Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иеремии 51:9
Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков.
Святые отцы
- Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)
Когда грешная душа не принимает с покорностию попускаемых ей скорбей, тогда говорят о ней Ангелы: врачевахом Вавилона, и не изцеле.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Врачевахом Вавилона, и не исцеле: оставимъ его и отидем кийждо в землю свою, взыде бо к небеси суд его и воздвижеся даже до звезд
Вавилоном здесь называют Иерусалим за то, что он старался подражать тому и ничем не отличался от страны языческой ни в обычном образе жизни, ни в непочтительности к закону, ни в непризнании пользы пророческого руководства.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
7. Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали.
8. Внезапно пал Вавилон и разбился.
И блаженный Даниил, толкуя сон Навуходоносору, сказал, что «золотая голова» есть сам царь вавилонский (Дан.2:38). И здесь Пророк наказание, в лиц его наложенное на другие народы, нарек «золотою чашею». Посему сказует, что, подвергнув наказанию другие народы, внезапно, сверх всякого чаяния, Вавилон и сам взят и разрушен.
Потом народам, пришедшим на помощь, говорит:
рыдайте о нем, возьмите бальзама для раны его: может быть, он исцелеет
то есть подайте ему врачества помощи. При сем Пророк изводит на середу сих помощников, и в уста им влагает такой ответ:
9. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков.
10. Господь вывел на свет правду нашу; пойдем и возвестим на Сионе дело Господа Бога нашего.
Сию кичливость царя вавилонскаго предвозвестил и блаженный Исаия, ибо говорит: он сказал: «выше звезд поставлю престол мой» (Ис.14:13).
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков
Если Господь наказал неисцельною болезнию, то она не исцелится никаким искусством.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Так говорит Господь: вот, Я подниму на Вавилон и на живущих среди него противников Моих
Среди него противников Моих — по переводу с евр.: (не живущих) в сердце (средоточном пункте) Моих противников. — В русском переводе нет дополнения к слову: подниму, но в еврейском тексте это дополнение имеется. Там стоит выражение: ruach maschehil — ветер губительный или: дух губителя.
Пророчество на Вавилон
Продолжая свою речь о судьбе Вавилона, пророк снова говорит, что Господь наказывает Вавилон за Израиля: Господь окончательно разрушает это могучее царство, бывшее прежде в Его руках орудием наказания разных народов. Пророк ясно называет здесь и разрушителей Вавилона — царей Мидии, царства Араратские, Минийские и Аскеназсские (Иер.51:1-34), Израиль сам признает в погибели Вавилона дело отмщения Божия за обиды, причиненные Израилю вавилонянами (Иер.51:35-46). И все будут радоваться гибели этого страшного царства, (Иер.51:47-58). В конце главы говорится о том, как Иеремия поручил Сераии прочитать это пророчество и потом бросить свиток с пророчеством в Евфрат (Иер.51:59-64).