Скрыть
чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 10-11 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых

Ибо сим истинным знамением познал я Иисуса и великую силу воскресения Его и участником стал я страданий Его, кои повсюду ожидают меня, сообразуясь смерти Его, Кто воскрес за нас, дабы чрез это я мог достигнуть до воскресения, что из мертвых.

Толкование на священное Писание. Послание к Филиппийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-11 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых

«И найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона». Если имеющий правду (от закона) прибегнул к правде (Христовой), потому что та ничего не значит, то не гораздо ли более должны прибегать (ко Христу) те, которые не имеют ее? И хорошо он сказал: «Не со своей праведностью», т. е. не той, которую стяжал я потом и трудами, говорит он, но той, которую приобрел по благодати. Итак, если и добродетельный спасается по благодати, то тем более вы. Вероятно, (филиппийцы) говорили, что правда, приобретаемая трудами, важнее; поэтому (апостол) и показывает, что эта правда пред той – отброс. Если бы я когда-либо совершил ее, то не отверг бы ее, и не прибегнул бы к той. Какая же это правда? Та, которая бывает от веры Божьей, т. е., которая дана от Бога: вот правда Божья, – она всецело дар Божий. Дар же Божий гораздо превосходнее маловажных добрых дел, совершаемых нашим старанием. А что такое вера? «По вере», – говорит, – «чтобы познать Его». Итак, верою приобретается познание (о Боге), и без веры невозможно познать Его. Каким образом? Верой должно познавать силу воскресения Его. Какое в самом деле умствование убедит нас в воскресении? Никакое, а только одна вера. Если же воскресение Христово по плоти познается верою, то какими умствованиями может быть постигнуто рождение Бога Слова? Ведь воскресение менее рождения. Почему? Потому что примеров воскресения было много, а примера такого рождения ни одного; прежде Христа многие умершие воскресали, хотя воскресши и умирали, но от девы не родился никто никогда. Итак, если и то, что менее важно рождения по плоти, должно быть постигаемо верою, то как может быть постигнуто умствованием то, что гораздо важнее, бесконечно, несравненно важнее? Вот что составляет правду. Надобно верить, что это могло быть, а как могло быть, этого невозможно представить. От веры зависит и общение в страданиях. Каким образом? Если бы мы не веровали, то и не страдали бы; если бы не веровали, что спострадавши (Христу) мы будем и соцарствовать (Ему), то не терпели бы страданий. Итак, и рождение и воскресение постигается верою. Видишь ли, что нужна вера не просто, но вера соединенная с делами? Тот преимущественно верует, что Христос воскрес, кто смело идет на опасности, кто имеет общение в Его страданиях, так как имеет общение с воскресшим, с живущим. Потому-то и сказал (апостол): «И найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3:10, 11). «Сообразуясь», – говорит, – «смерти Его», т. е. участвуя в ней, потому что как Он пострадал от людей, так и я. Вот почему (апостол) сказал, «сообразуясь»; и в другом месте: «Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол. 1:24), т. е. гонения и страдания мои составляют этот образ Его смерти, потому что (апостол) не своей пользы искал, но (пользы) многих.

Так, Павел среди гонений умер не для греха, но самым телом; а потому претерпел такую же смерть. «Чтобы достигнуть», – говорит, – «воскресения мертвых» (Фил. 3:11). Что ты говоришь? Без сомнения и все достигнут его: «Не все мы умрем», – сказал (ты сам), – «но все изменимся» (1Кор. 15:51), и не только воскресения, но и нетления (достигнут) все, одни к чести, а другие для наказания. Если же все достигнут воскресения, и не только воскресения, но и нетления, то для чего ты, как будто желая получить что-то особенное, сказал: «Чтобы достигнуть» (Фил. 3:11)?

Я, говорит, для того и терплю это: «чтобы достигнуть воскресения мертвых»; а если им умрешь, то и не воскреснешь. Что это значит? Кажется, он делает намек здесь на что-то важное. Действительно, это было настолько важно, что он даже не решился сказать о том прямо, но говорит только: «чтобы». Я уверовал (как бы так говорит он) во Христа и в Его воскресение, и даже страдаю за Него; но еще не могу быть совершенно уверен в своем воскресении. О каком воскресении говорит он здесь? О том, которое ведет к самому Христу. Я, сказал (апостол), уверовал в Него и, в силу воскресения, участвую в Его страданиях и сообразуюсь смерти Его; но за всем тем я еще не совершенно уверен, – что говорит и в другом месте: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12); и еще: «Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9:27).

Беседы на послание к Филиппийцам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его

[Праведность от Бога] состоит в том, чтобы верою уразуметь: Христос есть Бог и Творец всего, и воспринял наше естество, совершая наше спасение, и воскресил воспринятое Им тело, устрояя общее воскресение всех людей. Ибо силою воскресения Его апостол назвал цель воскресения.

Толкование на послание святого Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

По вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его

Итак, познание происходит через веру. Ибо какое умозаключение докажет нам воскресение? Никакое, но вера. Если же воскресение познается верой, то как будет познано умом большее - рождение? Но почему оно большее? Потому что примеров воскресения много; так как многие воскресали и до Христа. Но никто не родился от девы. Потому и праведность, которая от Бога, заключается в вере, то есть опирается на ней и имеет ее своим основанием. Сказал: и силу воскресения. Действительно, великая сила нужна для того, чтобы воскреснуть. А с другой стороны, воскресение подает нам силу для шествия по тому же пути, по которому шел Христос.

И участие в страданиях Его

Будучи преследуемы и теснимы, говорит, мы становимся участниками страданий Христа. Потому что, если бы мы не верили, что будем с Ним царствовать, то не терпели бы так много и так сильно. Заметь, тот всего более верит в воскресение Христа, кто страдает. Послушай далее.

Сообразуясь смерти Его

То есть делаясь совершенно подобным Ему. Как Тот страдал от людей, так и я должен страдать. Потому что преследования и страдания живописуют образ Его смерти, и мы, так сказать, делаемся христами настолько, насколько страдаем. Видишь ли, как велико достоинство страданий?

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Яко разумети Его, и силу воскресения Его, и сообщение страстей Его, сообразуяся смерти Его

Все наши восточные толкователи видят в этом месте изложение существа правды о Христе Иисусе, существа веры христианской. Святой Златоуст, протолковав первые слова, говорит: «вот что составляет правду (нашу, то есть христианскую)!» Святой Дамаскин и начинает свое изъяснение так: «учит Апостол, что есть правда, яже от Бога».— То же и Феодорит: «сия правда состоит в том, чтобы верою уразуметь» — и прочее.

В чем же состоит существо спасительной веры нашей, или правды о Христе Иисусе? В том, чтобы, познавши верою Господа Иисуса Христа, войти в общение страданий Его и чрез то сделаться достойными того, чтобы улучить славное воскресение о Нем. Сила мысли в спострадании Христу Господу. Крестная смерть Господа заменила все жертвы ветхозаветные и все оправдательные чины. Она одна заменяет все жертвы, Кто войдет в спострадание Господу, тот усвоит себе силу Его крестной смерти и этим актом одним совершает то, что дают все в совокупности жертвы, то есть усвояет себе полное оправдание пред лицом Божественной правды.

Разумети Его, — то есть Господа Иисуса Христа. — Верою познаем, что «Он есть Бог и Творец всего и восприял наше естество, соделывая наше спасение».—Здесь разумеется познание Лица Иисус-Христова — Его Богочеловечества, со всеми соприкосновенностями, с предвечным определением спасения нашего в Нем, с устроением мира по идее сего определения, с обетованиями о Нем по падении, с приготовлением рода человеческого к принятию Его, с Его явлением во плоти и совершением нашего спасения, крестною смертию, воскресением и вознесением. Все сие знаем мы из Символа веры с первых дней, познать же сие полно и существенно сил и жизни нашей не достанет. Это неистощимый предмет познавания на всю вечность.

И силу воскресения Его. Из всех предметов познания о Господе выделяет особо святой Апостол — постижение силы воскресения Его и общения в страданиях Его. Сила воскресения Христова еще не явлена. Акт воскресения мы знаем; но значение его в системе бытия сокрыто от нас. Если воскресший есть Бог и человеческое естество, воскрешенное в Нем, есть центр всего тварного; то сила воскресения Христова, падая ближайшим образом на человечество, чрез Него должна нисходить и во все области бытия. Как все сие есть, сокрыто, ибо и человечество еще чает воскресения, а не причастилось его. Когда совершится сие воскресение, тогда во всем величии явится значение воскресения Христова и во всей твари; а дотоле и она чает и воздыхает о свободе от тления. — Нравственную силу воскресения Христова ближе знаем: оно есть первая глава в убеждениях христианских, и свет его облиставает всю область христианского ведения; оно указывает последнюю цель надежд христианских, и славность его есть возбудитель энергии во всех проявлениях христианской деятельности. Созерцатель воскресения, постигающий, в своей мере, силу его, в такой же мере пламенеет верою и ревностию к жизни по вере.

И сообщение страстей Его. Христу Господу подобало пострадать, чтоб внити в славу Свою, выразившуюся в воскресении, за которым, как неотделимое следствие, последовало и вознесение с седением одесную Отца. Там восседит воскресший Господь. Туда окрест Его собираются все верные слуги Его,— по слову Его, в предначинательное сопричастие в славе Его. Но как Господь чрез страдание и крест вошел в славу Свою, так и все, восходящие к Нему, не иначе входят в сопричастие славы, как прошедши подобный ему путь страданий. Эти страдания делают их сообщниками Его страданий и открывают им путь туда, куда путем креста вошел Господь. Как они, так и все. Путь этот истолковал и указал святой Павел в себе и собою.—Таким образом первая существенная черта в деятельном христианстве, — или, что то же, в деле спасения,—или, еще, в оправдании верою, о коем у Апостола речь,— есть сопричастие страстям Христовым. Проще это сказать так: Господь стяжал для тебя спасение страданиями; если хочешь получить от Него свое спасение и себе присвоить, спостражди Господу. Произвольно или не произвольно страдать; но без страданий нет спасения. Как же это сделать?

Сообразуяся смерти Его. Святой Златоуст говорит на сии слова: «сообразуясь, говорит, смерти Его, то есть участвуя в ней; ибо как Он пострадал от людей, так и я. Вот почему Апостол сказал: сообразуяся; в другом месте: исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей (Кол. 1:24),— то есть гонения и страдания мои составляют этот образ Его смерти; ибо Апостол не своей пользы искал, но пользы многих. Посему и гонения, и скорби, и тесные обстоятельства не только не должны смущать вас, но еще радовать: поелику чрез них мы сообразуемся смерти Иисуса Христа и, как бы так сказать, изображаем Его в себе, как и говорит Апостол в другом месте: мертвость Господа Иисуса в теле носяще (2Кор. 4:10).— И это происходит от веры. Веруем, что Христос воскрес и по воскресении имеет великую силу: почему идем тем же путем, которым Он шел, то есть делаемся братиями Ему и по этому и, как бы так сказать, делаемся христами и по этому. О, сколь велико достоинство страданий!»

Это один род спострадания,— чрез внешние скорби и лишения, ради веры в Господа. Другой род спострадания дает борьба со страстьми и похотьми, о коей Апостол говорит в другом месте: иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). И еще: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како неключимь буду (ср.: 1Кор. 9:27). Под этим разумеются все действия самоумерщвления, произвольные лишения, внешние, и безжалостное к себе самопринуждение на все доброе и самопротивление при всех позывах недобрых. Во всем этом не менее болезненности, как и при страданиях внешних непроизвольных. Потому и тут в полном смысле есть спострадание Господу, сообразное смерти Его.

Святое крещение, в коем спогребаемся Господу в смерть, делает нас причастниками смерти Христа Господа (см. Рим. 6). Это совершается таинственно; но чего ради? Того ради, что крещаемый, приступая к Господу, дает обет быть верным Ему до положения живота. Это решение есть обречение себя на смерть ради Господа и, следовательно, прямое сочетание со смертию Его. На это решение нисходит и благодать возрождающая. Затем,— то, что здесь полагается в решении воли, осуществляется потом целою жизнию. Внешние страдания не всегда приходят; а внутренняя болезненная борьба со страстьми ради заповедей Господа всегда есть. Этим путем однажды навсегда умерший в крещении, ради Господа, умирает потом за Него, за волю Его и святые заповеди Его — целую жизнь. Жизнь христианина истинного есть крестный путь. И вот как он сообразуется смерти Господа. Святой Златоуст говорит и о сем способе сораспятия Господу, но слово его темновато записано.

Аще како достигну в воскресение мертвых. Воскресение из мертвых не есть дело произвола; потому не может быть предметом нравственной цели. Все воскреснут, хотят или не хотят, чаяли или не чаяли воскресения, но одни воскреснут к славе, а другие — к мукам. Того, чтобы по воскресении войти в славу, можно искать. Это и разумел Апостол, говоря о своем желании достигнуть воскресения. Он говорит здесь о воскресении, которое ведет прямо ко Христу. У него подразумевается здесь такая мысль: если не умрешь,— как указано выше, то не постигнешь такого воскресения (всё доселе — мысли святого Златоуста).

Славного воскресения достигнуть можно не иначе как чрез спострадание Господу, сообразуясь смерти Его, или путем внешних невольных страданий, или путем распятия плоти со страстьми и похотьми. Как относится сие средство к означенной цели? Припомним нередко встречающееся у святых Отцов выражение: воскреснуть душою прежде оного славного всеобщего воскресения. Душа мертва грехом, действующим в страстях. Семя оживления ее полагается в крещении на основании нравственного решения христианина противостоять греху до положения живота. Вся последующая по крещении жизнь есть не что иное, как развитие того семени. Но оно очевидно состоит в поборении страстей и водворении вместо них добродетелей. Вместе с тем, как это совершается, проводится оживление во все части души. Чем больше преодолено страстей, тем большая часть души оживает. Когда все страсти изгонятся, на месте их водворятся добрые расположения, душа вся оживает, как бы из мертвых воскресает. Это и есть воскресение прежде всеобщего воскресения. И очевидно, что кто воскреснет так здесь, тот тогда несомненно сподобится славного воскресения; или по воскресении пойдет прямо ко Христу. Следовательно, чего желает Апостол, когда выражает желание достигнуть такого воскресения? Желает того, чтобы в жизни сей достигнуть воскресения душою, чрез преодоление страстей и водворение добродетелей, путем произвольных или не произвольных страданий и лишений в борьбе со страстьми и похотьми? Чрез что вовсе вводится он в сообразность с смертию Господа и в участие в страданиях Его.— И вот прямое значение слов святого Златоуста: «если так не умрешь и не оживешь, то славного воскресения не достигнешь».

Но зачем говорит он: аще како достигну,— будто не уверенный, что идет прямым путем? Он уверен был, что идет прямым путем; но не мог на себя положиться, всегда ли будет идти сим путем, дойдет ли до конца пути, не воротится ли назад, не своротит ли с дороги.— «Я, как бы так говорит он, уверовал во Христа и в силу воскресения Его, участвую в страданиях и сообразуюсь смерти Его; но за всем тем я еще не совершенно уверен,— что говорит и в другом месте: мняйся стояти да блюдется, да не падет (1Кор. 10:12). И еще: боюся, да не како иным проповедуя сам неключимь буду (ср.: 1Кор. 9:27)» (святой Златоуст).

Если такой Апостол не мог положиться на себя, кто дерзнет? Потому ко всем идет: со страхом и трепетом свое спасение содевать. Зорко смотри, напряженно внимай; ибо много сетей. С другой стороны,— то несомненно, что путь наш верен и прямо ведет к воскресению во славе: но кто может сказать, что точно исполнял и исполняет все к тому условия? Вот почему у всех святых великих подвижников проводится закон: трудись, потей до истощания сил — в надежде, но без присвоения. Заранее не присвояй себе славы по воскресении, а ищи ее, трудись для стяжания ее; с полною надеждою, — но не присвояй как дело решенное. Если присвоишь, вступишь в состояние самопрельщения, расслабляющего и высящего,— в коем погружено все сборище самоуверенных.

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

(Ст. 10) Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, (Ст. 11) чтобы достигнуть воскресения мертвых.


«Чтобы познать (испытать на себе)... участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых». Вот высшая цель христианской жизни: участвовать в страданиях Христа, сообразоваться смерти Его и этим путем уготовлять для себя участие в славе воскресения Его. Отсюда подвиги самоотвержения и самоумерщвления, приемлемые православным христианином в подражание добровольному страданию Христову, отсюда времена поста, посвящаемые воспоминанию об осуждении и смерти Господа, сменяющиеся временами празднования, посвященными воспоминанию о явлениях славы Его.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его

Апостол отринул все свои иудейские преимущества (Фил. 3:8) в тех видах, чтобы, во-первых, познать Христа, познать опытно, чрез внутреннее переживание, как своего Господа и Искупителя, во-вторых, познать силу воскресения Его, т. е. силу, исходящую из Его воскресения, которая нас переводит в новое состояние - жизни небесной, хотя еще начинающейся и продолжающейся здесь, на земле (ср. Фил. 3:20), и, в-третьих, - познать участие в страданиях Его, т. е. познать, пережить внутренне, в своих страданиях, смысл страданий Христовых. - Сообразуясь смерти Его. Эти слова стоят в зависимости от слов ст. 8-го: я от всего отказался. Апостол хочет сказать, что его жизнь собственно уже не жизнь, в том смысле, какой обыкновенные люди соединяют с этим словом, а постоянное умирание (1Кор. 15:31) со Христом: постоянные страдания делают ее похожею на смерть Христа.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 3:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

9. и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;

10. чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,

11. чтобы достигнуть воскресения мертвых.

Указывая все то, что приобретается верующим чрез Христа, Апостол прежде всего обращает внимание на оправдание, которого не давал закон, далее на Богопознание и потом на соучастие в Христовых страданиях, смерти Его и воскресении, как высшей цели Христова призвания, так как по воскресении достигается полное приближение ко Христу и возможно-тесное общение с Ним, или, по выражению Апостола, «достижение Христа», «обретение себя в Нем». Это достижение Христа, а вместе с тем и праведности, которой не давало внешнее исполнение ветхозаветного закона, воспринимается внутренно-духовно от Христа, по вере в Его искупительную жертву страданий за людей, для оправдания их пред Отцом. «Вера во Иисуса Христа дает отпущение всех грехов и, низводя благодать Св. Духа чрез таинства в сердце, освящает его и соделывает чистым пред очами Самого всевидящего Бога. Это и есть существенная праведность. Ее возымел Апостол. Ее надлежит и всякому возыметь. Не полагайся на свои дела, видимо совершаемые, взыщи этой внутренней благодати в духе созидаемой святости, ибо в ней все; без нее все ничто». «Познавши же верою Господа Иисуса Христа, должно войти в общение страданий Его и чрез то сделаться достойным того, чтобы улучить славное воскресение о Нем». «Крестная смерть заменила все жертвы. Кто войдет в пострадание Господу, тот усвояет себе силу Его крестной смерти и полное оправдание пред лицом Божественной правды». «Господь стяжал для тебя спасение страданиями; если хочешь получить от Него свое спасение и себе присвоить, спостражди Господу». «Один род спострадания: чрез внешние скорби и лишения. Другой род – борьба со страстями и похотями (Гал.5:241Кор.9:27). Здесь разумеются все действия самоумерщвления, в коих не менее болезненности, как и при состраданиях внешних». «Славного воскресения достигнуть можно не иначе, как чрез пострадание Господу». «Когда все страсти изгонятся, на месте их водворятся добрые расположения, душа вся оживает, как бы из мертвых оживает. Кто воскреснет так, тот несомненно сподобится славного воскресения. Апостол желает, чтобы в жизни сей воскреснуть душою, чрез преодоление страстей и водворение добродетелей» (преосвящ. Феофан). «Если так не умрем и не оживем, то и славного воскресения не достигнем», говорит св. Иоанн Златоуст. Но заранее славы себе не присвояй, ибо и Апостол говорит, что он еще не уверен в достижении славы (сравн. 1Кор.10:12). Определяя все это, как познание Христа, новейший наш толковник говорит: «Знание это, конечно, не мертвое, умозрительное, но такое, которое немыслимо без бытия в познаваемом, – знание чрез усвоение себе Христа, чрез общение с Ним, с Его страданиями, смертию и воскресением, с принадлежащею Ему полнотою божественных сил и даров Св. Духа (снес. Рим.6:3-41Кор.10:16; Кол.2:9-11)» (Назаревский, стр. 123).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

3.10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,

3.11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.

3:10–11. В чем же состоит существо спасительной веры нашей, или правды о Христе Иисусе? В том, чтобы познав верою Господа Иисуса Христа, войти в общение страданий Его, и через то сделаться достойным того, чтобы достигнуть в Нем и славного воскресения. Крестная смерть Господа заменила все ветхозаветные жертвы. Кто разделит страдания с Господом, тот усвоит себе силу крестной Его смерти, и этим одним актом усвоит себе полное оправдание перед лицом Божественной правды.

Что значит познать Господа? Уверовать в Него, что Он есть Бог и Творец всего, что Он восприял нашу природу, совершая наше спасение, как учит Символ веры.

Что значит познать силу воскресения Его? Факт воскресения нам известен, но сила Его, простирающаяся на всю область сотворенного бытия, пока от нас сокрыта человек, и вся тварь только с воздыханием ожидают этого, откроется же она вполне во второе пришествие Господа на землю. Но нравственная сила воскресения является центром и целью всех христианских упований.

Что значит принять участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его? Как Христу Господу нужно было пострадать, чтобы войти в силу Свою, воскреснуть и воссесть одесную Отца, так и уверовавшим в Него, и последовавшим за Ним, нужно идти с Ним к славе Его тем же путем – страданий. Таким образом, участие в страстях Христовых, есть существенная черта в оправдании верою. Кто хочет получить оправдание и спасение от Христа, тот должен разделять с ним страдания, сообразуясь смерти Его – даже до смерти. Эти страдания христиан, последовавших Христу, бывают не произвольные гонения, скорби и тяжелые обстоятельства, и произвольные борьба со страстями и похотями, все действия самоумерщвления, произвольные лишения внешние, и безжалостное самопринуждение на все доброе, и самопротивление при всех недобрых позывах. Внешние страдания не всегда бывают, а внутренняя болезненная борьба со страстями, ради заповедей Господа, есть всегда. Поэтому жизнь истинного христианина, есть крестный путь, который один только и ведет к воскресению мертвых. Все воскреснут, но не все в славе. Чтобы воскреснуть в славе, надо спострадать Христу, и этим еще в этой жизни оживить свою душу и приготовить ее к славному воскресению. Душа мертва грехом , действующим в страстях. Семя оживления ее полагается в крещении, на основании нравственного решения крещаемого противостоять греху. Вся последующая жизнь его, очевидно, должна быть направлена на умерщвление страстей, и, таким образом, на оживление души. Когда все страсти изгонятся из души, и на месте их поселятся добрые расположения, тогда душа вся оживет, как бы из мертвых воскреснет, что у подвижника и называется воскресением души, прежде славного всеобщего воскресения. Только так воскресшие на земле воскреснут и на небе в славе. Такого воскресения святой Павел и желает даже и для себя. Он идет верным путем к славному воскресению, но не присвояет его себе прежде времени, не зная конца своего подвига (ср. 1Кор. 9:27, 10:12). Так по его примеру, поступали и все истинные подвижники. Трудились, боролись, оживляли свою душу, но не присвояли себе славы воскресения, чтобы не впасть через это в гордость и расслабление.

Для того чтобы предохранить христиан от самопрельщения, святой Павел опять указывает на свой пример, говорит как он поступает.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible