Скрыть
Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-16 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем

Опять Христос в субботу исцеляет, и тем оправдывает поступки учеников Своих. Другие евангелисты говорят, что Он вызвал человека на средину и вопрошал иудеев, можно ли в субботу делать добро (Мк. III, 4; Лк. VI, 9)? Заметь милосердие Господа. Он вызвал человека на средину, чтобы смягчить их видом его; чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою и, устыдившись человека, перестали свирепствовать. Но неукротимые и бесчеловечные лучше хотят помрачить славу Христову, нежели видеть больного исцеленным, сугубо показывают злобу свою, т. е. враждою и сопротивлением Христу и таким упорством против Него, что хулили даже Его благодеяния, оказываемые другим. Другие евангелисты говорят, что Христос сам вопросил; а Матфей, говорит, что Его вопрошали. И вопросиша Его, говорит он, глаголюще: аще достоит в субботы целити? да на Него возглаголют. Вероятно, и то и другое было. Иудеи, будучи нечестивы, и зная, что Он непременно приступит к исцелению, спешили предупредить Его вопросом, надеясь тем воспрепятствовать Ему. Потому и вопрошали: аще достоит в субботы целити, с намерением не научиться от Него, но обвинить Его. Хотя довольно было самого дела для обвинения, но они старались уловить Его и в словах, чтобы иметь больше предлогов к обвинению. Но Человеколюбец и исцеление совершает, и ответствует, научая нас скромности и кротости, и обращает все против них, показывая их бесчеловечие. Он вызывает человека на средину не потому, чтобы их боялся, но желая принести пользу и расположить к состраданию. А когда и этим не мог смягчить их, тогда опечалился, говорит евангелист (Марк. III, 5), и разгневался на них за ожесточение сердца их, и сказал: кто есть от вас человек, иже имать овча едино, и впадет сие в субботы в яму, не имет ли е, и измет? Кольми убо лучши есть человек овчате? Темже достоит в субботы добро творити (Мф. XII, 11, 12). Вразумляет их этим примером, чтоб они оставили свое бесстыдство, и не обвиняли Его опять в преступлении. Но смотри, как различно и пристойно везде Христос защищает нарушение субботы. Когда Он сделал брение для слепого, то не защищался пред ними, хотя и тогда обвиняли Его, потому что самый образ чудотворения достаточно показывал в Нем Владыку закона. Когда ж обвинили Его за исцеление расслабленного, понесшего одр, то Он оправдывается и как Бог, и как человек. Оправдывается как человек, когда говорит: аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон (не сказал - да получит пользу человек), то для чего на Мя гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих (Ин. VII, 23)? Оправдывается как Бог, говоря: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин. V, 17). Будучи же обвиняем за учеников, отвечает: несте ли чли, что сотвори Давид, егда взалка сам и сущии с ним? Како вниде в храм Божий, и хлебы предложения снеде (Мт. XII, 3, 4)? И представляет в пример священников. Так и здесь говорит: достоит ли в субботы добро творити, или зло творити? Кто есть от вас, иже имать овча едино (Мк. III, 4, 5)? Он знал, что они больше корыстолюбивы, нежели человеколюбивы. А другой евангелист говорит, что Христос, предлагая этот вопрос, взглянул на них, чтобы и самым взором смягчить их; но и от того они не сделались лучшими. Здесь Он совершает чудо одним словом, а во многих других случаях исцеляет и возложением рук. Впрочем, ни то, ни другое не сделало их кроткими; но тогда как человек получал здравие, они от исцеления его делались только худшими. Он прежде сухорукого хотел уврачевать их, и употребил бесчисленные средства врачевания - и прежние дела, и слова; но так как болезнь их была неизлечима, то Он приступил к самому делу. Тогда глагола человеку: простри руку твою, и простре; и утвердися цела, яко другая (Мф. XII, 13). Что ж делают иудеи? Выходят, говорит евангелист, и советуются, как бы убить Его. Фарисее же шедше, совет сотвориша на Него, како Его погубят (ст. 14). Не будучи ничем обижены, они хотели убить Его.

Вот какое зло - зависть! Не только против чужих, но и против своих всегда враждует. Марк говорит, что они умыслили это с иродианами (Мк. III, 6). Что ж делает тихий и кроткий Иисус? Узнавши об этом, Он удаляется: Иисус же, разумев помышления их, отыде оттуду (Мф. XII, 14). Итак, где говорящие, что надлежало быть знамениям? Он показал чрез это, что ожесточенный человек не убеждается и знамениями, а вместе дал разуметь, что напрасно обвиняли и учеников Его. Но достойно замечания то, что иудеи особенно ожесточались благодеяниями, оказываемыми ближнему, и более обвиняли Христа и разъярялись против Него, когда видели кого-либо избавленным от болезни или от греха. Так они клеветали на Него, когда Он хотел спасти блудницу, когда ел с мытарями, и в настоящем также случае, когда увидели исцеленную руку. Но смотри, как Он и не перестает пещись о немощных, и вместе укрощает зависть иудеев. И по Нем идоша народи мнози, и исцели их всех. И запрети исцеленным, да никому яве Его творят (ст. 15, 16). Народ везде удивляется Ему, и следует за Ним; а фарисеи не оставляют своей злобы.

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 11-12 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро

Он так разрешает предложенный вопрос, что обвиняет самих спрашивающих в скупости. Если вы, говорит Он, спешите в субботу вытащить овцу и какое-либо животное, упавшее в ров, имея в помыслах своих не животное, а собственную скупость, то насколько больше Я должен освободить человека, который гораздо более овцы?

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-12 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно делать в субботу добро

Показывает, что они для корысти и для того, чтобы не лишиться овцы, нарушают субботу, для уврачевания же человека не допускают этого. Итак, в одном и том же случае показывает их и любостяжательными, и жестокими, и пренебрегающими Богом, ибо они пренебрегают субботой, чтобы не лишиться овцы, и являются немилосердными тогда, когда не желают уврачевания человека.

Толкование на Евангелие от Матфея

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 11-12 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро

Что же говорит Евангелие, к облегчению строгости закона субботы, или дня Господня? — «Кто есть от вас человек, иже имать овча едино, и аще впадет сие в субботы в яму, не имет ли е, и измет? Кольми убо лучши есть человек овчате? Темже достоит в субботы добро творити». «Суббота человека ради бысть, а не человек субботы ради. Темже Господь есть Сын человеческий и субботе» (Мк. 2:27-28). Из сих изречений можно извлечь два правила. Первое: дела неизбежной нужды позволительны в день Господень. Второе: дела благотворныя и человеколюбивыя достойны дня Господня. Но из сего по необходимости надлежит заключить и то, что дела, в которых нет ни неизбежной нужды, ни нравственнаго достоинства и благотворности, и Евангелие, так же как древний закон, оставляет запрещенными в день Господень.

Беседа об освящении дня Господня (Напечатана в Твор. Св. Отц. 1849 г. и в собр. 1861 г.) 1849 год

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро

Если в субботу вытаскивают из ямы упавшую овцу, то не тем ли более можно исцелять в субботу человека?

Дневник. Том I. 1856

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О субботе и воскресении


Сектанты говорят: Мф.12:12: Христос учил делать в субботу добро.

Православный ответ: Неужели хоть в один день учил делать зло? Не праздновать ли нам все дни?

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая

(Лк. 14:5). У Луки сходная речь Христа помещена в рассказе об исцелении больного водяною болезнью; а в рассказе об исцелении сухорукого она пропущена. Вообще же у Лк. 6:8, 9 подробности рассказа совершенно иные, чем у Матфея. У Луки говорится: “но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань, и выступи на средину; и он встал и выступил. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить? Они молчали”. Судя по конструкции речи Матфея, в ней можно предположить два вопроса: 1) “кто из вас есть человек, который будет иметь одну овцу? 2) и если она упадет в субботу в яму, не возьмет ли ее, и не вытащит (ли)?” Но некоторые принимают, что здесь только один вопрос, а три последние предложения поставлены в зависимость от ὅς (который). Смысл: кто из вас есть человек, который будет иметь одну овцу и который, если она упадет в яму в субботу, не возьмет ее и не вытащит? Последний перевод (буквальный) ближе к еврейскому тексту. Спаситель резонирует не на основании каких-либо особенных, принятых тогда фарисеями и книжниками, мнений, а на основании всеобщего обычая. Ни один человек, имеющий овцу, не скажет, что нужно вести себя иначе.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 9-14 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда

Защитив учеников Своих, срывавших колосья в субботу, И, отойдя оттуда, где объяснял фарисеям Закон о субботе, в следующую затем субботу вошел Он, Господь Иисус Христос, в синагогу их и учил. И вот, там был человек, имеющий сухую руку, и притом правую. И следили за Господом книжники и фарисеи, не исцелит ли Он этого сухорукого, чтобы найти новый повод к обвинению Его в нарушении Закона о субботе. Они рассуждали так: врач, для излечения больного, должен составлять лекарство, ухаживать за больным, словом, – утруждать себя, работать; а всякий труд в субботу запрещен заповедью Божией, значит, – исцелять болящих в субботу грешно. Они не хотели вспомнить, что спасти жизнь человеку Закон не запрещал и в субботу, следовательно, – и простому врачу не грешно было лечить болящих в день субботний. А Господь исцелял болящих единым прикосновением, единым словом Своим всемогущим. Только слепая злоба врагов Его могла истолковать в смысле труда действия Его Божественной чудотворящей силы, если бы и в самом Законе запрещалось лечить больных в субботу. Сердцеведец видел их лукавые помышления; да они и сами не утерпели, чтобы не высказать их: И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Вопрос, очевидно, имел целью обвинить Его, чтобы иметь причину клеветать на Него. Вопрос был хитрый: если Он скажет «нельзя», то можно будет бросить в Него упреком в жестокости; если же скажет «можно», то Он покажет Себя явным нарушителем субботы, и тогда можно будет сделать на Него донос в местное судилище, какие были тогда в городах и местечках Палестины. Не отвечая совопросникам, Господь, по рассказам евангелистов Марка и Луки, обратился к сухорукому со словами: «встань и выступи на средину» (Лк. 6:8). И тот встал и выступил. «Заметь милосердие Господа, – говорит святитель Златоуст, – вызвал на середину, чтобы смягчить их его видом, чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою. Но неукротимые и безчеловечные больше хотят помрачить славу Христову, чем видеть больного исцеленным.

И вот Господь на их вопрос теперь отвечает вопросом же: «спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро», как Я делаю, или зло, как замышляете вы в сердцах ваших? «спасти душу, или погубить?» (Мк. 3:4; Лк. 6:9). Ваше же присловие говорит: кто может, но не хочет, и потому не делает добра, тот делает зло; кто может спасти, но не спасает, тот губит». Фарисеи сами попали в расставленную ими же сеть: им оставалось или сознаться, что сами не понимают духа Закона, или же молчать. Но не затем они пришли сюда, не для того неотступно ходили по следам Господа, чтобы искать истины: «Они молчали» (Лк. 6:9). Но молчание не помогло им: Иисус Христос тотчас же обратился к суду их же совести и показал им, что сами они, даже в своих житейских делах, вовсе не так строго держатся своего учения о покое субботнем, и нарушают его даже из простой корысти. Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, у кого только и есть единственная и потому дорогая для него овца, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Неужели не вытащит ее из ямы? А если вы не считаете нарушением субботы вытащить овцу из ямы, то оказать человеку милосердие – неужели грешно? Сколько же лучше человек, созданный по образу Божию, беcсловесной овцы! Как же не стыдно вам так лицемерить предо Мною? Итак – вот вам Мой ответ на ваш лукавый вопрос: можно в субботы делать добро, грешно и небезопасно откладывать доброе дело до другого дня, но в этом, конечно, и вы не сомневаетесь, – вы только притворяетесь незнающими! И, при виде этой лжи, этой внутренней пустоты фарисейской нравственности, чистейшее сердце кроткого и милосердного Господа Иисуса исполнилось праведного негодования и вместе с тем – глубокой скорби об ожесточении сердец этих мнимых праведников, этих гробов покрашенных; Он воззрел на них строгим взором Судии помышлений сердечных; прежде сухорукого Он хотел уврачевать их самих, но их болезнь духовная была неисцельна, и потому Он для большей очевидности тут же исцелил болящего одним словом Своим; Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою! И тот, с верой в Его всемогущество, исполнил повеленное; И он протянул, и стала она здорова, как другая. Враги Иисусовы теперь были совершенно посрамлены. Христос даже и перстом не коснулся больного, не повелел ему что-либо делать исцеленной рукой, – Он сказал только три слова: «протяни руку твою», и рука исцелилась…

Самый придирчивый фарисей не мог сказать, что произнесение этих трех слов можно было считать нарушением субботы. Но эта-то безоружность более всего и разжигала ярость врагов Христовых. По выражению евангелиста Луки, они пришли в бешенство; Фарисеи же, – пишет святой Матфей, – выйдя из синагоги, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Евангелист Марк говорит, что при этом фарисеи обратились даже к иродианам, приверженцам Ирода Антипы, в надежде, что эти люди, сильные в Галилее, где жил и действовал Господь, окажут им немалую помощь. На этот раз, ради общей цели – избавиться от ненавистного тем и другим Галилейского Учителя, фарисеи забыли свою вражду с этими еретиками, которые мирились с Римским владычеством, подражали языческим обычаям и богохульно пытались представить Ирода обетованным Мессией! Так злоба фарисеев против Господа находила себе союзников даже в таких людях, которые самим фарисеям были ненавистны! Но кроткий и смиренный сердцем Господь наш, ведая намерения врагов Своих и не желая подвергать опасности жизнь Свою прежде предопределенного времени, удалился от них: Но Иисус, узнав, удалился оттуда со Своими учениками к морю Галилейскому. «Такова-то зависть, – восклицает святитель Иоанн Златоуст, – нет зла хуже ее! Завистливый мучит и терзает самого себя прежде того, кому завидует. Когда случится с ближним что-либо неприятное, тогда только он покоен и весел; чужие несчастья он почитает своим счастьем, а благополучие других – своим злополучием. Зависть человека превращает в диавола и соделывает его лютым демоном. От нее произошло первое убийство, от нее осквернена земля… Отчего сделался таким преступным Каин, отчего Исав, отчего дети Лавановы, отчего сыны Иакова, отчего Корей, Дафан и Авирон с соумышленниками, отчего Мариам, отчего Аарон, отчего сам диавол?.. Вместе с этим представь и то, что ты не тому наносишь вред, кому завидуешь, но себя поражаешь мечом». Так поучает святитель Златоуст о зависти. А блаженный Феофилакт, объясняя рассказ об исцелении сухорукого, дает такой урок: «Многие и ныне имеют сухие руки, т.е. не милостивые и не простирающиеся к бедным. Но когда огласит их слово Евангельское, то простирают их для подаяния, хотя фарисеи, т.е. отсеченные от нас демоны (ибо слово фарисей значит отсеченный), по своей вражде против нас, и не хотят того, чтобы руки наши простирались на милостыню, подобно тому, как тогда фарисеи не желали исцеления недужному»…

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

кольми убо лучши есть человек овчате? темже достоит в субботы добро творити

кольми убо лучши есть человек овчате

Когда они своим молчанием показывали, что соглашаются с Ним (так как и закон дозволял то, о чем Он спросил, и потому они не могли возражать), то сказал изъяснительно, что человек гораздо дороже овцы.

темже достоит в субботы добро творити

Заставив их замолчать примером, заимствованным от овцы, Он отвечает на то, о чем спросил их. Марк (3, 3) и Лука (6, 9) говорят, что Он даже поставил человека посредине и спросил их: достоит ли в субботы добро творити, или зло творити. Ответив им, поставил его посредине, чтобы несчастным видом смягчить ожесточение сердец их и убедить их – отвергнуть зависть и понять, что всегда хорошо врачевать страждущих. Потом Он, со Своей стороны, спросил и предложил неразрешимый вопрос. Изобличенные истиною, они молчали, но злоумышляли; поэтому Он посмотрел на них с гневом, как говорит Марк (3, 5), чтобы посрамить их, скорбя об окаменении сердец их. Окаменев от зависти, оно не сжалилось над несчастным видом и не приняло слова, которому нельзя было противоречить.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

Господь представляет наглядное опровержение несправедливости измышленного предания старцев, будто не должно делать даже дел милосердия в субботу. Если у кого-либо единственная (следовательно, более дорогая для него, чем для имеющего стадо) овца упадет в яму, и чрез это он подвергается опасности лишиться ее: не постарается ли он ее вытащить оттуда? Конечно, вытащит из сострадания к животному и жалея свою собственность. Человек более важен, чем овца. Если же вы сострадательно действуете в субботу в отношении к бессловесному животному, то тем более должно действовать так сострадательно и милостиво в отношении к человеку – образу и подобию Божию, человеку, для спасения которого и дарования ему вечной жизни и пришел Спаситель.

«Можно в субботу делать добро»: не могли же не сознавать этого фарисеи; но такова сила предвзятых мнений, обычаев и преданий, что сознаваемое ясно правым в отвлечении, – в практике жизни иногда подвергается порицанию. Господь обличает такую непоследовательность.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 11-12 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро

Не имет ли е и измет (не возьмет ли ее и не вытащит)? Конечно, вытащит, и из сострадания к животному, и жалея свою собственность. Если же вы сострадательно и милостиво поступаете в субботу в отношении к животному, то тем более должно поступать таким образом в отношении к человеку. Если вы не считаете нарушением субботы вытащить овцу из ямы, то неужели грешно и оказать человеку милосердие? Тут можно подразумевать еще следующие слова Господа фарисеям-лицемерам: «Да вы и сами не сомневаетесь в этом, но только притворяетесь незнающими, лишь бы только найти повод упрекнуть Меня». Темже достоит (итак можно) в субботы добро творити, заключил Господь и исцелил сухорукого.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible