Скрыть
И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана».

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

О том же, что сказанное в законе и через пророков было запечатано и людям непонятно, Исаия говорит: И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «Прочитай ее»; и тот отвечает: «Не могу, потому что она запечатана». И все это было запечатано в силу необходимости. В самом деле, для неверующих фарисеев, которые думали, что они знают писания закона, все реченное пророками даже необходимо было запечатать; и только для верующих должно было все открыться. И так все запечатленное в древности теперь по благодати Господа открыто святым; ведь Он оказался завершительной печатью.

Комментарий на пророка Даниила

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9-11 Изумляйтесь и дивитесь: приходите в смятение, ужаснитесь, что упились, и не вином. Яко излия на них Господь дух усыпления, и смежил очи их и пророков их и князей их, видящих сокровенная. И видение всякого из них будет аки словеса книги запечатленныя

Ибо одни не будут читать ее по неведению, а знающие не осмелятся открыть ее, потому что запечатана.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

Что это за книга запечатанная, если, конечно, не чистая Дева? От кого она дастся? Ясно, что от священников. Кому она будет дана? Плотнику Иосифу. Этот Иосиф, прежде живший в честном браке и родивший сыновей, потерял жену и остальное время жил в целомудрии, воспитывая детей в учении и наставлении Господнем. Ведь известно, что апостол Павел, придя для проповеди и найдя одного из его сыновей, пишет, говоря: «другого же из Апостолов я не видел…, кроме Иакова, брата Господня» (Гал. 1:19), не как рожденного от Девы Марии, но — от Иосифа. Итак, как священники сочетали Марию с целомудренным Иосифом, и предложили ее ему, выжидая удобного для брака времени, то он, принявши, должен был сохранять Деву в неповрежденности. Это пророк предсказал много ранее: «дастся, — говорит он, — книга запечатанная человеку умеющему читать», то есть, сочетавшемуся браком, и он скажет: не могу прочитать. Почему не можешь, Иосиф? Не могу, говорит, прочитать, потому что книга запечатана. Для кого она сохраняется? Она сберегается в жилище для Творца всяческих.

На Благовещение преславной Владычицы нашей Богородицы

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-12 Изумляйтесь и дивитесь, питайтесь и колеблетесь; вы пьяни, но не от вина, шатаетесь, но не от опьянения. Ибо навел на вас Господь дух усыпления: Он сомкнет глаза вашых пророков, и закроет князей ваших, видящих видения. И будет для вас всякое видение как слова книги запечатанной, которую когда дадут знающему письмена, то скажут: читай ее, но он ответит: не могу, потому что она запечатана. И дадут книгу незнающему письмен и скажут ему: читай, но ответит: я не знаю письмен

Вместо духа усыпления LXX перевели: сокрушение, Феодотион: умоисступление, Акила: καταφορά, то есть крепкий сон, который по-еврейски называется thardema и который Бог навел, как говорит Писание, на Адама (Быт. 2), когда из ребра от бока его была создана жена. Этим самым сном спал на корабле Иона (Ион. 1:5). Все же пророчество после разрушения Иерусалима и храма, то есть Ариила, направлено против книжников и фарисеев, которые, имея ключ знания, и сами не входят и не допускают других, желающих войти. Им заповедуется, что они от изумления и удивления, или лучше по LXX, от раcслабления всего тела и умоисступления будут пьяны и будут шататься и колебаться, шатаясь не от вина и сикеры, но от духа усыпления или сокрушения Господня, чтобы, уразумев зло свое, принесли некогда покаяние и сказали с пророком: возвратился на страсть, егда унзе ми терн (Пс. 31:4). Итак знайте, книжники и фарисеи, служащие князьями иудейскими, что Господь воздаст вам вашим воздаянием. Ибо вы, слушая Господа Спасителя, не хотели понять, и сомкнули глаза ваши, чтобы не видеть Его, и отяготили уши, чтобы не слышать. Поэтому и Он сомкнет глаза ваши, то есть пророков, чрез которых вы видели знание Божие. Или сомкнет глаза вас и пророков, которые служат вашими князьями. Ибо закон и пророки до Иоанна Крестителя (Лк. 16:16), чтобы, когда вы не будете видеть, видели те, о которых свидетельствует нижеследующая речь: и в тот день глухие услышат слова книги и глаза слепых будут видеть (Ис. 29:18).

Ибо Господь пришел на суд, чтобы видящие иудеи не видели и чтобы бывшие слепыми, то есть народы языческие, видели и созерцали Господа (Ин. 9:39). Поэтому не сказал прямо, что видение всех пророков будет запечатано для всех читающих; но будет запечатано, говорит он, для вас, которым теперь говорю, которым это предвозвещаю, или сомкнет на веки глаза князей ваших, которые, по Семидесяти, хвалились, что они видели сокровенное и тайное. И будет, говорит он, для вас все Священное Писание заключенным и запечатанным, чтобы вы, приписывающие себе знание письмен Закона и пророческих предвещаний и днем и ночью упражняющие неутомимо уста в книгах Писаний, не понимали того, что читаете, как пишется в Откровении Иоанна: кто есть достоин разгнути книгу и разрешити печати ея (Откр. 5:2)? И когда никого не нашлось, кто мог бы снять печати, то, говорит, он заплакал и наконец удостоился слов Божиих к нему: не плачися, се победил есть лев, иже сый от колена Иудова корень Давидов, разгнути книгу и разрешимы печати ея (Откр. 5:5). Лев же от колена Иудина есть Господь Иисус Христос, который снял печати с книги, и не с одного собственно из псалмов Давидовых, как многие думают, но со всех Писаний, служащих писаниями одного Святого Духа и потому называющихся одною книгою. О ней Иезекииль свидетельствует таинственною речью, что она исписана внутри и снаружи (Иез. 2:10), по смыслу и букве. Об этом и Спаситель говорит в Псалмах: в главизне книжке писано есть о Мне (Пс. 39:8),— не в книге Иеремии или Исаии, но во всем Священном Писании, которое называется одною книгою.

Итак, между тем как учители иудеев до настоящего дня не могут читать и снять печати и раскрыть таинства Писаний, если дашь эту книгу неученым людям, которые поедаются своими наставниками, то они сознаются, что они не знают письмен и потому не могут читать. Но из двух зол гораздо меньшее — сознаться в незнании закона, нежели хвастаться мудростию и не быть в состоянии знать то, что говорится.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга девятая


И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

Какие же ворота, которые всегда затворены и которыми входит один только Господь Бог Израиля? Конечно те, о которых говорит Спаситель в Евангелии: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали (Лк. 11:44, 52). О них под именем книги пишет и Исаия: Всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «Прочитай ее»; и тот отвечает: «Не могу, потому что она запечатана». Это и есть та книга, которую раскрыть и с которой снять печати не может никто ни на небе, ни на земле, ни под землею, за исключением Того, о Котором в Апокалипсисе Иоанна говорится: Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее (Откр. 5:5). Ибо прежде, чем Спаситель принял тело человеческое и уничижил Себя, приняв образ раба (Флп. 2:7), закрыт был закон и пророки и все разумение Писаний, закрыт был рай. Но после того, как Он был вознесен на Кресте и сказал разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк .23:43), тотчас же завеса храмовая разодралась и все открылось, и по снятии покрывала говорим: Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2Кор. 3:18).

Толкование на пророка Иезекииля


Кто открыл Даниилу многообразные истины, Тот, давая понять, что и сказанное им сокровенно, повелел сокрыть слова и запечатать книгу, чтобы многие читали ее, доискиваясь истинного смысла повествований. И вследствие большой темноты приходили к различным догадкам. Слова же: Будут проходить, то есть пробегать ее многие (Дан. 12:4), - означают прочитывание ее многими. Ибо мы обыкновенно говорим: «Я пробежал книгу», «Я прошел историю». То же и Исаия говорит о темноте своей книги: И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «Прочитай ее»; и тот отвечает: «Не могу, потому что она запечатана».

Одна книга толкований на пророка Даниила


В Апокалипсисе показывается запечатанная семью печатями книга; и если ты дашь ее кому-нибудь из людей, знающих письмена, для прочтения, то он ответит: «Не могу, потому что это книга запечатанная». Как много людей в настоящее время воображают себя знающими письмена и, однако, держат запечатанную книгу, и не могут открыть ее, если не откроет книгу имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит (Откр. 3:7).

В Деяниях Апостолов святой евнух, или муж (ибо тем и другим именем называется он в Писании) при чтении пророка Исаии на вопрос Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь?- отвечал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян. 8:30-31). Я - скажу, кстати, и о себе - не святее и не прилежнее этого евнуха, потому что он, оставив царский двор, из Эфиопии, то есть от крайних пределов мира, пришел в Храм и так любил закон и божественное знание, что даже в повозке читал Священное Писание и, однако, держа книгу, размышляя о словах Господа, произнося их языком и устами, все-таки не понимал Того, Кого, помимо собственного сознания, чтил в книге. Пришел Филипп и показал ему Иисуса, Который скрывался заключенным в книге. О, удивительная сила учителя! В тот же час верует евнух, крестится, становится святым и верным, из ученика превращается в учителя и в уединенном источнике церкви более находит для себя, чем в позлащенном храме синагоги. Я коротко написал об этом (ибо тесные пределы письма не позволяют более распространяться), чтобы ты уразумел, что в рассуждении о Священных Писаниях нельзя идти без проводника.

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 И будут вам вся сия словеса, аки словеса книги запечатленныя сея, юже аще дадут человеку ведущему писания, глаголюще: прочти сие. И речет: не могу прочести, запечатленна бо. И дастся книга сия в руце человеку не ведущему писания, и речется ему: прочти сие. И речет: не вем писания

Господь наш Иисус Христос негде сказал Иудеям: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне. И не хощете приити ко Мне, да живот имате (Ин. 5:39,40). Итак, беспрестанно рассуждая о заповеди Моисея и показывая вид, что составили в уме и сердце своем не простое понимание писаний закона. Израильтяне напрасно трудились, так как они не искали Христа, хотя сам закон говорит о таинстве Его. Посему опять услышали: аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа (Ин. 5:46).

Итак, хотя у них и много было рассуждений о законе, тем не менее они убили Предвозвещенного в нем, нисколько не думая о чести Моисея. Богодухновенное Писание некоторым образом запечатано Богом, как единая книга. Ибо все оно – едино и изречено единым Духом Святым. Каким же образом оно запечатано? Ибо не умеющие читать и знающие буквы не могут разуметь заключающегося в нем, ни также если бы кто и знал буквы не постигнет сокровенного в нем; но закон будет запечатан равно для всех, так что значение мыслей его было совершенно недоступно и для тех. которые умели читать. И это было воспето устами Давида к Богу: да помрачатся очи их еже невидети, и хребет их выну сляцы (Пс. 68:24).

Толкование на пророка Исаию

Евсевий Кесарийский (†339)

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

Спаситель и Господь наш не пришел для того, чтобы закрыть или, так сказать, запечатать пророческие видения. Он, скорее, то, что в древности было неясным и запечатанным, как бы снимая наложенные печати, открыл и объяснил, и научил Своих учеников смыслу божественного Писания. Вот почему он говорит в Апокалипсисе Иоанна: Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее (Откр. 5:5). Чем еще могут быть эти печати, как не неясными местами у пророков? Исаия тоже знал их и определенно говорит: И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге. Итак, не пришел Христос Сын Божий, чтобы закрыть видения и пророчества, но чтобы раскрыть их и вынести на свет.

Доказательство в пользу Евангелия

Примасий, еп. (†560)

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана»

Что также и Исаия сказал бы иудеям: Подумай, всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге в том месте, где далее говорится, что сведущий в грамоте, равно как и несведущий в науках, лишается плода, поскольку и одному запрещено печатью проникнуть во внутреннюю тайну, и другому препятствует неграмотность.

Комментарий на Апокалипсис

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-12 Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, - шатаются, но не от сикеры; ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана». И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: я не умею читать

Здесь пророк изображает впечатление, какое должны были оказать его слова на невосприимчивый народ иудейский. Иудеи рассчитывают не на Божию помощь, а на помощь Египта. Поэтому они не обрадованы, а только озадачены его речью. Они похожи на слепых, которые стали таковыми не без попущения божественного, и к пророчеству Исаии относятся как люди, которые должны проникнуть в содержание запечатанного свитка, или как неграмотный, которому предлагают читать что-нибудь.

Изумляйтесь и дивитесь, т. е. вы сколько угодно можете дивиться моим речам, находить их странными, но во всяком случае я обязан вам их сказать и других речей вы не услышите!

Они ослепли - правильнее, согласно с предшествующими словами, и это выражение передать в повелительном наклонении, именно так: «ослепляйте себя и оставайтесь в своей слепоте!»

Они пьяны… Пророк не иначе мог охарактеризовать затеи иудейских политиков, как назвавши их поступками совершенно пьяных людей.

Навел на вас Господь дух усыпления. Ожесточенность и упорство иудеев, не желавших слушать Исаию, пророк здесь изображает как наказание Божие за их прежнее поведение, за их неверие прежним откровениям.

Пророки, прозорливцы. Здесь Исаия, вероятно, имеет в виду людей, которые на основании особой пророческой способности, какую они себе приписывали, выступали в качестве толкователей довольно трудных для понимания изречений Исаии или другого настоящего пророка и, может быть, пользовались в этом случае некоторым авторитетом среди иудеев. Но эти пророки и прозорливцы часто и ошибались в своих толкованиях - не понимали истинного смысла слов Исаии. Народ, вероятно, обращался к ним за разъяснениями, напр., по поводу пророчества об Арииле, но они оказывались в этом случае не на высоте призвания!

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 29:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 9–12 Изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина, – шатаются, но не от сикеры; Ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы. И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «не могу, потому что она запечатана». И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «я не умею читать». 

   Пророк снова обращается к жителям Иерусалима: он предрекает, что они ослабеют душей и телом, но не от вина и сикеры, как то бывало прежде, а от ужаса – в виду грозных врагов (ср. Ис. 28:1,7). На жителей Иерусалима Господь как бы наведёт дух усыпления, т.е. как бы погрузит их в бесчувствие и бессознательность. Поэтому тем ужаснее будет их положение, что они не будут в состоянии предвидеть предстоящей им казни: глаза их князей и пророков-прозорливцев будут, как бы закрыты, т.е. они не поймут истинного откровения о грозной воле Божией. Истинное пророческое откровение будет для них как бы запечатанной книгой, которую не может прочитать ни грамотный, ни безграмотный. Они окажутся совершенными невеждами в знании как закона, так и судеб народа Божия.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible