Скрыть
Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-15 Рече же Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, нo Аз не забуду тебе, (глаголет Господь)

Видишь ли: благость Божия превышает любовь естественную и попечение родителей.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-21 А Сион сказал: оставил меня Господь, и Господь забыл меня. Может ли забыть женщина дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, Я не забуду тебя. Вот Я на руках Моих начертал тебя, стены твои, всегда пред очами Моими. Пришли строители твои; а разорители и опустошители твои уйдут от тебя. Возведи очи твои вокруг и посмотри,—все они собрались, пришли к тебе. Живу Я, говорит Господь, что всеми ими ты облечешься, как убранством, и окружишь себя ими как невеста. Ибо степи твои и пустыни твои и земля разорения твоего ныне будут тесны от жителей и далеко будут прогнаны поглощавшие тебя. Теперь будут говорить в слух тебе дети бесплодия твоего: «тесно для меня место; дай мне место, чтоб я мог жить». И ты скажешь в сердце своем: кто мне родил их? Я была, бесплодною и нерождающею, переселенною и уведенною в плен: кто же воспитал их? Я оставалась покинутою и одинокою: где же они были

Мы часто упоминали, что Иерусалим и Сион в Священных Писаниях нужно понимать в четырех значениях. Во первых тот, который оплакивает Господь в Евангелии: Иерусалиме, Иерусалиме, избивши пророки, и камением побивали посланныя к тебе (Мф. 23:37). И в другом месте: егда узрите обстоим Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближая запустение ему (Лк. 21:20). Во вторых собрание святых, которые, пребывая в мире Господнем и поставленные на высоте добродетелей, справедливо называются Сионом, о котором говорится: основания его на горах святых: любит Господь врата Сиона, паче всех селений Иаковлих (Пс. 86:2). Ибо не основания иудейского Сиона, который мы видим разрушенным, были возлюблены Господом, и не могло быть разрушенным то, что возлюблено Господом. В третьих, Иерусалимом называется сонм ангелов, господств и властей, и все, назначенное для служения Господу. Об этом Иерусалиме и апостол говорит: а вышний Иерусалим свобод есть, иже есть мати всем нам (Гал. 4:26). И в другом месте: но приступаете к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр. 12:22). В четвертых, Иерусалимом называется тот, который, как полагают иудеи и наши иудействующие на основании Откровения Иоанна, которого они не понимают, будет основан из золота и драгоценных камней (Откр. 21) небожителями, пределы и неизмеримая широта которого описываются также в последней части Иезекииля.

Если это так, то теперь с особым вниманием следует рассмотреть, какой из четырех Сионов сказал: оставил меня Господь, и Господь забыл меня. И несомненно, что это говорит собрание святых, бывшее прежде среди иудеев и оставленное Господом, и жалуется плачевным голосом, что оно оставлено и покинуто помощию Господа. Ему отвечает Господь, пользуясь естественным подобием: если может быть, чтобы мать забыла о своем дитяти и не имела сострадания к рожденному из чрева ея, то и Я забуду тебя. Скажу нечто большее: хотя бы она и забыла, преодолев законы природы жестокосердием, однако Я не позабуду Моего творения, и души святых всегда буду хранить в сердце Своем. Знай же ты, считавший себя вполне оставленным, что ты написан и изображен на руках Моих и стены твои вечно пребывают пред очами Моими. Из этого мы узнаем, что Иерусалим не следует искать в палестинской стране,— самой худшей во всей области,— которая и неровна вследствие скалистых гор, и страдает от засухи, так что пользуется падающими с неба дождями и малочисленность источников заменяет устройством цистерн; но они находится в руках Божиих и к нему говорится: поспешили [прийдти] строители твои, или по Семидесяти: вскоре ты будешь построен теми, коими был разорен. Ибо он иудеями был разорен, иудеями построен. Оставленный по вине книжников и фарисеев, он собрался как из иудеев, так из язычников по проповеди апостолов Христовых.

Далее следует: а разорители и опустошители твои уйдут от тебя: учители наихудшие, чтобы ты следовал не заповедям и преданиям человеческим (Мф. 15), а закону Божию. И говорится ему, чтобы он возвел очи свои вокруг и посмотрел на сыновей своих, которые собрались к нему. О них и Спаситель говорит: возведите очи ваши и видите, яко плави суть к жатве уже (Ин. 4:35). А чтобы уверить нас, Господь говорит: живу Я (это в Ветхом Завете употребляется как клятва), что всеми ими ты облечешься как убранством и окружишь себя ими, как невеста окружает себя ожерельем. Счастлив тот, кто имеет такие достоинства и добродетели, что называется украшением церкви. Означает же это, как думаю, различные дарования духовные, которыми украшается великолепие невесты. О ней и в сорок четвертом псалме поется: предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44:10). Ибо бывшие прежде оставленными и превратившиеся в пустыни и развалины, при пришествии Евангелия Христова будут восстановлены и будут иметь такое множество обитателей, что не будут в состоянии вместить их. Но так, что далеко будут прогнаны преследователи или те, о которых мы выше сказали: разорители и опустошители твои уйдут от тебя и сыновья бесплодия твоего, относительно которых ты думала, что они совершенно потеряны тобою и что ты лишена их, скажут в слух тебе: тесно для меня место в синагогах, дай мне место в церквах, чтоб я мог жить более просторно, чтобы не удерживали меня хулы иудеев, но чтобы твоя и моя широта могла вместить весь мир. А ты, не будучи в состоянии выразить устами великую радость, молча будешь помышлять в сердце своем и скажешь: кто мне родил их? Я была бесплодною и вдовствующею, оставленною и плененною в народе иудейском, перестала иметь детей, долго не рождала. После Аггея, и Захарии и Малахии я не видела никаких других пророков до Иоанна Крестителя; как же бывшая одинокою и покинутая помощию мужа, а стала теперь иметь столько детей? А чтобы мы знали, что Сион построен на камне и основании Христа из обоих народов, то апостол Павел говорит верующим: наздани бывше ни основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Еф. 2:20). Из этого ясно, что одно есть основание апостолов и пророков: Господь наш Иисус Христос.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга тринадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 14-15 Рече же Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, нo Аз не забуду тебе, (глаголет Господь)

Спаситель всяческих Господь предложил благодать чрез веру прежде других чадам Сиона и потомкам Израиля, и бесчисленными увещаниями убеждал их, говоря: улучите время, в которое возможно было уверовавшим в Него обогатится почестями, обещанными отцам их. Но они были бесчувственны и непослушны, и посему, презирая законы премудрого Моисея и мало заботясь о проповедях пророческих, отклонились от веры и были уловлены сетями господоубийства. Итак ради сей вины они были отторжены и удалены от общения с Ним, впрочем спасен останок и не весь до корня погиб Израиль. Но очень немного оказалось спасенных и совсем малочисленны они по сравнению со множеством неверующих. Посему весьма благовременно вводится теперь Сион, представляющий собою лицо матери иудейской и как бы плачущей о том, что она презрена от Вседержителя Бога. Именно потому, что у нее осталось так мало чад, она и рече, сказано, что остави мя Господь и Господь забы мя.

И что на сие Бог? Несравненную являет любовь к людям, и обещает мысленному Сиону благо своего милосердия, и старается удостоверить в том, что не забудет никогда созданий Своих. Как родившая жена не могла бы забыть чад своих, имея закон природы руководителем высшего человеколюбия или нежной жалости; так и Аз не забуду, говорит, Своих чад, если любовь Бога без сомнения превышает нежность в матерях, так как ничего не представляет неестественного для них возможность впасть в забвение, Мне же несвойственно испытать сие. Итак, хотя речь (Бог забы мя) идет как бы от земного Сиона или матери иудеев, потерпевшей бесчадие или малочадие, но обетование дается как бы мысленному Сиону, к которому, говорит премудрый Павел, приступили уверовавшие (Евр. 12:22), дабы ты разумел Церковь собранную из язычников и иудеев, имеющую образ вышней Церкви, о которой и всемудрый Павел упоминает говоря: а вышний Иерусалим свободь есть, иже есть мати всем нам (Гал.4:26). Она есть град Бога живого и кормилица первородных и матерь святых, написанных на небесах, которую никогда не забудет Христос; ибо Он возлюби Церковь, которую представил Себе Сам (Еф.5:25,27), создав два народа во единого нового человека и примирив обоих во едином лице с Отцом (Еф.2:15,16). Как же забудет Он собственное тело, то есть Церковь, коей Он есть глава (Еф. 5:29, 30)?

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя

Такова любовь Господа к Своим разумным тварям: она крепче любви матери к своим детям. И не мудрено: любовь родителей к детям есть только образ любви Божией к Своим тварям. Кто смеет после этого сказать: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» Не оставит, не забудет никогда, никогда!

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя

Забудет ли женщина грудное дитя свое… но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Сила любви и заботы Господа о Его верном Сионе превосходит все, самые крепкие и самые неразрывные естественные, человеческие узы.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 49:14

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 14-15 А Сион говорил: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. 
Рече же Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати изчадия чрева своего? аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь.


А в то время, как Господь предуготовлял Свою милость миру (ст.13), Сион или Иерусалим, этот священный город Давида, видавший уже столько знамений милости Божией над собой, при временном наказании своем от Бога, малодушествовал и думал, что Бог оставил его, совсем забыл о нем. Но возможно ли это? – По естественному чувству человеколюбия, не возможно, чтобы обыкновенная женщина – мать забыла отроча свое – малютку – сына своего: в порыве гнева своего, она может отвратить от него взор свой, даже оставить его, но не надолго, вскоре она снова помилует изчадие чрева своего, т.е. родное дитя свое (если не приемное, каковое ей не так жаль оставить). Но если иногда, под давлением отчаянной скорби или смертельной болезни, женщина-мать и оставляет детей своих (при лютом голоде, во время осады Иерусалима Титом, матери даже ели детей своих); то Господь никогда не может забыть и оставить Своих детей – народ Израильский, произведенный им от старческих недр благословенного Авраама.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible