Скрыть
Şi ea era văduvă, în vârstă de optzeci şi patru de ani, şi nu se depărta de templu, slujind noaptea şi ziua în post şi în rugăciuni.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 36-40 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем

Евангелист останавливается на повествовании об Анне, перечисляет ее отца и колено, чтобы мы знали, что он говорит истину, так как он приглашает как бы многих свидетелей, знающих отца и колено. Она вместе с другими «славила» Господа, то есть благодарила Его, и всем передавала о Господе, что Он есть Спаситель и утешение нас, ожидающих искупления. - По исполнении всего, они возвратились в Галилею, в город свой Назарет, Вифлеем был также их город, но как отчизна, а Назарет как место жительства. - Иисус возрастал по телу. Хотя Он мог бы от самой утробы достигнуть в меру мужеского возраста, но тогда мог бы показаться призраком; поэтому Он растет мало-помалу. С возрастом проявлялась премудрость Бога Слова. Ибо Он был мудр не по успеху в учении; прочь такая мысль! Поскольку же Он прирожденную премудрость открывал мало-помалу, то говорится, что Он успевал и укреплялся духом сообразно с возрастом телесным. Ибо если б Он явил всю мудрость в самом первом Своем возрасте, то показался бы чудовищным. А теперь, обнаруживая Самого Себя, сколь можно, в соответствии с возрастом, Он исполнял домостроительство, не приемля мудрости. Ибо, что было бы совершеннее совершенного из начала? Однако ж Он присущую мудрость обнаруживает мало-помалу.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

«Анна пророчица»: неизвестно, почему она называлась пррочицей; вероятно в ней обнаруживались какие-либо особенные действия Духа Божия, свойственные пророкам и пророчицам, или, может быть, она называлась так в смысле более общем, как женщина непрестанно возносившая молитвы и славословия к Богу (ср. 1Пар.25:1, 1Пар.2:41Цар.10:3,6).
– «Дочь Фануилова»: не без цели конечно упоминается об отце Анны, вероятно он был известный чем-либо особенным человек. Не без особенной также цели распространяется евангелист об Анне, именно, что она не долго была в молодости замужем, а потом достигла глубокой старости вдовой. В Анне представляется высокий пример истинной вдовицы, каких так высоко ставит в среде верующих Апостол Павел (1Тим.5:3,5), и указываются так превозносимые и в других местах Нового Завета преимущества в деле беспрепятственного служения Богу безбрачной жизни (вдовства и девства) перед состоянием брачным (ср. Мф.19:10-12 и прим. 1Кор.7:32-35, 1Кор.37-40 и др.).
– «Нe отходила от храма» и пр.: усиленное выражение неослабной ревности в исполнении обязанностей в отношении к общественному богослужению (ср. Лк.24:53).
– «В то время»: когда Симеон славословил Бога и пророчествовал о Младенце и Его Матери, или вообще в то время, когда святое семейство пребывало во храме, исполняя законные обряды.
– «Говорила о Нем»: т. е. о Младенце, о котором говорил и Симеон; говорила как пророчица, вероятно в том же смысле, как и праведный старец.
– «Всем ожидавшим» и пр. (ср. ст. Лк.2:25); из этого видно, что в Иерусалиме в то время было довольно людей, которые жили надеждой на скорое явление обетованного Мессии, истинных Израильтян, которые, без сомнения, возрадовались радостью великой, услышав об исполнении их ожиданий и молитв.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 36-38 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме

«Тут была также» – правильнее: «и была» (καὶ ἦν) – «Анна пророчица», т. е. женщина, одаренная способностью составлять священные песнопения (ср. Исх.15:20) или же просто получившая такое прозвание за свою благочестивую жизнь.

«От колена Асирова». Она принадлежала к колену, которое не вернулось из плена в Палестину. Может быть, отец ее, Фануил, один вернулся на родину.

«От девства своего». Значит, она была только один раз замужем.

«Вдова…» Это выражение соединено с предыдущим и должно быть переведено так: «прожив с мужем: и теперь будучи вдовой (καὶ αὕτη χήρα) 84-х лет от роду (ср. Мф.18:21 и сл.).

«Которая…» Эти слова относятся к выражению «и была Анна пророчица», а находящиеся между ними представляют собой вносное предложение.

«Не отходила от храма», т. е. особенное усердие проявляла к общественному богослужению (ср. Лк.24:53). Здесь нет намека на то, что она жила в храме, хотя Иосиф Флавий и упоминает о зданиях при храме, назначенных для предавших себя благочестию женщин и девиц. В самом храме оставаться на долгое время не позволялось никому (Эдершейм, с. 254).

«Постом и молитвою…» При этом дома она и дни и ночи проводила в посте и молитвах, чтобы угодить Богу.

«И она в то время» – точнее: в тот самый час (αὐτῇ τῇ ὥρᾳ), когда Симеон беседовал с Марией.

«Подойдя», – т. е. выйдя на вид, чтобы говорить (ἐπιστᾶσα).

«Славила Господа» – точнее: «говорила в ответ на хвалебную речь Симеона» или раскрывала со своей стороны те же мысли, что высказаны были старцем.

«И говорила о Нем», т. е. о Христе, «ожидавшим избавления…» Анна неоднократно повторяла о пришествии Мессии: на это указывает и несовершенный глагол прошедшего времени λαλέω – ἐλάλει – «говорила».

«Избавление» (λύτρωσιν) – прежде всего политическое освобождение (ср. Лк.1:68).

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 36-38 И бе Анна пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего: и та вдова яко лет осмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь. И та в той час приставши исповедашеся Господеви и глаголаше о Нем всем чающым избавления во Иерусалиме

Неизвестно, почему Анна названа пророчицею; вероятно, потому, что имела дар предведения, или – как женщина, непрестанно возносившая молитвы и словословия к Богу (1Цар.1:2-4). Не без цели, несомненно, упоминается и об отце Анны и о колене, из которого происходил ее отец. Отец ее, вероятно, чем-либо был известен; колено же Асирово отличалось кротостию и миролюбием (Быт. 49:20). При храме Иерусалимском, в зданиях, окружавших его, жили вдовы, посвящавшие себя на служение Богу и проводившие время в молитве и некоторых трудах для храма. В число их вступила Анна, и вела жизнь праведницы. Дух Святый, открывший Симеону, что Младенец Иисус есть Мессия, открыл это и Анне, и она, исполнившись радости, излила свою душу в хвалениях к Богу (исповедашеся Господеви, – славила Господа) и глаголаше, (говорила) о Нем, вероятно, в том смысле, как и праведный Симеон, всем ожидавшим явления Спасителя, – избавления чрез Него от греха и следствий греха (Чит. объясн. (Лк. 1:68)).

Толкование на Евангелие от Луки

Гладков, Б. И. (†1921)

Лк. 2:28-38
 

Узнав в Младенце обещанного Мессию, старец Симеон берет Его на руки и высказывает радость, что наконец-то он увидел Славу народа Израилева, Свет для просвещения язычников и Спасение для всех народов, – что наконец-то Владыка-Бог отпускает его с миром (то есть душевным покоем) из этой временной жизни в лучшую, вечную.
Возвращая Младенца Иисуса удивленной Богоматери, Симеон в пророческом вдохновении видит будущее: видит озлобление иудеев против посланного для спасения их Мессии, слышит споры и пререкания (се, лежит Сей... в предмет пререканий) между последователями и врагами Его, те пререкания, которые (да откроются помышления многих сердец) обнаружат любовь к истине в одних и закоренелую злобу в других, одних возвеличат в Царстве Славы, а других низвергнут из него (се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле); он видит скорбную Мать, стоящую у Креста с душой, как бы пронзенной оружием (и Тебе Самой оружие пройдет душу), и под влиянием такого пророческого предвидения, указывая на Младенца Иисуса, говорит: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Ангел возвестил Марии только радость, Симеон предсказывает Ей и скорбь.
Вдохновенная пророческая речь Симеона должна была привлечь всех бывших в то время в храме. То было время общего ожидания пришествия Мессии, и потому все присутствовавшие при этом, в особенности священники, должны были бы сохранить все слова сии, слагая их в сердце Своем (Лк. 2,19) (как то сделала Богоматерь); но, к сожалению, почти все евреи того времени ожидали Мессию в блеске земного величия и были так упорны в своем заблуждении, что в Сыне бедной Матери, Которого держал на руках Симеон, не могли признать Христа Спасителя. Евангелист даже не говорит, чтобы вдохновенная пророческая речь Симеона произвела какое-либо впечатление на находившихся в то время в храме; одна лишь престарелая вдова, известная под именем Анны пророчицы, поверила Симеону, славила Младенца Иисуса как Господа и говорила о Нем в Иерусалиме всем ожидавшим пришествия Мессии.

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О посте.

Мф.18:3-6. Если бы и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то все же грешно будет нарушать освященный Самим Господом пост: Мф.4:2;17:21;6:18, установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17. Первые христиане постились: Деян.13:2-3; Лк.2:37; и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13, и порабощал тело свое: 1Кор.9:27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible