Скрыть
И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Скажите мне: не Бог ли повелел через Моисея не делать ни образа, ни подобия, ни того, что вверху, ни того, что на земле, и не Он ли в пустыне через Моисея сделал медного змия и поставил его в знамение, которым спасались укушенные змеями, и, однако, Он неповинен в неправде? Ибо через это Бог возвещал о таинстве, показывая, что Он разрушит силу змия, возбудившего Адама к преступлению, а верующим в Того, Кто имел умереть через это значение, то есть крест, дарует спасение от укусов змия - худых дел, идолопоклонства и других неправд.

Разговор с Трифоном Иудеем

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И сотворизмию медянуи бысть егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше

Евреев за то, что роптали на манну - хлеб ангельский, угрызали змеи, которые питаются прахом, и не ропщут на то. Пред дверьми скинии воздвиг Моисей сие изображение, чтобы туда обращали взор свой отвратившиеся мыслью от Бога, и чтобы досточтимым для них соделалось место, из которого исходило им врачевание. Представлен же в сем образ Того, Кто сказал: якоже Моисей вознесе змия в пустыни для исцеления сынов народа своего, тако подобает вознестися Сыну человеческому (Ин.3:14) на крест для спасения всех народов.

Толкования на священное Писание. Книга Чисел


Змей ужалил в раю Адама и убил его, и израильтян в лагере погубил. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин 3:14): потому что как посредством того изображения, которое Моисей прибил ко кресту, смотревшие на него телесно оставались в живых телесно, так посредством распятия тела Христова, пригвожденного ко кресту, таинственным образом пребывают живыми те, кто взирает и верует в Него. Итак, через медного змея, который не страдал по природе своей, было показано, что пострадает на кресте Тот, Кто не умирает по природе Своей.

Толкование на Диатессарон Татиана

Василий Великий, свт. (†379)

И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу

Манна – прообразование животворящего хлеба, сошедшего с небес, а змий, поставленныйя «на знамени» (Чис 21:9) – спасительного страдания, довершенного крестом; почему и взирающие на него спасались.

О Святом Духе

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Сей образ представил Моисей в распятом змие, чтобы уязвленный живым змием, взирая на медного змия, исцелен был верою. Итак, если медный змий распятый спасал, то ужели воплощенный Сын Божий распятый не спасет?

Поучения огласительные 13

Григорий Богослов, свт. (†389)

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Медный змей, хотя и был повешен против жалящих змей, но не как образ Пострадавшего за нас, но как изображающий противное. И он спасает смотрящих на него с верой не в то, что он жив, но что мертв и умерщвляет вместе с собой подчинившиеся ему силы (будучи сокрушен, чего и был достоин). И какая подобает ему от нас эпитафия? Смерть! Где твое жало? Ад, где твоя победа (Ос 13:14; 1Кор 15:55)? Ты низложен Крестом, умерщвлен Подателем жизни. Бездыханен, мертв, недвижим, бездействен, и хотя сохраняешь образ змея, но предан позору на высоте!

Слова. Слово 45

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Ст. 8-9 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Вот, в Законе (в Ветхом Завете) Бог заповедал Моисею сделать медного змея и поднять его и прикрепить на верх шеста, и те, кто были ужалены змеями, взирая на медного змея, получали исцеление; и это было тогда устроено с особой целью: потому что, одержимые земными интересами, и идолослужениями, и сатанинскими услаждениями, и всяким нечестием, взирая на медного змея, поднятого на верх шеста, они таким образом хотя бы отчасти как-то закидывали голову наверх и, подняв опущенную голову, взирали на поднятый вверх предмет, а с него опять же переводили свой взор на нечто более высокое (именно — на небо); и таким образом, взирая на более возвышенное, постепенно продвигались к еще более возвышенному сознанию, именно: что есть Бог, Который выше всей твари. Так и тебе Он заповедует стать нищим и, продав все, раздать это нищим, так что если бы ты и захотел пресмыкаться внизу на земле, уже и не мог бы. Испытав свое сердце, начни беседовать с твоими мыслями: «У нас нет ничего на земле; так пойдем же на небо: где наше сокровище, там — и наши забота и мысль». Таким образом твой ум начнет поднимать голову вверх и искать более возвышенных вещей и преуспевать в этом.

Что же означает то, что «мертвый змей, пригвожденный на верх древа, исцеляет уязвленных»? — Мертвый змей побеждал живых змей, потому что он является прообразом Тела Господня: потому что тело, которое Он приял от Богородицы Марии, Он вознес на крест и пригвоздил и повесил на Древе, и мертвое Тело победило и умертвило змею, сущую в сердце человеческом, живую и пресмыкающуюся. Здесь — великое чудо: как мертвый змей умертвил живого змея? — Но как тогда Моисей сделал медного змея, хотя от начала существования мира не существовало медной змеи, но сам Моисей сделал новое произведение наподобие живой змеи, — так и Господь сделал новое Тело от Приснодевы и Богородицы и облекся в него, но не принес тело с неба — Дух же был небесным, — но, войдя в Адамово естество, Он сотворил нового человека, и сочетал его с Божеством, и облекся в человеческую плоть, и образовался в Материнском чреве. Итак, как до Моисея Бог не заповедовал, чтобы существовал в мире медный змей, так и до Господа не было в мире нового и безгрешного Тела, потому что после того, как первозданный Адам преступил заповедь, «воцарилась смерть» над всеми его чадами. Но мертвое Тело победило живого змея.

Собрание рукописей типа I. Слово 53

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-9 От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

О медном змие

Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, согласно написанному (Прем. 1, 13). Ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно (ст. 14). Когда же начаток рода, то есть Адам вознедуговал преслушанием и нерадев о Божественной заповеди, оскорбил Зиждителя Бога, а потому подпал тлению: то проклято было естество человеческое и род наш подвергся осуждению. Мы же несчастные, хотя и созданные в нетлении, наконец, подобно теням или траве полевой, на короткое время и едва лишь вышедши на свет, неожиданно падаем, как бы на матерь нашу, на землю. Отсюда святые превосходно взывали, оплакивая состояние наше. Так, например, ясно можно слышать блаженного Давида, вопиющего: человек суете уподобися (Пс. 143, 4); а с другой стороны Исайю: Всякая плоть-трава, и вся красота ее - как цвет полевой (Ис. 40, 6). Ибо мы дошли, как я сказал, до такого бедствия и несчастия, что даже и весьма мудрые духоносцы не могли бы сказать, с чем по справедливости можно было бы сравнить наше состояние. Однако впавших в такое состояние не презрел Творец; напротив Он удостоил их и попечения и внимания Своего и явил во Христе свободными от смерти и тления. Как, или каким способом? Наперед всякому известно, хотя бы никто о том и не говорил. И, кроме того, в самих ветхозаветных Писаниях всякий может видеть силу этого таинства. Написано же так в книге Чисел: От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Чис. 21, 4-9). Израильтяне рабствовали в Египте и отягченные невыносимым игом рабства были избавлены Богом, сотворившим там многие досточудные знамения: вода превращаема была в кровь; жабы и скнипы, песий мухи и град как бы войну вели против земли Египетской. Наказываемы были египтяне также и мраком, и смерть первородных тяжко поражала желавших продолжить насилие над израильтянами, которых дивно спасал Бог. Затем, шествуя среди моря, как по суху, они видели египтян несчастно погибшими. Хлеб получали они с неба, так как Бог ниспосылал им манну. Потом, как бы в камне предначертанный, Христос умилосердился над ними, неожиданно напоив их жаждавших водными струями; потому что Божество всесильно и независтно дарует потребное для жизни приверженным к Нему. Но вкусившие столь изрядных благ бесчестят себя на малых страданиях, поелику и не памятуют о том, что им сделано было от Бога, и оказываются не твердыми в вере в Него, дерзкими, легко возмущающимися и готовыми к малодушию, неразумно пренебрегают познанием о том, чем почтены от Бога. Ибо они называли ничтожным хлеб, ниспосланный с неба, и жаловались на недостаток воды, хотя и знали, что ничего нет неисполнимого для Божественного и неизреченного естества, Которое и утесистый камень делало для них источником речных струй. Производя же беспричинный ропот на Бога, они наказываемы были укушениями змеи. Затем, пришедши к воспоминанию о прегрешении своем, стали, наконец, проливать слезы, исповедывать свою вину и умоляли посредника своего, разумею Моисея, о том, чтобы он соделал Бога милосердым и снисходительным к ним. Моисей, припадая к Богу, умолял Его о сем и, повинуясь мановениям свыше, сделал медного змия, поставил его на высоте и повелел пораженным укушениями змиев пристально смотреть на него. Делая это, они исцелялись.

Но какой смысл, какое великое и премудрое таинство заключается в этом? — Это тщательно нужно исследовать. Ибо для людей, имеющих более глубокий ум, недостаточно одной буквы; для них в прообразах как бы сокрыты таинства. Итак, скажем же теперь о сем; как бы опять переводя повествование от прообраза ко всеобщему и главнейшему, к тому, что истинно. Обнаруживая недовольство даруемыми от Бога и свыше благами, нерассудительно стремясь более к приятному, нежели к полезному, и отвергая упражнения в добродетели, предаваясь же постыднейшему, мы огорчаем Благодетеля и не одним каким-либо образом оскорбляем Зиждителя. Поэтому и подвергаемся укушениям змей: змей, разумею, мысленных, которые, поражая нас всяким грехом, подвергают нас узам смерти. Начальствует же как бы над множеством этих ядовитых животных змий отступник, то есть сатана, от укушения которого в древности погиб первый человек, то есть Адам. Но это зло, как бы от корня, простирается и на нас, от него происшедших. Но мы некоторым образом спасены. Ибо взираем на змия, то есть на Христа. Каким же образом является змием Тот, Кто по естеству есть благий Бог, более, даже сама благость? Это потому, что Он соделался подобен нам, которые злы по произволению, был в подобии плоти греховной (Рим. 8, 3) и к злодеям причтен был (Ис. 53, 12). А что мы злы, не будучи однако же сотворены таковыми от Бога, но ниспадши до такого худого состояния по причине возобладавшего над нами греха, это может разъяснить и Сам Христос, говорящий: Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11.) Итак, змий есть Христос, Который был в подобии зла (греха), поелику соделался человеком. Но кто будет взирать на Него мысленно, тот будет выше тления, избежит смерти, может пренебрегать укушениями и не заботиться о множестве ядовитых животных. Взирать же мы будем на Христа, если будем правильно разуметь таинство о Нем и твердо веровать, что, будучи Богом по естеству, Он соделался человеком. Но если Он и был в подобии зла (греха), тем не менее пребыл благим; потому что соделался подобен нам не для того, чтобы вместе с нами оказаться злым но чтобы нас соделать добрыми, с помощью Святого Духа преводя ко всякого рода добродетели. Змий был повешен на знамени. Ибо Христос имел вознесен быть на Честной Крест, и об этом сам Он провозгласил иудеям, говоря: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин 8. 28). А что (ветхозаветный) прообраз относился к этому таинству Его, о том ты можешь узнать от Него же Самого, ясно говорящего: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14). Медный же был змий по причине звучности и благогласия Божественной и евангельской проповеди. Ибо нет никого, кто бы не слышал богодухновенных глаголов Христа; но во всей поднебесной возвещается совершенное Им таинство, и Ему всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11). Аминь.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

И сие прообразовало спасительное страдание; потому что чрез змия прозяб грех; почему змий и понес на себе проклятие от Бога всяческих. Поэтому змий есть образ греха и клятвы. А поелику Владыка Христос, как говорит божественный Апостол, пришел «в подобии плоти греха» (Рим.8:3); потому что действительно приял на Себя тело, «греха же не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет.2:22); то спасительное страдание прообразуется медным змием. Ибо, как медный змий был изображением змиев, но не имел змииного яда, так и единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змия, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, и приобретают вечную жизнь.

Толкование на книгу Чисел

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 8-9 И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Что означает медный змей, которого Моисей в пустыне подвесил на высокое [знамя]?

Древле, обманув человека, мысленный змей через непослушание примешал нам в плоть закон греха, подобно змею вползая в нас через удовольствие, поэтому, если тот, кто идет добродетелью, не имеющей страстей, повернет в Египет, то есть во тьму греха, — то его станут жалить мысленные змеи. Но если он взглянет на распятого Господа, плоть Которого, подвешенная на высоком [кресте], умертвила и сделала бездейственным закон греха, что в нашей плоти от змея, — тогда спасется. Медный же змей, поскольку ни разрушение, ни ржавчина не касается природы меди, подобно тому как Господа не касалась ржавчина греха и плоть Его не видела истления (Деян. 2,31).

Григорий Богослов упоминает об этом такими словами: «Медный змей подвешен против жалящих змей, но не как образ Пострадавшего за нас, а как образ противного». И еще: «Верующий соумерщвляет силы, подчиненные ему [то есть диаволу]». Это тоже необходимо разъяснить. Тот, кто очистил очи души добродетелью и знанием, ясно осознает, что зло не есть [какое-либо] сущее, что оно не существует ни в чем из сущего, разве только в действиях.

Так вот, поскольку змей, началоположник зла, примешал кривизну греха к человеку через непослушание, Моисей приказал повесить медного змея, являя [одновременно и] то, что в будущем предстояло совершиться с Господом; Он ведь один посредством страстей пригвоздил ко кресту грех и показал [его] бездейственным и мертвым.

Тот, кто взирает на Него и верит, что враг умер и стал бездейственным, тот соумерщвляет и силы, подчиненные ему, ибо [враг] более не может причинить ему вред посредством чувств или чувственного — [посредством всего того,] над чем он властен. Поэтому [святой] отец и говорит: не как образ, а как образ противного, указывая на умерщвление диавола.

Вопросы и затруднения

Тихон Задонский, свт. (†1783)

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Сыны Израилевы, исшедшие из Египта и пустыню проходящие, когда угрызаемы были змеями, взирали на змею, вознесенную Моисеем по повелению Божию, и так от язв смертоносных змеиных исцелялись. Так нам, угрызаемым змием адским, змием древним, дьяволом, который прародителей наших в раю уязвил, должно взирать верой на Христа Сына Божия, ради наших грехов на древо вознесенного, и у Него с умилением и сокрушением сердца просить исцеления от язв греховных. Без Него исцеления нам не бывает. Ибо Он «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29). И вознесение той змеи знаменует вознесение Сына Божия на Крест, как Сам Христос это истолковал: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14–15).

Письма келейные. Письмо 18

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

О целебной силе медного змея и о его значении так рассуждает и священный Писатель Ветхозаветный: «Егда тем найде жесток зверей гнев, и угрызеньми свирепых истребляхуся змиев, но не до конца пребысть гнев Твой: в наказание же вмале смущены быша, знамение имущее спасения на воспоминание заповеди закона Твоего: обративыйся бо не вещию зримою целяшеся, но Тобою, всех Спасителем. И в сем же показал еси врагам нашим, яко Ты еси избавляй от всякого зла» (Прем. 16:3-8). Врачевство было единственное, но сильное, ибо было Божественное; оно помогало всем - бедным, богатым, рабам, господам, чужестранцам, и не было предпочтения ни для кого: раны всех были равно неисцелимы всяким другим средством.

… Иисус Христос безгрешный, чтобы исцелить нас и избавить от смерти, явился в подобии плоти греха (Рим. 8:3). Как змей, повешенный на кресте, исцелял тех, которые к нему приближались и на него взирали, так Иисус Христос, распятый на кресте, спасает тех, которые приближаются к нему сердцем сокрушенным и взирают на Него с верой и упованием: Яко же Моисей вознесе змию в пустыне, тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк веруя в Он не погибнет, но иматъ живот вечный (Ин. 3:14-16). Иисус Христос на кресте есть врачевство единственное, высочайшее, необходимое для всех и всех исцеляющее: кто, чувствуя тягость своего духовного недуга, взирает на Него с живой верой, кто только от него ожидает и с полной уверенностью дерзает просить исцеления, тот, сколь бы ни были застарелы и многочисленны его болезни, не погибнет, но жив будет.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив

Как евреи, ужаленные змеями в пустыне, взирая на медного змея, повешенного на кресте, исцелялись от ужаления, так христиане, уязвляемые мысленными змеями – злыми духами, взирая на повешенного на кресте Господа, поправшего силу диавольскую, исцеляются от душевного ужаления.

Дневник. Том II. 1857–1858


Евреев жалили в пустыне змеи в наказание за то, что они добровольно допускали жалить себя духовному змею. Оттого Господь повелел повесить на крест медного змия, в показание, что Господь на кресте победит и сотрет главу змия. Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2,15)! Воззрение на повешенного змия исцеляло от ужаления обыкновенными змеями, – воззрение очами веры на Распятого исцеляет от ужаления духовными змиями.

Дневник. Том III. 1859–1860

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 8-9  И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.

Мы сознаемся, что это есть одно из труднейших мест Святого Писания, потому, что змей считался и символом зла в Ветхом Завете. Мы должны заметить, что медный змей был для израильтян, только символом; ибо нет намека, чтобы этому змею в пустыне, или позже при занятии Палестины воздавались какие-нибудь почести; Израиль очень хорошо знал, что целитель его есть Господь Иегова (Поклонение и курение медному змею, хранившемуся вероятно в числе памятников при храме, возникает около тысячи лет позже, кажется при Ахазе, или отце его Иоафаме. По кранной мере мы читаем в IV Царств. XVIII, 4 что Евекия (сын Ахзва), «истребил медного змея, которого называли Нехуштаном» (буквально медная вещь)

Священная летопись. Том третий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О почитании священных изображений.

Ин.3:14. Медный змей сделан был по повелению Божию: Числ.21:8-9; по такому же повелению воскурялся фимиам пред изображениями на завете и на крышке ковчега: Исх.30:1,6-8. Значит, Господу угодно было употребление и чествование фигурных изображений. Но когда Израильтяне стали почитать изображение за Бога, т. е. обратили его в кумира, то царь Езекия предпочёл уничтожить медного змея: 4Цар.18:4. Но этот случай не дает повода к отрицанию почитания креста и св. икон, как нельзя, например, уничтожить Священные Писания только потому, что его некоторые люди извращают: 2Петр.3:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible