Скрыть
глаго́люще прⷪ҇ро́кѡмъ: не повѣ́дайте на́мъ: и҆ видѣ̑нїѧ ви́дѧщымъ: не глаго́лите на́мъ, но на́мъ глаго́лите и҆ возвѣща́йте на́мъ и҆но́е прельще́нїе

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9-10 Сынове… иже не похотеша слышати закона Божия, глаголюще … видения видящым: не имейте видений… и пророком… не глаголите нам укоризны, но … глаголите угодное нам, то есть удержите язык от несносных для нас обличений, и не изрекайте нам пророчеств скорбных.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное

Итак, архиереи и фарисеи хотя, по воле Пилата, и запечатали гроб, но жены узрели Воскресшего… Первосвященники не разумеют, а жены своими глазами видят. Когда пришли в город к первосвященникам воины и возвестили обо всем случившемся, то они сказали им: Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его (Мф. 28:13). Хорошо подлинно и об этом Исаия, как бы от лица их, сказал: Не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное. Восстал Воскресший, а воинов прельщают дарами серебра.

Огласительные слова для просвещаемых

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное

Тем не менее, как видим, для утверждения душ их, возвещались видения и объявлялись пророчества. Почему же они чувствовали отвращение при этих словах, и желали находиться в заблуждении?

Толкование на пророка Исайю


Скажи мне: когда всего больше оскорбляет кто-либо, тогда ли, когда не отвечает молчащему или когда не отвечает говорящему? Конечно, когда говорящему. Так и теперь, большее оскорбление, большее пренебрежение ты оказываешь, когда не слушаешь говорящего. «Не говорите нам», - говорили в древности иудеи пророкам. Вы же хуже делаете, сказывая: «Не говорите, мы делать не будем». Те удерживали пророков, чтобы они не говорили, как бы по некоторому благоговению к словам их, а вы по крайнему небрежению и этого не делаете. Поверьте, если бы вы заградили нам уста, положив на них руки, то и тогда не столько бы оскорбили, сколько теперь.

Беседы на Деяния Апостольские

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-11 Ибо это народ, вызывающий на гнев, и дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Божия, которые говорят прозорливцам: не смотрите вперед, и провидящим: не предвидьте нам истинного: говорите нам приятное, предвидьте нам ложное. Устраните от меня путь, отклоните от меня дорогу: да удалится от лица нашего Святый Израилев

Очевидно, что вызывали Господа на гнев те, которые не хотели слушать слов Иеремии (Иер. 43), которые говорили ему: перестань предвидеть нам то, чего мы не хотим: не воспрещай нам идти в Египет и не предсказывай того, что справедливо; но говори то, что приятно нам, чтобы мы отправились в Египет, чтобы приложить грехи ко грехам. Зачем ты говоришь нам то, чего мы не желаем слышать? Зачем указываешь путь, по которому мы не хотим идти? Зачем часто повторяешь слуху нашему: так говорит Господь Святый Израилев? Пусть прекратится у нас это пророчество. В иносказательном смысле все еретики называются лживыми детьми. Ибо они от нас изыдоша, но не быша от нас (1Ин. 2:19). Они не слушают ушами внутреннего человека закон Божий, и говорят учителям церквей: не предвидьте нам того, что справедливо, и не угрожайте пламенем геенны, но обещайте нам царство небесное, что после роскоши и наслаждения отверзется нам рай. Зачем ты указываешь мне путь Господень, по которому я не хочу идти? Зачем повторяешь имя Святого Израилева, которое не проникает внутрь сердца моего? Это говорится и ко всем небрежным членам Церкви, если они отвергают строгость учителей и склоняются к обольстителям.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8-11 Ныне убо сед напиши сия на дске и в книгу: яко будут сия во дни времен и даже до века. Яко людие непокориви суть, сынове лживии, иже не похотеша слышати закона Божия, глаголюще пророком: не поведайте нам: и видения видящим: не глаголите нам, но нам глаголите и возвещайте нам иное прельщение и совратите нас с пути сего: отимите от нас путь сей и отимите от нас суд Израилев

Так как эти события должны будут совершаться в свое время, то он повелел, чтоб они были записаны и приказал их заметить; ибо, говорит, они случатся во дни времен и будут достойны памяти во век. И истинно слово это. Они всегда будут служить признаками истинных пророков, даже до самой кончины настоящего века. Должно, говорит, отметить (это пророчество) и потому, что людие непокориви суть. Это должно послужить на пользу им. Ибо если они не поверят имеющим явиться в то время святым пророкам; то им должно будет устыдиться того, что это предречено и тобою. А лживыми, как я думаю, называет их потому, что не сохранили благоговения, подобающего Богу, и оказались не верными обещанию, которое дали в то время как Моисей на горе Синае изрекал им законы всеми нами правящего Бога. Ибо мы видим, что они ясно высказали: вся, яже глагола Господь, сотворим и послушаем (Исх. 24:3).

Итак, между тем как закон повелевает и говорит: Господу Богу твоему поклонишися и тому единому послужиши и: не сотвори себе кумира ((Втор. 6:13; Исх. 20:4); они ни во что вменили эту заповедь, ибо служили идолам. Посему со всею справедливостью называет их сынами лживыми. И Давид негде воспевает: врази Господни солгша Ему (Пс. 80:16), и как бы от лица Христова говорит: сынове чуждии солгаша ми (Пс. 17:45). Причиною же такого недуга у них было то, что они не удостаивали закон никакого почтения, даже презирали и самые речи святых пророков. И на это он указывает говоря: иже не похотеша слышати закона Божия, глаголюще : не глаголите нам, но нам глаголите и возвещайте нам иное прельщение и совратите нас с пути его , от имите от нас путь сей и отимите от нас Святаго Израиля. Так восклицая, жестокие Израильтяне часто нападали на многих святых пророков. Тоже можно ясно видеть из следующего, когда Иеремия увещевал их: не ходите во Египет, они на это говорили: лжеши, не посла тя Господь, но сын Нириин подущает тя на нас и прочее (Иер. 43:2,3).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-11 Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева

Объясняя цель предшествующего повеления, пророк говорит, что иудеи - народ упорный в своем непослушании Божественному откровению и его провозвестникам - пророкам. Они не хотят слушать правды - им приятна одна лесть. За это их постигнет страшное наказание от Господа.

Провидящие - по-евр. roim от глаг. raah - видеть нечто необычайное, недоступное обыкновенному человеческому взору.

Пророки - chozim - от chaza - созерцать в особом восторженном состоянии. Впрочем, то и другое название на самом деле обозначает почти одно и то же состояние пророческого экстаза (ср. гл. 29:10 и 1Цар. 9:9).

Устраните от глаз наших Святого Израилева, т. е. мы не хотим подчиняться указаниям Всевышнего.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 8-11 Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святаго Израилева.» 

   Ужасна судьба тех, кто возлагал надежду не на Бога, а на фараона: это заблуждение так грубо и коренится так глубоко в народе, что должно быть предано памяти отдаленнейших потомков, – даже до конца ветхозаветной жизни Израиля. И Господь повелевает пророку сделать это тщательно – сесть и написать на доске, (обыкновенно покрытой воском) или еще прочнее – в книгу из вычищенной кожи (пергамена). В течение веков должно сохраниться это обличение в богоотступничестве и должен оправдаться этот суд Господа над ним. Теперь жители Иерусалима непокорны благой воле Божией, ясно определенной в Его законе; теперь они не желают слушать голоса Божия из уст святых пророков, находящихся под непосредственным откровением Святого Духа; теперь они с ожесточением противятся убеждению и руководительству истинных представителей и толкователей воли Божией и с негодованием требуют, что бы они не говорили о святом суде Божием над народом и его правителями, и просят, напротив, дать им иное утешение, хотя в сущности льстивое, лживое и гибельное, какое и предлагали льстецы народа, ложные пророки. И вот это коренное заблуждение современников пророка Исаии, о котором он сохранил письменно неизгладимую память на все века, перешло и к отдаленнейшим потомкам иудеев, как несчастнейшее наследство; ибо когда пришел и обетованный Спаситель от всякого зла и от смерти, то современные Ему Иудеи и Его не хотели слушать, и Ему воспрещали говорить, и от Него требовали иных благ жизни, а не тех, которые Он предлагал... А потому и Господь Спаситель возвещал своим развращенным современникам страшное «Горе», как пророк Исаия своим (ср.Мф.11:16-24; 23:29-39).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible