят во дно адово. Центр такой плотоугодливой жизни — чрево. Ему все приносится в жертву; и оно у них как бог какой; только и заботы, что о том, как бы его удовлетворить. И они такой низкой жизни не только не стыдятся, но еще в славу себе ее вменяют. Или слава в студе их, потому что таковые если славны бывают, то лишь студными делами. Ибо чрево, пространно питаемое, разжигает подчревные части; и отсюда срамные дела, о которых не леть есть и глаголати. Иже земная мудрствуют. Заключительная черта, что их все цели и надежды ограничиваются землею. Блага выше земли им неведомы. Как без рая нельзя обойтись человеку, то они чают устроить свой — на земле.

Вот что говорит святой Златоуст о таком роде жизни? «Всего неприличнее и не свойственнее христианину искать праздности и покоя (разгульной и многоутешной жизни): ничто столько не противно призванию нашему, как сильная привязанность к настоящей жизни. Твой Господь был распят, а ты ищешь покоя? Твой Владыка был пригвожден, а ты предаешься удовольствиям? Это ли дело благодарного воина (Христа Царя)? Потому и Павел говорит: мнози ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне же плача глаголю, враги креста Христова. Так как были люди, которые лицемерно держались христианства, а жили в праздности и неге, что противно кресту; посему Апостол и говорит таким образом. Крест составляет принадлежность души, ставшей в борьбу, готовой на смерть и вовсе не ищущей покоя, а они живут совсем напротив. Итак, хоть они называют себя Христовыми, впрочем, они враги креста: иначе если б они любили крест, то старались бы проводить и жизнь, свойственную Распятому. Не распят ли был твой Господь? Если ты не можешь так же распяться, как Господь, можешь другим образом подражать Ему. Распинай себя, хотя бы и никто не распинал тебя: распинай, говорю, себя, впрочем, не для того и не так, чтобы умертвить себя ибо это беззаконно; но распинай себя по слову Павла: мне мир распяся и аз миру (ср.: Гал. 6:14). Если ты любишь твоего Владыку, умри Его смертию. Познай, сколь велика сила креста, сколь благотворные производил он и производит действия — Христос крестом обыкновенно называет страдания, когда говорит: иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет (ср: Мф. 10:38), то есть если кто не готов на смерть. А люди чувственные, любящие жизнь и плоть, суть враги креста; да и всякий, преданный удовольствиям и земному спокойствию, есть враг креста, которым Павел хвалится, который объемлет и с которым он старается тесно соединиться, как это видно из слов его мне мир распяся и аз миру. Ныне же, говорит, и плача глаголю. Почему? Потому что зло усилилось, потому что таковые люди достойны слез. В самом деле достойны слез те, которые проводят жизнь в удовольствиях, которые одежду своей души, то есть тело, утучняют и вовсе не помышляют о наказаниях в будущей жизни. Вот ты живешь в удовольствии, вот упиваешься сегодня, и завтра, и 10, и 20, и 30, и 50, и 100 лет, что, впрочем, невозможно; однако допустим и это, если угодно. Какой же конец? Какая польза? Никакой. А посему не достойна ли слез и плача такая жизнь? Бог поставил нас на сие поприще, чтобы увенчать нас, а мы сходим с него, не сделавши ничего доблестного. Итак, Павел плачет о том, чему другие смеются, чем другие услаждаются — Имже бог чрево. Посему бог у них: да ямы и пием (1Кор. 15:32). Видишь ли, как худо удовольствие? У одних бог — деньги, а у других — чрево. Таковые не идолопоклонники ли, даже не хуже ли их? И слава в студе их. Некоторые говорят, что сими словами указывается на обрезание; а я говорю совсем другое, именно вот что они величаются тем, чего бы надлежало им стыдиться. То же говорит Апостол в другом месте: кий убо тогда имеете плод, о нихже ныне стыдитеся (ср.: Рим. 6:21)? Делать постыдное тяжкий грех; впрочем, грех вполовину уменьшается, если делающий стыдится: а когда кто еще хвалится постыдным,— то это верх бесчувствия.— Но об них ли одних сказано сие? Не подлежит ли кто и из нас сему обвинению? Или никто из нас не заслуживает этого? Не почитает чрева богом? Не поставляет славы своей в студе? Желаю, сильно желаю, дабы подобного ничего нельзя было приложить к нам, желал бы даже не знать такого, кому бы сказанное можно было поставить в упрек: но боюсь, не к нам ли более, нежели к своим современникам, говорит Павел. Ибо если кто всю жизнь иждивает в питии и ядении и нищим уделяет мало, а больше издерживает на чрево, то не прилично ли и к нему отнести сказанное? Ничто не может более возбудить стыд и быть поразительнее сего изречения: имже бог чрево, и слава в студе их. Кто это такие? Те, иже земная мудрствуют, которые говорят: мы построим домы. Где? На земле. Купим поля,— опять на земле; получим власть,— на земле, достигнем славы,— на земле; разбогатеем,— всё на земле.— Вот те, имже бог чрево! Ибо те, которые не думают о духовном, которых все заботы и помышления ограничиваются землею, поистине чрево имеют богом, говоря: да ямы и пием, утре бо умрем (1Кор. 15:32).— Ты смеешься и забавляешься, а душу удовольствиями низводишь до праха. Какое прощение получишь ты, повергнув себя в такую бесчувственность, тогда как и самое тело должно сделать духовным? Ибо это возможно, если бы ты пожелал. Тебе дано чрево для того, чтобы питать, а не расширять его; чтобы управлять им, а не подчиняться ему; чтобы оно тебе служило для питания прочих частей, а не ты ему служил; не для того, чтобы ты выходил из границ. Не столько зол причиняет выступившее из берегов море, сколько чрево вредит телу и вместе душе. Море потопляет всю землю, а чрево все тело. Положи ему пределом довольство, как Бог оградил море песком. И если оно волнуется, если свирепеет, запрети ему властью, тебе данною. Смотри, как Бог почтил тебя разумом, дабы ты подражал Ему, а ты не хочешь! Но, видя чрево переполненным, и расстраивающим всю твою природу, и обращающимся в болото,— не смеешь воздержать его и сделать умеренным».

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном

Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном. Здесь Павел имеет в виду и тех, кто отвращал галатов. Хитростью поступая, они разрушали церкви Божий, под именем Христа проповедовали иудейский закон… О них Павел вспоминает с горечью и слезами, ибо они препятствовали спасению верующих, ставя вопросы о еде и воздержании от пищи, словно в еде спасение и словно Бог - чрево, чтобы Он мог получать наслаждение от земной еды согласно закону. А они тем временем хвалились обрезанием своих интимных мест. Это и значит - помышлять о земном, ибо помышляющий о духовном хвалится верою, надеждою и любовью.

На Послание к Филиппийцам

Марий Викторин (†IVв.)

Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном

Есть два образа… врагов креста Христова. Одни, плотски воспринимая крест, осмеивают Христа, считая Его человеком, распятом на кресте. Такие нечувствительны ни к чему, кроме плоти; их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном, а конец их - погибель (Фил. 3:19). А другие, духовно воспринимая Христа, не понимают, что Он воплотился и был распят на кресте. Поэтому они - враги креста Христова и конец их - погибель.

Комментарий на Послание к Филиппийцам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-19 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном

Апостол здесь начинает говорить против нравственной распущенности. Он сам и его друзья должны иметь значение образцов для филиппийских христиан, и в таком случае читатели сумеют защититься от влияния людей безнравственных, которых, к сожалению, немало между ними. Жизнь таких христиан стоит в прямой противоположности тому, чему научает крест Христов. В самом деле, те, которые принадлежат Христу, распяли свою плоть с ее страстями и похотями (Гал. 5:24). Такие же распущенные христиане не будут иметь участия в блаженстве, какое Крест Христов гарантирует для тех, кто чтит его, Эти люди - настоящие идолослужители, потому что служат своему чреву как идолу и даже хвалятся своим позорным поведением. По-видимому, Апостол не имеет здесь в виду иудаистов, о которых говорил выше (Фил. 3:2 и сл.), а простых христиан, которые не сумели отвыкнуть от прежних пороков, какие владели ими в язычестве.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 3:12

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

18. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова:

19. их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их в сраме; они мыслят о земном.

 

Чтобы сильнее запечатлеть в умах и сердцах свое внушение Филиппийцам о последовании за ним, Апостол в противоположность сему указывает на лжеучителей, которые держатся ложных понятий, даже проповедуют угождение плоти и служение всем земным требованиям, как бы славным и божественным, что, конечно, не только не согласно с учением о кресте, но противно оному и достойно слез горьких. Конец учащих так должен быть погибельный, а равно и следующих за ними. Св. Иоанн Златоуст говорит: «так как были люди, которые лицемерно держались Христа, а жили в праздности и неге, что противно кресту, посему Апостол и говорит таким образом. Крест составляет принадлежность души, ставшей на борьбу, готовой на смерть, и вовсе не ищущей покоя, а они живут совсем напротив... Христос крестом обыкновенно называет страдания, когда говорит: иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет (Мф.16:24), т. е. если кто не готов на смерть. А люди чувственные, любящие жизнь и плоть, суть враги креста... Ныне же, говорит, и плача глаголю. В самом деле, достойны слез те, которые одежду своей души, т. е. тело, утучняют и вовсе не помышляют о наказаниях в будущей жизни... Делать постыдное – тяжкий грех; впрочем, грех в половину уменьшается, если делающий стыдится; а когда кто еще хвалится постыдным, то это – верх бесчувствия. Но об них ли одних сказано сие?... Боюсь, не к нам ли более, нежели к своим современникам, говорить Павел. Ничто не может более возбудить стыд и быть поразительнее сего изречения: имже бог чрево и слава в студе их. Кто это такие? Те, иже земная мудрствуют, которые говорят: мы построим дом. Где? На земле. Купим поля, – опять на земле; получим власть – на земле; достигнем славы – на земле; разбогатеем, – все на земле. Вот те, имже бог чрево. Ибо те, которые не думают о духовном, поистине чрево имеют богом, говоря: да ямы и пием, утре бо умрем (1Кор.15:32). Не столько вредит море, вышедшее из берегов, сколько чрево вредит телу и душе. Положим ему пределом довольство, как Бог оградил море песком. И если оно свирепеет, запрети ему властию, тебе данною» (сравн. 1Пет.4:17; Рим.6:21; 2Кор.11:15).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О посте. Мк.7:18-19. Хотя пища сама по себе не имеет нечистоты, но с злыми помыслами и нечистым расположением она делает и сердце нечистым и может губить ближнего: Рим.14:14. Пища же может уклонить от Бога истинного и сделать богом – чрево: Фил.3:19, Рим.16:18.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

3.18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

3.19 Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном.

3:18–19. Живите, говорит, как и многие другие, мне подобные, но никак не увлекайтесь примером тех, которые живут только в свое удовольствие. Будучи у вас, я не раз вам говорил, что многие живут так, что их следует называть врагами Креста Христова. И ныне то же повторяю с плачем, потому что зло не уменьшается, а растет, и многие из христиан увлекаются такого рода жизнью. Они – враги Креста Христова, потому что не только не несут никаких подвигов самоотвержения и самоумерщвления, но не могут об этом и слышать, и поносят тех, кто строго, среди лишений и трудов, живет под этим Крестом Христовым. Конец их – погибель, ибо таким нет части со Христом Господом, страдавшим и распятым, заповедавшим и всем ученикам Своим идти тесным путем, а вне Христа – пагуба. Широк путь их на земле, но кончина его в геенне огненной. Центр такой плотоугодной жизни – чрево, ему все приносится в жертву, и оно у них как бог какой только и заботы, чтобы его удовлетворить. А что касается их, то они не только не стыдятся такой низкой жизни, но еще и похваляются ею. Одним словом, они думают только о земном. Истинные же христиане должны думать о небесном, как своем жительстве.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible