Скрыть
耶和华说,你岂没有听见我早先所作的古时所立的麽,现在藉你使坚固城荒废,变为乱堆。

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Не слышал ли еси… яже Аз сотворих его, от древних дний, то есть Я соградил Иерусалим. Ныне привел его, чтобы город был опустошен, то есть Я привел теперь Ассирийское войско, чтобы опустошить Иерусалим, но будет иначе.

Ст. 26-27 Подобно городам твердым, в которых жители опустили руки, сокрушены, постыжены, стали как трава полевая, то есть как истребил Я твердые города и сокрушил их обитателей, так посрамлю и сокрушу царя Ассирийского.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Разве не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин

Смотри, какую помощь доставляют нам пророки. Так как ты не уверовал, то Я поставлю судилища и посажу в судьи всю вселенную. (Царь ассирийский) говорил: своею силою и советом я овладел тем и другим городом; напротив, говорит Бог, не своею силою и мудростью, но Моею, так как прежде, чем это исполнилось, Я предсказал тебе. Но тот говорит: я этому не верю. Если ты не веришь, то конец событий научит тебя. Если Я какого-либо жалкого делаю внезапно мужем храбрым и властелином, то не открывается ли отсюда, что и прежде не без Моей воли совершилось такое разрушение города? Иначе, от малой победы должно верить великому. Так как язычники не веруют Христу, говорящему о воскресении, то мы покажем им большее дело, чем воскресение, чтобы они не сомневались относительно меньшего. Привести весь мир, чуждый веры, ко Христу – гораздо больше, чем воскресение. Телесная природа не противится воле Творца и не может Ему противостоять, Божественная свобода пожелала творения тел, и они произошли; кроме того, она желала, чтобы люди были добрыми, но те не были таковыми. Когда ты видишь, что совершилось что-либо весьма трудное, веруй в то, что – более легко, потому что все содержится под Божественною властью. Некоторые же вещи не только подлежат этой власти, но и зависят от твоего свободного изволения. Точно также и пророчество тогда познается лучше, когда оно открывает не только то, что сам Бог намерен делать, но и то, что желаешь ты сам. Смотри, что здесь говорится: хотя Бог показывает свое могущество, но причина такого проявления зависит от него.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 26-29 Разве не слышал ты, что некогда Я сделал с ним? С давняго времени Я задумал это, и теперь привел их, и исполнилось для истребления холмов вместо воюющих и городов укрепленных. Жители их по сокращении руки [силы] затрепетали и смешались: они стали как сено полевое и зелень на пастбище и трава на кровлях, которая высохла, прежде нежели созрела. Жилище твое, и выход твой и вход твой Я узнал и безумие твое против Меня, когда ты неистовствовал против Меня. Высокомерие твое дошло до ушей Моих: поэтому Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила в рот твой, и возвращу тебя назад дорогою, которою ты пришел

Это нужно понимать как сказанное от лица Бога против слов ассириянина в том смысле, что на богохульство его так отвечал Господь: «По Моей воле и что Я предсказал совершение этого и повелел, чтобы это было совершено через тебя? Итак, в настоящее время исполнилось то, что Я некогда определил - чтобы холмы, то есть князья, воевавшие прежде друг с другом, и города весьма укрепленные, когда Я удержу руку Свою и не буду оказывать обычную помощь, были истреблены, и затрепетали и погибли, и были бы подобны не маслине и виноградной лозе, и не плодородным деревьям, но сену и отросткам в траве на кровлях, которые служат препятствием для плодов и увядают прежде, нежели достигнут зрелости. Итак, Я наперед знал о местопребывании и выходе и входе твоем, и о безумии, в котором ты неистовствовал против Меня, Я говорил в предвещаниях пророков, чрез которых Я знал, что ты некогда скажешь: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Таким образом ярость твоя и высокомерие твое дошли до ушей Моих, и Я более не буду терпеть тебя, чтобы ты понял, что бывшее возможным для тебя было возможным вследствие не твоих сил, а Моей воли. Ибо нечестивые народы и бесплодные деревья заслужи того, чтобы чрез тебя, как чрез секиру и пилу Мою, быть срубленными и пасть. Итак, Я вложу кольцо или узду в ноздри твои, чтобы сжать богохульные уста и чтобы ты не осмелился более говорить подобное, и вложу удила в рот твой, чтобы усмирить лютость и возвратить тебя в Ассирию». Эту метафору Писание употребляет и в псалмах против нечестивых: Браздами и уздою челюсти их взнуздаешь, не приближающихся к Тебе (Пс. 31:9).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 26-27 Не слышал ли еси издревле сих, яже Аз сотворих? от древних дней совещах, ныне же показах опустошити языки в твердынех и живущия во твердых градех: опустих руце, и изсхоша и быша аки сухо сено на кровех и аки троскот

Итак, ты думаешь, говорит, что все это ты сам совершил и не стыдишься приписывать все это своим силам? Но ты, не имеющий никакого основания поднимать надменно бровь свою, не слышал ли еси издревле сих, яже аз сотворих? Ибо если ты хочешь, говорит, исследовать слова моих пророков; то Я уже прежде сказал, что все это будет; потому что от древних дней совещах, то есть, определил и повелел; а теперь, когда наступило время, привел в исполнение то, что было предречено, так что опустошил народы в городах укрепленных то есть такие, которые не были слабыми и легко одолимыми.

Опустих руце, и изсхоша. Ибо некогда я по долготерпению своему поддерживал их, чтоб они существовали и жили, а теперь Я отнял помогающую руку Свою, и они подобно растениям высохли и как сено иссохли и как сухая трава преданы в пищу огню. Тоже и в другом месте говорит ему: ибо когда нечестивый привел в исполнение то, что было определено Богом и высоко возмечтал о себе; то опять он услышал Бога говорящего: еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю? (Ис. 10:15). Ибо как эти инструменты не могут двигаться сами собою для совершения известного дела, но ожидают руки, приводящей их в движение; так и ты, говорит, был орудием гнева божественного, не сам своими силами ты совершил эти дела, но был как бы секирою и пилою, назначенною служить воле Движущего тобою.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Разве не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4Цар. 18:13-20:19.

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 26–29 Разве не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин? И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился. Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я знаю все, знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел

Сеннахирим хвалился славными завоеваниями своих предков – могущественных царей ассирийских; и выставлял эти завоевания на вид Езекии и Самому Богу (Ис.37:10-11). А Господь его же словами внушает ему, что все те опустошительные завоевания совершились по совету Божию, который приведен в исполнение и открылся только в последнее время; при этом цари ассирийские были только покорным орудием во власти Промысла Божия (ср.Ис.10:5-19). Видя грозный гнев Божий, и сильные воинственные люди опускали свои руки, падали на землю и лежали в изнеможении, как подкошенная высохшая трава, или – в исступлении бледнели и оставались недвижимы на кровлях своих домов, как «троскот» – худосочная поросль, торчащая на засоренных крышах. Сеннахирим не знал тайных намерений Господа и не понимал действий гнева Его, а Господь открывает ему, что Он и прежде знал, и теперь знает все его намерения и действия, – знает и «ярость» и «огорчение» или надменность Сеннахирима: о них молитвенно передал Богу Езекия и представил сами слова Сеннахирима Богу на страницах его послания (Ис.37:14,21). И вот Вседержитель высказывает определение своего суда и над Сеннахиримом. Так как ярость его доходила до зверства; то Господь и поступит с ним, как со зверем, – проденет ему «брозду», т.е. кольцо в ноздри и узду, точнее – удила в рот и отведет его обратно по той же дороге, по которой он пришел. Возвращаясь по той же дороге, Сеннахирим увидит повсюду следы прежнего победоносного своего шествия, вспомнит, с каким самодовольством и славой шел прежде и – тем более будет огорчен теперь, видя свое поражение, бедствие и унижение.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible