Скрыть
Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-14 Прииде бо Сын Человеческий спасти погибшаго. Что вам мнится; Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах и шед ищет заблуждшия; и аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих

Прииде бо Сын человеческий спасти погибшаго. Вслед за этим представляет новое доказательство, сильнейшее первого, и присовокупляет притчу, в которой показывает, что и сам Отец желает, чтобы мы не презирали меньших братий своих. Что вам мнится, говорит Он, аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесять и девять, и шед в горы ищет заблуждшую? И аще будет обрести ю, радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших. Тако несть воля пред Отцем вашим небесным, да погибнет един от малых сих (ст. 12-14). Видишь ли, как много побуждений представляет нам Господь, заставляя пещись о низких по состоянию братьях наших? Итак, не говори, что такой-то кузнец, сапожник, земледелец - человек глупый и потому достоин презрения. Чтобы тебе не подвергнуться этому злу, посмотри, как многими доказательствами убеждает тебя Христос умерять самого себя, и прилагать попечение о тех людях. Он поставил дитя посреди и сказал: будите яко дети, и: иже аще приемлет отроча таково, Мене приемлет (ст. 5). А кто соблазнит, тот подвергнется жесточайшему наказанию; и сказав: уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (ст. 6), не удовольствовался этим, но присовокупил еще: горе человеку тому, имже соблазн приходит (ст. 7), и повелел удаляться таковых, хотя бы они были для нас вместо рук и глаз. Потом и ради ангелов, которым вверены эти меньшие братия, заставляет нас почитать их, и собственною волею и страданием побуждает нас к тому (потому что когда говорит: прииде Сын человеческий спасти погибшаго, то указывает этим на крест, как и Павел говорит о брате: за него же Христос умре, - Рим. XIV, 15), и волею Отца, потому что и Ему не угодно, чтобы кто-либо от малых погиб. И наконец употребляет общее доказательство, что и пастырь, оставив сохраненных им овец, ищет погибшей, и когда найдет ее, весьма радуется о обретении и о спасении ее.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Так нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих

Он относит к тому, что выше предложено, т. е. к словам: Смотрите, чтобы не презреть одного из малых сих (Мф. 18:10), и таким образом учит, чтобы малые не были презираемы. А в словах: Нет воли Отца вашего, чтобы погиб один из малых сих, показывается, что если только погибает один из малых сих, то бывает это не по воле Отца.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-14 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась; то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяносто девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих

У какого человека было сто овец? У Христа. Ибо всякое разумное творение - ангелы, равно и люди, это сто овец, пастырь которых есть Христос; Он не овца, ибо Он не создание, но Сын Божий. Итак, Он оставил девяносто девять из Своих ста овец на небе, принял вид раба, пошел искать одну овцу, то есть человеческую природу, и радуется ей более, чем твердости ангелов. Вместе взятое, это указывает, что Бог заботится об обращении грешников и радуется им более, чем тем, кто имеет твердость в добродетели.

Толкование на Евангелие от Матфея

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О таинстве Покаяния
 

Сектанты говорят: Евр.6:4-6: невозможно обновлять покаянием.

Православный ответ: говорится здесь не о невозможности со стороны Бога, но о невозможности со стороны грешника. Если кается человек, значит, не в последней он степени нераскаянности. Бог же всегда силен принять и обновит: (2Цар.14:2-14; Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженнаго (Мф.9:13; Мф.18:11-14).

Оружие правды

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих

Когда человек пропадает и гибнет во грехе, он всегда пропадает и гибнет по своей свободной воле. Ибо никто не может его принудить ко греху: ни бесы, ни люди. Такова его богообразная свобода. Они могут ему только предлагать грех, но не принуждать ко греху. А меньше всех может, и хочет его принуждать ко греху – Бог. Ибо нетъ воли Отца вашего Небеснаго, чтобы погибъ одинъ изъ малыхъ сихъ. Чтобы погиб человек, какой бы то ни было человек. Этой гибели желает человеку один только диавол. А воля Отца Небесного: «чтобы все люди спаслись и достигли познанiя истины» (1Тим. 2:4). Эту волю Он выразил и провел, посылая Сына Своего Единородного, чтобы спасти род человеческий. Ибо Он в Нем и через Него открыл всю «тайну Своей воли» (Еф. 1:9) в отношении человеческого рода. Только от Богочеловека Христа род человеческий знает, чего Бог хочет сотворить с этим миром. До тех пор он частично это знал и предчувствовал. С того момента он знает, что воля Отца небесного: Богочеловеком обеспечить роду человеческому бессмертие и жизнь вечную с помощью Церкви как Богочеловеческого тела.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 10-14 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих

Сын Божий, благоволивший быть Сыном Человеческим, так заботился о малых детях человеческих, что не просто запрещает презирать их, но и велит беречься этого презрения как беды или преступления, и следовательно заповедует пестовать их с любовью и уважением.

С любовью обнимая отрока, Он сказал Своим апостолам: смотрите, будьте осмотрительны, остерегайтесь, не презирайте ни одного из малых сих; берегитесь, чтобы такое пренебрежение не проявилось в вас даже как-нибудь нечаянно, против воли вашей; берегите малюток от соблазнов, не полагайтесь на приставников (наставников), и сами за ними наблюдайте; учите их не столько приятному, сколько полезному, не столько полезному для жизни временной, сколько для жизни вечной. Из любви к ним сдерживайте самую ласку свою, берегите эту ласку в награду им за послушание, за успехи в полезном учении (мысли Филарета, митрополита Московского). Смотрите, не презирайте, не пренебрегайте тем, в чем хотят вам помочь Ангелы хранители их: ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного и пекутся о том, чтобы из детей ваших взрастить добрых чад Церкви Моей, приготовить достойных граждан Царства Небесного. «Смотрите же: Ангелы Божии заботятся о детях ваших, как же вам оставить их без попечения? Ангелы их на Небесах и нисходят для них на землю: вы ли не захотите наклонить вашу земную гордость к их малому возрасту? Ангелы их всегда видят лице Отца Моего Небесного, насколько это возможно для сотворенных существ, и от этого блаженного созерцания обращают взор к пеленам и колыбели, а слух – к плачу или лепетанию младенца, и этого не почитают для себя низким; вам ли покажется малым делом попечение о малых сих? И кто же посылает Ангелов к младенцам человеческим? Кто, как не Сам Творец Ангелов и человеков? Подумайте же: Небо приходит в движение, чтобы сберечь жизнь или непорочность вашего младенца; а между вами нет ли таких, которые без сострадания слышат вопль младенца на коленах нищеты, которые смотрят на возрастание собственных детей так же равнодушно, как на траву, растущую в поле?» (митр. Филарет Московский). Так Господь, чтобы вдохнуть благодатное чувство человеколюбия и уважения к ребенку, отверзает перед нами духовный мир и вместо младенца и его няни показывает нам душу и ее Ангела. «Но почему же Он говорит об Ангелах только младенцев? А мы, возрастные, разве не имеем также Ангелов? Разве наши Ангелы не всегда видят лице Отца Небесного?» – «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14). Ах, трудно говорить о наших Ангелах так, как об Ангелах младенцев! Кто знает, не удаляются ли от нас эти духи света, будучи отражаемы темными делами и помышлениями нашими?.. Но Ангелы хранители младенческого сердца, еще не омраченного страстью, не растленного пороком, без препятствий обращаются между малыми сими и Отцом Небесным, – и приемлемым от Него светом ограждают их от мрачных сил, и своим общением с ними дают им то, что в детях и не знающие Ангелов признают ангельским» (митр. Филарет Московский).

«Хотя все мы, – говорит блаженный Феофилакт, – имеем Ангелов хранителей, но Ангелы грешников, как бы стыдясь за наше недерзновение, и сами не имеют дерзновения зреть лице Божие и молиться за нас; напротив, Ангелы смиренных зрят лице Божие, потому что ради них, как праведных, имеют дерзновение». – «Итак, благо человекам, которые христианским попечением о малых сих входят в участие небесного ангельского служения, охраняя их и руководя со стороны видимого мира, подобно как Ангелы охраняют их и руководят со стороны мира невидимого. Это означает дружить и с их и со своими Ангелами небесным содружеством». Впрочем, изречение Господа в высшем значении относится не к одним детям, но и ко всем младенцам веры; по объяснению Златоуста, малыми Он называет здесь всех «бедных, презираемых, незнатных», всех «нищих духом, но великих перед Богом», всех «умаливших себя до подобия дитяти». Он указывает и другое побуждение, чтобы не презирать малых сих: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. «Единородный Сын Божий, не оставляя престола Своего Божества, сокровенно с самого неба сошел на землю, облекся как бы в странническую одежду – в естество человеческое, нарекся Сыном Человеческим, и не только странствовал по земле, но простер Свое странствование даже до ада, всюду взыскуя погибший род человеческий, чтобы спасти его. Если Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (то, что уже погибло), то можно ли последователям Его, то, что Им так чудесно спасено, по нерадению вновь предавать опасности погибнуть? Господь говорит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40): если призрением и попечением спасли жизнь, здравие, благоденствие, чистоту сердца одному из малых сих, вы сделали это Мне: сделали Мне» (слова Филарета, митр. Московского). Чтобы нагляднее показать, как дорого в очах Божиих спасение человека заблуждающегося, Господь приводит притчу: Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? – пока не найдет ее. Оставлять овец в горах опаснее, чем в долинах и лугах; там водится много хищных животных; там и другие овцы могут скорее заблудиться; но такова любовь доброго пастыря к погибшей овце, что он, несмотря на опасность для всего стада, оставляет его в горах и идет отыскивать одну овцу. И если случится найти ее, то, возлагая ее на плечи свои, приходит домой и созывает друзей и соседей своих и говорит им: «Порадуйтесь со мной, я нашел овцу мою погибшую».

Истинно говорю вам, он (добрый сей пастырь) радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного (не хочет Отец ваш Небесный), чтобы погиб один из малых сих. Сказываю вам, что на Небеси более радости будет об одном кающемся грешнике, нежели о девяноста девяти праведных, не имеющих нужды в покаянии. «Безмерно добр Божественный Пастырь духов и душ (слова Филарета, митр. Московского); есть у Него в горах Небесных не девяносто девять, но тысячи тысяч и тьмы тем пасомых Им, водимых гласом Его светлых духов Ангельских; но Он не презирает и единой, уклонившейся от Него своеволием, блуждающей в дебрях земных бедной словесной овцы. Он с радостью Сам берет ее на плечи Свои и заботливо несет домой. Он радуется о спасении грешника и призывает к этой радости всех Ангелов Своих, ибо наша жизнь – Его радость, а наша погибель – Его печаль»… «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как много побуждений представляет нам Господь, заставляя заботиться о низких по состоянию братиях наших? Он поставил дитя посреди и сказал: «если… не будете как дети… и кто примет одно такое дитя… тот Меня принимает»; а кто соблазнит, «тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Но и этим не удовлетворяется, а присовокупляет еще: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:4–7) и повелевает удаляться таковых, хотя бы они были для нас вместо рук и глаз. Потом и ради Ангелов, которым вверены эти меньшие наши братья, заставляет нас почитать их. И собственной волей и Своими страданиями побуждает нас к этому (ибо когда говорит: «прииде Сын Человеческий спасти погибшее», то указывает на Свой крест), и волей Отца, что и Ему неугодно, чтобы кто-либо от малых погиб, и наконец – притчей о пастыре, который ищет заблудшую овцу и радуется о ее обретении. Итак, если Бог так радуется об обретении меньшего брата, то почему же ты презираешь тех, о которых столько печется Бог, тогда как тебе должно полагать душу за единого от малых сих? Потому что он немощен и беден? Поэтому-то наипаче ты и должен делать все, чтобы спасти его. Я говорю здесь не столько об опасности телесной, сколько о душевной, которой подвергает людей диавол».

Троицкие листки. №801-1050

Аполинарий Лаодикийский (†391)

Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих

Поэтому естественно, что предложенной притче соответствует Его пришествие в мир. Ибо под потерявшейся овцой подразумевается человек - принадлежащий к ста овцам, [то есть] к множеству небесных сил, который сроден им, как обладающий разумом, подобно овце, причисляемой к овцам, и по меньшей мере как относящийся к великому множеству и потому [находящийся] среди ста овец. Она заблудилась из-за согрешения Адама. И естественно, она разыскивается, потому что сродна пребывающим возле Бога и необходима для их дополнения, чтобы у Пастыря не было недостатка и Он не был калекой. Поэтому и Павел назвал соединением всего под главою Христом (Еф. 1:10) восстановление отпавшей части, ибо состав всяческих во Христе не совершенен из-за пропавшей и недостающей [овцы].

Фрагменты

Евфимий Зигабен (†1118)

Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих

Так, как научила притча. Отцом учеников называет Самого Себя, не только как их Учителя, но и как Творца. Нужно знать, что Отцом учеников Он иногда называет Своего Отца, а иногда – Себя. Пред Отцем вашим – вместо: в Отце вашем; это выражение тоже есть идиоматизм. Но почему Он не дал признака, по которому мы могли бы отличать этих малых? Чтобы, не зная достойного, мы не презирали никого, но заботились обо всех.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Тáк, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Чтобы нагляднее показать, как дорого в очах Божиих спасение человека, даже заблуждающегося, соблазненного кем-либо или чем-либо, Господь сравнивает Отца своего небесного с пастырем, который ищет одну заблудшую овцу, оставив целое стадо, и радуется об обретении ее более, чем о целом стаде.
– Сто: определенное вместо неопределенного – много, целое стадо, в противоположность одной овце. – В горах: пасли и пасут не только в горах, но и в долинах, и равнинах, и на полях; в горах оставлять одних овец опаснее частью потому, что там более хищных животных, частью потому, что там более опасности заблудиться и другим овцам; но такова сила любви пастыря к погибшей овце, что несмотря на опасность для стада, он оставляет его в горах и идет отыскивать одну овцу.
– Так, нет воли Отца и пр.: Бог сам ищет заблудившегося, различным образом устрояя ему возможность покаяться и обратиться на путь истинный. «Кратко, это означает, что Бог печется об обращении грешников, и радуется о них более, нежели об утвердившихся в добродетели» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих

(Лк. 15:7). Некоторые экзегеты, считающие подлинным 11 стих, принимают, что в этом отделе сначала излагаются “введение к притче” (ст. 11), а затем сама притча (12 и 13) и послесловие притчи, ст. 14.

Толковая Библия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О заблудших.

Мф.18:12-14. Радуется Сын Человеческий о той заблудшей овце, которая нашлась, но не о тех, которые еще блуждают. Человеку предложены путь жизни и путь смерти: Иер.21:8, и чего он пожелает, то и дастся ему: Сир.15:17; если заблудший пожелает вернуться на путь истины, то не только он, но и обративший его получает прощение множества грехов: Иак.5:19-20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible