Скрыть
Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-18 Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня

Господь говорит пророку: «еда не видиши что сии творят, сожигают тук и делают опресноки воинству небесному»; как бы так говорил Бог: за таких ли людей ты молишь Меня, которые не отстают от своего нечестия, которые нисколько не чувствуют одержащей их болезни и живут так беззаботно? Разве не видишь крайнего их нерадения? Не видишь великого безумия их? Как они еще не пресытились нечестием и, как свиньи в болоте, погрязли в своих беззакониях? Если они были расположены к обращению, то не слышали ли постоянных увещаний? Не Я ли взываю к ним чрез пророков и говорю: «и рекох повнегда прелюбодействовати ей, по сих всех ко мне обратися, и не обратися» (Иер. 3:7)? Не того ли только и требую Я, чтобы они отстали от лукавства и прекратили зло? Требую ли Я отчета за прежние дела; как скоро вижу, что люди хотят раскаяться в них? Не каждый ли день взываю и говорю: «еда хотением восхощу смерти грешника, а не еже обратитися ему и живу быти ему» (Иез. 18:23)? Не с тою ли целию все Я делаю, чтобы избавить от погибели увлеченных заблуждением? Разве медлю, когда вижу их обращение? Не Я ли сказал: «еще глаголющу ти, реку: се приидох» (Ис. 58:9). Так ли сами они желают себе спасения, как Я пекусь о том, чтобы все люди спаслись и пришли «в разум истины» (1Тим. 2:4)? Неужели для того Я произвел тебя из небытия, чтобы погубить тебя? Разве напрасно уготовал царство (небесное) и бесчисленные, неизреченные блага? Не для того ли и геенною угрожал, чтобы хотя этим средством побудить всех стремиться к царствию (небесному)? Итак, блаженный пророк, оставь их, и не возноси ко Мне за них молитвы, а заботься только о том, чтобы уврачевать их болезнь, чтобы привести их в чувство своей немощи, и возвратить к здравию; тогда и Я сделаю все, что от Меня зависит. Я не медлю и не отлагаю, когда вижу благорасположенную душу; одного только требую – исповедания согрешений, и после этого уже не подвергаю их суду. Трудно ли и тягостно ли это Мое требование? Если бы Я не знал, что они становятся хуже, именно от того, что не исповедают своих прежних грехов, то Я и этого не требовал бы. Но Я знаю, что род человеческий весьма склонен ко греху; потому и желаю, чтобы они исповедывали прежние грехопадения, чтобы такое исповедание удерживало их от новых падений в те же грехи.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 44

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-19 Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня. Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?

Разве ты не видишь, что они делают в городах Иуды и на улицах Иерусалима? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины замешивают сало, чтобы делать пирожки царице (или воинству) неба и совершать возлияния богам чужим, чтобы Меня вызывать на гнев. Но Меня ли они огорчают? Говорит Господь. Не самих ли себя, к стыду лица своего? Хочешь, пророк, слышать, говорит, почему Я сказал тебе: не молись за народ сей? Вот что они делают: и внутри и вне, и на улицах и в выходах Иерусалима, дети собирают дрова и женщины месят сало с мукой, чтобы делать chavonim, что мы перевели пирожки, или приготовления, чем указывается всякий род жертвы царице неба, под которою мы должны разуметь луну, или воинству небесному, под которым должно разуметь все звезды. И затем они совершают возлияния богам чуждым, — не потому, чтобы они существовали, но чтобы под их именами курить фимиам демонам, и делая это, вызывают Меня на гнев. И не понимают они, жалкие, что это соперничество огорчает не Меня, которого никогда не возмущает гнев, но их самих, к посрамлению лица их и в поношение вечное. Итак, всем тем, что мы делаем, мы огорчаем не Бога, Который никогда не может быть оскорбляемым, а готовим погибель себе самим, собирая гнев в день гнева. Указывает же различные дела детей, отцов и матерей, или жен, показывая, что не было ни одного возраста, который бы уклонился от нечестия.

Шесть книг толкований на пророка Иеремию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

7:16 Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя.
7:17 Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?
7:18 Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня.


И показывая, что отвращается от них справедливо, присовокупил (Иез.7:17-18): У кого была в доме коринка, финики и что либо другое сему подобное, тот приносил это идолам. О сем говорит Бог и устами другого Пророка (Ос.3:1.).

Толкование на пророка Иеремию

Максим Исповедник, прп. (†662)

Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня

Что имеется в виду, когда пророк угрожает делающим пирожки для небесного воинства, что они будут преданы Навуходоносору, так что он поставит престол свой у ворот Иерусалима?

«Пирожки» — это хлебцы, имеющие различный вид. Иудеи делали их, а их жены выкладывали в окнах домов, ожидая света луны и денницы. А то, что [слово] «пирожки» означает «окна», указывает на такой смысл: «пирожки» делает тот, кто, [получая] удовольствие, услаждает чувства чувственным. Этим самым он впускает мысленного Навуходоносора во врата Иерусалима, то есть в душу, и он царствует в ней и причиняет ей скорби как подвластной [ему]. Ведь «Навуходоносор» толкуется как «пророчащий о суде скорби».

Вопросы и затруднения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня

Богиня неба — точнее с евр.: царица небесная. Это — вавилонско-ассирийская богиня Астарта. В честь ее в Ассирии и Вавилонии приготовлялось особое печенье, называемое по ассир. каттани, по евр. — kawan; имело оно вид кружочков, что напоминало о луне (Астарта была богиней, собственно, луны).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иер. 7:16

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible