Скрыть
и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Зане рекл еси, в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя

И то и другое, говорит, определено судом Божиим. Каким же именно? Может быть, разу­меется проповедь Божия: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). Этими словами Бог призывал и побуждал грешни­ков к покаянию. Говорит: «покайтесь», потому что теперь есть место для милости и здесь устроитель нашего спасения снискал нам поми­лование. Затем, утверждая это, присовокупил: «ибо приблизилось Царство Небесное», желая показать, что когда наступит небесное царство, по­каянию уже не будет места, так как на небесах Судия уготовал свою истину, а истина Судии совершает суд без всякого снисхо­ждения. Но как созидается, т.е. приготовляется милость, и как уго­товляется истина на небесах? Очевидно – предварительным судом. То и другое, однако, чрез пришествие Христа, почему пророк дальше совершенно ясно и указывает на последнее.

Беседы на псалмы. На псалом 88


и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Итак, что же значит – «для прощения грехов»? Нераскаян­ны были иудеи и никогда не чувствовали грехов сво­их, но будучи подвержены крайним порокам, всегда считали себя праведными, а это-то особен­но и губило их, и отдаляло от веры. Апостол Павел, укоряя их за это, сказал: «Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить соб­с­т­вен­ную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3). И еще: «Что же скажем? Язычники, не искав­шие праведности, получили праведность [от веры]». А Израиль, искав­ший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона» (Рим. 9:30–32). Так как это было причиною их зол, то приходит Иоан­н, чтобы привести их к сознанию сво­их грехов. Это выражалось в самой наружности его; располагав­шей их к покаянию и исповеданию грехов, то же показывала и его проповедь, потому что он только и говорил: «Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк.3:8). Итак, поелику несознание грехов сво­их, как говорит и апостол Павел, удаляло их от Христа (тогда как, напротив, от помышления о сво­их грехах про­исходит желание искать Искупителя и прощения), – то и цель прише­с­т­вия Иоан­на состояла в том, чтобы расположить их к познанию сво­их грехов и склонить к покаянию; не для того, чтобы они были наказаны, а чтобы стали через покаяние более смирен­ными, осудили самих себя и прибегли к получению прощения. Смотри, с какою точностью евангелист указал на это. Сказав, что Иоан­н «приходит… и проповедует в пустыне Иудейской…крещение покаяния», он присовокупил – «для прощения», как бы говоря тем: он убеждал их к сознанию и покаянию в грехах, не для наказания их, но чтобы они удобнее получили отпущение, имев­шее быть после. Если бы они не осудили самих себя, то не стали бы искать и милости; а не ища ее, не удосто­ились бы и отпущения грехов. Итак, крещение Иоан­ново пролагало путь к другому. Потому-то и сказано: «Чтобы веровали в Грядущего по нем». Этими словами, кроме означен­ной нами, указывает­ся еще и новая причина крещения. Неприлично было Иоан­ну обходить дома и, взявши Христа за руку, водить везде, говоря: веруйте в Него; неприлично также было перед всеми мимоходящими возносить этот блажен­ный глас, и совершать все прочее. Потому и пришел он крестить. И уважение к Крестителю, и цель самого действия привлекала и призывала к Иордану всех жителей, так что здесь было великое собрание народа. Вот почему приходящих к нему он смиряет и убеждает не думать о себе много, показывая, что они подвергнут­ся величайшим бедствиям, если не покают­ся, – убеждает перестать хвалиться сво­ими предками и принять Грядущего. В это время явление Христово было еще прикровен­но, и многие, по причине быв­шего в Вифлееме избиения, почитали Его умершим. Правда, Он, будучи еще двенадцати лет, обнаружил Себя, но в скором времени опять сделал­ся неизвестным. Вот почему Его явление в самом начале должен­ствовало быть особен­но знаменитым и высоким. Потому-то Иоан­н в первый раз громогласно и проповедует народу иудейскому то, чего они не слыхали ни от пророков и ни от кого другого, – напоминает им о небесах и о Небесном Царстве, и не говорит уже ни о чем земном. Под царством же разумел он прише­с­т­вие Христово, как первое, так и последнее. Но для чего, скажешь ты, говорил он это иудеям, когда они не понимали слов его? Я для того говорю это, скажет он, чтобы они, будучи возбуждены таин­ствен­ностью слов, стали искать проповедуемого. И действи­тель­но, Иоан­н так воодушевил благими надеждами приходив­ших к нему, что даже многие мытари и во­ины спрашивали: что им делать, и как устро­ить жизнь свою? – а это было признаком, что они, оставив­ши житейские дела свои, начали обращать взор свой на другое важнейшее, и как бы во сне представлять будущее. Все, что они видели и слышали, порождало в них высокие мысли.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-2 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Иоанн Креститель первый проповедует Царство Небесное, так что за это преимущество свое почитается Предтечей.

Толкование на Евангелие от Матфея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Царство Небесное - это оправдание верой и освящение Духом. Поэтому и в другом месте [сказано]: Царство Небесное внутри вас есть (Лк. 17:21).

Комментарии на Евангелие от Матфея

Максим Исповедник, прп. (†662)

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Некоторые взыскуют: каково различие Царствия Божиего и Царства Небесного; отличаются ли они реально друг от друга, или же только мысленно? На это должно ответить, что они различаются не в реальности, ибо по сущности - одно, но лишь мысленно. Ведь Царство Небесное есть постижение чистого и предвечного ведения сущих согласно логосам их, [пребывающим] в Боге. А Царствие Божие есть обретение по благодати благ, которые естественным образом свойственны Богу. Первое [обретается] при конце сущих, а второе [обретается] мысленно после этого конца.

Слова: Приблизилось Царство Небесное не означают, я думаю, уменьшения времени. Ибо [Царствие Божие] не придет приметным образом; и не скажут: «вот, оно здесь» или: «вот, там» (Лк. 17:20-21), но Оно зависит от [внутренней] связи с Ним достойных, соответствующей их душевному предрасположению к этому Царству. Ведь Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21).

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Чрез покаяние совершается отмытие скверны прежних непотребных дел, а после такого очищения бывает причастие Святого Духа, но не просто, а в силу веры, расположения (крепкой решимости стоять не падая) и смирения кающихся от всей души; и не только после проявления таких расположений, но и после того, как получится разрешение грехов от духовного отца и восприемника. Почему хорошо каждодневно каяться, как повелевает заповедь. Ибо слова: покайтеся, приближися бо царствие небесное (Мф. 3:2), возлагают на нас делание, не ограничиваемое определенным временем, а всегдашнее.

Деятельные и богословские главы

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-2 В те дни

Не тогда, когда Господь был младенцем и жил в Назарете, но евангелист говорит так вообще о том времени, которое предшествовало настоящему, когда пришел Иоанн Креститель. Иоанн послан был от Бога для того, чтобы изобличать иудеев, привести их к сознанию своих грехов и таким образом подготовить к принятию Христа. Ибо если кто не сознал своих грехов, он не приходит к покаянию.

приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь

Иудеи были заносчивы, поэтому Предтеча побуждает их к покаянию.

Толкование на Евангелие от Матфея

Симеон Солунский, свт. (†1429)

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Итак, нужно каяться, как проповедали и Креститель, и Господь, и ученики Его. И нужно каяться всем: мирским и монашествующим, клирикам и иереям, и архиереям, и никому не отстраняться от покаяния, потому что все согрешили и согрешаем, и каяться должны все. Часто и Спаситель наш говорил, и Креститель Его: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2; Мф. 4:17), т. е. Сам Царь Небесный, бывающий близко к кающимся, потому что «близ Господь всем, призывающим Его во истине» (Пс. 144:18). А я громогласно взываю, обращая это и к себе: покаемся по благодати Спасителя нашего, чтобы спастись, ибо близко Царство Божие. Скажу и с божественнейшим Павлом: «И ныне ближе к нам спасение» (Рим. 13:11), потому что грядет Спаситель и Судия наш. «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12). А что исповедь и покаяние необходимы иереям так же, как и монахам и мирянам, об этом и апостол свидетельствует, говоря: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5:16), и научая, как нужны всем исповедь и покаяние в том, в чём пали.

Покаяние проповедовал и Креститель, как мы уже сказали, и совершал Спаситель, когда принимал исповедание грешников, в особенности мытаря, блудного, блудницы и разбойника на кресте, и исповедь весьма многих других согрешивших. То же Он внушает и притчами, и в особенности притчей о блудном сыне, который исполнил всё, что относится к покаянию. Говоря: «отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15:18), он совершает исповедание, а словами: «и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:19), обнаруживает сокрушение и самонаказание с самоукорением. Говоря же: «прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:19), смиренное моление, соединенное с надеждой, ибо никому не должно отчаиваться. А вот, по Евангелию, и плоды покаяния, которых требует Креститель (Мф. 3:8): это отвращение от греха, ибо так сделал и помилованный блудный сын. Оставив разврат, он притёк к Отцу с исповеданием: «согреших», откровенно говорит он, и не просто «согрешил», но: «на небо и пред тобою». «На небо» — поскольку, творил дела беззаконные и враждебные Небесам; «и пред тобою» — так как презрел Тебя и нисколько не убоялся, не устрашился и не устыдился Тебя, Святого Творца моего. Затем мы видим истинное самоосуждение: «недостоин, — говорит он, — называться сыном твоим». Далее — молитву и стремление к делам, которые свойственны уничиженным, виновным и должникам: «прими меня в число наемников твоих». То же совершал и тому же учил и Собор апостолов, и ещё более того: они, несмотря на утомление, ходили с проповедью покаяния. И даже будучи при смерти стремились обратить грешников. Их они и наказывали, и утешали, и отлучали, когда было нужно, и принимали, и были готовы служить всем ко спасению.

Премудрость нашего спасения. О том, что каяться должно всем: и освященным, и мирянам

Тихон Задонский, свт. (†1783)

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Просишь ты изъяснения слова – покайтесь. Я тебе некогда по силе моей писал о том, однако еще ныне о том же вкратце повторяю.

Знаешь, что люди говорят, когда узнают, что плохое что-нибудь сделали или сказали? Ведь они так говорят, узнав погрешность свою: ах, как я плохо то и то сделал, или плохо то и то сказал!.. Видишь, что они жалеют о содеянном зле, или сказанном плохом слове, а если жалеют, то впредь и берегутся того делать или говорить.

То же и в христианском покаянии примечается. Истинно кающиеся, узнав грех, жалеют, что его творили, и берегутся от него впредь, подобно тому, как кто-либо, поранившись от чего-то или испытав вред какой, уже впредь бережется от этого. Ибо и согрешающие христиане получают рану, но не на теле, а на душе, и кто истинно сей вред от греха узнает, тот уже уязвляется печалью, и жалеет, что эту рану получил, и впредь от того греха бережется, от которого уязвился душой. И таковой также себя осуждает и укоряет: напрасно, мол, то и то я делал. Ибо грех, узнанный в совести, делает в человеке страх, стыд, печаль и болезнь, что его впредь и не допускает до греха.

Видишь, что покаяние делает. Человек познает грех, а познанию греха последует: страх суда Божия, стыд, что бесстыдно пред Богом поступал и закон Его святой нарушал, печаль и болезнь, что благого Бога, Которого должен был любить и бояться, прогневлял бесстрашием. Так человек, узнав грех, узнает и про язву на душе, а узнав про язву, печалью уязвляется за грех, и так язвой печали исцеляется от язвы греховной. Берегись же греха, как змия, чтобы не уязвил тебя. Лучше на теле, нежели на душе рану получить.

Письма келейные. Письмо 72


Всем ли-де возвещается приближившееся царство небесное? вопрошаешь ты.

Ответ: неотменно всем. Но видел ты, что в начале покаяние, как преддверие к тому, всем предлагается. Как бо хотящему внити в палату надобно прежде в преддверие внити, тако хотящему внити в царство небесное надобно покаяние сотворити, переменить сердце свое, мысль свою, и сокрушити сердце свое за содеянные грехи, и тако благодатию Христовою внити в царство оное. Покаяние бо с самого имени значит пременение сердца и мысли. Каемся бо о том, что худо делали мы, как и прежде писал тебе. Всем убо возвещается приближившееся царство небесное, но всем в начале и покаяние предлагается и глаголется: покайтеся. В царство небесное ничто не внидет скверно: надобно убо прежде очиститися от скверны, и убелити ризы свои в крови Агнца Божия, закланного за спасение всего мира, и тако внити в царство оное. К царю земному в палату его не дозволяется никому внити в рубищах: кольми паче в дом Царя небесного и святого не дается вход, как только совлеченным рубищ — скверн греховных, и омытым кровию Сына Божия, и одетым одеждою правды Его. Сего ради глаголется христианам: облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13:14). Надобно убо всякому, кто хощет в царство оное внити, знамение имети на души своей, что он есть Христов. Без того нет никому в оное место входа.

Спасайся.

Письма келейные. Письмо восемьдесят третье

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Покайтеся, - возвещал человечеству святой Предтеча, сознайте, что вы грешники, что вы существа падшие и погибшие, что вы находитесь в челюстях вечной смерти, нуждаетесь во спасении. Покайтеся: приближися бо Царство Небесное, т.е. настало блаженное время, и Сам Бог немедленно явится между вами; явится хотя и в смиренном образе человека, но со всемогущею властью Бога. Он сокрушит владычество смерти, извлечет из погибельной пропасти тех человеков и дарует вечное блаженство тем человекам, которые направят ум и сердце к принятию Его, которые приуготовят себя для такого принятия отвержением греховной жизни, сознанием своей погибели, сознанием необходимости в спасении и Спасителе, решимостью последовать и повиноваться Богочеловеку. Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели, не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином.

Аскетическая проповедь

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Церковное покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтесь, сказано, ибо приблизилось Царство Небесное, то есть сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Приблизилось, то есть само пришло, не нужно далеко искать его – оно ищет вас, вашего свободного расположения. Крестились (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедуя грехи свои (Мф. 3, 6), то есть сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть всегда непременно искренняя и совершенно свободная, а не невольная и вынужденная обычаем и привычкою. Такою же должна быть она и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает полноту свободного, живого чувства в душе облагодетельствованного, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34; Лк. 6, 45). Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости и премудрости и всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном, потому также, естественно, должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще, молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Изливаю пред Господем душу мою (1Цар. 1, 15).

Дневник. Том IV. 1860–1861

Евфимий Зигабен (†1118)

и глаголя: покайтеся, приближибося Царствие Небесное

Покайтесь, говорит, в своих грехах, потому что близко уже стоит Христос, идущий позади меня (Его называет здесь Царством Небесным, как Небесного Царя, по Божеству); Он, найдя вас покаявшимися, дарует отпущение грехов. Или Небесным Царством называет ангельскую жизнь, которую Христос немного спустя должен был основать евангельскими заповедями. Называется также Царством Небесным и наслаждение небесными благами. И многие другие значения имеет название Царствие Небесное, смотря по связи речи.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Покайтесь: покаяние — чистосердечное сознание и исповедание грехов, рождается от печали или скорби о грехах (2Кор. 7:10) и предполагает непременное намерение оставить путь греховный и проводить жизнь по закону Божию, праведно. Раскаивающийся искренно сокрушается о своих грехах, потому что они губят его душу и оскорбляют Бога. Креститель проповедью о покаянии призывает иудеев, исповедав грехи свои, переменить жизнь порочную на жизнь чистую, чтобы быть достойными войти в царство Мессии, ибо Мессия уже явился устроить новое Царство Божие в мире, хотя не от мира сего (Ин. 18:36). Вот почему и сам явившийся Мессия проповедь свою в своем новом царстве начал словом о покаянии (Мф. 4:17).

Приблизилось Царство Небесное: выражения — Царство Небесное, Царство Божие, Царство Христово — встречаются часто в книгах новозаветных и означают в сущности одно и то же — Царство Христово на земле и на небесах, т.е. царство благодати на земле, в церкви Христовой, и царство славы на небесах, первое — как начало, второе — как полное совершение и окончание. В Ветхом Завете было ожидание этого царства, о котором ясно предсказывали пророки (например, Ис. 11:1-10; Иер. 31:31 и д., Дан. 7:13, 14 и др.). Но иудеи пред пришествием Спасителя, слишком грубо и чувственно понимая образные изображения пророками царства Мессии, извратили понятие о сем царстве духовном и привнесли в него ложные, чисто чувственные понятия: думали, что царь сего царства явится как политический завоеватель и освободитель еврейского народа из-под ига Римлян, что с явлением Мессии воскреснут все мертвые, будет суд, при чем враги Иудеев будут осуждены и истреблены, а иудеи станут великим и славным народом, которому покорятся все другие народы и пр.т. т.п. Господь Иисус, особенно в притчах своих, а иногда и в простом учении, часто касался сего предмета, обличая неверность таковых понятий. Без сомнения, и Иоанн Креститель, истинно веровавший и верно понимавший духовность царства Мессии, с целью показать его дух и силу, проповедь о сем царстве начинает словом покаяния: покайтесь, перемените жизнь, исправьтесь, чтобы оказаться достойными сего царства, ибо оно уже близко, наступает, открывается и — царь сего царства явился уже среди народа, хотя ни народ, ни сам Иоанн еще не знают его (Ин. 1:26, 30-33).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Под Царством Небесным Иоанн разумеет владычество Бога как Царя, в противоположность земному владычеству мирских царей. Царства мирские существовали по-прежнему, но среди них появилось новое царство, которое не имело с ними ничего общего, потому что имело не земное, а небесное происхождение. Однако такое понимание слов Царство Небесное возможно только для нас, да и то не вполне. Евреи, которым говорил Иоанн, могли понимать их в том смысле, что скоро наступит Царство, где Царем будет ожидаемый ими Мессия, — личность, немногими представлявшаяся Царем небесным, а более царем земным, с особенными только силами, данными ему от Бога, преимущественно земного характера. Он будет исполнителем небесных или Божьих обетовании. Царь был олицетворением Царства. Говоря о приближении Царства, Иоанн говорил о приближении или скором пришествии Царя.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Громко взывает он и говорит : покайтесь Вы обманываетесь в своих мечтах о земном царствии Мессии — Христа: Он грядет к вам не за тем, чтобы освободить вашу землю от Римского владычества, а затем, чтобы ваши души освободить от плена греховного. Покайтесь! Перестаньте об этом мечтать, подумайте лучше о грехах своих, раскайтесь в них, бросьте их навсегда. Смирите свое сердце, очистите его от мерзости греховной, от гордого самомнения: иначе не видать вам Царствия Божия, а это Царство недалеко от вас: ибо приблизилось Царство Небесное. О каком же Царстве говорит Иудеям Предтеча Христов? Что такое Царствие Божие, Царство Небесное? Иудеи, как и все люди времен ветхозаветных, неспособны были понимать духовное учение иначе, как в виде чувственных вещей; поэтому, чтобы говорить им о блаженстве, о спасении души, надлежало говорить им о Царстве. Конечно, это то Царство, в которое позовет Иисус Христос во время Второго Своего пришествия праведников, когда скажет им: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). Но чтобы войти в это Царство славы, необходимо вступить в преддверие его, в Царство благодати. Это Царство есть Святая Церковь Православная, Самим Господом на земле основанная. Будь послушным сыном Церкви Православной и, незаметно для тебя самого, придет к тебе Царствие Божие, внидет благодать Христова в сердце твое, очистит тебя, обновит, соделает чадом Божиим и внидешь в живот вечный, и получишь Царство Небесное. Понятно, что для вступления в Церковь Христову необходимо покаяние, которого и требовал Предтеча Христов от своих слушателей. Но не о таком царстве мечтали Иудеи: они думали, что Христос освободит их от ига Римлян, что с Его пришествием воскреснут все мертвые, будет суд, причем враги их будут истреблены, а сами Иудеи станут великим народом, которому покорятся все народы земные. Питая такие надежды, они, конечно, не понимали, как должно, проповеди Иоанна, но хорошо было уже и то, что его проповедь о Царстве Божием пробудила в них желание ближе узнать, что им нужно делать, чтобы войти в него.

Троицкие листки. №801-1050

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное

Покайтесь, т.е. сознайтесь, что вы грешны вследствие грехопадения своих прародителей и, кроме того, своими собственными грехами оскорбляете Бога и губите свои души, с сокрушением сердца раскайтесь во грехах и перемените свою жизнь, исправьтесь. Приближибося царствие небесное, т.е. оно уже близко, наступает, открывается, и Царь сего царства, т.е. Иисус Христос явился уже. Выражения царство небесное, царство Божие, царство Христово встречаются часто в книгах новозаветных и означают царство Иисуса Христа на земле и на небесах, т.е. царство благодати на земле в церкви Христовой (Мк. 9, 1), где даруется человеку-грешнику оправдание пред Богом и примирение с Ним чрез искупительные заслуги Иисуса Христа, и, как следствие сего, царство славы или блаженство на небесах (Мф. 25, 34), первое как начало, а второе, как полное совершение и окончание. Об этом царстве много предсказывали ветхозаветные пророки (Ис. 11, 1-10, Иер. 31, 31 и дал. Дан. 7, 13 и дал.). Чтобы Иудеи лучше могли понимать учение о духовном царстве Христовом, пророки представляли им это царство под образом земного. Только Иудеи предсказания эти о царстве Христовом понимали прямо в материальном, а не в духовном смысле; поэтому представляли Мессию земным царем, который завладеет царствами на земле и, освободив Евреев от римской власти, их самих сделает царями и правителями народов (чит. тоже в объясн. 3 ст. 2 гл.). Понятно, что для вступления в царство Христово необходимо покаяние, чего требовал Предтеча Христов от своих слушателей. И Сам Господь Спаситель начал свою проповедь теми же словами: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (4, 17).

Толкование на Евангелие от Матфея

Гладков, Б. И. (†1921)

Появление Иоанна (Мф. 3:1-6)

Все Евангелисты говорят об Иоанне как посланном от Бога. "Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне" (Лк. 3,2). Так говорит Евангелист Лука о призвании Иоанна. Ту же мысль выражает и Евангелист Иоанн в словах: "Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете" (Ин. 1,6,8). А Евангелист Марк начинает свое Евангелие словами пророка Малахии, относя их к Иоанну: "вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою" (Мк. 1,2). Евангелисты Матфей (Мф. 3,3), Марк (Мк. 1,3) и Лука (Лк. 3,4) говорят, что Иоанн – это тот, о котором пророчествовал Исайя, то есть глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (Ис. 40,3).
Строгий подвижник, носивший самую грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким медом, он представлял собою резкую противоположность современным ему наставникам и руководителям еврейского народа. Обходя города и селения окрестной страны, он везде объявлял о том, что Царство Небесное приблизилось, что оно близко, но что войти в него могут только люди с чистым сердцем. «Покайтесь, – говорил он (Мф. 3,2), – спешите каяться, спешите очиститься от грехов, так как скоро будет уже поздно каяться: Царство Небесное близко, уже приблизилось!»
«Никакое слово не могло глубже поразить и тронуть, обратить на себя большее внимание и потрясти умы, как слово о приближении Царства Божия. В минуту чрезмерного напряжения умов, до которого довели евреев пыл неисполненных доселе надежд и скорбь при виде все более и более возрастающего угнетения, голос нового Пророка раздался, как клич к освобождению. Слово Пророка указывало, что в судьбах Израиля должен совершиться решительный переворот: конец надеждам, начинается их осуществление!». (Из соч. Дидона «Иисус Христос», кн. 2, гл. 2).
Народ заволновался и пошел за Иоанном на Иордан исповедовать грехи свои и, в знак очищения от них покаянием, омываться в волнах Иордана, креститься.

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О законности.
 

Лк.3:13-14. Предтеча Христов не колебал существовавшего при нем гражданского и общественного порядка, а только проповедовал законность и покаяние: Лк.3:3; Мф.3:2; Мк.1:15; ни мытарей, ни воинов не осудил за их службу: Лк.3:14.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О покаянии.

Лк.15:14-17. Иисус Христос, а перед ним Иоанн Креститель начал свою проповедь с призыва к покаянию: Мф.4:17;3:1-2, как и теперь Церковь Христова зовёт к тому же, и благо грешнику, если он, «пришедши в себя», обратится в кающегося и откроет свои грехи перед имеющими ключи царства небесного: Мф.16:19; Деян.19:181Ин.1:9; но горе упорным и нераскаянным: Мф.23:37-38; Лев.26:18-19.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible