Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Благ Господь, Он подкрепляет в день скорби и знает надеющихся на Него
Когда Он начнет гневаться и разрушать царства, бывшие прежде могущественными, то будет знать Своих, и не поглотит всех плавающих одна и та же буря. Под днем же скорби мы в таинственном смысле (ἀναγωγὴν) должны понимать день суда, о котором Исаия написал: се… день Господень грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную… пусту и грешники погубити от нея (Ис. 13, 9). Будем надеяться на Господа и ожидать Его пришествия сообразно с Его терпением, чтобы нам, по пришествии Его, испытать Его благость, а не правосудие, и чтобы Он позвал нас или как надеющихся на Него, или же как боящихся Его. Ибо позна Господ сущыя Своя (2Тим. 2, 19).
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 7-8 Благ Господь, Он подкрепляет в день скорби и знает надеющихся на Него. И по миновании наводнения положит конец месту его, и врагов Его постигнет тьма
С большою пользою и весьма искусно вразумляет их, с одной стороны не лишая их надежды на благополучие тем, что говорит, что «благ Господь терпящим его», с другой – удерживая их от распущенной и суетной жизни, напротив располагая их к доброму поведению и к решимости жить сообразно с законом, когда говорит опять, что если Он направит против кого-либо путь как во время потопа, то сотворит как бы некоторое землетрясение и как бы устремление вод многих и неудержимых чрез покатую страну иудейскую. Это нечто ужасное и совершенно неотвратимое. Так точно, если устремятся на кого действия гнева божественного, то совершенно истребят тех, на кого они направятся и обрушатся. Враги же Его, говорит, будут преследуемы и объяты тьмой, но ни как не тьмой обычной ночи, но, думаю, ночи иной, духовной, понимаемой в смысле страдания. Здесь ум человеческий может омрачить и суровое несчастье, и тяжелое и неожиданное страдание, какое случалось с древними, когда они отведены были в плен, и была завоевана их страна. От того-то Бог, сравнивая такие несчастья с вином и опьянением, весьма справедливо говорил блаженному Иеремии: «возьми чашу вина нераствореннаго от руки моея, да напоиши вся языки, к нимже аз послю тя. И испьют, и изблюют, и обуяют от лица меча, егоже аз послю среде их» (Иер.25:15–16). И устами Исаии говорил Сиону: «чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси» (Ис.51:17). Итак говорит, что опьянением и тьмою объяты будут враждебно настроенные против Бога, прекрасно побуждая их мудрствовать, знать и делать лучшее.
И против Иудеев ходил Бог всяческих в «потопе пути» и истребил их, подвергая их наказанию за Христа. Они же были и во тьме и, всецело лишившись божественного света, продолжают жалкие жить в неразумии и слепоте: ибо они не хотели следовать призыву Христа: «дондеже свет имате, ходите во свете, да тма вас не имеет» (Ин.12:35). Но поскольку они были бесчувственны и необузданны, то посему наконец, как говорит Пророк, жаждущим «им света, бысть им тма, ждуще зари, во мраце ходиша» (Ис.59, 9); ибо они сделались врагами божественного света и нечестиво восстали против славы его.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Го́ры трясу́тся пред Ним, и холмы́ та́ют, и земля́ коле́блется пред лицо́м Его́, и вселе́нная и все живу́щие в ней.
Пред негодова́нием Его́ кто устои́т? И кто сте́рпит пла́мя гне́ва Его́? Гнев Его́ разлива́ется как ого́нь; ска́лы распада́ются пред Ним.
Благ Госпо́дь — убе́жище в день ско́рби, и зна́ет наде́ющихся на Него́.
И давая знать, как удобно совершает Бог все, что угодно Ему, Пророк присовокупил: «Запрети́т Он мо́рю, и оно́ высыха́ет, и все ре́ки иссяка́ют; вя́нет Васа́н и Карми́л, и блёкнет цвет на Лива́не». Если соизволит в ничто обратить всю воду в море и реках; то во мгновение может сделать это. И доказательством сему Пророк представил то, что совершилось уже. Восхотев подвергнуть наказанию обитающих в Васанитиде, на Кармиле и Ливане, предал их вам; а вы, опустошив их поля, разграбив города и поработив жителей, предали совершенному запустению. Поелику иные полагали, что Он есть Бог Иудеев только, Пророк не без причины научает, что Он единым мановением сотрясает горы и холмы, и всю землю с обитающими на ней. Слова же: «ужасеся земля» Акила перевел: «оцепенела», а Симмах: «подвиглась».
Если превозносящихся своею властью и думающих о себе, что в них крепость камней, без всякого затруднения сокрушает и стирает; кто в состоянии противиться посылаемому от Него наказанию?
Но как легко низлагает горделивых, так «благ Госпо́дь — убе́жище в день ско́рби, и зна́ет наде́ющихся на Него́». Показав, как благорасположен к переносящим налагаемые на них наказания и не произносящим ничего богопротивного, снова ведет речь о наказании нечестивых.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него
Следствия, являющиеся выводом из указанных свойств Божиих: для благочестивых (7), и для нечестивых и враждебных Богу (8-10), частнее - решение Божие о совершенной гибели ассириян (11-14)
Указание здесь на благость Иеговы и на милость Его к благочестивым, ищущим защиты у Него, с одной стороны, свидетельствует о том, что гнев Божий имеет нравственную основу и этический характер, а отнюдь не есть стихийная разрушительная сила, с другой же стороны, выдвигает резкий контраст с благостью и милостью Божией, грядущий неумолимый суд Божий над нечестивыми ассириянами. Эти две стороны, гнев и милость Божии, Ассирия и Иудея, предносятся пророку в целом содержании его книги. В высшей степени прекрасен и величествен период, в ст. 7:, от изображения гнева всемогущего и всеправедного Иеговы к изображению его благости; он действует на душу читателя неотразимо, производя в ней впечатление некоего благодатного веяния хлада тонка после зрелища великою разрушительной бури (3Цар XIX:11-12. См. Толков. Библия т. II, 485-486), возбуждая твердую надежду на помощь и защиту Божию (см. Пс XXX:1-4; ХС:1-4). Но пророк, «показав, как благорасположен (Иегова) к переносящим налагаемые на них наказания и не произносящим ничего богопротивного, снова ведет речь о наказании нечестивых» (блаж. Феодорит, с. 9).