Скрыть
Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

Видишь ли, как сильно подействовало явление пророка, как заставило весь народ встрепенуться, как привело его в чувство грехов сво­их? И подлин­но, чудное было для иудеев зрелище, когда они видели, что Иоан­н в человеческом образе проявляет такие дела, говорит с таким дерзновением, восстает на всех как на детей, блистает особен­ною благодатью в лице своем. Удивление их увеличивалось еще более от того, что явление пророка последовало спустя долгое время (ведь благодать пророческая оскудела у них, и возвратилась к ним спустя долгое время). Да и самый образ проповеди был какой-то стран­ный и особен­ный. В самом деле, они не слыхали от Иоан­на ничего обыкновен­ного: ни о земных войнах, битвах и победах, ни о бедствиях голода и мора, ни о вавилонянах и персах, ни о взятии города, ни о другом чем-либо обыкновен­ном, но о небесах, небесном царстве и о мучении в геен­не. Вот почему иудеи, несмотря на то, что незадолго перед тем временем сообщники возмутителей Иуды и Февды все были побиты в пустыне Иорданской, нимало не страшились идти туда. Иоан­н призывал их не с тем же намерением, как эти возмутители, т. е. чтобы склонять их к восстановлению царства, восстанию и нововведениям, но чтобы руководство­вать к Небесному Царству. Потому он и не удерживал их в пустыне, чтобы вести за собою, но отпускал, преподав крещение и правила строгой жизни; он всеми мерами старал­ся внушить им презирать все земное, а возноситься и устремляться постоян­но к будущему.

Беседы на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-6 Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои

Хотя и крестились, но крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от которого - отпущение грехов.

Толкование на Евангелие от Матфея

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Крещение детей

 

Сектанты говорят: Крестить должно только верующих: Мф.3:5выходили к Иоанну креститься, а не выносили детей («Бапт.», 9, №10).

Православный ответ: У нас не Иоанново крещение, но Христово, а Христос не отвергал детей. Значит, признавал их способными воспринимать благодать Божию (Мк.10:16). Посему должно и детей крестить.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 5-6 Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудеа, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя

Прежде всего, возбуждало у всех надежду самое мнение о крестящем: он был сын первосвященника, только что вышел из пустыни, украшенный многими добродетелями, и самый вид его сиял великим благочестием. Во-вторых – новый вид проповеди: она возвещала Царствие Небесное, о котором тогда впервые услышали. В-третьих, и больше всего, то, что пророк Исаия предсказал о нем: глас вопиющаго в пустыни… Каким образом никто из евангелистов не пишет, что Иоанн взывал к народу: уготовайте путь Господень, как говорит о нем пророк. Открыто никто не записал этого, хотя естественно, что он говорил и это; но оно не записано, так как само собою разумеется. С другой стороны, слова: покайтеся и сотворите плод достоин покаяния равносильны словам: уготовайте путь Господень. Покаяние и плодоносие добродетелей есть приготовление и очищение предсказанного пути. Вышел к нему город Иерусалим, т.е. иерусалимляне, потому что так сказал Марк (Мк. 1:5). Какое значение имело крещение Иоанна и какое отличие его от крещения, установленного Христом, это подробно найдешь в изъяснении Евангелия от Марка. Более уместно было объяснить это там, где написано: проповедая крещение покаяния во отпущение грехов (Мк. 1:4).

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

«Иерусалим — Иудея»: жители Иерусалима и Иудеи. — «Вся»: усиленное выражение вместо — многие или весьма многие (ср. Мф. 2:3). — «Окрестность Иорданская»: жившие по ту и другую сторону Иордана, т.е. кроме собственно Иудеи, жители прилегавших к Иордану с той и другой стороны областей — Самарии и Галилеи — с запада, Итуреи, Трахонитиды и Галаада с востока.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

(Мк. 1:5). Появление необыкновенного человека в пустыне и из пустыни, по виду сурового отшельника, скоро привлекло к нему внимание жителей ближайших мест, и они начали стекаться к нему. Даже если бы Иоанн был обыкновенный человек, не имел никакой божественной миссии, то и тогда его личность, вероятно, сделалась бы предметом любопытства. Совершенно понятно, что Иерусалим, Иудея и окрестность Иорданская суть только образные выражения, вместо жители Иерусалима, Иудеи, окрестности Иорданской. В Библии места около Иордана назывались издревле “окрестностью Иорданскою” (Быт. 13:10, 11; 3Цар. 7:46; 2Пар. 4:17). Таким образом, под окрестностью Иорданскою, исключая Иерусалим и Иудею, следует разуметь прилегающие к Иордану части Переи, Самарии, Галилеи и Гавлонитиды.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

Проповедь покаяния из уст такого проповедника должна была невольно увлекать слушателей. Его слово было подобно молоту, разбивавшему самое ожесточенное сердце, подобно пламени, проникавшему в самые сокровенные помыслы. И вот, далеко прошла молва, что в Иудейской пустыне явился человек, подобный древним великим пророкам. тогда, — пишет евангелист, — Иерусалим (жители Иерусалима) и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему (многие из жителей земли Иудейской и областей, лежавших по ту и другую сторону священной реки Иордана). Отовсюду — по галилейским и иудейским дорогам потянулись большие караваны туда, где проповедовал Иоанн. Можно было видеть в этих толпах и знатных, и незнатных, и старых, и малых, и богатых, и убогих, и ученых, и неученых, и благочестивых, и ни во что не верующих… «Видишь ли, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как сильно подействовало явление пророка, как заставило весь народ встрепенуться, как привело его в чувство грехов своих. И подлинно, чудное было для Иудеев зрелище, когда Иоанн говорил с таким дерзновением, обличал всех, как детей, блистал особенной благодатью на лице своем!»…

Троицкие листки. №801-1050

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему

Иерусалима (Иерусалим) и Иудея, т. е. жители Иерусалима и Иудеи. Вся страна (окрестность) Иорданская, т. е. жители прилегавших к Иордану с той и другой стороны областей. Здесь слово вся употреблено вместо «многие» или «очень многие», как это иногда встречается в Священном писании. Долго не видевшие у себя пророков, Иудеи стремились к Иоанну в пустыню, чтобы послушать его проповедь. Тут можно было видеть знатных и незнатных, старых и малых, богатых и бедных, ученых и неученых, благочестивых и ни во что не верующих.

Толкование на Евангелие от Матфея

Гладков, Б. И. (†1921)

Появление Иоанна (Мф. 3:1-6, Ин. 1:6-8, Мк. 1:2-8)

Все Евангелисты говорят об Иоанне как посланном от Бога. "Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне" (Лк. 3,2). Так говорит Евангелист Лука о призвании Иоанна. Ту же мысль выражает и Евангелист Иоанн в словах: "Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете" (Ин. 1,6,8). А Евангелист Марк начинает свое Евангелие словами пророка Малахии, относя их к Иоанну: "вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою" (Мк. 1,2). Евангелисты Матфей (Мф. 3,3), Марк (Мк. 1,3) и Лука (Лк. 3,4) говорят, что Иоанн – это тот, о котором пророчествовал Исайя, то есть глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (Ис. 40,3).
Строгий подвижник, носивший самую грубую одежду из верблюжьего волоса и питавшийся акридами (род саранчи) и диким медом, он представлял собою резкую противоположность современным ему наставникам и руководителям еврейского народа. Обходя города и селения окрестной страны, он везде объявлял о том, что Царство Небесное приблизилось, что оно близко, но что войти в него могут только люди с чистым сердцем. «Покайтесь, – говорил он (Мф. 3,2), – спешите каяться, спешите очиститься от грехов, так как скоро будет уже поздно каяться: Царство Небесное близко, уже приблизилось!»
«Никакое слово не могло глубже поразить и тронуть, обратить на себя большее внимание и потрясти умы, как слово о приближении Царства Божия. В минуту чрезмерного напряжения умов, до которого довели евреев пыл неисполненных доселе надежд и скорбь при виде все более и более возрастающего угнетения, голос нового Пророка раздался, как клич к освобождению. Слово Пророка указывало, что в судьбах Израиля должен совершиться решительный переворот: конец надеждам, начинается их осуществление!». (Из соч. Дидона «Иисус Христос», кн. 2, гл. 2).
Народ заволновался и пошел за Иоанном на Иордан исповедовать грехи свои и, в знак очищения от них покаянием, омываться в волнах Иордана, креститься.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible