Скрыть
Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-15 Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом

Фарисеи, в досаде на слова Господа, смеялись над Ним. Ибо им, как сребролюбцам, неприятно было слушать о нестяжательности. Так и сказано: «мерзость грешнику богочестие, и обличение нечестивому раны» (Притч. 9, 7). Господь, обнаруживая скрытое лукавство фарисеев и показывая, что они, хотя и принимают вид праведности, мерзки, однако ж, пред Богом по своему самомнению, говорит: вы представляете себя праведниками пред людьми и думаете, будто вам одним дано разуметь то, что нужно, и учить; поэтому вы и смеетесь над Моими словами как неразумными, желая почитаться у черни учителями истины. Но не так на деле. Потому что Бог знает сердца ваши и считает вас мерзкими за ваше высокомудрие и пристрастие к людской славе. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч. 16, 5). Поэтому вам, фарисеи, нужно было жить не для людского мнения, «ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя» (Пс. 52,6), но лучше соделовать себя праведными пред Богом.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом

Господь преподал учениками Своим поведение прямое, искреннее, утвержденное на святой мудрости, а не оправдываемое лукавством, — поведение, из которого должна светить чистая добродетель и небесною красотою своею привлекать к себе взоры и сердца человеков. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже есть на не6есех (Матф. V, 16).

Фарисеи, напротив того, желали лишь казаться праведными, заботились только о том, чтоб выставить и выставлять себя слугами Бога пред обществом людей, пред массою, обыкновенно малоразборчивою. И ныне можно видеть, что фарисеи прибегают ко всевозможным изворотам, чтоб дела их, имеющие наружность добрых, блистали как можно ярче пред глазами людей, а злодеяния были извинены политическою необходимостью, личиною правосудия и мудрой предусмотрительности, желанием предупредить допущением меньшего зла зло большее и прочими оправданиями, так обильно источающимися из сердца, наполненного лукавством. Господь воспрещает такое поведение в весьма сильных выражениях. Вы есте, говорит Он, оправдающе себе пред человеки, Бог же весть сердца ваша, яко, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом. Фарисеи старались прикрывать оправданиями свои душевные страсти, действия, плоды их. Душевные страсти, под сению и прохладою оправданий, обыкновенно пускают глубокие корни в душу, соделываются дебелым древом, обнимая ветвями всю деятельность человека, то есть, проникая во все его мысли, во все чувствования, во все действия. Святой Пимен Великий сказал: «если греховной воле человека помогут оправдания: то он развращается и погибает».

Аскетические опыты. Том 1

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом

Человек! Ты всегда осуждай себя, поставляя себя пред всевидящим Богом, потому что ты непременно – великий грешник при всех, по-видимому, добрых расположениях души твоей. Смотри, не смей никогда мечтать: Бог видит сердце твое. Всякое самомнение, всякий горделивый помысел есть мерзость пред Богом.

Дневник. Том II. 1857–1858

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом. 

– «Праведниками пред людьми» и пр.: обличение в лицемерии. Вы стараетесь только казаться праведниками, благочестивыми, поступающими по закону, не будучи на самом деле таковыми, обманываете людей своей набожностью, но – только людей и обманете (и то конечно не всех). Бог же всеведущий знает, какова эта ваша праведность, и не только не оправдает вас за нее, но осудит (ср. прим. к Мф.5:20, 6:1-2, 5-6,16).
– «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом»: Господь говорит не о том, без сомнения, что действительно в нравственном отношении стоит и должно стоять высоко в глазах нравственно усовершенствовавшихся и нравственно неиспорченных людей и что, без сомнения, стоит так же высоко и в очах Божиих, – высокие нравственные поступки и подвиги, но – только о том, что лишь по-видимому высоко, имеет обманчивую, мнимую высоту, которую стараются выставить перед глазами людей, и что может действительно казаться – высоким для людей, не знающих дела. Такое лицемерно-высокое, обманывающее только людей высокое – мерзость пред Богом: Он отвращается от такого лицемерно высокого, как от мерзости.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-15 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом

В числе слушателей притчи о неправедном домоправителе были и фарисеи, которые посмеивались (ἐξεμυκτήριζον) над Христом – очевидно, потому, что им казалось совершенной нелепостью Его мнение о земном богатстве. Закон, говорили они себе, иначе смотрит на богатство: там обещается богатство в награду праведникам за их добродетели, следовательно, оно никак не может быть названо неправедным. Притом и сами фарисеи любили деньги. Такое рассуждение фарисеев, несомненно, имеет в виду и Христос, когда обращается к ним со словами: «вы выказываете себя праведниками…» Он как бы хочет сказать им: «Да, в законе действительно есть обещания земных наград и, в частности, богатства за праведный образ жизни. Но вы-то не имеете права смотреть на свои богатства как на награду от Бога за вашу праведность. Ваша праведность – мнимая. Если вы можете найти почтение к себе со стороны людей своей лицемерной праведностью, то не найдете себе признания со стороны Бога, Который видит настоящее состояние вашего сердца. А состояние это таково, что оно должно быть признано самым ужасным».

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И рече им: вы есте оправдающе себе пред человеки, Бог же весть сердца ваша: яко, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом

Когда, произнесши причту о неверном управителе, Господь высказал изречение, что нельзя соединять вместе служение Богу и богатству (мамоне), и привязанные к богатству фарисеи (о них чит. в объясн. Лк. 3:7), не веря сему, начали смеяться над Ним, то Он обличил их в лицемерии (Лк. 16:15-18) и затем высказал целую притчу о пагубности богатства (Лк. 16:19-31).

Вы есте оправдающе себе (вы выказываете себя праведниками) пред человеки. Фарисеи были людьми лицемерными: будучи в душе злыми, коварными, гордыми, развратными и сребролюбивыми, старались казаться благочестивыми и добрыми; так что Иисус Христос сравнивал их с гробами окрашенными, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27). С другой стороны, они думали спастись одним внешним исполнением закона, без веры в Мессию и без истинной любви к ближнему, следовательно казались только праведниками, обманывали других своею набожностию. В этом смысле Господь и говорил так о них.

Бог же весть (знает) сердца ваша, т. е. Бог, как всеведущий, знает, какова ваша фарисейская праведность, и не только не оправдает вас за нее, но и осудит. Почему осудит? потому что лицемерно поступать есть мерзость пред Богом, хотя такое поведение и ставило фарисеев высоко во мнении других. Это и значат слова Христовы: еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible