Скрыть
Возведи́ о́крестъ о́чи тво­и́ и ви́ждь вся́, се́, собра́шася и прiидо́ша къ тебѣ́, живу́ а́зъ, глаго́летъ Госпо́дь: я́ко всѣ́ми и́ми а́ки въ красоту́ облече́шися и обложи́ши себе́ и́ми я́ко у́тварiю невѣ́ста.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Возведи окрест очи твои и виждь вся, се, собрашася и приидоша к тебе, живу аз, глаголет Господь: яко всеми ими аки в красоту облечешися и обложиши себе ими яко утварью невеста

«Возведи очи твои и посмотри вокруг, – все они собираются, идут к тебе». Сошедшиеся вокруг тебя, бесчисленные, не как рассеянные во время плена, но совокупленные, собравшиеся вместе и соединенные, они будут ведены Богом, как вождем. Смотри, с каким промышлением, с каким разнообразием и разновременностью совершалось возвращение. Возвращение одних и пребывание других было признаком силы Божией. Я, говорит, освободил тебя от твоего плена, но ты не поверил, что Я намеревался тебя освободить. Теперь вновь Я отнимаю Свою помощь, и ты возвратишься к прежнему состоянию, вновь будешь связан в узах и задержан, пока ты не узнаешь, что только Я совершал как освобождение, так и удержание. Чтобы показать возвращение всех вместе, Он утверждает это клятвою: «Живу Я! говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста». Этими словами пророк показывает, от какого жалкого состояния они избавились и к какой пришли славе. Они освободились из плена, их город воздвигнут, все порядки, разрушенные прежде, восстановлены вновь; не так, как в то время, когда они в пятом поколении выходили из Египта, в количестве шестисот тысяч. Что же мы скажем? Ужели Бог сотворил людей для того, чтобы они, долго оставаясь живыми, распространились и наполнили вселенную? Не это причина; Бог может размножить людей и в малом месте, когда они – истинные люди.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-21 А Сион сказал: оставил меня Господь, и Господь забыл меня. Может ли забыть женщина дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, Я не забуду тебя. Вот Я на руках Моих начертал тебя, стены твои, всегда пред очами Моими. Пришли строители твои; а разорители и опустошители твои уйдут от тебя. Возведи очи твои вокруг и посмотри,—все они собрались, пришли к тебе. Живу Я, говорит Господь, что всеми ими ты облечешься, как убранством, и окружишь себя ими как невеста. Ибо степи твои и пустыни твои и земля разорения твоего ныне будут тесны от жителей и далеко будут прогнаны поглощавшие тебя. Теперь будут говорить в слух тебе дети бесплодия твоего: «тесно для меня место; дай мне место, чтоб я мог жить». И ты скажешь в сердце своем: кто мне родил их? Я была, бесплодною и нерождающею, переселенною и уведенною в плен: кто же воспитал их? Я оставалась покинутою и одинокою: где же они были

Мы часто упоминали, что Иерусалим и Сион в Священных Писаниях нужно понимать в четырех значениях. Во первых тот, который оплакивает Господь в Евангелии: Иерусалиме, Иерусалиме, избивши пророки, и камением побивали посланныя к тебе (Мф. 23:37). И в другом месте: егда узрите обстоим Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближая запустение ему (Лк. 21:20). Во вторых собрание святых, которые, пребывая в мире Господнем и поставленные на высоте добродетелей, справедливо называются Сионом, о котором говорится: основания его на горах святых: любит Господь врата Сиона, паче всех селений Иаковлих (Пс. 86:2). Ибо не основания иудейского Сиона, который мы видим разрушенным, были возлюблены Господом, и не могло быть разрушенным то, что возлюблено Господом. В третьих, Иерусалимом называется сонм ангелов, господств и властей, и все, назначенное для служения Господу. Об этом Иерусалиме и апостол говорит: а вышний Иерусалим свобод есть, иже есть мати всем нам (Гал. 4:26). И в другом месте: но приступаете к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12:22). В четвертых, Иерусалимом называется тот, который, как полагают иудеи и наши иудействующие на основании Откровения Иоанна, которого они не понимают, будет основан из золота и драгоценных камней (Откр. 21) небожителями, пределы и неизмеримая широта которого описываются также в последней части Иезекииля.

Если это так, то теперь с особым вниманием следует рассмотреть, какой из четырех Сионов сказал: оставил меня Господь, и Господь забыл меня. И несомненно, что это говорит собрание святых, бывшее прежде среди иудеев и оставленное Господом, и жалуется плачевным голосом, что оно оставлено и покинуто помощию Господа. Ему отвечает Господь, пользуясь естественным подобием: если может быть, чтобы мать забыла о своем дитяти и не имела сострадания к рожденному из чрева ея, то и Я забуду тебя. Скажу нечто большее: хотя бы она и забыла, преодолев законы природы жестокосердием, однако Я не позабуду Моего творения, и души святых всегда буду хранить в сердце Своем. Знай же ты, считавший себя вполне оставленным, что ты написан и изображен на руках Моих и стены твои вечно пребывают пред очами Моими. Из этого мы узнаем, что Иерусалим не следует искать в палестинской стране,— самой худшей во всей области,— которая и неровна вследствие скалистых гор, и страдает от засухи, так что пользуется падающими с неба дождями и малочисленность источников заменяет устройством цистерн; но они находится в руках Божиих и к нему говорится: поспешили [прийдти] строители твои, или по Семидесяти: вскоре ты будешь построен теми, коими был разорен. Ибо он иудеями был разорен, иудеями построен. Оставленный по вине книжников и фарисеев, он собрался как из иудеев, так из язычников по проповеди апостолов Христовых.

Далее следует: а разорители и опустошители твои уйдут от тебя: учители наихудшие, чтобы ты следовал не заповедям и преданиям человеческим (Мф. 15), а закону Божию. И говорится ему, чтобы он возвел очи свои вокруг и посмотрел на сыновей своих, которые собрались к нему. О них и Спаситель говорит: возведите очи ваши и видите, яко плави суть к жатве уже (Ин. 4:35). А чтобы уверить нас, Господь говорит: живу Я (это в Ветхом Завете употребляется как клятва), что всеми ими ты облечешься как убранством и окружишь себя ими, как невеста окружает себя ожерельем. Счастлив тот, кто имеет такие достоинства и добродетели, что называется украшением церкви. Означает же это, как думаю, различные дарования духовные, которыми украшается великолепие невесты. О ней и в сорок четвертом псалме поется: предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44:10). Ибо бывшие прежде оставленными и превратившиеся в пустыни и развалины, при пришествии Евангелия Христова будут восстановлены и будут иметь такое множество обитателей, что не будут в состоянии вместить их. Но так, что далеко будут прогнаны преследователи или те, о которых мы выше сказали: разорители и опустошители твои уйдут от тебя и сыновья бесплодия твоего, относительно которых ты думала, что они совершенно потеряны тобою и что ты лишена их, скажут в слух тебе: тесно для меня место в синагогах, дай мне место в церквах, чтоб я мог жить более просторно, чтобы не удерживали меня хулы иудеев, но чтобы твоя и моя широта могла вместить весь мир. А ты, не будучи в состоянии выразить устами великую радость, молча будешь помышлять в сердце своем и скажешь: кто мне родил их? Я была бесплодною и вдовствующею, оставленною и плененною в народе иудейском, перестала иметь детей, долго не рождала. После Аггея, и Захарии и Малахии я не видела никаких других пророков до Иоанна Крестителя; как же бывшая одинокою и покинутая помощию мужа, а стала теперь иметь столько детей? А чтобы мы знали, что Сион построен на камне и основании Христа из обоих народов, то апостол Павел говорит верующим: наздани бывше ни основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Еф. 2:20). Из этого ясно, что одно есть основание апостолов и пророков: Господь наш Иисус Христос.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Возведи окрест очи твои и виждь вся, се, собрашася и приидоша к тебе, живу аз, глаголет Господь: яко всеми ими аки в красоту облечешися и обложиши себе ими яко утварью невеста

Чрез все святое и боговдохновенное писание ясно высказывается, что часть и наследие Христа есть у потомков Израиля, или у чад земного Сиона, в последние времена века. Обратятся, сказано, к Господу Богу своему и Давиду царю своему: и почудятся о Господе и о благостях Его в последние дни (Ос. 3:5). Правда, между тем, как они не уверовали, привзошла церковь из язычников, которую мы и называем мысленным Сионом. Но призовутся и они, будут едино стадо и един пастырь (Ин. 10:16), так чтобы уже не именоваться двумя Сионами, но обоим совершаться во единую Церковь, став под власть Единого над всеми Пастыреначальника. А что это непременно и всецело сбудется, в сем удостоверяет, говоря к матери Иудеев: возведи окрест очи твои и виждь вся, се, собрашася и приидоша к тебе: живу Аз, глаголет Господь, яко всеми ими облечешися и обложиши себе аки утварью (красотою) невеста.

Они рассеялись, так как уже не стало у них пастыря. Так одним из святых пророков сказано, как бы от лица Христа: «и рех: не имам пасти вас, и умирающее да умрет, и исчезающее да исчезнет, и прочая да поясть кийждо плоть ближняго своего (Зах. 11:9); ибо совершенное отпадение от милосердия и любви Божией, какому вреду не подвергнется? Предадутся они желающим расточать и увлекать их туда, куда угодно каждому из беззаконствующих. Отторгают их от Бога и лукавые и заблудшие демоны, как написано: части лисовом будут (Пс.62:11). Учиняют (демоны) это и также многообразные страсти в нас, ибо преданы некоторые, говорит всемудрый Павел, в страсти бесчестия и в неискусен ум (Рим. 1:26, 28).

Итак, что же обещает в изъясняемых изречениях божественное слово? Призвание и собрание рассеянных, духовное обращение погибающих, возвращение беглецов, обращение и бодрствование и награды любви ко Христу: осмотрись, говорит, и приметь всех,-вот они собраны к тебе. Но дабы явить обещание верным, клятвою подтверждает сказанное и говорит: живу Аз, глаголет Господь, яко всеми ими облечешися в красоту невесты, так как украшением Церквей служит единство во множестве. Посему-то боговдохновенному Писанию обычно украшать Церковь ризами позлащенными и преиспещренными (Пс. 44:10). Как многовидные и многоценные камни, разумею индийские, будучи окованы золотою оправою, составляют удивительное и досточудное украшение; так и души святых, преукрашенные отличиями из добродетелей, сияют блистающею красотою в очах Божества, так что каждый, воссылая благодарение Христу, говорит: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия: яко на жениха возложи на мя венец и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61:10).

Толкование на пророка Исаию

Георгий Константинович Властов (†1899)

18. Возведи очи твои, и посмотри вокруг, – все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста.

В 4 томе Св. Летописи (ч. I, стр. 225–237 и стр. 303–336) мы рассматривали содержание Пс.44 и Песни Песней Соломона, имеющих между собою несомненную связь и рисующих Церковь Христову, как Невесту Его, окруженную подругами.

Отсылая к этим частям нашего прежнего труда для знакомства с этими замечательными пророчествами, мы здесь остановимся только на некоторых образах и выражениях, которые связуются с читаемым стихом Исаии. В Пс.44 стихи, обращенные к Невесте, заклинают ее: „забыть свой народ и дом отца своего“ (Пс.44:11 в 4 т. Св. Лет. стр. 233). Она уже не национальная, она мировая Церковь; поэтому и в выражении Исаии сказано: „все они (другие народы) собираются, идут к тебе“ (Ср. Пс.44 с объясн. нашими в 4 томе Св. Лет. ч. I стр. 234). И засим чрезвычайно замечательно выражение Исаии: „ими (этими приобретенными из всех народов душами) ты Церковь Христова облечешься как убранством, и нарядишься ими как невеста“. Потому в стихе Пс.44:14 и говорится Невесте: „Вся слава дщери Царя внутри“ (См. наши объясн. в 4 томе Св. Лет. ч. I стр. 234–235). Наряды Церкви, как Невесты Христовой, состоят в уловлении душ ко спасению. Стала она Невестой не потому, что она была облечена славою мирскою; богатство ее,-сначала бедной и угнетенной,-даровано ей Женихом и состояло в дарах духовных, которыми она приобрела миллионы душ Христу; но эти приобретения и служили ей украшением. После того дана ей и слава земная, как добавляет Пс.44:14: „одежда ее шита золотом“. Мы закончим это сближение с Исаией указанием на Пс.44:15-16, в котором Невеста сопровождается и сонмом подруг своих, дев, под именем которых вместе с нею разумеется весь Христианский мир, припавший к ногам Спасителя (Просим просмотреть в 4 т. Св. Лет. наши мысли по этому предмету, ч. I, стр. 232–236). И в Песни Песней мы видели (См. в 4 т. Св. Лет. стр. 318; 319–320; 324, 328), что подруги возлюбленной вместе с нею составляют собирательную единицу, изображающую мировую Церковь.

Следующие стихи видят в пророческом видении, не только расширение Церкви, но и совершенную замену детей ветхозаветной Церкви, рожденных по плоти, чадами новыми, о которых глаголал Евангелист Иоанн (Ин.1:12-13), что им только дано право „быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“.

Священная летопись. Том пятый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Возведи очи твои и посмотри вокруг, - все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь, - всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста

С 18-21 включительно все эти мысли, с еще большей выразительностью и силой развиваются в новом величавом образе, особенно близком и понятном народам древнего Востока. Для них, в особенности для евреев, не было большего несчастия, как бездетность и вдовство, и наоборот - не было большей радости, как многочисленное потомство. И вот, Сион, который сначала выводится в скорбной роли бездетной вдовицы, изображается теперь в положении ликующей невесты, которой уже обеспечено самое многочисленное потомство, настолько обильное, что ему будет даже тесно около своей матери, которая и сама будет удивляться, откуда у ней, еще так недавно бездетной, бесплодной и всеми покинутой, вдруг собралась такая большая и уже взрослая семья?

Возведи очи твои и посмотри вокруг, - все они собираются, идут к тебе. Вдохновенный, высоко-поэтический призыв, встречающийся у пророка Исаии и еще не раз, в связи с призванием в церковь Христову язычников (Ис. 9:4; 61:10). Недаром он вошел в состав одной из песен известного пасхального канона.

Всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста. «Обилие, разнообразие и красота собравшихся отовсюду чад Сиона подобны обилию, разнообразию и красоте украшенной невесты. Сравнение церкви с невестой в Священном Писании одно из обычных, ср. Песнь Песней, Еф. 5:23-24 » (СПб. проф.).

«Невестой» Христовой в Новом Завете называется вся церковь, а не одна какая-либо часть ее (2Кор. 11:2; Еф. 5:29, 32; Откр. 21:2, 9; 22:17 и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Возведи очи твои и посмотри вокруг, – все они собираются, идут к тебе. Живу Я! говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста.
Возведи окрест очи твои и виждь вся, се, собрашася и приидоша к тебе, живу Аз, глаголет Господь: яко всеми ими аки в красоту облечешися и обложиши себе ими яко утварию невеста.


Наследники вечного спасения, будущие обитатели Сиона, соберутся к нему отовсюду (ст.12). Обращаясь через Пророка к Сиону, Господь утешает и клятвенно заверяет его в том: «посмотри вокруг, вот все они уже собрались, идут к Тебе...» То есть, все народы всех стран ожидают спасения, стремятся к нему, и наследуют его. И это верно, так как «жив Господь!» – ибо Он, вечно Сущий, Сам собирает стадо Свое под руководство Отрока Своего всеми ими, этими избранниками и наследниками спасения, Сион наполнится и как бы «красотою облечется», – праздничные одежды населения города послужат как бы убранством и самого города. Сион ликующий о своем спасении, уподобится невесте, в её пышном убранстве: улицы и площади, кровли домов и верхи стен городских, все будет усеяно и унизано торжествующими жителями, и город будет красоваться, как невеста в нарядном платье, в драгоценном венце, блестящем ожерелье, разноцветных привесках и подвесках.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible