Скрыть
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-5 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает

Что же говорит им Христос? Он раскрывает их совесть, и отвечает на их чувствования, а не просто на слова. Призвав отроча, рече: аще не обратитеся и будете, яко отроча сие, не внидете в царствие небесное (ст. 2 и 3). Вы доискиваетесь, говорит, кто больше, и спорите о первенстве. Я же говорю: кто не будет ниже всех, тот недостоин царствия небесного. И прекрасный представляет пример. Но и не представляет только, а на самом деле поставляет посреди их отрока, пристыжая самым тем, что видят они пред собой; убеждает быть столько же смиренными и простосердечными, как и младенец, который не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства, но обладает высокою добродетелью простоты, беззлобия и смирения. Итак, нужно иметь не одно только мужество и благоразумие, но и добродетель смиренномудрия и простоты. Когда мы не имеем этих добродетелей, то сколь бы ни велики были наши дела, спасение наше сомнительно. Младенца хотя бы поносили, хотя бы наказывали, хотя бы хвалили, хотя бы честили, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, и в последнем не гордится.

Видишь ли, как Он опять призывает нас к добрым естественным делам, показывая, что их можно совершать по свободному произволению? Этим искореняет Он и нечестивое учение манихеев. В самом деле, если природа есть зло, то почему же Он почерпает из нее примеры любомудрия? Что ж касается до дитяти, которое было поставлено пред учениками, то, по моему мнению, это было дитя в полном смысле, свободное от всех указанных страстей, - дитя чуждое и гордости, и тщеславия, и зависти, и сварливости, и всех подобных страстей, - дитя украшенное многими добродетелями, как-то: простосердечием, смирением, спокойствием, и которое ни одною из этих добродетелей не гордится; а это, т. е. обладать качествами и, между тем, не надмеваться ими, свойство высокой мудрости. Потому-то Христос привел его и поставил посреди. Но и этим не ограничил Он Своего наставления, а простер его еще далее: и иже аще приемлет отроча таково во имя Мое, Мене приемлет (Мф. XVIII, 5). Не только, говорит Он, если сами вы таковыми будете, получите великую награду, но даже если ради Меня будете почитать таковых, то в награду за почтение к ним назначаю вам царство. Даже выражает более того: Мене, говорит, приемлет: так Мне любезно смирение и простосердечие! Под именем младенца здесь Он разумеет людей столько же простодушных, смиренных, отвергаемых и презираемых людьми обыкновенными.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2-3 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал

Он поставил или просто дитя какое-либо, чтобы представить возраст и указать подобие невинности, или, может быть, Он поставил среди них Себя самого, как дитя, потому что Он пришел послужить, а не для того, чтобы Ему служили, так что Он подал им пример смирения. Другие под дитем имеют в виду Духа Святого, которого Иисус вложил в сердца учеников Своих, чтобы гордость их превратить в смирение.

истинно говорю вам, если не обратитесь [не изменитесь] и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Апостолам не заповедуется, чтобы они обратились в детство по возрасту, но по невинности, т. е. чтобы они имели через продолжительное упражнение то, что дети имеют по возрасту своему, и чтобы они были детьми не в мудрости, а в злобе.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 2-4 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди их и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном

Видя, что учениками овладевает страсть честолюбия, Господь удерживает их, показывая им чрез скромное дитя путь смирения. Ибо нам должно быть детьми по смирению духа, но не по детству мышления, по незлобию, но не по неразумию. Говоря: «если не обратитесь», показал, что от смиренномудрия они перешли к честолюбию. Итак, должно возвратиться опять туда, то есть к смиренномудрию, от которого вы уклонились.

Толкование на Евангелие от Матфея

Георгий Задонский, прп. (†1836)

Ст. 1-3 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное

Вы доискиваетесь, кто больше и спорите о первенстве. Я говорю, кто не будет ниже всех, тот не достоин царствия Небесного. И прекрасный представляет Господь пример. Но и не представляет только: а на самом деле поставляет посреди их младенца, пристыжая самым тем, что видят они пред собой, убеждает столько же быть смиренными и простосердечными. Ибо младенец не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства; но обладает высокою добродетелью – простоты, беззлобия и смирения. Итак, нужно иметь не одно только мужество и благоразумие, но и сию добродетель смиренномудрия и простоты. Ибо когда мы не имеем сих добродетелей, то сколь бы ни велики были наши дела, спасение наше сомнительно. Младенца хотя бы поносили, хотя бы хвалили, хотя бы наказывали, хотя бы честили, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится.

Письма. К.Е.Я.Т

Лука Крымский, свт. (†1961)

Ст. 1-4 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном

Если не умалитесь как дети, не войдете в Царствие Божие.

Ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них, и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. Это одно из самых важных слов Христа.

И святые апостолы не поняли того, о чем Он сказал это слово, и они жаждали первенства в Царстве Божием. Господь Иисус Христос сказал, что тот будет первым в Царстве Небесном, кто умалится, как дитя, как то дитя, которое Он в это время обнял и посадил на Свои колени, и прибавил: Если не будете, как это дитя, не можете войти в Царство Небесное.

Вот как это важно: Господь нам указывает условие совершенно неожиданное, условие поразительное. Когда кто ставил себе примером малое дитя? Не все ли люди ставят себе примером людей выдающихся, людей высоко стоящих, людей преуспевающих в жизни, людей огромной силы воли. Их ставят себе примером для подражания, по их пути хотят идти.

А Господь так поразительно, так неожиданно перечеркивает всё это: если будете ставить себе такие цели, если захотите подражать тем, кого мир считает славными и великими, — горе вам! Не войдете, не войдете в Царство Божие.

Только те войдут, кто умалился, как малые слабые дети. Зачем же такое условие поставил нам Христос, зачем указал такой неожиданный пример для подражания, примером для всей жизни нашей поставил малое, крошечное дитя? Надо вдуматься, поглубже вдуматься в смысл этих удивительных слов Христа. Сердце ваше говорит вам, что глубокая, великая правда в этих словах. Любим мы, все любим малых, чистых, невинных детей. А если любим их, значит, они заслуживают этого, значит, они хороши, значит, они должны быть примером для нас чистотой своей. Итак, они для нас пример во всей жизни нашей. Да, Господи, мы этого не понимали, а теперь, когда услышали это от Тебя, теперь говорит сердце наше, как прав Христос, какая глубокая истина в словах Его.

Если мы любим детей, значит хороши они; если хороши, то и подражать им следует: хорошо иметь чистоту детскую примером жизни нашей. А скажите, что чище, что невиннее малых детей, у которых еще не проснулся эгоизм, не проснулось тщеславие, не проснулось и не взяло начала то, что потом наполнит сердца их темным содержанием. Разве не должны мы подражать чистоте сердца малых детей? Видели ли вы что-нибудь нечистое, злое, отталкивающее вас в сердцах крошечных детей? Нет, их сердца ясны, чисты, светлы, как капельки небесной росы, их сердечки полны любви, к которой не примешивается ничто дурное, ничто оскверняющее. Их любовь чиста, они всем своим маленьким сердцем любят родителей своих, они любят всех других людей; они любят искренней и чистой любовью всех тех малюток, с которыми играют. Видел я, как играют крошечные русские дети с детьми узбеков, и какая это чудная, трогательная картина: не было разницы между узбекскими и русскими детьми, разницы, которая так режет и оскорбляет сердце наше в отношениях между взрослыми.

Так что же, чистая детская любовь, полная братства, не должна ли служить примером, ярким, светлым, ангельским примером для нас? Святой апостол Павел в своем великом гимне любви в 13-й главе Первого послания к Коринфянам так говорит: Любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине (1Кор. 13:4-6).

Много ли вы видели таких чистых сердец в людях, окружающих вас? А именно такой чистой любовью полны сердца маленьких детей. Их любовь не завидует. Они друг другу совсем не завидуют. Их любовь не превозносится (см. 1Кор. 13:4-7). Никто из них не превозносится над другими, все они смиренны, никто не имеет самомнения, никто не гордится, ибо гордость — диавольская страсть взрослых людей, в которой не повинны крошечные дети: им нечем гордиться, все они чувствуют себя маленькими, беспомощными и беззащитными. Еще нет у них развитого ума — не могут они гордиться умом; в ноженьках и рученьках нет силы, и они не могут гордиться физической силой своей.

Любовь не бесчинствует (см. 1Кор. 13:5). Не могут они бесчинствовать, как взрослые люди. Их любовь тиха, скромна, их любовь не ищет своего, собственности они не признают, у них всё общее. Они не заражены стяжанием. Разве вы не видели, как малые дети один другому протягивают свои лакомства, свои игрушки? У них своего нет, всё у них общее.

Ни перед кем они не гордятся, гордость не находит себе места в детском сердце. Гордость гнездится в сердцах взрослых и гордостью нашей мы отравляемся, как ядом кобры, отравляемся смертельной отравой, ибо гордость — смертный грех, гордость — духовная сущность диавола. Малые дети не гордятся, им нечем тщеславиться. Их детская любовь не радуется неправде, а сорадуется истине (1Кор. 13:6).

Они не таковы, как мы, которые всегда злорадствуем, когда видим дурное в ближних своих. Зная о падениях ближних наших, разглашаем о них и бесчинствуем, и Бог от нас отходит. А их чистая любовь никогда не бесчинствует, их малый мозг, их чистое сердце полны доверия к отцу и матери, ко всем взрослым, ко всем старшим.

Их вера не рассуждает. Без всякой критики, без всякого рассуждения они принимают всё, что слышат от родителей. Сердцем чистым они не принимают яда, и сердца их умеют различать чистое и нечистое, они принимают всё, что чисто, принимают с доверием. А мало ли теперь таких, которые, никогда не читав Священного Писания, не держав в руках Евангелия, дерзко и грубо критикуют и хулят веру христианскую. Нет у нас, взрослых, смирения; смирение и послушание с презрением изгнаны из сердца взрослых людей. Только в монастырях, куда идут люди, себя посвящающие на служение Богу, святое послушание считается первейшей и важнейшей добродетелью, и все новоначальные монахи получают руководителями старцев, опытных в духовной жизни, которые прежде всего и больше всего требуют от них послушания, учат свою волю всецело подчинять воле старца.

А малые детки нас учат послушанию; они все живут без всякого попечения, в покое под кровом родительским. А мы, живем ли мы без попечения, живем ли под кровом Всевышнего? Нет, мы полны попечений, мы идем своим путем, знать не хотим того, что надо быть осененными крылами Всевышнего; не имеем покоя, потому что не заслужили его.

Среди малых детей, играющих вместе, царит полное равенство, а видели ли вы подлинное духовное равенство? Нет, совсем не видели и видеть не могли. Скажите, кто более ласков, мил, нежен, кроток, приветлив, чем малые дети, тянущиеся к щеке матери, целующие ее без конца? Не надо ли и нам быть ласковыми, быть приветливыми, не надо ли и нам быть кроткими, как маленькие дети?

Не надо ли и нам быть смиренными, как они? Без кротости, без смирения нет нам пути в Царство Божие, закрыт нам путь, совершенно закрыт. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6; 1Петр. 5:5).

Конечно, всё то чистое, всё светлое, доброе и правдивое, что видим в детях, мы должны ставить примером для самих себя, должны больше всего и всегда следовать примеру великого смирения малых детей.

Именно смирение, детское смирение открывает нам путь в Царство Небесное; именно отсутствие смирения — самомнение, гордость, самопревозношение — закрывают нам путь в него.

Святой апостол Павел говорит в послании к Римлянам, всем нам говорит: Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил (Рим. 12:3).

Смотрите, какой критерий: мы должны оценивать себя по мере той веры, которую уделил нам Бог. Если вздумаем гордиться и превозноситься какими-нибудь достоинствами и преимуществами, то будем лгать. Будем говорить правду только тогда, когда будем оценивать достоинства свои по мере веры, уделенной Богом, по мере того смирения, которое дает истинная вера. Не мечтайте о себе (Рим. 12:16).

Берите пример с того, Кто будучи Властителем мира, Предвечным Сыном Божиим, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). Берите пример с этого послушания, с величайшего смирения Сына Божия.

Итак, стяжите святое смирение: это то, чем больше всего подражаем мы малым детям. Если не будет в нас смирения, если не откажемся от гордости, от самомнения, если мечтаем о себе, если не умалимся, как крошечные дети, — не войдем в Царство Божие. Если не скажем себе: «Ты полон нечестия, гордости, зависти, самомнения, полон нечистоты, ты всем завидуешь и превозносишься», — пока не скажем так в сердце своем, то не сделаем и первого шага в Царство Небесное. Ибо только признание своего полного ничтожества поставит нас на путь в Царство Божие.

Были великие, богопросвещенные старцы в Оптиной пустыни. Один из них, Нектарий, однажды в разговоре с превозносившимся сказал: «А ты знаешь, что Бог сотворил мир из ничего, из ни-че-го?», — и рукой помахал. Из ничего сотворил мир, а какая красота в нем. Пока сам себя не признаешь ничем, пока смиренно не скажешь, что ты ничто, до тех пор не начнет Божия благодать творить в тебе что-то чистое и доброе. Только тогда, когда с полной искренностью скажем: «О Господи, ведь я ничто», — только тогда станет Господь творить добро в тебе: всё чистое, святое, доброе раскроется в душе твоей.

Итак, если не умалимся и не станем как дети, если не сумеем стяжать чистого, святого смирения, не сможем войти в Царство Божие. Это запомните, эти слова Христовы напишите на своих гордых сердцах и начните путь святого смирения.

Спешите идти за Христом. «Если не умалитесь как дети, не войдете в Царствие Божие»

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 1-9 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную

Еще на пути в Капернаум ученики Христовы спорили между собой: кто из них больше в Царстве Небесном? Господь не хотел в присутствии посторонних обличать их в честолюбии; но когда Он снова выказал Свое особенное внимание Петру, повелев ему уплатить чудесным статиром подать на храм и за Себя, страсть честолюбия снова заговорила в них. В то время, – говорит святой Матфей, – ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? «Стыдясь, – говорит святитель Златоуст, – обнаружить страсть, которой недуговали, они не говорят прямо: «Почему Ты отдал Петру преимущество над нами? Неужели он больше нас?» Еще стыдились. Спрашивают неопределенно: «кто больше?» Когда Иисус оказывал предпочтение троим из них, в них не обнаруживалось ничего подобного; а когда честь предоставлена одному только, они опечалились». Им припомнилось при этом и то, как Господь ублажал Петра за исповедание, припомнилось и великое дерзновение Петрово ко Господу. «Нечто человеческое действовало в учениках, – говорит святитель Златоуст, – но ты размысли и о том, во-первых, что они и теперь ничего земного не ищут; во-вторых, что они после оставили и эту слабость, и взаимно друг другу уступили первенство. А мы не можем возвыситься и до погрешностей их; не спрашиваем о том, кто больше в Царствии Небесном, но – кто больше в царстве земном, кто богаче, кто сильнее».

Что же Господь? Он уже показал им пример самоуничижения, когда согласился на уплату не полагающейся с Него подати; и теперь, желая нагляднее показать необходимость смирения для Своих истинных учеников, Он раскрывает их совесть и отвечает не на слова их, а на их чувствования. Иисус, призвав дитя (по преданию, это был святой Игнатий Богоносец), поставил его посреди них и сказал: вы доискиваетесь, кто больше, и спорите о первенстве; а Я говорю вам: кто не будет ниже всех, тот недостоин Царствия Небесного. Истинно говорю вам, если не обратитесь от честолюбия к смиренномудрию, от лукавства к незлобию, если не перемените своих ложных мнений о Моем Царстве, если не оставите тщеславных надежд на почетные места в этом Царстве и если не будете как дети, – не возрастом, а сердечным расположением, – если не будете так же смиренны и простосердечны, так же беззаветно преданы воле Божией, как дети, то не только не займете высшего места, но и вовсе не войдете в Царство Небесное. Господь указал ученикам Своим на дитя, в полном смысле свободное от страстей, дитя, чуждое гордости и тщеславия, зависти и сварливости, дитя, украшенное многими добродетелями, как то: простосердечием и незлобием, смирением и спокойствием, дитя, которое ни одной из этих добродетелей не гордится; свойство высокой мудрости – обладать добродетелями и не гордиться ими. «Когда мы, – говорит святитель Златоуст, – не имеем этих добродетелей, то как бы ни были велики наши дела, спасение наше сомнительно. Младенца хотя бы поносили, хотя бы хвалили, хотя бы наказывали, хотя бы чествовали, он ни в первом случае не досадует и не укоряет, ни в последнем не гордится». Божественное смирение Иисуса Христа не позволило Ему в наставлении о смирении указать на Свой собственный пример. С нежной любовью обнимая дитя, Господь продолжал: итак, кто умалится, как это дитя, будет считать себя хуже и ниже других, тот и больше в Царстве Небесном. Что дитя имеет по природной своей чистоте и невинности, того вы достигайте подвигом самопонуждения, самоотречения, отсекая свои страсти и злую волю. Мне так любезно смирение и простосердечие, что не только если вы сами будете таковы, то получите великую награду, но даже если и кто примет одно такое дитя во имя Мое, кто с любовью ради Меня примет верующего в Меня, будет ли это на самом деле дитя, или же уподобившийся дитяти в простоте и смирении сердца последователь Мой, – кто поможет ему в том, в чем он имеет нужду, не из личной выгоды, а только потому, что он – Мой ученик, христианин, тот Меня принимает, а от Меня получит награду; а кто Меня принимает, тот принимает пославшего Меня Отца.

Но если так высоко ценю Я смирение и простосердечие, то столь же строго накажу и тех, которые этих смиренных и простосердечных обижают, соблазняют или склоняют ко греху; а кто соблазнит или обидит одного из малых сих, не детей только, но и всех верующих в Меня в простоте сердца, тому лучше было бы, такому соблазнителю, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, тяжелый верхний мельничный жернов, который может приводиться в движение только ослом, и потопили его во глубине морской. «Не сказал Господь: жернов будет повешен на шею его, но что лучше было бы вынести это наказание, и этим показывает, что несчастного ожидает другое жесточайшее зло: если то несносно, то тем более последнее. Видишь ли, какая ужасная угроза? Видишь ли, как Он до основания ниспровергает высокомерие, как внушает домогающимся первенства везде искать последнего места? Подлинно, нет ничего хуже высокомерия! Оно лишает нас самого обыкновенного благоразумия и совсем делает безумными. Ибо, если бы кто, будучи не выше трех локтей, усиливался быть выше гор и считал себя таковым, если бы он стал вытягиваться, как будто бы был выше вершин холмов, то мы не стали бы искать другого доказательства его безумия. Так, когда ты увидишь надменного человека, который считает себя лучше всех, и за безчестие ставит жить вместе с простыми людьми, не ищи другого доказательства в подтверждение его безумия» (свт. Иоанн Златоуст). Взирая Своим Божественным всеведением на мир, во зле лежащий и грехом обуреваемый, Человеколюбец Господь с глубокой скорбью восклицает: горе миру от соблазнов! «Будучи Богом, – говорит святитель Златоуст, – Иисус Христос сделался для тебя человеком, принял на Себя образ раба, подвергся всем поношениям и не оставил ничего, что нужно было бы еще сделать. Но поскольку все это людям неблагодарным не принесло никакой пользы, то Он сожалеет о них, что и после такого врачевания они не избавились от своей болезни, как больной, который не захотел повиноваться предписаниям врача своего! Но там нет никакой пользы от сожаления, а тут служит врачевством уже и то, что Иисус Христос предсказывает будущее и сожалеет о мире». «Часто бывает, что тем, для которых безполезно было наше убеждение, – говорит блаженный Феофилакт, – мы доставляем пользу, когда начинаем плакать о них, и они приходят от этого в чувство». Если бы люди, от которых происходят соблазны, решились не делать зла, то и соблазнов не было бы; но поскольку эти люди предались злу и впали в болезнь неисцелимую, то Спаситель, провидя, что они не захотят исправиться, говорит: ибо надобно придти соблазнам, всегда были и будут соблазнители и соблазняемые.

Но почему же Господь не уничтожает соблазны? для чего попускает их? На это святитель Иоанн Златоуст отвечает: «Для чего же уничтожать их? Для тех ли, которые получают от них вред? Но они получают вред не от соблазнов, а от своего нерадения. Люди добродетельные не только не терпят от соблазнов вреда, но еще получают величайшую пользу. Таковы были Иов, Иосиф и все праведники. Соблазны пробуждают людей от усыпления, делают их осмотрительными, и не только того, кто хранит себя от них, но и падшего скоро восстанавливают: они учат его осторожности и делают неуловимым. Если и при множестве врагов и искушений мы безпечны, то что бы было, если бы мы жили в безопасности? Итак, прийти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости». Если бы зло было необходимо, то Иисус Христос не сказал бы: но горе тому человеку, через которого соблазн приходит; ему, как слуге диавола, грозит страшное наказание. А если ты хочешь избежать соблазна, то Господь показывает тебе и путь, как избежать: если же рука твоя, – говорит Он, – или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, в муку вечную. Спаситель говорит здесь не о членах тела, но о друзьях и сродниках, которые дороги нам как наши собственные члены. Прекрати дружбу с людьми нечестивыми, как бы ни были они тебе любезны. Ничего не жалей, откажись от всего, что препятствует тебе в деле спасения, как бы тебе это ни было больно и прискорбно. Без тяжких жертв, без самоотречения и подвигов не войти в Царство Небесное…

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

И призвав Иисус отроча, постави е посреди их

Марк (9:36) говорит: и объем е, рече им, а Лука (9:47): постави е у Себе. Все это было: прежде всего поставил его посреди них, затем – подле Себя, и потом обнял его. Примером дитяти желает потушить их страсть.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

Призвав дитя: «это было дитя в полном смысле, дитя чуждое и гордости, и тщеславия, и зависти, и сварливости, и всех подобных сим страстей, дитя, украшенное многими добродетелями, как-то: простосердечием, смирением, спокойствием, и которое ни одною их сих добродетелей не гордится, – свойство высокой мудрости, т.е. обладать качествами и не надмеваться ими» (Злат.). По позднейшему свидетельству Никифора (2, 35), это дитя был Игнатий, впоследствии епископ Антиохийский, прозванный вследствие сего Богоносцем.
– Если не обратитесь: обращение не означает здесь того действия, когда грешник обращается ко Христу, но означает просто перемену мыслей об известном предмете (как здесь о царстве Божием), или обращение «от честолюбия к смиренномудрию, от которого уклонились» (Феофил.). Если не измените своих ложных мнений о царстве Мессии; если не откажетесь от плотских и чувственных ожиданий относительно сего царства; если не усвоите себе понятий об этом царстве истинных, какие Я вам сообщаю, и не оставите тщеславных надежд на места в царстве Мессии: то не войдете в него.
– И не будете, как дети: уподобление детям состоит в том, «чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по-видимому, в ином ниже. И таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними» (Вас. В. 5, 317). «Дитя малое (σφο’δρα παιδι’ον) не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства; но обладает высокою добродетелью простосердечия, беззлобия и смирения. Итак, нужно иметь не одно только мужество и благоразумие, но и сию добродетель смиренномудрия и простоты. Ибо когда мы не имеем сих добродетелей, то сколь бы ни велики были наши дела, спасение наше сомнительно» (Злат.). «Если кто не укротит страстей своей воли и не будет как дитя, приобретая подвигом то, что дети имеют по природной своей чистоте» (Евф. Зиг.).
– Не войдете: не будете истинными сынами царства Христова. Угрозою исправляет Господь ложные представления о Своем царстве будущих всемирных проповедников сего царства.
– Кто умалится: собственно – смирит себя (ταπεινω’σει ἐαυτὸον). Смирение состоит в сознании собственного недостоинства, по которому смиренный считает себя ниже других; оно служит источником и охраною всяких добродетелей. Посему таковые в царстве Христовом выше. Противоположна сей добродетели гордость, которая служит причиною всех нравственных падений.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

(Мк. 9:35-36; Лк. 9:47). Наставление и назидание дается не одним только словом, но и примером. Так — часто в обыкновенной жизни; подобные же, высочайшие и в полном смысле классические (если можно так выразиться), способы наставлений и научения употреблялись и Христом. Настоящий пример, Им избранный, отличается крайней простотой; но он подразумевает целый переворот в тогдашнем мышлении и воззрениях, и указывает на него. Истина, которая запечатлевается в уме и сердце этим примером, отличается такою глубиной, что и в настоящее время не вполне и всеми понимается.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них

Призвав, постави отроча (дитя) для примера апостолам. По преданию, это дитя был Игнатий, впоследствии епископ и священномученик антиохийский, прозванный, между прочим, также и вследствие сего Богоносцем.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible