Скрыть
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

В Иисусе Христе был явлен совершенный человек, и потому воспринятое Им тело, повинуясь Духу, исполнило все таинство нашего спасения. И вот Он, рожденный от Девы, состоявший под законом и ставший через Слово плотью, пришел к Иоанну. Однако Сам Он не нуждался в омовении, ибо о Нем сказано: Он не сделал никакого греха (1Пет. 2:22), а там, где нет греха, не имеет смысла и его отпущение. Но даже несмотря на то, что Он воспринял тело и имя от нашего творения, Он не нуждался в омовении, но, [напротив], Им должно было освятиться очищение в водах нашего крещения.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься. Но не возмущайся этим: в этом-то смирении и сияет особенно высота Его. Да и чему удивляться, если принял крещение и вместе с другими пришел к рабу Тот, Который благоволил столько времени быть в девической утробе, родиться с нашим естеством, принять заушения и крест, и претерпеть все, что претерпел Он? То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться человеком; все же прочее было уже следствием этого. Потому-то и Иоанн говорил предварительно, что он недостоин развязать ремень у сапога Его (Лк. 3:16); также, что Христос есть Судия, воздаст каждому достойное и всем ниспошлет в обилии Духа, – чтобы ты, видя Его идущего ко крещению, не судил о Нем низко. Вот почему и тогда, как Он пришел креститься, Иоанн удерживает Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3:14)?

Беседы на Евангелие от Матфея


Господь пришел к Иордану, так как Сокровище мудрости не совершило ничего безвременно и неразумно, но все, что предпринял Господь для нашего искупления, Он совершил в надлежащее время. Будучи Богом и Творцом всякого времени и всякого расстояния, Он установил время, и действиями тогдашнего снисхождения, как цветами, усеял начала совершенного Им. Тогда приходит Иисус. Тогда; когда? Когда взошел на все ступени возраста; когда поднялся на всю лестницу естества; когда возблистало совершенство Его тела и души; когда, в течение тридцати годовых периодов, сделался совершенным человеком, – неложно тогда достиг Иордана и безгрешный вместе с грешниками пришел для крещения и, подклонив Свою голову под руку того, пылал желанием принять крещение.

О святом Иоанне Предтече

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-15 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ

Троякая причина была для того, чтобы Спасителю (Иисусу) принять крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-14 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил

Чистый крестится, чтобы нас омыть и показать нам, что если мы желаем креститься, то должны сперва очиститься, чтобы не осквернить крещения, легко после этого погрязая в грех по худой привычке. Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние.

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него

С рабами приходит и Владыка; они пришли, чтобы покаяться, а Он, чтобы показаться народу. Так и Иоанн сказал: да явится Израилеви (Ин. 1:31).

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

«Тогда», т.е. когда Иоанн проповедовал пришествие Мессии и крестил народ (Мф. 3:1-12). — «Из Галилеи»: по возвращении из Египта, Иисус поселился в Назарете галилейском (Мф. 2:23) и оттуда пришел к Иоанну, имея около 30 лет от роду (Лк. 3:21-23). — «Креститься»: не по тем побуждениям, по которым крестился от Иоанна народ, ибо безгрешный не имел нужды исповедовать грехи свои и креститься в покаяние. Он принял крещение 1) для того, чтобы освятить своим примером крещение, которое со временем должно было сделаться таинством при вступлении человека в христианскую Церковь; 2) для того, чтобы Он был явлен Израилю (Ин. 1:31) и миру, как истинный обетованный Мессия — Христос, явлен свидетельством Бога Отца, сошествием Святого Духа и прямым указанием на Него, как на Мессию, предтечи Иоанна (Ин. 1:31-34); 3) «крестится чистый, дабы нас омыть и показать нам, что, приступая к крещению, должно наперед очиститься, дабы впоследствии не осквернить крещения, падая в грех по худому навыку» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

(Мк. 1:9). При разборе 3:1 мы видели, что евангелист употребляет выражение “в те дни” в неопределенном значении. В том же значении и теперь употреблено слово тогда. Поэтому нельзя понимать этого выражения боле определенно — “тогда, когда Иоанн проповедовал о Мессии и крестил народ”. Вообще точно неизвестно, когда совершилось крещение Господа. Местом крещения была Вифания (древнее чтение) за Иорданом (Ин. 1:28). Евангелист не указывает цели и поводов пришествия Христа ко крещению, за исключением слов, указанных в стихе 15: “так надлежит нам” и проч.

Приходит Иисус из Галилеи: можно толковать эти слова двояко, или — приходит из Галилеи, или Иисус из Галилеи. Лучше толковать в первом смысле. Как в первом стихе, так и здесь употреблено настоящее время.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

Соделавшись нашего ради спасения истинным Человеком, Христос Спаситель наш прошел и все возрасты человеческие, от нежного детского возраста до совершенного возраста мужского. Он смиренно подчинил Себя законам человеческим и во всей точности исполнял все требования Закона Моисеева. «Никто, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — не скажет теперь, будто Он потому отменил обрядовый закон, что не мог исполнить его; нет, Он не преступил ни одной его заповеди. Закон еврейский не допускал до служения священнического и до народного учительства ранее тридцатилетнего возраста, поэтому и Господь Иисус тридцать лет провел в безвестном тогда Назарете, в смиренных трудах древодела, ожидая предназначенного Ему времени, чтобы явить Себя миру, чтобы выйти на подвиг искупления рода человеческого. В Синаксаре на Крещение Господне читаем: «Крестился Иисус Христос в тридцать лет, в таком возрасте, когда человека легко склонить ко всякому греху. Ибо как первый возраст, младенческий, по словам святых Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумие, а второй, юношеский, разжигается вожделением плотским, так и тридцатилетний возраст совершенного мужа не свободен от корыстолюбия, тщеславия, гнева и всяких грехов. До этого возраста отложил Господь крещение для того, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество, и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных». И вот, когда исполнилось Ему тридцать лет, когда Иоанн Креститель своей проповедью уже достаточно открыл народу Иудейскому, Кто будет Христос, Тогда приходит, наконец, и Сам Он, столь давно ожидаемый людьми обетованный Мессия, Иисус из Галилеи, из такой области, где Израильтяне жили в смешении с язычниками, и потому были в презрении у Иудеев, не ожидавших отсюда и обыкновенного пророка, приходит из города Назарета, мало известного, незначительного, не пользовавшегося у Иудеев доброй славой, приходит на Иордан к Иоанну в смиренном виде, как простой древодел, как один из смертных сынов Адамовых, чтобы креститься от него. Поистине дивно смирение нашего Господа Спасителя!.. «С рабами Господь, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — с виновными Судия идет креститься! Безгрешный, конечно, не имел нужды в исповедании грехов, не имел нужды в крещении. Но в этом-то смирении Его и сияет особенно высота Его. Чему удивляться, что принял крещение Тот, Который благоволил родиться, как человек, принял заушение и крест?.. То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться Человеком; все же прочее было уже следствием сего».    «Какая кротость и смирение Господа, — говорит святитель Григорий Неокесарийский, — какое снисхождение! Небесный Царь приходит к Иоанну, Своему Предтече, не будучи окружен воинством Ангельским, но приступает к нему, как простой человек; в числе пленников обретается Искупитель их и Судия, к погибшим овцам присоединяется добрый Пастырь, Который, ради заблудшей овцы, снисшел с неба и, между тем, не оставил небес; с плевелами смешалась небесная Пшеница, произращенная без человеческого семени». Для чего же крестился чистейший и святейший святых Господь наш Иисус Христос? На сей вопрос Он Сам благоволил ответить Иоанну, чтобы исполнить всякую правду. Какую же правду? Правду Закона, предписаниям которого Он подчинил Себя столь строго, что открыто взывал к Своим врагам: Кто из вас обличит Меня в неправде? (Ин. 8:46). Кто обвинит Меня в каком-нибудь нарушении Закона? А Закон требовал очищения водой и для жертвы, и для приносящего жертву священника. Иисус Христос стал наряду со всеми грешниками и смиренно готовился принести Самого Себя в жертву за грехи рода человеческого на кресте. И вот, этот Архиерей Вечный, Он же и жертва, Агнец Божий, вземляй грехи мира, омывается от Иоанна, сына священника Захарии, в струях Иорданских. По Закону Моисееву нужно было обратиться к постороннему лицу, чтобы получить очищение, но кто, кроме праведного сына Захарии, мог быть более достойным совершить подобное служение для воплотившегося Сына Божия? И не для того ли, чтобы приготовиться к такому великому делу, к такой великой чести, Предтеча Господень с самых юных лет удален был в пустыню, чтобы сохранить свою невинность и чистоту от приражений грешного мира?.. Так Господь Иисус Христос исполняет Закон, и в то же время, погружением Своего пречистого тела в воду, освящает водное естество, дарует водам благодатную силу, без которой воды крещения нашего никак бы не были способны очищать грехи человеческие, и Своим Божественным примером устанавливает и освящает Новозаветное Таинство крещения. В крещении Господа Спасителя нашего впервые торжественно проявилась Его божественная любовь к падшему человечеству: восприяв на Себя грехи всего рода человеческого, Он снизошел до очищения человеческого; в Своем лице Он представляет все человечество, которое Он предочищает в водах Иорданских и тем самым отверзает небо для земли и являет неведомую дотоле тайну Пресвятой Троицы. Как на Тайной Вечери Он совершил и Ветхозаветную Пасху, и установил взамен нее Новозаветное Таинство причащения, так и в Своем крещении: исполнив ветхозаветный обряд, Он положил начало Новозаветному Таинству. В Своем крещении Он утопил грех праотца Адама. Итак, Он приходит на Иордан к Иоанну для крещения.

Троицкие листки. №801-1050

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него

Тогда, т.е. когда Иоанн проповедовал в пустыне пришествие Мессии и крестил народ (ст. 1-12). От (из) Галилеи, т.е. из Галилейского города Назарета, где Господь жил в доме Иосифа, по возвращении из Египта. По Евангелию св. Луки, крестился Иисус Христос, будучи 30-ти лет (3, 23). В синаксаре на Крещение Господне читаем: «Крестился Иисус Христос 30-ти лет, в таком возрасте, который у людей легко склоняется ко всякому греху. Ибо, как первый возраст, младенческий, по словам св. Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумие, второй, юношеский, разжигается вожделением плотским. Так тридцатилетний возраст совершенного мужа порабощен корыстолюбию, тщеславию, гневу и всяким грехам. До сего возраста отложил Господь крещение для того, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных». К этому времени Иоанн уже достаточно открыл народу иудейскому, кто проповедуемый им Христос. После крещения Иисус Христос имел выступить на дело искупления рода человеческого, а у евреев был закон, который не допускал до священнического служения и до народного учительства ранее 30-тилетнего возраста (Чис. 4, 3). Креститися. Крестился Иисус Христос, во-первых, для того, чтобы освятить Своим примером первое христианское таинство – крещение – и освятить самые воды, имеющие давать освящение в таинстве крещения, и во-вторых, для того, чтобы Он тут, во время крещения, был явлен Израилю и миру, как истинный Мессия, свидетельством Бога Отца и сошествием Св. Духа. Тут при крещении выразилось и смирение Господа: с рабами Господь, с виновными Судия, с грешными Безгрешный идет креститься.

Толкование на Евангелие от Матфея

Гладков, Б. И. (†1921)

Крещение Иисуса (Мф. 3:13-15, Мк. 1:9, Ин. 1:31)

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него (Мф. 3:13). Так говорит Евангелист Матфей, а Евангелист Марк дополняет это повествование указанием, что Иисус пришел из Назарета Галилейского (Мк. 1:9).
Зачем же безгрешный Иисус пришел к Иоанну креститься? На этот вопрос отвечают Иоанн и Сам Иисус Христос.
По свидетельству Евангелиста Иоанна, приводимому ниже, Иоанн Креститель сказал посланным к нему от синедриона: Я... для того пришел крестить в воде, чтобы Он (то есть Христос) явлен был Израилю (Ин. 1:31). Иисус Христос прожил в тиши маленького города Назарета тридцать лет (включая в то число и кратковременное пребывание в Вифлееме и в Египте) и теперь выступал на общественное служение, на исполнение воли пославшего Его Отца; поэтому Ему надлежало явить Себя народу, а народу надлежало услышать свидетельство о Нем как о давно ожидаемом Мессии. Такое явление народу и свидетельство о Нем Иоанна свершились на Иордане.
Но, говорят, зачем же было креститься? Явление Иисуса народу и засвидетельствование о Нем могли последовать и без крещения; напротив, крещение Иисуса могло уронить значение Его в глазах народа: народ мог подумать, что и Он грешник.
Все, приходившие к Иоанну, сначала исповедовали грехи свои, а потом крестились. Один Иисус, как безгрешный, пришел к Иоанну и прямо потребовал крещения; а Иоанн, чтобы показать народу, что пришедший Иисус не нуждается ни в покаянии, ни в крещении, говорит Ему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3:14). Слыша такие слова пророка, зная уже, что Идущий за ним Сам будет крестить Духом Святым, народ никак не мог подумать, что пришедший к Иоанну Иисус мог быть грешен, мог нуждаться в крещении. Поэтому требование Иисусом крещения не могло умалить значение Его в глазах народа. На вопрос же – зачем Он крестился, – отвечает Сам Иисус Христос, говоря Иоанну: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15). Правдой называет Иисус волю Божию. «Воля Божия была (говорит святой Иоанн Златоуст), чтобы тогда все крестились, о чем послушай, как говорит Иоанн: Пославший меня крестить в воде... (Ин. 1:33). Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос, со всем другим, что требуется законом, исполнил и это» (Творения. Т. 2. 405).
Иисус Христос был не только Бог, но и Человек. Как Человек, Он должен был исполнить все, чего требовал от людей Бог, – примером Своим Он должен был показать другим, как надо относиться к Божиим повелениям. Вот почему, признавая, что Иоанн послан был от Бога крестить, Иисус, как Человек, исполнив ранее сего все заповеди Господни, начинает Свое служение исполнением последней ветхозаветной заповеди, только что возвещенной Богом через Иоанна.

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О святом крещении.

Мф.3:10-11,13. Иоанн крестил в воде в покаяние, но не возгнушался этого крещения и неимеющий ни единого греха Иисус Христос: Мф.3:16. Сам Иисус Христос учил, что не родившийся от воды и Духа не может войти в царствие Божие: Ин.3:5, а потому это крещение не прекращалось как во время земной жизни Спасителя: Ин.3:23, так и по Его вознесении на небо: Деян.8:35-39; 10:41-47; 19:2-5; 22:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible