Скрыть
Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5, 8 Тако глаголет Господь Бог Давида отца твоего… Се, Аз возвращу сень степеней, имиже сниде по степеням Ахаза, отца твоего, возвращу солнце десять степеней… И взыде солнце десять степеней, имиже сниде сень. Знамением десяти степеней (ступеней), данным Езекии, означалась тайна смерти и восстания от одра; но можно сказать, что этим же знамением означалась и тьма, которая по смерти Езекии покрыла народ Божии. Как при отце прибавился день на десять часов, так увеличилась тьма во дни нечестивого сына его. И еще, десять часов, прибавленных ко дню, изображают тайну совершенного Света, Какой должен был воссиять миру. Кроме того, число ступеней изображает собой и десятословие, в котором Езекия черпал свет и жизнь.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило

Тогда для Езекии солнце обратилось вспять, а для Христа солнце померкло. Оно не возвратилось, но померкло, а чрез это и показало различие между тем и другим, то есть между Езекией и Иисусом. И тот возмог отвратить Божественное определение, а Иисус не дарует ли отпущения грехов? Обратись и восплачь о самом себе, заключи дверь и помолись, чтобы отпустил Он тебе и чтобы освободил тебя от горящего пламени. Ибо исповедание в силах и огонь потушить, и львов укротить.

Огласительные слова для просвещаемых

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило

Симмах говорит яснее: «вот, – говорит, – Я заставлю возвратиться тень ступеней, которыми она сошла по часам Ахаза, и возвращу солнце на десять ступеней; и возвратилось солнце на десять часов, тихо сходя по ступеням». Действительно было удивительно: если бы Он повелел возвратиться тени быстро, то это не было бы удивительно, и могли бы думать, что может быть это произошло от солнечного течения и здесь ничего не проявилось особенного; но из тихого возвращения было ясно, что это совершилось Всемогущим Правителем мира. Смотри: дело совершается не на ровном месте, но на ступенях, где ясно виделась сила Совершающего чудеса. И это случилось на всем земном шаре. Никто когда-либо не видел и не слышал, чтобы совершилось чудо равное этому. Иисус Навин говорит: «стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!», и они стали (Нав. 10:12). Хотя это было и великое знамение, однако оно не показывало, что солнце и луна стали сами собою, но что есть кто-то удерживающий их и все направляющий. Для того, чтобы не подумали, что творение в определенном своем видимом течении, равно и солнечное движение – останавливаются собственною силою, Он двигает солнечную тень тихо и изменяет ее по желанию, не потому, что Он желает вредить всему миру, но затем, чтобы, побуждаемые удивлением, все обратились к вере. Солнцу повелел стать Иисус Навин, повернул же его назад Бог и Христос замедлил путь его, чтобы ты, видя его замедление, научился, что это произошло не от природы солнца, а от Творца.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 4-8 И было слово Господне к Исаии, говорящее: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь Бог Давида отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твой. Вот Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя ассирийскаго избавлю тебя и город этот, и защищу оный. Это же будет тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово сие, которое Он изрек: вот Я сделаю то, что тень линий, по которым она сошла на часах Ахаза на солнце, возвратится назад на десять линий. И возвратилось солнце на десять линий по ступеням, по которым оно сошло

В превратном порядке, как в пророчестве, рассказывается здесь история, которая в книге Царств (4Цар. 20:4-11) читается последовательнее. Во время плакания Езекии плачем великим »прежде нежели Исаия вышел на средину двора, было к нему слово Господне, говорящее: возвратись, и скажи Езекии, вождю народа Моего: Я услышал молитву твою и увидел слезу твою. Вот Я исцелю тебя. И сказал Езекия Исаии: какое будет знамение, что Господь исцелит меня?« Пророк отвечал ему: «это будет знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек: «хочешь ли, чтобы тень приблизилась на столько-то линий, или чтобы она возвратилась на столько же ступеней? Езекия сказал ему: легко тени возрасти на десять линий, и не хочу я, чтобы это совершилось, но чтобы возвратилась она назад на десять ступеней». И когда, по призвании Исаиею могущества Господня, знамение совершилось, Исаия приказал принести пласт свежих смокв: когда оный принесли и положили на рану его, он выздоровел.

Возвращается же к царю пророк, по повелению Господа, для того, чтобы сам поразивший его исцелил его; и называется Езекия вождем народа Его и сыном Давида, делам которого он подражал, ибо поступал праведно, подобно тому, как поступал отец его Давид; и выслушивается молитва его и замечаются слезы потому, что он ходил пред Господом в истине и с сердцем совершенным, и плакал плачем великим и делал угодное пред очами Его.

Прибавляются пятнадцать лет к жизни, которых он не просил, и сверх того, обещается при жизни его безопасность царства. Если же, как некоторые думают, жизнь в теле есть осуждение, и по тому, что говорится: обратися душе моя в покой твой (Пс. 114:6), и в другом месте: изведи из темницы душу мою (Пс. 141:8), мы должны желать смерти, чтобы освободиться из темницы: то каким образом теперь Господь дарует, как благодеяние, то, чтобы еще пятнадцать лет жил в темнице тот, кто должен был быть освобожден? Дается же, как знамение, то, чтобы солнце возвратилось на десять ступеней, обращенных нами в линии и часы сообразно Симмаху, который, чтобы сделать для читателей мысль более ясною, представлял себе ступени в виде линий. Или так были устроены ступени механическим искусством, что тень, сходя по каждой, определяла пределы часовых пространств времени. Это знамение было образом и настоящего и будущего времени, чтобы, как солнце возвратилось к его началу, так и жизнь Езекии возвратилась к отжитым годам, и для нас, живущих в седьмерице и осьмерице (in hebdomade et ogdoade), продолжилось время жизни чрез воскресение Христа.

Указыватели святых мест в этой области обыкновенно показывают внутри ограды храма ступени дома Езекии или Ахаза, потому что по ним будто бы сходило солнце. Но никогда я не поверю, чтобы дом, не говорю, Ахаза, который был нечестивым царем, но и какого либо праведного царя находился при храме Божием, когда говорится, что Соломон тем, между прочим, оскорбил Бога, что высоко воздвиг Меллон, откуда он, прогуливаясь на башне дворца, имел обыкновение смотреть сверху на двор храма (3Цар. 11).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-8 И бысть слово Господне ко Исаии, глаголя: иди, и рцы Езекии: тако глаголет Господь Бог Давида отца твоего: услышах молитву твою, и видех слезы твоя, се, прилагаю к летом твоим лет пятьнадесять, и от руки царя Ассирийска избавлю тя и град сей, и защищу о граде сем: сие же тебе знамение от Господа, яко Бог сотворит глагол сей, якоже глагола: се аз возвращу сень степеней, имиже сниде солнце десять степеней дому отца твоего, возвращу солнце десять степеней, имиже сниде сень. И взыде солнце десять степеней, имиже сниде сень

Немного прошло времени, но Бог тотчас склоняется и приемлет мольбы праведника. Ибо. как написано в Книге Царств (4Цар. 20:4 и другое), прежде нежели блаженный пророк вышел из двора царского, было к нему слово Божие. Посему тотчас возвратившись, передает Езекии слова, слышанные им от Бога.

Ибо, говорит, услышал голос его, то есть, принял молитву его и призрел на слезы его. И дает ему возможность тотчас избавиться страха смерти и обозначает меру прибавленной ему жизни, дабы взирая на конец и постоянно думая, что он умрет, он не допустил в душу свою болезнь гордости;

обещает, как и прежде ему было обещано, что Он сделает его победителем ассирийского войска, а Иерусалим защитит. И все это сделал для того, чтобы отогнать от него уныние и сильно изнемогшего восстановить благами милости Своей; ибо милосерд и сострадателен Бог всяческих;

веру же в то, что исполнится обещанное Им, утверждает знамением солнца и совершившимся тогда возвращением тени на десять ступеней. Говорят, что Ахаз, отец Езекии, при помощи некоторой машины и искусства устроил в своем доме какие-то ступени (градусы), показывавшие время дня и измерявшие течение солнца при помощи передвижения бываемой на них тени. И вот что Езекия возвратится к жизни, Бог доказывает это тем, что солнечная тень возвращается назад и день увеличивается на необычное число часов. Для Владыки всяческих нет ничего невозможного, но все, что захочет, творит только по мановению воли своей.

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило

Вот, Я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым… В этих словах видим Творца всего мира, делающего с ним, что Ему благоугодно. Если Он захочет поворотить солнце в другую сторону или совсем его потушить, Он делает это одним мановением Своей воли. Власть Его сильна: И звезды ею сокрушатся, И солнцы ею потушатся, И все миры во прах она вселит.

Дневник. Том I. 1856

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-8 В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь. Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей. И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек. Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4Цар. 20:01-20:7.

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 7–8 И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек. Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило

В удостоверение того, что «глагол Божий», т.е., откровение о продлении благополучной жизни Езекии на пятнадцать лет непременно исполнится, Исаия дает ему «знамение» – чудо в такой области мира, которая совершенно недосягаема для человека, – на небе, а именно возвращение солнца в своем течении на десять степеней, определяемое движением тени по ступеням дома Ахаза.
(На вопрос о том, как определялось это движение тени по ступеням, отвечают по-разному. Еврейское слово маалот (от ала – восходил) соответствует понятию ступени или степени (градус); но какие степени или ступени? Одни полагают, что это ступени лестницы дома, по которым можно было замечать определенное склонение тени; по мнению других, так как здесь идет речь о солнце и тени, то надо понимать степени (или градусы) солнечных часов. Это предположение высказал халдейский толкователь (парафраст) и заменил слово маалот словами эвен-шаага, т.е. камень часовой; ему следуют Симмах и Иероним, называя этот камень горологгон, т.е. указатель ча­сов, иначе – гномон. Еврейские толкователи сообщают, что этот указатель состоял из полукруга, в пустой выпуклости которого бил шар (глобус); и тень, отбрасываемая им, падала на сечения, сделанные на поверхности полукруга, которых было 28. Они то и назывались маалот (градусы). Но ни еврейский текст, ни Александрийский перевод, ни И.Флавий не дают указаний на то, чтобы здесь следовало понимать прибор в виде солнечных часов, которые, говорят, появились гораздо позднее Ахаза. Поэтому некоторые думают, что под маалот надо понимать, ступени лестницы царского дворца, выстроенного Ахазом; его держится Мартини (Комментарий о солнечных часах у древних. Лейпциг. 1775 г. стр.35). По его мнению, здесь имеется в виду лестница, которая вела в царский дворец; на вершине её была колонна (обелиск), уставленная так искусно, что бросала от себя тень на нижние ступени и таким образом показывала течение времени, не столь­ко, впрочем, часы, сколько части дня)
И, по слову пророка, солнечная тень действительно взошла обратно на десять степеней. Так совершилось чудо – знамение, подобное тому, которое совершилось при Иисусе Навине.

Так как это чудо-знамение, одно из величайших чудес, совершилось в области явлений, подлежащих наблюдению и пониманию – со стороны законов и условий понимания природы вообще; то многие любознательные исследователи событий из истории Откровения стремятся приблизить чудо-знамение Исаии до некоторой степени к пониманию его естественных условий. В ответ на вопрос о том, каким образом совершилось возвращение солнца и тени по степеням лестницы во дворце Ахаза или на гномоне, существует несколько предположений – Дедерлен замечает, что весьма ошибаются те, которые принимают, что само солнце подвинулось со своего места так, что подвинулась и тень, отраженная на гномоне или горологии. Было бы странно думать, что по требованию божественной Премудрости, ради подтверждения одного обетования, данного одному человеку, не только изменился прежний порядок в мире, но и произошел беспорядок в нем... Отсюда некоторые пытались предложить более здравое мнение для объяснения этого события. – Спиноза в «Богословско-политическом трактате» (гл.2) признавал, что все это необыкновенное движение тени произошло от преломления лучей солнца в облаках. Подобно тому Вельтгузий думал, что вся та перемена в движении тени зависела от облака, которое захватывало лучи солнца в известном количестве и преломляло их в равной мере, причем на ступенях лестницы или на делениях гномона давало свет или тень. Вельтгузий ссылается на опыт, по которому подобное движение тени вперед и назад можно произвести отражением солнечных лучей в стеклянной вазе, наполненной водой, или в зеркале. Милий, в рассуждении «О величии Божием» (1743 г. стр.473–479), рассказывает, что в начале восемнадцатого века, в Меце (в Лотарингии) было замечено, что при неожиданном появлении облачка, которым были отражены солнечные лучи, тень гномона отошла назад даже на полтора часа. И в настоящее время полагают, что именно подобное же отклонение тени от преломления лучей в облаках или вообще в атмосфере произошло в то время, когда пророк Исаия давал знамение царю Езекии. Так, проф. Е.Ловягин рассуждает: «Солнечные лучи, переходя через воздух, могут отклоняться во все стороны, более или менее значительным образом, смотря по изменению в плотности слоев атмосферы. Таким образом, преломление лучей света в воздухе обыкновенно немного увеличивает продолжение дня. Творец и Владыка природы, вместо обыкновенного изменения плотности в слоях воздуха, мог сообщить изменение необыкновенное и тем сосредоточить солнечные лучи в требуемом месте на продолжительнейшее время, т.е., увеличить день или отклонить свет в противоположную сторону, а вместе с тем, разумеется, отклонить и тень.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible