Скрыть
You shall be brought down, You shall speak out of the ground; Your speech shall be low, out of the dust; Your voice shall be like a mediuḿs, out of the ground; And your speech shall whisper out of the dust.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-4 Горе Ариилу, Ариилу, городу, в немже Давид воева! Соберите… от года до года… Озлоблю бо Ариила. Ариил есть Иерусалим, который был попираем, и сам попрал попирающих его. Пусть праздники совершают круг свой, то есть те празднества, которые замышляли прекратить Ассирияне. И будет сетование и скорбь… И обсяду… окрест тебе. Все это предшествует избавлению города. Поставлю… острог, то есть стеснят тебя осаждающие враги. И поставлю около тебя стражей… И смиришься, будешь говорить из праха, и будет глас твой аки гласящих от земли, то есть как бы узника из темницы.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложите год к году; пусть заколают жертвы

Некогда этот город завоевал и возобновил Давид. О завоевании его  говорится: Горе Ариилу, Ариилу (то есть «льву Божию»), городу, весьма крепкому, в котором жил Давид!

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-4 Горе граду Ариилу, наньже Давид воева. Соберите жита от года до года, снесте бо вкупе с Моавом. Озлоблю бо Ариила, и будет крепость его и богатство Мне. И обсяду тя, аки Давид, и поставлю окрест тебе острог, и согражду столпы. И смирятся словеса твоя до земли, и в землю внидут словеса твоя: и будет глас твой аки гласящих от земли, и ко земли изнеможет глас твой

Берет некоторые исторические события во время царствования блаженного Давида, и это делает как бы для того, чтоб показать дерзости против Христа со стороны синагоги Иудейской. Ибо то, что случилось у древних как бы в тенях, служило образом истинных вещей. Так нынешний Иерусалим некогда назывался Иевус. Его-то и осаждал блаженный Давид: а по какой причине, об этом узнаем из самого Священного Писания. Повествуется во второй книге Царств следующее: и пойде Давид и вси мужие его во Иерусалим ко Иевусею, живущему на земли той: и реша Давиду: не внидеши семо, яко восташа хромии и слепии, глаголюще: яко не внидет Давид семо. И взя Давид крепость Сионю: сия есть град Давидов. И рече Давид в день той: всяк поражаяй Иевусеа да касается мечем и хромых и слепых и ненавидящих души Давидовы (2Цар. 5:6-8). Итак, блаженному Давиду воспротивились жившие в Иерусалиме, или Иевусе, слепые и хромые и, сделав это. погибли жалким образом, ибо он взял город. А Спасителю всех Христу, во время пришествия Его, воспротивились обитатели Иерусалима, хромые и слепые, ибо они (не только) не могли ходить прямыми путями, и не восприняли душою божественного света, не прияв веры, особенно книжники и фарисеи. Посему и сказал устами Давида: сынове чуждии солгаша ми: сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стезь своих (Пс. 17:45-46). И Павел пишет им, говоря: темже ослабленныя руки и ослабленная колена исправите: и стези правы сотворите ногами вашими, да не хромое совратится, но паче да исцелеет (Евр. 12:12-13). А что они были и слепы, в этом удостоверит Сам спаситель, говоря: на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут (Ин. 9:39). Ибо язычники воззрели, хотя и были некогда невидящими. Народ же Иудейский ослеп, хотя и видел таинство Христа, насколько входило оно в тайноводство чрез закон. Посему сетует на Иерусалим и говорит: горе граду Ариилу, наньже Давид воева. Ариилом же называет, употребляя обычное многим имя. Ибо Ариил толкуется: лев Божий. Поелику же Иерусалим совершал тяжкие нападения на все страны и народы, побеждая при помощи Божией, и на подобие льва похищая и терзая сопротивляющихся ему; то и получил такое наименование. Итак, горе тебе, говорит, несчастный город, некогда как лев рыкавший против народов, а после того впавший в столь горькие и жестокие бедствия! Ибо некогда его завоевал Давид, а после Давида – Происшедший из семени его, то есть, Христос. Потом говорит им: соберите жита от года до года, снесте бо вкупе с Моавом. Ибо Господь наш Иисус Христос, в продолжение целых двух лет обходя всю Иудею, употреблял премудрые наставления и предлагал божественную и евангельскую проповедь. Итак, поелику, говорит, наступило благоприятное время и так как Он дает возможность собирать духовную пищу и как бы в житницу складывать ее в ум и сердце, то не окажитесь медлительными в этом, а напротив, отложив всякую леность, собирайте с усердием. Снесте бо с Моавом. Страна Моавитян некогда была самою суеверною и совсем не было в ней никого, кто бы стремился поклоняться по естеству и истинно сущему Богу. Посему в лице одной идолопоклоннической страны Он разумеет всех заблуждающихся и говорит: снесте бо с Моавом. Ибо призваны и язычники, так что и для потомков Израиля и для самих некогда заблуждавшихся сделалась общею пищею евангельская и спасительная проповедь. Потом присовокупляет и говорит: озлоблю бо Ариила. Эти слова относи к тому первому изречению (ст. 1, горе граду Ариилу); ибо сказал (сначала), что горе граду Ариилу; потом, вставив в средине увещание, возвращается к мысли (прежде высказанной) и говорит: я сказал, что горе граду Ариилу, озлоблю бо его, и будет крепость его и богатство Мне, то есть, Я возьму все богатство его и всю силу его. И это понимай и в чувственном и в духовном смысле. Их земное богатство оскудело, когда осаждающие расхитили его; сокрушена и некогда великая и, славная сила; ибо побеждены рукою Римлян. Но кроме того, они лишились украшений добродетели и, страдая нищетой всякого добра, вместе с прочим утратили и богатство мудрости законной. Говорю так же, что в словах: поставлю окрест тебе острог и согражду столпы, указывается на осаду Иерусалима, бывшую после распятия Спасителя. Поелику же фарисеи были горды и произносили ужасные и надменные слова против Христа, говоря: мы вемы, яко Моисеови глагола Бог: сего же не вемы, откуду есть (Ин. 9:29); то и говорит, что смирятся словеса твоя до земли. И, без всякого сомнения, это случится в действительности не с самыми словами, но дерзавшие говорить их будут повержены, привыкшие древле произносить обидные и надменные речи, подвергнутся бедствиям войны; будут они иметь ничтожный и весьма слабый голос и станут они издавать такой звук, какой и на самом деле издают говорящие из земли, то есть заклинатели мертвых, которые, когда показывают вид, что вызывают душу, подшептывают нечто едва слышное и глухое, как будто бы тихо и из земли говорила это сама душа.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления. И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя

Иерусалим так будет стеснен врагами, что жители его и говорить будут почти не в состоянии! Разве только они будут издавать какой-то шепот, как человек, придавленный к земле, или как, по представлению евреев, говорили вызывавшиеся волшебниками умершие (ср. Ис. 8:19).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 29:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 1-4 Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид! приложите год к году; пусть заколают жертвы. Но Я стесню Ариил, и будет плач и сетование; и он останется у Меня, как Ариил. Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною, и воздвигну против тебя укрепления. И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя. 
   
Ст. 1-4 Горе граду Ариилу, наньже Давид воева. Соберите жита от года до года, снесте бо вкупе с Моавом. Озлоблю бо Ариила, и будет крепость его и богатство мне: и обсяду тя, аки Давид, и поставлю окрест тебе острог и согражду столпы. И смирятся словеса твоя до земли, и в землю внидут словеса твоя: и будет глас твой аки гласящих от земли, и ко земли изнеможет глас твой.

   Жителей Иерусалима, участников в заключении союза с Египтом (Ис. 29:5), Господь накажет пленом, от которого они желали избавиться посредством того союза. Обращаясь к Иерусалиму, пророк восклицает: «горе городу Ариилу!» – Наименование Ариил не собственное; оно означает «лев Божий» (от евр. ари – лев и эл или ил – Бог). Пророк называет Иерусалим «львом Божиим», как главный город царства Иудина, которому обетовано львиное достоинство еще патриархом Иаковом (Быт.49:8-11), и как город сильно укрепленный, против которого некогда воевал Давид, вёл геройскую осаду и взял его, когда этот город представлял собой еще только одну крепость Сионскую: тогда жители Сиона с львиной неустрашимостью встретили Давида; но Давид взял город с таким же мужеством и еще более укрепил его стены (2Цар.5:6-9). Но теперь этот «город-лев» снова, будет в осаде. Со времени произнесения этого пророчества о такой судьбе Иерусалима, его жители, из года в год, должны собирать хлеб в запас – в виду предстоящих опустошительных войн, которые постигнут Иудею вместе с Моавитской землей: посему иудеи и моавитяне должны вместе готовиться к войне, собирать несколько лет подряд запасы хлеба на то время, когда не возможны будут сеяние и жатва. В особенности Иерусалим, как лев, будет предметом вожделения и целью нападения врагов: Господь озлобит или ожесточит его среди всяких бедствий и отымет у него крепость и богатство, какие даровал ему прежде. Иерусалим, как лев, будет в осаде; вокруг города поставлен будет острог – крепкая ограда из заостренных сверху бревен, вкопанных в землю одно подле другого стоймя. Тогда то смирятся его гордые и громкие речи: он падет, и жители его будут говорить тихо, как бы из-под земли, подобно вызывателям мертвых; тогда до земли изнеможет голос его, т.е. от бедствий и от страха он обессилеет так, что будет говорить шепотом, как побежденный, придавленный к земле и попираемый ногами врага воин, захлебываясь своей кровью и задыхаясь в пыли, едва слышно молит своего победителя о пощаде, но тщетно...

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible