Скрыть
Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-10 Якоже возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас: будите в любви Моей: аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви

Якоже возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас (ст. 9). Здесь уже говорит человекообразнее, потому что речь, приспособленная к понятиям людей, имеет особенную силу. Подлинно, сколь великую меру любви выказал Тот, Кто благоволил умереть, Кто, удостоив такой чести рабов, врагов и противников, возвел на небо! А если Я люблю вас, то не бойтесь. Если слава Отца в том, чтобы вы приносили плод, то не опасайтесь никакого зла. Потом, чтобы не сделать их беспечными, – смотри, как Он поощряет их: Будите в любви Моей (ст. 9); это уже от вас зависит. Как же это сделать? Аще заповеди Моя, говорит, соблюдете, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох (ст. 10). Опять идет речь человекообразная, потому что законодатель, очевидно, не мог подлежать заповедям. Видишь ли, что и здесь так сказано, – о чем я всегда повторяю, – по немощи слушающих? Действительно: Он многое говорит сообразно с их понятиями и всячески показывает, что они в безопасности, и что их враги погибнут, и что все, что они имеют, имеют от Сына, и что, если они будут вести жизнь безукоризненную, никто и никогда не одолеет их. Заметь же и власть, с какою Он беседует с ними. Не сказал: будите в любви Отца, но: в Моей. Таким образом, чтобы не сказали: Ты сделал нас ненавистными для всех, и теперь оставляешь нас и отходишь, – показывает, что Он не оставляет их, а напротив, если только они пожелают, так тесно соединится с ними, как лоза с ветвями. А чтобы они, с другой стороны, предавшись надежде, не сделались беспечными, Он говорит, что их благополучие не будет неизменно, если они будут нерадивы. Потом, чтобы не приписать всегда дела Себе Самому и не подать им повода к большему падению, – говорит: о сем прославися Отец. Так везде выказывает Свою любовь к ним вместе с любовию Отца. Значит, не в том слава, что было у иудеев, но в том, что они имели получить. А чтобы они не сказали: мы лишились отцовского наследства, мы всеми оставлены и сделались нагими и ничего не имеющими, – Христос говорит: посмотрите на Меня, Меня любит Отец, и, однако ж, Я подвергаюсь предстоящим бедствиям. Так и вас Я оставляю теперь не потому, чтобы не любил вас. Если Я подвергаюсь смерти и, однако ж, не считаю этого знаком нелюбви к Себе Отца, то и вам не должно смущаться. Если вы пребудете в любви Моей, то все эти бедствия нисколько не повредят вам в любви.

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

Верою исповедуем, что Бог есть Господь, Владыка, Творец и Создатель всяческих; а ведением решаем, что должно нам хранить заповеди Его и разуметь, что ветхие заповеди хранит страх, как сказал Сам Он, а животворные заповеди Христовы хранит любовь, по сказанному: Аз заповеди Отца Моего соблюдох, и пребываю в Его любви. Почему явно, что Сын хранит заповеди Отца Своего не по страху, но из любви, а потому повелевает и нам соблюдать заповеди Его из любви, как говорит: Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам (Ин.14:15,16). Пришествием Утешителя называет дарования откровения духовных таин, посему в приятии Духа, которого прияли апостолы, - все совершенство духовного ведения. И Господь исповедал и обещал, умолив Отца Своего, дать им Утешителя, чтобы, при делании ими заповедей и очищении самих себя, пребывал с ними во веки. Видишь ли, что за сохранение заповедей ум сподобляется благодати таинственного созерцания и откровений духовного ведения, а не как предполагала твоя мудрость, что дело хранения заповедей служит препятствием созерцанию Божественных таин, совершаемых в безмолвии?

Слова подвижнические. Слово 55

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-10 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего, и пребываю в Его любви

Убеждает их не бояться и для сего говорит: Я возлюбил вас и возлюбил так, как Меня возлюбил Отец. Сказал же это человекообразно. Итак, «пребудьте в любви Моей»: ибо это от вас зависит. Услышав же, что Я возлюбил вас, вы не будете беспечны, но старайтесь пребыть в любви Моей. Потом объясняет, как они могут пребыть в этой любви, именно: если соблюдут заповеди Его. Ибо, как много раз было говорено, любит Его тот, кто соблюдает заповеди Его. Всем этим Он показывает, что они будут в безопасности тогда, когда будут вести чистую жизнь. «Как и Я соблюл заповеди Отца Моего, и пребываю в Его любви»: и это говорит по снисхождению к немощи слушателей. Ибо весьма нелепо думать, будто бы Дающий законы для всех подлежал заповедям и без заповедей Отца не мог управить Свою жизнь. Говорит же это для того, чтобы их более утешить. Он сказал им: Я люблю вас. Между тем они впоследствии должны бороться со скорбями. Чтобы в этом случае они не соблазнились, будто бы любовь Его ни к чему не служит им, Он говорит: не смущайтесь. Ибо вот, Отец любит Меня, однако же предает на страдания за мир. И как оттого, что Я стражду, любовь Отца не уменьшается, так и Моя любовь к вам не уменьшится, хотя вы и подвергнетесь бедствиям.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

«Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей»; если будем постоянно соблюдать заповеди Господа, то духом нашим соединимся с Ним. Если соединимся с Ним духом, то устремимся к Нему всем существом нашим, будем непрестанно памятовать о Нем. Направь поступки твои, все поведение твое по заповедям Господа Иисуса, направь по ним слова твои, направь по ним мысли и чувствования твои – и познаешь свойства Иисуса. Ощутив в себе эти свойства действием Божественной благодати и из этого ощущения стяжав опытное познание их, ты усладишься сладостью нетленной, не принадлежащей миру и веку сему, сладостью тихой, но сильной, уничтожающей расположение сердца ко всем земным наслаждениям.

Усладившись свойствами Иисуса, возлюбишь Его и возжелаешь, чтобы Он вполне обитал в тебе; без Него сочтешь себя погибающим и погибшим. Тогда будешь непрестанно вопиять, вопиять из полноты убеждения, от всей души: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в Его любви

Но почему же Ты умираешь, как беспомощный человек? Потому что этого желает и Отец и Я для спасения людей, потому что самое это дело Я считаю славой для Себя. Как Я, возлюбленный Отцом Своим, умираю за вас, так и вы, возлюбленные Мною, умрете, однако, за Меня. Это – смерть по любви, а не вследствие беспомощности или слабости.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст.9-10. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

Как ученики Господа, они составляют постоянный предмет Его любви, и во имя этой любви к ним Он к увещанию – пребывать в Нём – присовокупляет особенное увещание – пребывать в любви Его, чему условием или средством указывает соблюдение Его заповедей, по образу отношений Его Самого к заповедям и любви Отца Небесного.
– Как возлюбил Меня Отец (ср. Мф.3 и парал.), и Я таковою же любовью возлюбил вас, а потому пребудьте, останьтесь постоянно, в этой любви Моей к вам; самое действительное средство к сему есть соблюдение Моих заповедей (ср. прим. к Ин.14:15,23-24).
 Я соблюл заповеди Отца Моего, т. е. творил и творю волю Его во всей Моей деятельности (ср. Ин.8:29;10:17-18;14 и парал.) и за то пребываю в любви Его: ср. Ин.10:17.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 9-11. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. 

Ст. 9-11. Якоже возлюби мя Отец, и аз возлюбих вас: будите в любви моей. Аще заповеди моя соблюдете, пребудете в любви моей: якоже аз заповеди Отца моего соблюдох, и пребываю в его любви. Сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет, и радость ваша исполнится.


Господь глаголет ученикам о высшем развитии человека, о высшей радости души, происходящей не от земли и исполнения земных грез и желаний, а от исполнения заповедей Божиих; самое же чувство радости сливается с чувством любви, наполняющей душу человека и возносящей ее к Богу, источнику всякого счастья.

Мысль о тесном единении учеников с Господом любовью возводится Господом-в развитие уже прежде Им сказанных слов (Ин.14:21,23) – на недосягаемую для ума человеческого высоту уподоблением любви Бога к созданию Его, той любви, которая связует от века Бога Отца с Богочеловеком, со второй Ипостасию Святой Троицы, являющей Бога в человеческом образе. Но здесь и открывается единство существа Бога Отца и Бога Сына, ибо любовь Бога к Богочеловеку и любовь Богочеловека к верующим в Него есть единая любовь Бога к человеку, существо Которого вполне – с телом и душою - воспринял на Себя Бог, явленный смертному во второй Ипостаси Святой Троицы, но нераздельный со Отцем и Святым Духом. Но являющий Бога Сын Божий, восприняв дух и плоть человеческие, есть и посредствующий между Богом и человеком Ходатай, Он есть Любовь, ибо сказано: «Бог любы есть» (1Иоан.4:8).

Бог возлюбил чрез Сына, и человек не может любить Бога иначе, как чрез Сына Божия, и Сын Божий являет Любовь Божию.

В образе человека Сын Божий исполняет заповеди Отца Небесного на земле, и в соблюдении их выражается любовь, соединяющая Богочеловека с Богом невидимым, ибо мысль Божия едина: так по сему величественному образу и человек должен стараться единением мысли с заповедями Христа Спасителя пребывать в любви Его, Искупителя и Господа, и памятовать, что Он глаголет вечно: «Аз возлюбих вас: будите в любви Моей». Не человек прежде возлюбил Бога, а Он без заслуг человека, погрязшего в грехе, прежде возлюбил человека, и искупил его и оставил нам нетяжелую заповедь: «будите в любви Моей».

Да не ответим на эту любовь как иудеи или как Иуда. В любви сей дарует Господь и высшую радость. Что составляло радости древнего мира иудейского как языческого? Земные утехи, тщеславие, материальные наслаждения. Мог ли человек собственными силами подняться до созерцания духовных радостей или даже понять величие и сладость их? Нет, отвечаем не только мы, но целый языческий мир, изнывший и дошедший до отчаяния под тяжестью наслаждений и бросившийся в объятия христианства, когда оно открыло ему тайны успокоения и чистой любви. Один только Бог мог открыть человеку сокровищницу непреходящих вечных радостей, основанных на любви к Богу и исполнении заповедей, данных Спасителем нашим и Богом. «Радость Моя в вас будет», говорит Господь. Радость, даруемая Господом ученикам, есть радость вечная, но она в них должна «исполняться». «Сия глаголах вам, да радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится». Радость должна исполняться, получить полноту (будет совершенна в русск. переводе), т. е. расти по мере усиления любви, по мере приближения к Богу и приближения к награде, «приготовленной Богом любящим Его» (1Кор.2:9; Ис.64:4. Ср. Иак.1:12).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Kак возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви

Kак Отец любит Христа за то, что Он исполняет Его волю, так и ученики могут сохранить за собой любовь Христа, исполняя Его волю, выраженную в Его заповедях.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чтении Священного Писания.

Ин.1:12-13. Разумеются уверовавшие во Христа и крестившиеся во Имя Его: Гал.3:26, и соблюдающие заповеди Его: Ин.15:10, а кто хотя и уверовал, и читает слово Божие, но не творит того, что повелевает Господь, услышит: Лк.6:46.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible