Скрыть
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

Закон Божий подвергает нас рабству спасительному для нас. Он научает нас обуздывать страсти и исполнять то, чего требует добродетель. Если мы постоянно пребываем в сем рабстве: то получаем свободу благодати, так что и к нам относятся слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанныя Им ученикам своим: Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его, вас же рекох друзи, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам, и слова Апостола Павла, сказанныя Римлянам: Не приясте духа работы в боязнь, но приясте духа сыноположения, о нем же вопием: Авва Отче (Рим. 8, 15).

Письма к монахам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-16 не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам. Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет, да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам

Вы друзи Мои есте. Не ктому вас глаголю рабы; раб бо не весть, что творит господь его. Вы други Мои есте, вся бо, елика слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин. 15, 14, 15). Как же он говорит: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (16, 12)? Словами: вся и: елика слышах Он внушает не другое что, но именно то, что Он не говорит ничего постороннего, но только слышанное от Отца. А так как преимущественным знаком дружбы считается то, когда сообщаются тайны, то вы, говорит, удостоены и этого общения. Когда же говорит: вся, то разумеет все, что им нужно было слышать. Потом выставляет и другой немалый знак дружбы. Какой же именно? Не вы, говорит, Мене избрасте, но Аз избрах вас (15, 16), то есть Я искал вашей дружбы. И на этом не остановился; но еще говорит: и положих вас, то есть насадил, да вы идете (все еще продолжает сравнение с виноградного лозою), то есть чтобы вы распространялись, и плод принесете, и плод ваш пребудет. Если же плод пребудет, то тем более вы. Я не только, говорит, возлюбил вас, но и осыпал вас величайшими благодеяниями, распростирая ветви ваши по всей вселенной.

Видишь ли, сколько Он употребляет способов, чтобы выказать любовь? Он открыл тайны, Он первый искал их дружбы, Он даровал им великие блага, Он за них подвергся страданиям. Здесь же показывает, что Он и постоянно будет пребывать с ними; они будут приносить плод, а чтобы приносить плод, для этого необходимо иметь Его помощь. Да, егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам (ст. 16). Но ведь исполнять прошения – дело того, кого просят: как же исполняет Сын, когда просят Отца? Это – чтобы ты знал, что Сын не меньше Отца.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-16 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую Вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам

Постоянно вставляет речь о любви и этими многими речами показывает нам то, что заповедь о любви важнее прочих и требует большого усердия. Представляет и величайшее доказательство любви Своей. Я, говорит, люблю вас настолько, что открыл вам неизреченные тайны. Ибо Я сообщил вам все, что слышал от Отца Моего. Как же в другом месте (Ин. 16, 12) говорит: много имею Я сказать вам, но вы не можете понести? Он сообщил им все то, что можно было им выслушать и что они могли теперь понять. Когда же говорит: «все, что слышал от Отца Моего», то не подумай, будто Он нуждается в научении, а показывает то, что Он не возвещает ничего постороннего, но то, что принадлежит Отцу, и что все слова Его суть слова Отца. Сказав, что доказательством любви Моей к вам служит сообщение вам тайн, прибавляет и другой признак любви. «Я, говорит, вас избрал», то есть не вы пристали к Моей дружбе, но Я к вам, и Я первый возлюбил вас. Как же Я оставлю вас на последующее время? - «И поставил вас», то есть Я насадил вас, «чтобы вы шли», то есть, чтобы вы росли, умножались, расширялись, распространялись и приносили плод. Здесь Он ясно выставляет Сам Себя делателем. Он и выше объявил Себя очистителем, когда сказал: «вы очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» (ст. 3), а теперь еще яснее, когда сказал: Я избрал вас и поставил вас. Ибо известно, что делатель выбирает и полагает ветви в землю. Видишь ли равенство Отца и Сына? Выше называется делателем Отец, а здесь является делателем - Сын. Постыдись, Арий, с теми, которые вместе с тобою поработились нечестию. - Вот и еще признак любви. «Дабы, чего ни попросите от Отца, Он дал вам», то есть Я дам вам. Хотя по связи следовало бы сказать: чего ни попросите у Отца, даст вам; - а Он сказал: Я дам вам, - сказал так, без сомнения, по равенству силы. Ибо Отец, когда дает, дает Своею десницею, а десница Его - Сын. Примечай, прошу тебя, и то, что когда мы, быв насаждены, приносим плод, тогда и даст нам, чего ни попросим; если же не приносим плода, то не получим. Ибо кто не приносит плода, тот и не просит полезного и спасительного для души, но непременно просит мирского и бесполезного, а потому и не получает. Ибо «просите», сказано, «но не получаете, потому что не на добро просите» (Иак. 4, 3).

Евфимий Зигабен (†1118)

Не ктому вас глаголю рабы

Но когда же Иисус Христос назвал их рабами? Когда, раскрывая учение о силе Своего Божества, Он сказал: вы глашаете Мя Учителя и Господа, и добре глаголете: есмь бо (Ин. 13, 13).

Яко раб не весть, что творит господь его

что он делает тайно.

Вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам

Я сказал вам как друзьям все, что только вы могли вместить, все, что только вам можно было слышать. А всякий, конечно, другу, а не рабу поверяет свои тайны. Сказав прежде: вы друзи Мои есте (εστε), аще творите, елика Аз заповедаю вам (ст. 14), Иисус Христос показал, что ученики еще не друзья Ему, а только будут ими тогда, когда исполнят заповеди Его; каким же образом Он говорит теперь: вас уже рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам? Слово есте поставлено вместо пребываете, и место это нужно понимать так: будучи уже Моими друзьями, вы и пребудете такими, если будете исполнять то, что Я заповедую вам. Затем Иисус Христос высказывает и другое доказательство того, что ученики – друзья Его.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.14-15. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. 
 

– Вы друзья Мои и пр.: чрезвычайная духовная близость Учеников к Господу, в силу которой Он называет их друзьями Своими, обусловливается, однако же, исполнением Его заповедей вообще и в частности заповеди о взаимной любви между ними самими (Ин.15.12). Эта взаимная любовь делает их друзьями между собою; а так как союз этой взаимной любви их – во Христе, Который возлюбил их той же любовью, какою и они должны любить друг друга, то они, делаясь друзьями между собою, делаются друзьями и Христа. В силу этой любви Он открыл им всю волю Божию, и – это служит доказательством, что они уже не рабы, а действительно друзья Христовы. Это и объясняет им Господь, пользуясь образом, заимствованным от обыденных отношений господина и раба.
 Раб не знает, что делает господин его: он может видеть, что делает господин, и догадываться о смысле дела, но знать, т. е. понимать дело, побуждения, причины, сущность его не может, если не объяснит ему господин его; раб берётся здесь только как орудие исполнения дела господином его.
– Сказал вам всё и пр.: т. е. всю волю Божию относительно того великого дела, ради которого Господь пришёл на землю (слышал: см. прим. к 5 и парал.). Конечно, ещё многое относительно сего остаётся открыть им (Ин.16:12); но если Он ещё не всё открыл им, то потому, что они ещё не способны теперь более понять, и другой Утешитель восполнит им это откровение, а не по недостатку доверия дружеского к ним со стороны Господа. Впрочем, сущность всего дела Господа им открыта и объяснена, насколько они могли понять его (ср. Феофил.). Вследствие сего откровения им Господом сущности дела Своего, как довереннейшим лицам, Он не называет уже их рабами, которые не понимают дел господина своего, а называет друзьями – ближайшими довереннейшими людьми. Господь и прежде называл ближайших учеников Своих друзьями (Лк.10:4) и после говорит как о рабах (Ин.15.20), и это не стоит в противоречии с рассматриваемым изречением, потому что ученикам и прежде, преимущественно пред другими, открываема была постепенно воля Божия, и в этом смысле они могли быть названы друзьями, и – после пред величеством Господа как Бога они, как и все люди, были рабы, как и сами себя они называли так (ср. Деян.4:29; Рим.2:1; Гал.1:10; Флп.1:1 и парал.). Рассматриваемое изречение есть только выражение чрезвычайной близости к Нему учеников.

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 14-15. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

Ст. 14-15. Вы друзи мои есте, аще творите, елика аз заповедаю вам. Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам.


Господь, называя учеников «друзьями Своими», напоминает название, данное отцу верующих Аврааму, который сподобился быть другом Божиим (Ис.41:8; Иак.2:23). И прежде (Лук.12:4) Господь называл учеников Своих друзьями: «говорю же вам друзьям Моим, не бойтесь убивающих тело», но здесь впервые Господь вполне раскрывает духовную связь, соединяющую верующего с Богом. Это узы не страха, не рабства, а узы одной только чистой любви, а «любовь совершенная изгоняет страх» (1Иоан.4:18). Человек в бессмертной душе своей воспринимается в общение с вечно живущим Творцом вселенной, если только он верует и любит. Верующий назван от Бога другом «аще творите елика Аз заповедаю вам».

Сие глаголет Тот Милосердый, Который облекся в плоть нашу и Сам во плоти сей испил всю чашу горестей и страданий человеческих.

Раскрывая все более образ общения человека с Богом, Господь вводит учеников Своих в мир невидимый, небесный, духовный, вводит их в духовное Общение со Отцом, Которого Он являет на земле.

В Ветхом Завете закон требовал преимущественно послушания: в нем не была вполне раскрыта человеку духовная тайна разумения о Существе Божием и о любви Его и об отношениях Его к созданию. В Ветхом Завете люди были преимущественно рабы. Не так с пришествием Бога во плоти: Господь подымает человека от рабства к общению, приглашает всех на пиршество счастья и радости (Матф.22:1-14) и раскрывает человеку, «что творит Господин его». До страдания и прославления Господа знание это не могло еще быть совершенным, но вечные слова Господа, остававшиеся в сердце учеников, по совершении тайны Искупления, осветились воскресением Господним и Дух Святой раскрывал верующим все более и более, все яснее и яснее таинственные пути великого милосердия Божия к человеку. Тогда вполне поняли ученики и за ними все верующие слова Господа: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13), и «вас же рекох други, яко вся, яже слышах От Отца Моего, сказах вам».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-17 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга

Чтобы побудить учеников к исполнению Его заповедей, Христос говорит, что исполняя эти заповеди, апостолы не будут подобны рабам, которым их господин отдает разные приказания, а, напротив, они покажут себя «друзьями» Христа. Есть большое различие в том, с каким чувством исполняется порученное нам дело. Можно смотреть на него только как обязанность и потому исполнять без увлечения, а можно делать его из любви к тому, кто поручил нам это дело. Понятно, что в последнем случае это дело будет сделано гораздо лучше, чем в первом. Ученики и должны исполнять заповеди Христа как друзья Его.

«Я уже не называю вас рабами». Господь называл так учеников прежде (Ин.13:16), но Он называет их и ниже таким же именем (стих 20), как же Он говорит, что не называет уже? Несомненно, что здесь выражение «называть» нужно понимать не в буквальном смысле слова, а в переносном. Господь может и называть учеников рабами, но относится к ним Он не как к рабам: Он вводит их в понимание всего плана божественного домостроительства, тогда как обыкновенным рабам их господин не открывает своих планов, заставляя их без всяких рассуждений исполнять свои приказания.

«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Здесь – еще мотив к тому, чтобы ученики всегда исполняли заповеди Христа, всегда служили Ему. Тогда как у евреев было в обычае, чтобы желающие учиться Закону Моисееву сами избирали себе учителей-раввинов, апостолы стали учениками Христа только тогда, когда Он Сам избрал и призвал их к Себе. Но они заключили с Ним союз дружбы, и не в их воле поэтому расторгнуть этот союз (Вейс).

«И поставил вас». Здесь указывается на особое иерархическое положение апостолов в Церкви (ср. Деян.20:28; 1Кор.12:28).

«Дабы вы шли» – шли как Мои апостолы (ср. Мф.28:19) и «приносили плод», т. е. распространяли Евангелие и прочно утверждали его на земле («чтобы плод ваш пребывал»).

Это – первая цель избрания апостолов. Другая цель указана в словах: «дабы чего ни попросите…» Господь, избирая учеников, хотел сделать много полезного и им самим, хотел, чтобы молитвы их были исполняемы Богом.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О пастырстве, (священстве).

Ин.15:15-16. Это изречение есть только выражение чрезвычайной близости апостолов ко Христу, так как пред величеством Господа, как Бога, как апостолы, ученики Христовы, так и все люди были, есть и будут рабами: Лк.17:10; Деян.4:29; Рим.1:1; Гал.1:10. Словами «Я вас избрал и поставил» ... лишний раз подтверждается та истина, что честь пастырей никто сам собою предвосхищать не должен: Евр.5:4; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6; Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible