Скрыть
Се́, сі́и издале́ча прiи́дутъ, сі́и от­ сѣ́вера и от­ мо́ря, ині́и же от­ земли́ пе́рсскiя.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Се, сии издалеча приидут, сии от севера и от моря, инии же от земли Персския

Прочие же и еврейский текст говорят: Sinim.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-13 Так говорит Господь: во время, благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. И Я сохранил тебя и дал тебя в завет народу, чтобы ты восстановил землю и обладал наследиями опустевшими, и сказал узникам: выходите, и тем, которые во тьме: покажитесь. На дорогах будут пастись, и на всех равнинах пажити их. Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце, ибо милующий их будет вести их и при источниках вод будет поить их. И все горы Мои сделаю путем и дороги Мои будут подняты. Вот одни прийдут издалека, и вот одни от севера и моря, а другие из земли южной. Восхваляйте, небеса, и веселись земля: издавайте, горы, хвалебные клики, ибо утешил Господь народ Свой и помилует бедных Своих

Этим свидетельством воспользовался апостол Павел во втором послании к Коринфянам, говоря: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти. Се ныне время благоприятно (2Кор. 6:2). Итак если сосуд избрания относит то, что говорится [здесь], к первому пришествию, то и мы пойдем по следам его толкования и, подобно детям, будем отпечатлевать буквы по наведенным линиям учителя. Время благоприятное и удобное и день спасения есть страдание и воскресение Спасителя, когда Он молился на кресте: Боже, Боже Мой, вскую Мя еси оставил (Мф. 27:46). И сохранил его или образовал, когда была побеждена смерть, и дал в завет народу иудейскому, то есть тем из него, которые восхотели уверовать; чтобы восстановить землю, лежавшую в заблуждениях идолослужения, и обладать наследиями опустевшими или оставленными, так как она не имела Бога обитателем, и чтобы сказать бывшим в узах: выходите, — связанным узами грехов, потому что пленицами своих грехов кийждо затязается (Притч. 5:22), и бывшим во тьме: покажитесь. Они сидели во тьме и сени смертной, и не могли видеть света.

Но когда они обратятся и увидят ясный свет Христов, то будут пастись на путях и дорогах Священных Писаний и скажут: Господь пасет мя, и ничто же мя лишит, на месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне воспита мя (Пс. 22:1). Пасшийся же и воспитанный на такого рода путях и дорогах не будет испытывать ни голода, ни жажды, ни жара солнечного, и исполнится относительно него написанное: во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию (Пс. 120:6), так что он не будет знать ни несчастия, ни счастия века сего. Ибо милосердый и милостивый Господь Сам будет утешать и вести их и приведет их к источникам вод или напоит их при источниках, о которых написано: благословите Господа от источник Исраилевых (Пс. 67:27). И в другом месте: почерпайте воды из источника Спасителя (Ис. 12:3). Такие источники есть в ветхом и в новом завете. И все преграды, которые могут затруднять шествие верующих, Господь выравняет для них и высокое принизит и низкое поднимет, чтобы путь был ровный и открытый. А кто те, для коих приготовляется путь, это он выражает очень ясно: вот одни приидут издалека, и вот одни от севера и моря, а другие от земли южной. Указывая четыре страны света, восток и север, запад и юг, вместо востока он поставил издалека; вместо южной страны в еврейском читается sinim, что Семьдесятъ перевело: персов. Прочие выразили так, как читается в еврейском: Синим, что мы перевели: от южной (или от юга), в том предположении что это гора Синай, находящаяся в южной части, по пророку Аввакуму: Бог от юга приидет и Святый из горы Фаран пресененныя чаши (Авв. 3:3).

Если же под Синим мы будем понимать, как перевели LXX, персов, которые находятся на востоке; то выше сказанное: вот одни приидут издалека мы можем относить к югу. И заповедуется небесам и земле, или силам, пребывающим на небе и на земле, или же ангелам и людям, чтобы они воспели хвалебные песни Богу. И находящиеся на высоте добродетелей, пусть ликованием и восклицаниями выражают радость, [наполняющую их] душу.

Ибо утешил Господь народ Свой, то есть тех из иудеев, которые восхотели уверовать. И помиловал бедных и смиренных Своих, или весь народ Свой; который был призван к Нему от востока и запада, севера и юга, не имея ни закона, ни пророков, ни богатств духовных; но оставленный, бедный и уничиженный находился в подчинении всем демонам.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-12 Тако глаголет Господь: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти, и сотворих тя и дах тя в завет вечный языков, еже устроити землю и наследити наследия пустыни, глаголюща сущим во узах: изыдите, и сущим во тме: открыйтеся: и на всех путех пастися будут, и на всех стезях пажить их: не взалчут, ниже вжаждут, ниже поразит их зной, ниже солнце, но милуяй их утешит их и сквозе источники водныя проведет их. И положу всяку гору в путь и всяку стезю в паству им. Се, сии издалеча приидут, сии от севера и от моря, инии же от земли Персския

Но продолжает беседу к избранным и говорит: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти. Прежде сложения мира предведал Христос тайну Свою, но воссиял во время, которое восхотел Владыка, когда явил нам помощь,-и время воплощения называет днем спасения. Так и божественный Павел говорит в одном месте; се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор. 6:2). И пророк Давид воспевает и говорит: сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117:24).

Некоторым из предшествовавших нам толкователей угодно было сделать началом предлежащей главы слова: тако глаголет Господь: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти. И это, утверждают, сказано от Бога и Отца Спасителю всех нас Христу. Смысл же придумывают приблизительно такой. Христос, сказано, молился прежде честного креста, говоря: Отче Мой, аще возможно, да мимоидет от Мене чаша сия (Мф. 26:39). И не был услышан, ибо испил ее. Когда же попрал смерть, при заступлении Отца, тогда естественно могло быть сказано к нему; во время приятно услышах тя, и в день спасения помогох ти. Но мне кажется, что такое толкование весьма слабое имеет правдоподобие. Без сомнения ведая, что должно пить чашу и что не осуществилась бы возможность спасения вселенной иначе, как только чрез смерть плоти Его и воскресение из мертвых, Он в превысшей степени благопромыслительно совершал образ молитвы, дабы моление о страдании обличало скверноубийство иудеев. В самом деле, каким образом Израиль подвергся бы обвинению в нечестии против Него, если бы страдание не причинило Ему нисколько вреда, а совершилось только для бесславия? Впрочем, таково было и благоизволение Его, дабы удалить грех мира и преобразовать нашу природу в обновление святой жизни. Так именно разумевай и сказанное Им: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя, то есть волю пославшего Мя Отца, да все еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день (Ин. 6:38-39).

Христос явился миру и возвестил священную проповедь у Израильтян. поелику же они были непослушны, грубы, необузданны и дерзки, то не приняли веры, но многообразно погрешали против нее, потом наконец распяли Христа. Не усматриваешь ли отсюда силу сокровенной премудрости? Ибо причиненное Ему жестокостью Иудеев, разумею смерть, Он явно соделал причиною спасения плоти для живущих на всей земле. Упразднена же смерть Его воскресением и тление попрано, и мы снова процветаем в жизнь, быв увлечены к противному преступлением в Адаме. Итак, не думаем, что молитва спасителя нашего Христа осталась без успеха, да не будет; но скорее это было дело домостроительства, коему следует изумляться. И в другом отношении думаем, было премудрым моление, разумею, моление прежде честного креста. Это был для нас образец и начертание необходимого предмета, именно: когда угрожает искушение и обуревает страх, то нам не подобает быт малодушными и упадать духом, но напротив, бодрствовать, потом напрягать свои силы для молитв и просить Бога спасающего, дабы, если благоугодно Ему, избежать нам сетей и коварства. А если должно пострадать, то Он ведает, что это будет более для нас плодоносно и достигнет цели, так как Он дарует нам терпение. Когда таким образом показана невероятность мнения некоторых, коснемся снова нашего предмета.

Дах Его, говорит, в завет языков, еже устроити землю, и наследити наследия пустыни, глаголюща сущым во узах: изидите, и сущым во тме: открыйтеся. После того как, Израиль отверг Его и уклонился от любви к Нему чрез свое неверие, Он преподал законы язычникам и установил им Новый Завет, то есть евангельскую и спасительную проповедь, и устроил землю, очевидно находящуюся в нестроении и не пребывающую в благоразумии. Заблудилась она служа твари и поработив себя скопищами нечистых духов; делала она только угодное им; они же увлекали ее ко всякого рода нечистоте и повелевали проводить скотоподобное житие. Итак, чрезмерно неустроена была земля и находилась в смятении; но устрояется Христом и как бы переходит из бури и урагана в тихую погоду, ибо становится частью Его и наследием. И это было сказано к Нему от Отца во втором псалме: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое и одержание Твое концы земли (Пс. 2:8). Пустынею же именует множество язычников, уподобляя оное бесплодной и безводной земле.

Однако же, как я сказал, оно соделалось наследием Христа. Но как и каким образом? Сущим во узах и закованным цепями собственных прегрешений Он возгласил: изыдите. И сущим во тме и находящимся в духовном мраке и как бы в глубокой ночи Он повелел открыться и прийти к свету, расширить очи ума и вселить себе исходящий от Него божественный свет. Удостоившиеся этого, говорит, нa всех путех пастися будут и на всех стезях пажить их. Много есть путей праведности, но у язычников ни один путь не был убодопроходим, а скалист и недоступен; и одержимы они восстанием собственных страстей и жестоковластием диавола, делающего недоступным для них добро. Когда же воссияла благодать Спасителя, она разрушила узы их, осветила сердце; вследствие этого они возымели крепость ходить всяким путем и собирать мысленное благопитание (такое значение имеет: пастися будут) и бодро идти по всякой стезе добродетели. Ничто не препятствует также сказать, что стези и пути, ведущие наши умы к Богу и к чистому и превосходному жительству, суть Боговдохновенные Писания, и они были всего менее известны заблуждавшимся. Когда же призваны к свету истины, они соделались пажитями для них и пастбищами, питающими к духовному мужеству и к желанию всякого добра.

Но Бог обещает им и изобилие Своей благодати и помощи и духовного утешения, ибо не взалчут, ниже вжаждут, говорит. Древле они находились в нищете духовного утешения, не было у них ни божественного закона, ни пророка, ни детоводителя, ни наставника, ни учителя, ни источника мысленных вод. Когда же помилованы Им и явилось наконец обильнейшее подавание им духовных благ, тогда возымели душеполезную пищу: стали вкушать хлеб с неба, пить воду живую, о которой и Сам Христос сказал, беседуя с женщиною Самарянскою: всяк пияй от воды сея вжаждется паки: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный (Ин. 4:13-14). Сказал в одном месте и пророк Исаия об оправданных верою и подчиняющих выю ума своего евангельским откровениям: сей вселится во высоце пещере камене крепкаго: хлеб ему дастся, и вода его верна (Ис. 33:16). Но ниже поразит их зной, ниже солнце, так как стал покровителем им Христос, Который и древле сынам Израиля ниспосылал облако днем, а ночью вел в столпе огненном. Итак, вне солнца, говорит, и зноя будут, то есть обретут себе покровительство от Бога, так что ничто не приключится им обременительное или увлекающее к малодушию. Нечто таковое сказал и божественный Павел: верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1Кор. 10:13). На это, думаю, указывает выражение: милуяй их утешит их, ибо проведет сквозе источники водные и положит всяку гору в путь и всяку стезю в паству им. Источниками называет здесь святых Пророков, Апостолов и Евангелистов, с коими обращаясь мудро и благостроительно мы почерпаем животворное и божественное слово, довлеющее к укреплению наших душ в благочестии и к доставлению нам духовной сладости, как написано: и почерпите воду со веселием от источник спасения (Ис. 12:3).

А что из изрядных подвигов нет ни одного трудного или недоступного для спасенных Христом, на это указывает изречение: положу всяку гору в путь. Многим кажется великим, высоким и недоступным соделаться кому-либо славным, например, воздержанием, целомудрием, великодушием, терпением, кротостью, любовью и прочим. Но Спаситель явил нам всякий путь гладким и легким, так что, по-видимому, непроходимый и неприступный (путь) лежит выравненным для желающих шествовать им. Это, думаю, ясно сказано и одним из святых пророков: всяка дебрь наполнится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки (Ис.40:4) И опять: путь благочестивых прав бысть и приуготован путь благочестивых (Ис. 26:7).

А что призванные стали и числом больше и от всякой страны поднебесной собраны, на это указал, сказав: се сии издалеча приидут, и сии от севера и от моря, инии же от земли Персския. Слово: издалеча кажется означает части южные, а север-северные, море же-страны к западу. Так и псалмопевец упоминает о них говоря: север и море ты создал еси (Пс. 88:13). А от земли Персския могут быть уловленные с востока, ибо земля Персов находится к востоку. Или быть может подобает разуметь поклонившихся Ему волхвов, так как они приходили в Иудею, спрашивая и говоря: где есть рождейся Царь Иудейский видехом бо звезду Его на востоце, и приидохом поклонитися Ему (Мф. 2:2); и поклонившись почтили Его дарами, говорю ливаном, золотом и смирною (Мф. 2:11). Это упоминает псалмопевец, говоря о Спасителе всех нас Христе: и жив будет, и дастся Ему от злата Аравийска (Пс. 71:15), так как Аравиею в сих словах называет страну Персов.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим

Вот, одни придут издалека… одни от севера и моря, а другие - из земли Синим. [По LXX «Персефия» и славянскому переводу «инии же от земли Персския» - Прим. ред. ]. Блаженный Иероним видит здесь обычные в Библии указания на четыре страны света. Если «север» и «море» - служат довольно ясным указанием на Север и Запад, то «издалека» и «земля Синим», очевидно, определяют Восток и Юг; термин «издалека» (merahoh), по всей вероятности, дает намек на Восток; тогда земля Синим - будет указывать на Юг. [Совершенно ясно - придут от севера и моря. Море - Средиземное, там все острова. А земля Персская -лежащая на востоке Персия. Издалека - юг. Там обитаемые страны лежат далеко, за Аравийской пустыней. Прим. ред. ]

Большинство новейших комментаторов склонно под землею «Син» или «Хин» видеть намек на отдаленную юго-восточную страну - Китай, сведения о котором пророк будто бы уже мог иметь и в его время (Гезениус - СПб. проф. 776 с.). Однако «настольный английский комментарий» оспаривает это, на том веском основании, что этническое наименование Китая не было известно даже и грекам до эпохи Птолемея (за 120 до Р. Х.). Поэтому, под землею Синим он видит одну из южно-финикийских областей, о которой под именем земли «Синеев или Синитов» говорится и в известной библейской таблице народов (Быт. 10:17).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 12-13 Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим. Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих.
Се, сии издалеча приидут сии от севера и от моря, инии же от земли персския. Радуйтеся небеса, и веселися земле, да отрыгнут горы веселие и холми правду, яко помилова Бог люди Своя и смиренныя людей Своих утеши.


Так как для народов всего языческого мира будет открыт источник новой жизни во свете Божественной истины (ст.6), и к нему будут все иметь беспрепятственный доступ (ст.9–11); то обратятся и пойдут к Нему отовсюду и всякие народы: от севера (относительно Иерусалима) – из стран, прилегающих к Кавказу и даже из-за Кавказа (Скифы, Славяно-руссы и др.), – от моря, разумеется, обыкновенно, с запада, с берегов и островов средиземного морд (Греки, Римляне и др.), – иные, хотя и не все, придут от земли Персския, разумеется, не только из Персии, но и вообще с Востока, представителями которого и были именно волхвы, приходившие в Иерусалим и Вифлеем на поклонение только-что родившемуся Спасителю мира. (Выражение: инии же от земли Персския не соответствует точному значению подлинного еврейского выражения: «в’элле мэерец синим», что буквально значит: и некоторые из земли Си­ним. Так в переводе М.Лютера, Эд.Нэгельсбаха и др. и в Русском переводе Св.Синода. А в Греческом переводе LХХ-ти: из зем­ли Персов, – в Латинском (Вульгате), из солнечной полуденной страны. При различном переводе делалось и неодинаковое определение страны Синим. Придерживаясь подлинного и собственного названия страны Синим, некоторые полагали, что это – Пустыня Син, другие – гора Синай, иные – Пелузиум, в Нижнем Египте (на основании Иез.30:15 и сл.), откуда должны были выйти иудеи рассеяния (Шмидер, в издании Герлаха; Майер и др.). По иным, Син, это – вообще «полуденная страна»: так – катол. Аллголи, хотя он признает, что Синим означает собственно Китай. Между тем, за несколько столетий до Р.Х. Китай был известен у народов передней Азии под именем Син или Цзин (как это твердо доказано Моверсом и др.); а потому некоторые полагают, что Пророк говорит об отдаленном Востоке и словом Синим называет собственно Китай (Авг. Дэхзель и др.). И это понимание более вероятно, как более соответству­ющее параллельному в речи Пророка понятию – моря, в смысле отдаленного Запада, и главной идеи пророчества об обращении всех на­родов в Церковь Христову (ср. Пс.70:8))
 Если все народы мира будут возрождены светом Божественной истины; то чувство радости возрожденных отразится и в самой природе внешней: свет неба и цветущий покров поверхности земной, населенность гор и плодоносие холмов, все будет свидетельствовать, что Бог помиловал и утешил смиренных  униженных прежде в рабской неволе – людей Своих.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible