Скрыть
Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю

«Господи Саваоф, Боже Израилев…». Саваофом называются вышние силы, ангелы и архангелы. Оскорбления неприятелей, говорит, нисколько не подвигли меня; вследствие их хулений, я отнюдь не думаю, будто теперь бессильна помощь Твоя. Хотя бы и часто умаляли славу милосердия Твоего, однако я исповедую Твое великое могущество не только над землею, но и на небесах. Почему же? Бог силен, а вы не достойны спасения. Потому он прибавляет: «Боже Израилев». Я всемогущ, потому что Я Господь Саваоф, т.е. сил. Ты желаешь, и это угодно Тебе, потому что Ты – Господь Израилев, «седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли». Так как варвар думал, что Богу принадлежит только Иудея, небольшая часть вселенной, и обращался к Богу, как бы к равному себе, то Езекия, для уничтожения этого мнения, говорит: «Ты один Бог всех царств земли». Ты не только царь, но Ты «один», несравнимый с кем-либо, не имеющий себе союзника или товарища, – как думает сириец.

«Ты сотворил небо и землю». Если они – дела могущества Твоего, то тем более их обитатели.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-20 И взял Езекия письмо из руки послов и прочитал его, и пошел в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицем Господним; и молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живаго. Правда, о, Господи! цари Ассирийские опустошили все страны и земли их и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один

Против богохульства царя Сеннахерима Езекия взялся за обычное оружие. И опять идет он в храм и развертывает письма его пред Господом. Прежде он молчал, потому что, устрашенный страхом Господним, он не осмеливался открывать уста в храме и изливать свободно моления к Господу. Но теперь, уже услышав то, что сказал Исаия: Не бойся слов, которые ты слышал, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского (1Цар. 19:6), он смело молится к Господу и утверждает, что только один Бог живой, из чего мы видим, что идолы суть изображения мертвых. Что эти идолы только делали слабыми своих творцов, подтверждается многими историями, в которых пишется, что цари персидские приходили в Грецию и разрушали и разграбляли греческие храмы: и он требует отмщения, чтобы из случившегося с ним все царства познали, что есть один только Бог, который может спасти своих от опасности.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст.14-17 И взя Езекиа книгу от послов и прочте ю, и вниде во храм Господень и отверзе ю пред Господем. И помолися Езекиа ко Господеви, глаголя: Господи Саваоф, Боже Израилев, седяй на Херувимех, Ты еси Бог един Царь всякаго царства вселенныя, ты сотворил еси небо и землю: приклони, Господи, ухо твое, услыши, Господи, отверзи, Господи, очи твои, призри, Господи, и виждь и слыши вся словеса Сеннахиримля, яже посла укоряти Бога живаго

Вследствие великого благоговения пред Богом (Езекия) открывает книгу не потому, что Бог как бы не знает великой гордости Сеннахирима, напротив потому, что жалуется на варварское безумие и как бы призывает Бога, Владыку вселенной, во свидетели наглых речей сего. Смотри, как он в противоположность словам Сеннахирима далеко простирает свое смирение. Ибо один дошел до того, что, понося славу Бога, говорит: да не прельщает Бог твой тебе, на негоже уповая еси, глаголя: яко не предастся Иерусалим в руки царя Ассирйска; другой же исповедует величие власти Его, называя Его Господом Саваофом и Богом Израилевым и Богом всякой твари высшей и духовной; ибо Ты, говорит, седишь на Херувимех. И сверх того исповедует, что хотя и называются некоторые на земле царями, но только Он один по природе и воистину царь, и все покорено под ноги Его и Он един был Творцом неба и земли и мановением своим поддерживает то, что некогда не существовало. Просит же услышать и призреть, то есть не забыть и не оставить без внимания столь обидных злохулений, но по справедливости наказать преступника. Ибо, говорит, он оскорбил живого Бога, то есть Того, Кто ни в чем не сходен с богами языческими, он дерзнул нечестиво уподобить им.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю

Объяснение см. в Толковой Библии т. 2-й, 4Цар. 18:13-20:19.

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 15–20 И молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живаго. Правда, о, Господи! цари Ассирийские опустошили все страны и земли их и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один

Обращаясь с молитвой к Богу, Езекия представляет Его царем, и что Он, как царь, восседает на престоле, который поддерживают херувимы и окружают серафимы, как это созерцал и пророк Исаия (Ис.6); называет Его Господом Саваофом, т.е. «Господом сил» или небесных воинств. Как царь небесных воинств, Иегова есть единый царь над всеми царствами. Ему принадлежит эта верховная власть потому, что только Он единый есть творец неба и земли, а следовательно и всякого человека, как бы он ни был властен, и всякого царства, как бы оно ни было могущественно. Между тем Сеннахирим, суеверный поклонник бездушных идолов, дерзнул порицать Бога живого, единого истинного. И если прежде цари Ассирийские опустошили всю землю, которой теперь обладают, и все страны их, т.е. области, теперь принадлежащие им, а вместе с тем взяли и богов – покровителей этих стран – литых идолов и расплавили их, или деревянных истуканов и сожгли их, и так уничтожили их, ибо это не боги, а произведение человеческого искусства, и если через это цари ассирийские возвысились выше других царей и богов их: то теперь, когда цари ассирийские выставляют свое могущество против истинного Бога, царя неба и земли, порицают Его всемогущество, угрожают гибелью Его помазаннику и народу Божию, – теперь Господь имеет благоприятное время наказать гордого Сеннахирима, поразить его, и через то, как он, так и подвластные ему царства, узнают и прославят единого Бога – Иегову. Эта слава Божия откроется для всех тем очевиднее, что Сеннахирим не только сказал, но и написал о себе, что он непобедим, а Езекия и его Бог перед ним совершенно бессильны и беспомощны. – Глубоко мудрая молитва благоговейного царя, непоколебимо преданного Богу, удостоена вторичного ответа Божия через великого посланника Божия – Исаию, в своем пророческом видении, непосредственно предстоящего престолу Господа – Саваофа (Ис.6).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible