Скрыть
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

Святые отцы

Прочие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Написано же, что делатель, когда видит «розгу творящую плод, отребляет ю, да множайший плод сотворит; а розгу не творящую плода» искореняет и предает сожжению. Человеку должно, постится ли он, пребывает ли во бдении, молится ли, делает ли что доброе, приписывать все Господу, говоря так: „если бы не подкреплял меня Бог, то не мог бы я ни поститься, ни молиться, ни оставить мир“. И Бог, видя доброе твое произволение, потому что и свое, естественными силами сделанное, приписываешь Богу, и Сам дарует уже тебе собственное Свое, духовное, Божественное, небесное. Что же именно? — Плоды Духа, радование и веселье.

Собрание рукописей типа II. Беседа 26

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-6 Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть: всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам. Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже: аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает

Аз есмь лоза, вы же рождие (15, 5). Что Он хочет сказать этою притчею? То, что не внимающему Его словам невозможно жить и что будущие знамения совершатся силою Христовою. Отец Мой делатель есть. Что же? Значит, Сын нуждается в помощи? Нет; указание на Отца не означает этого. В самом деле, смотри, с какою точностию Он излагает притчу. Только о ветвях говорит, что они пользуются попечением делателя, а не о корне. О корне здесь упомянуто только для того, чтобы показать ученикам, что без Его силы они ничего не могут делать и что им должно так соединиться с Ним верою, как ветви с лозою. Всяку розгу о Мне, не творящую плода, измет ю Отец (ст. 2). Здесь Он намекает на жизнь, показывая, что без дел невозможно быть в Нем. И всяку, творящую плод, отребит ю (ст. 2), то есть сделает ее предметом великого попечения. Хотя о корне нужно бывает больше заботиться, чем о ветвях, – нужно его окапывать, очищать, однако ж Он ничего не говорит здесь о корне, но все о ветвях, показывая тем, что Он Сам Себе довлеет, а ученики, хотя бы были и весьма добродетельны, имеют нужду в великой помощи делателя. Потому-то Он и говорит: творящую плод, отребит ю. Когда ветвь бесплодна и может быть на лозе, (делатель) отсекает ее, а когда приносит плод – очищает ее и чрез то делает еще более плодоносною. Это, впрочем, можно разуметь и о бедствиях, которые в то время угрожали ученикам. Выражение: отребит ю значит – обрежет, отчего ветвь делается более плодоносною. Этим показывается, что искушения сделают учеников особенно сильными. А чтобы они не стали спрашивать, о ком это сказано, и чтобы опять не привести их в беспокойство, Он говорит: уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам (ст. 3). Видишь, как Он представляет Самого Себя заботящимся о ветвях? Я, говорит, очистил вас. Хотя выше показывает, что это делает Отец, но между Отцом и Сыном нет никакого различия. Теперь нужно, чтобы и вы, со своей стороны, делали то, что следует. Затем, чтобы показать, что Он сделал это не потому, что имел нужду в их служении, а для их преуспеяния, Он присовокупляет: якоже розга не может плода сотворити о себе (ст. 4), так и тот, кто во Мне не пребудет. А чтобы они не отделились от Него из страха, Он укрепляет ослабевшую от боязни их душу, тесно соединяет с Собою и уже подает благие надежды, так как корень всегда остается, а отделяться и отпадать свойственно ветвям. Потом, побудив их с обеих сторон – и со стороны пользы, и со стороны вреда, Он требует того, что составляет нашу первую обязанность. Иже будет во Мне, и Аз в нем (ст. 5). Видишь, что и Сын участвует в попечении об учениках не меньше Отца? Если Отец очищает, зато Сын содержит в Себе; а от пребывания на корне и зависит плодоношение ветвей. Пусть ветвь и не очищается, но все же, оставаясь на корне, она приносит плод, хотя и не в таком количестве, в каком бы следовало; если же не остается, – и совсем не приносит плода. Впрочем, уже показано, что и Сыну свойственно очищать, равно как быть корнем – Отцу, родившему и корень.

Видишь ли, как у них все общее – и очищать, и иметь силу корня? Конечно, велик вред (для ветви) и в том, когда она не может ничего производить; но (Христос) не в этом только поставляет наказание, а ведет речь далее. Извержется, говорит, вон, – не будет уже пользоваться попечением делателя; и изсышет, то есть потеряет все, что имела от корня; если имела какую-либо благодать, лишится ее и останется без помощи и жизни, сообщаемой от корня. И что же наконец? В огнь влагается (ст. 6). Но не таков удел человека, пребывающего во Христе.

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю

Сказал не просто: «не творящую плода», но: «о Мне не творящую плода», то есть, по Моим заповедям, по Моим законоположениям, с верою в Меня, потому что иные, и не исповедуя Его, ради славы человеческой, заботятся, повидимому, о добродетели.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-3 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам

Многократною речью о Своих страданиях Господь совершенно убедил учеников в необходимости оных. За сим уразумел, что они боятся, как бы вскоре их не схватили, и от сильного страха уже не внимают и словам Его. Посему Он хочет, по-видимому, вести их в место потаенное, в котором их не схватят. Но Он уходит из того места, где они были, для того, чтобы, укротив смятение в душах их, преподать им таинственнейшее учение. Отводит их, как узнаем из последующего, в тот сад, который был известен Иуде. Такой поступок был, по-видимому, удалением, а на самом деле добровольным преданием Себя; ибо Он удаляется в такое место, которое знал Иуда. Что же таинственного Он преподает им? Я, говорит, есмь лоза, то есть корень, а вы - ветви, а Отец Мой - виноградарь. О ком же заботится Отец? Ужели о корне? Нет, а о ветвях. Ибо, говорит, «всякую ветвь, не приносящую плода, Он отсекает», то есть всякий человек, который чрез веру стал частью корня, соединился с Господом и соделался стелесником Ему, должен и плод приносить, то есть вести жизнь добродетельную, так что если кто-нибудь имеет только голословное исповедание веры, а не приносит плода чрез соблюдение заповедей, тот делается ветвию мертвою; ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Итак, всякий верующий дотоле находится во Христе, доколе верует; ибо, говорит, всякую ветвь, которая во Мне, если она не приносит плода, Отец «отсекает», то есть лишает общения с Сыном, а приносящую плод «очищает». Отсюда мы узнаем, что и очень добродетельный человек все-таки нуждается в попечении Божием. Ибо бесплодная ветвь не может оставаться на лозе, а плодоносную Отец делает еще более плодородною. Понимай эти слова и о бедствиях учеников. Так как бедствия похожи на то, что садоводы называют подрезыванием, то Господь показывает ученикам, что чрез бедствия они сделаются более плодоносными, подобно как и ветви чрез подрезывание. Ибо чрез искушения они оказывались более и более сильными. Потом, чтобы не просили: о ком Ты говоришь это, Он говорит: «вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам». Смотри, выше сказал, что Отец очищает, а теперь представляет Самого Себя заботящимся о ветвях. Итак, у Отца и Сына одно действие. Я, говорит, очистил вас чрез Свое учение: теперь уже нужно, чтобы и вы показали на деле, что следует с вашей стороны.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 1-6 Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть: всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам. Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже: аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгарает

Отец Мой делатель есть, сказал Господь: всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю (очищает искушениями и скорбями), да множайший плод принесет. Заметьте: плод, взыскуемый и приемлемый Богом от каждой виноградной лозы, которою изображается душа человеческая, есть деятельность ее о Христе, то есть исполнение ею евангельских заповедей, а отнюдь не естественная, то есть отнюдь не исполнение на деле добра естественного, оскверненного смешением со злом. Розга, сказал Господь, не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе; тако и вы, аще во Мне не пребудете. Только ту душу, которая приносит плод о Христе, Отец Небесный очищает; душа, не приносящая плода о Христе, пребывающая в падшем естестве своем, приносящая бесплодный плод естественного добра и довольствующаяся им, не привлекает Божественного попечения о себе: она, в свое время, отсекается смертию, извергается ею из виноградника — из недра Церкви и из земной жизни, данной для спасения в недре Церкви, влагается в вечный огнь ада, где сгорает, горя и не сгорая вечно.

Приношение современному монашеству. Глава 2

Евфимий Зигабен (†1118)

Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю

Всякую ветвь, которая выросла на Мне и соединена со Мною посредством веры, но не приносит плода, Отец отсекает, как бесполезную и годную только для огня. Так и всякий христианин, не приносящий плода, отсекается от Иисуса Христа и, хотя по видимому соединен с Ним через веру, но только сохраняется для вечного огня.

И всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет

Очищает такую ветвь посредством различных испытаний и допускает эти испытания, потому что они все вредное уничтожают, а сообщают крепость и способствуют к умножению добродетелей. Но чтобы ученики не подумали, что и некоторые из них бесплодны, и чтобы опять они не беспокоились за себя, Иисус Христос предупреждает такое смущение их, говоря: см Ин. 15:3

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 1-3. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.


Ст. 1-3. Аз есмь лоза истинная, и Отец мой делатель есть. Всяку розгу о мне не творящую плода, измет ю: и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Уже вы чисти есте за слово, еже глаголах вам.


Последнее обращение к ученикам указывает на значение слов: «Отец очищает лозу». Очищение производится Словом Божиим; только оно делает человека достойным приблизиться к Богу.

Господь, глаголя: «Аз есмь лоза истинная и Отец Мой делатель есть», напоминает древнее пророчество Исаии, произносившего по повелению Божию притчу, где Бог уподобляется также делателю *. «.... У Возлюбленного Моего был виноградник.... и Он обнес его оградою.... и насадил.... и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.... И оставлю его в запустении.... Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев и мужи Иуды – любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот кровопролитие; ждал правды, и вот – вопль» (Ис.5:1-7).

«Аз есмь лоза истинная, глаголал Господь, и Отец Мой делатель есть». Сопоставляя пророчество Исаии со словами Господа, мы видим, что мужи Израиля, предназначенные принести плоды добра, не могли принести их, хотя огражденные законом и очищаемые пророчествами. Израиль не сделался лозой Божией, лозой истинной, он принес дикие ягоды. Тогда явился Сын Божий во плоти, который во образе человеческом сделался Единым истинным Израилем, которого хотел создать Бог. Как человек, представляющий Собою все человечество, Он только есть «лоза истинная», возросшая по мысли Отца делателя. Посему естественно, что только ветви (рождие), принадлежащие к лозе истинной, суть соучастники плодородия лозы, жизнь которой есть Существо Второй Ипостаси Святой Троицы, нераздельное с пребывающим с ним Духом Святым.

Не отделение Ипостасей изображается в словах 1 и 2 стихов, а образ делания и действования Бога всемогущего, во святой Троице покланяемого. Отец в милосердии Своем есть делатель; по мысли Божией Слово, являющее Невидимого, плоть бысть и становится лозою, в коей соединяется и Божество и человечество, дабы люди могли привиться к этой вечной лозе, дающей вечное счастье пребывающим неотделенными от неё. Не лозу, или корень, замечает Златоуст (бесед. 76, стр. 371), – очищает Отец, но только рождие: о них Его попечение, ибо виноградная лоза есть Сам воплощенный Бог – Слово.

Но розга, или ветвь, привитая к лозе, должна принести плод, иначе она отсечется и ее постигнет та же участь, какая постигает всякое древо сухое: она будет сожжена огнем (Ср. Мф.3:10; слова Иоанна Крестителя). Не к одному только племени Иудейскому обращены слова Господа о лозе и ветвях; время Израиля как племени прошло безвозвратно, да и сами они отверглись Господа. Посему прекрасно уподобляет Павел (говоря о вечной маслине в том же смысле, как о вечной лозе) Иудеев отломленным ветвям, а верующих язычников ветвям, хотя дикой маслины, но привившимся к вечной маслине и ставшим причастниками корня и соков маслины, к которой они привились и держатся верою (Римл.11:16-21).

Но что глаголет Господь о ветви, не приносящей плода, или (взяв уподобление пророка Исаии) приносящей дикие ягоды (второе уподобление в мире христианском может быть применено к еретическим учениям, которые на словах не отрицаются Господа, но не проникнуты Духом учения Его). Все сии ветви отсекаются Отцом, как ненужные и вредные для общины Христовой и царства Божия. Мы увидим ниже (ст. 5) при каком условии ветви могут творить плод, здесь же только скажем, что пусть каждый памятует, что единая сила есть Господь.

Итак Господь, воспоминая ученикам пророчество Исаии, указует им на слабость и зло человечества, которое, хотя и огражденное законом, не могло стать лозою Божией. Чтобы человечество стало лозою Божией, по крайней мере в ветвях лозы, необходимо было, чтобы лозою сделался Сам Господь Слово в человеческом образе, в коем сосредоточены и Любовь Божия к человеку и любовь человека к Богу. Пребывающие на сей лозе ветви да не засохнут и не отпадут, ибо с плодотворностью ветвей соединено счастье человеческое не только в будущей жизни, но и в настоящей; ибо как мы не раз говорили, пусть человечество создаст строй общества по плану позитивистов, – с условием непременно забыть все христианские начала, – и пусть оно посмотрит на результаты этого готового костра сухих ветвей, отломившихся от Христа, и пусть оно ужаснется последствий, которых быть может некому будет понять среди того общества, которое забыло бы Христа.

И Господь указывал ученикам, что они чисты, ибо очищены Его учением, Его словом. Только Его слово вечно и ведет человека к совершенству вне и выше среды, в которой он живет. Ученики Господа под влиянием Слова Его поняли всю тщету суеверий Иудейских, всю неправильность иудейского понимания исполнения закона; они слышали в нагорной проповеди совершенно новое откровение закона в заповедях любви, сострадания, чистоты, забвения обид, и среди иудеев они были уже не иудеи, а христиане, они уже поднялись выше своего общества, они привились к вечной лозе, а потому имели и высшую цель в жизни и путеводную нить, которой лишены все не знающие Господа. Дух Святой после Воскресения Господа дал им силу создать новое общество живых ветвей, привитых к вечной лозе – Господу, и сие общество существует доныне и врата адовы не поколеблют его. Тем тяжелее видеть, как отпавшие ветви, кои еще не засохли окончательно потому только, что в них еще сохраняется бессознательно для них самих живая сила Лозы, питавшей их, как эти отпавшие ветви думают и проповедуют, что мир может обойтись без той вечной Лозы, на которой возрос он, и которая питала его последние две тысячи лет.

Примечание автора:
* Ис.5:1-7. Таково, по-видимому, сопоставление текстов Ветхого и Нового Завета, могущее быть допущенным. Мы решительно восстаем против весьма распространенного у англ. богословов приема предполагать, что Господь брал Свои сближения из тех предметов, которые попадались на глаза. Так Westcott in loco думает, что виноградники по пути, по коему шел Господь с учениками, могли возбудить символизм лозы; или, при (неправильном) предположении, что Он заходил в храм, символистика виноградной лозы (как думает Уэсткотт) возникла от изображения золотой виноградной лозы на вратах храма, о чем говорит Фл. Иосиф, называя врата портиками в Др. Ист Иуд. кн. XV, глава XIV, § 4, и в Войне Иуд. кн. V, глава XIV (опис. храма) § 8. Точно также в X главе Иоан. Уэсткотт делает предположение о том, что вдали виднелись пастухи. Подобные мысли мы встречали и у других английск. богословов, но мы решительно отрицаем эти мнения, дающие как бы случайный характер символам и уподоблениям Господа, тогда как они вечные образы вечных истин.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода

Ветви лозы – Христа – это все верующие или обратившиеся в христианскую веру (Господь здесь взор Свой обращает на далекое будущее). Среди христиан будет немало таких, которые будут христианами только по имени, внутренне же будут далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном последнем суде. Наоборот, ветви добрые Бог «очищает», удаляя из них все, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина, – это т.н. водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же. Он очищает, конечно, путем тяжелых испытаний (1Пет.1:6–7) их от всего, что мешает им идти по пути духовного самоусовершенствования.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible