Скрыть
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-20 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было

Какие слова сохраняла Дева? Иные говорят, что те, кои сказал Ей Ангел, и те, кои сказали Ей пастыри. Она соблюдала их и слагала в сердце Своем, то есть обсуждала и во всех находила одну согласную мысль, что Сын Ее есть Бог. А мне кажется, что здесь словами называются события; говорится как бы так: Мария сохраняла все слова, то есть те события, о которых я теперь говорю, и чрез то делаю их словами. Ибо событие, когда о нем скажут, становится словом. Пастыри возвратились с благодарностью Богу за все; ибо они не были завистливы как иудеи.

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем

То есть соображая с ними, что Сама уже видела и испытала, и вместе с тем извлекая из них руководство на будущее время, которое, судя по прошедшему и настоящему, заставляло ожидать новых, чрезвычайных противоположностей в судьбе Божественного Младенца.

Слово в день Рождества Христова, на литургии

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем

Сказанное имеет следующее значение: Божия Матерь внимательно следила за всеми событиями, относившимися к Богочеловеку с самого рождения Его, замечала их, запечатлевала в памяти. Книгою для записи этих событий служило Ей Ее сердце. Впоследствии Евангелие повторяет свое свидетельство: Мати Его соблюдаше вся глаголы сия в сердцы своем (Лк. 2.51). Это уже сказано о словах Господа. Не только замечала она со всею тщательностью события, касавшиеся Господа, но замечала самые слова Его, слагая их в сердце свое, храня их в сердце своем, как бесценные сокровища в ковчеге, который и сам соделался бесценным по бесценности сокровищ. Нельзя не упомянуть того, что Евангелие говорит это по поводу тех слов Господа, которые были недоступны для постижения Божией Матери по Ее тогдашнему душевному состоянию и которые объяснялись Ей впоследствии, по обновлении Ее Духом. Какое слышание слова Божия может быть сильнее того, при котором слово Божие полагается в сердце и хранится в нем? Святой пророк Давид сказал: сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех и закон Твой посреде чрева моего (Пс. 39.9), то есть посреди сердца моего. Что желали исполнять величайшие угодники Божии, то Божия Матерь, по данной Ей Божественной благодати, исполняла на самом деле. И как исполняла? Сперва сердце Ее и утроба осенены были Святым Духом; потом чрево Ее соделалось храмом существенно вселившегося Господа; духовная радость от присутствия в Ней Господа обымала все Ее существо, как Она Сама это засвидетельствовала. По рождении Богочеловека Она находилась к Нему в ближайших отношениях. На руках и в объятиях Ее Он провел младенчество; неразлучно с Нею был не только в отрочестве Своем, но и в юношеском и мужеском возрастах, до самого вступления Своего в Божественное служение, продолжавшееся три года с половиною. Никто другой не был столь близким слышателем слова Божия и в течение столь продолжительного времени, как Божия Матерь; никто с таким глубоким и постоянным вниманием не следил за словами и делами Богочеловека, никто с такою тщательностью и любовью не хранил их.

Аскетическая проповедь

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем

«Пастухи сказали» и пр.: речь, выражающая не сомнение их, а покорность веры. Как видно из всего рассказа, пастухи были люди благочестивые, чаявшие явления в мир Спасителя, а потому, при первой вести о Нем, несомнительно «поспешают» туда, куда указал им Ангел, нашли все так, как им было возвещено, и не соблазнились уничижением давно ожидаемого всеми царя Израилева.
– «Все слышавшие»: из этого видно, что по крайней мере это уже время, кроме святого семейства, на месте рождения спасителя мира были уже и другие, может быть ближние или родственники их, пришедшие помочь им в том, в чем могла быть полезна им человеческая помощь.
– «Дивились»: опять то же чувство, какое бывает в людях при слухе о необычайных событиях жизни, – чувство удивления.
– «А Мария сохраняла» и пр – Мать Младенца уже не удивлялась необычайным рассказам, зная уже тайну совершившегося с Ней, а «сохраняла», запоминала слыщимое и размышляла об этом. Из этого, как и Лк.1:20, 2видно, что Дева Мария в высокой степени обладала теми свойствами или качествами душевными, которые по апостолу составляют драгоценное в глазах Божиих украшение женщины, это – «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет.3:4). И ум, и сердце, и память соединились здесь для покорного служения глубокой вере.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-19 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем

Рассказу пастухов о явлении Ангела дивились не только Иосиф с Марией, но и все пребывавшие в то время в Вифлееме, которым – может быть, на другой день – пастухи также рассказали о случившемся с ними.

«Слагая в сердце Своем» – точнее: «сравнивая, сопоставляя (συμβάλλουσα)» с бывшим Ей самой откровением от Ангела. В этих словах евангелист сам дает указание, чьими рассказами он руководствовался при описании первых дней жизни Спасителя, это, конечно, прежде всего были воспоминания Марии.

Гладков, Б. И. (†1921)

Ст. 15-19 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем
 

Ангелы удалились, а пастухи поспешно отправились в Вифлеем, нашли Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. Они рассказали Марии и Иосифу о том событии, которое привело их к колыбели Христа Господа; рассказывали они о том же и другим, и все, слышавшие их рассказ, удивлялись.
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Она не удивилась необычайным рассказам, но запоминала все слышанное.
Евангелист Лука, подробно описывающий события благовестия ангела и рождение Иисуса Христа, очевидно, писал со слов Самой Богоматери, а потому его повествование – вне всякого сомнения.

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Пресвятой Богородице.
 

Лк.2:19. Дважды об этом говорит евангелист: Лк.2:51, указывая тем, откуда он почерпал знание о евангельских событиях, т. е. от Пресвятой Матери Божией, Которая была с самого начала «очевидицею»: Лк.1:2, и ходатаицею пред Господом: Ин.2:1-11; поэтому правосл. христиане и прибегают к Ней с молитвою о ходатайстве пред Сыном Её: Откр.12:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible