Скрыть
Si vous réformez vos voies et vos oeuvres, Si vous pratiquez la justice envers les uns et les autres,

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-7 Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, - то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов

Не полагайтесь на слова лживыя, говоря: храм Господень, храм Господень, храм Господень есть; ибо если благословите (или исправите) пути ваши и деяния ваши, если сотворите суд между человеком и ближним его; пришельцу и сироте и вдове не будете делать обиды (или не будете угнетать их) и крови невинной не будете проливать на месте сем; и за богами чужими не будете ходить на беду самим себе: то Я буду обитать с вами (или сделаю, что вы будете обитать) на месте сем, на земле, которую я дал отцам вашим от века и до века. Прибавленного LXX в начале этого отдела: на слова лживыя, который вовсе не принесут вам пользы, в Еврейском нет. Повелевает и тогда народу Иудейскому и теперь нам, по видимому находящимся в церкви, не полагаться на великолепие зданий, на позолоченные потолки и на одетые мрамором стены, и не говорить: храм Господень, храм Господень, храм Господень есть. Ибо храм Господень тот, в котором обитает истинная вера, святая жизнь и лик всех добродетелей. Далее говорит: если исправите пути ваши, и помышление ваше не пойдет в след заблуждения, но если будете следовать правде, не будете творить зла, проливать невинной крови, соблазняя простецов, не будете ходить в след чужих богов, поклоняясь превратным учениям, измышляемым в сердце вашем на беду вам самим: то Я буду обитать с вами на месте сем, которое вы называете храмом Божиим, и на земле, которую Я дал отцам вашим, то есть апостолам и мужам апостольским, и укреплю обитание ваше от начала до конца. Может это относиться и к тем девственницам, которые хвалятся целомудрием и безстыдно превозносятся своею чистотою, тогда как совесть их представляет иное, — превозносятся не зная онаго апостольского определения девства: да будет свята телом и духом. Ибо, что пользы в телесном целомудрии, при духовном любодеянии, что пользы, если девственница не будет иметь прочих добродетелей, изображенных в речи пророческой?

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

7:5. Яко а́ще исправляюще испра́вите пути̑ ва́ша, и умышле́ния ва̑ша, и творяще сотворитѐ суд посреде му́жа, и посреде и́скренняго его,
7:6. И прише́лцу и си́ру и вдови́це не сотвори́те наси́лия, и кро́ве непови́нныя не излие́те на месте сем, и в̾ след богов чужди́х не по́йдете на зло вам,
7:7. Вселю̀ вас на месте сем, в̾ землѝ, ю́же дах отце́м ва́шым, от века да́же и до века.

7:5. Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его;
7:6. Не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе;
7: 7. То Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов.

5–7 ст. представляют подробнейшее раскрытие мысли, выраженной в Иер.7:3. В чем должно состоять нравственное исправление народа? «Исправить», сделать добрыми пути свои и деяния свои значит: а) «творить суд посреде му́жа и посреде и́скренняго его̀», или – букв. с евр. – «творить право между человеком и его ближним», т. е. во всякое время и всеми мерами способствовать упрочению между людьми отношений правомерных, основанных на признании и уважении взаимных прав; б) не творить наси́лия прише́лцу и сиру и вдовице. Пришлец или иноземец – лицо, не знакомое с правовыми отношениями в народе еврейском и не имеющее себе защитника в лице какого-либо законного представителя своего народа. Иноземцы предоставлялись свободной милости народа и легче самих евреев могли подвергаться несправедливостям. Не менее беззащитными представлялись вдовы и сироты, которым и нежность их пола или возраста, и установившиеся обычаи не позволяли самим выступать на защиту своих прав, или по крайней мере делали эту защиту, в случае опасности, мало и редко возможною. Убеждая «не притеснять», т. е. не нарушать прав даже лиц, наименее способных самостоятельно защитить свои права, пророк обращается к нравственному чувству слушателей, убеждает их действовать по совести, по убеждению, не по принуждению только; в) кро́ве непови́нныя не излияти на месте сем, т. е. не совершать убийства путем-ли несправедливых судебных приговоров, или разбойническим насилием; г) наконец, «в̾ след бого́в чужди́х не ходить на зло себе». Если добрый и правый путь есть путь исполнения благой и совершенной воли Божией, выраженной в свящ. законе (ср. Иер.6:16), то хождение вслед богов чуждих, как отступничество от Господа, есть одно из величайших зол и правонарушений; и если исполнение закона Божия привлекает на человека благословение Божие (ср. Втор.28 гл.), то служение идолам, будучи злом само по себе, навлекает бедствия на идолослужителей (ср. Иер.3:24).

Толкования на Книгу Святого пророка Иеремии. Часть 1–2

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 Слово, которое было к Иеремии от Господа: стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу

Отсюда начинается так называемая «храмовая речь» пророка Иеремии, которая была сказана в храме Иерусалимском. Она кончается IX-ой главой. Сходство ее с речью XXVI-й гл., сказанной в первое время царствования Иоакима, дает право относить ее происхождение к этому же времени. — Во вратах дома Господня — т. е. при воротах, ведущих во внешний двор, где стоял народ, а не во внутренний или священнический, куда народ не допускался (Иез. 40:17).

Ст. 1-15 Слово, которое было к Иеремии от Господа: стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень ». Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, - то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены », чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь. Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, - то Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом. И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово

Гнев Божий над Иерусалимом и его храмом

Иудеи слишком надеялись на свою безопасность, полагая, что Иегова не позволит разрушить Свой храм. Но безопасность эту Бог может обещать им только в случае их исправления. Теперь же, когда самый храм Иеговы они сделали прибежищем для преступников всякого рода, они могут ожидать только его разрушения и погибели всего своего государства.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible