Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали.
Святые отцы
- Антоний Великий, прп. (†356)
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
- Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Прочие
- Фульгенций Руспийский, еп. (†527)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Антоний Великий, прп. (†356)
Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали
Находясь в человеке, страх Господень сохраняет и оберегает его, доколе он не оставит сего тяжелого тела и не соделается наследником небесных благ вместе со святыми, с которыми будет наслаждаться вечною радостью, как говорит Писание: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали
Спаси нас, да не погибнем на земли. Спаси, чтобы не покорили нас в земле нашей, не отвели нас в плен в землю чуждую, и не погибли мы среди язычников. И да не падут живущии на земли (Ис. 26:10), то есть живущие на земле Твоей, почитатели имени Твоего да не перестанут прославлять чудо, сотворенное Тобой для спасения нашего.
Григорий Богослов, свт. (†389)
Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали
Полюбомудрствуй о настоящем бедствии, о судах Божиих праведных, постигаем ли мы их, или не знаем великой бездны; о том, как у Господа, по слову святого Исаии и милость на весах (Ис. 28:17). Потому что благость Его не безрасчетна (хотя казалась такою начавшим ранее трудиться в винограднике и не приметившим неравенства в самом равенстве). Полюбомудрствуй о том, как гнев Божий, называемый чашей в руке Господа (Пс. 74:9) и чашею ярости испиваемой (Ис. 51:17), соразмеряется с грехами, потому что Господь, хотя у всех убавляет нечто из заслуженного ими наказания и нерастворенное вино гнева растворяет человеколюбием, впрочем, от строгости приклоняется на милость только для тех, которые вразумляются страхом и от малой скорби приемлют и во чреве обращение, и болят им, и рождают совершенный дух спасения, а блюдет и без остатка изливает дрожжи, то есть конечный гнев, на тех, которые не исцеляются Его благостью, но еще ожесточаются, подобно тяжкосердному фараону, обременяющему горькими работами и соблюденному в показание силы Божией над нечестивыми.
На молчание отца
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали
Ибо раньше человеческое естество, [отказавшись] от Бога, стало мертвым и бесплодным, и душа [человеческая также] стала бесчадной и неплодной. Ныне же [эта душа] восприняла в себя небесное семя, дабы возможно было ей приносить плоды Духа. [Первоначально] Адам был один, а [затем] из него была сотворена жена. И если бы Адам не сочетался с женой своей, то не произвел бы он плодов. Так и душа, если она не сочетается и не вступает в общение с Христом, не может приносить плодов Духа. Ибо Божественное Семя — Слово [Божие], упавшее в Богородицу Марию, падает и во все верующие души. Подобным образом рождают они от духовного Источника спасения, как гласит [Писание]: Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом и родихом дух спасения — так плодоносит душа [плоды] Богу. Ибо женщина, когда рождает, терпит скорбь… когда же родит, радуется, потому что родила человека в мир (Ин. 16:21). И душа, принимая в себя небесное семя, до тех пор, пока не родит, терпит скорбь, подвергаемая многоразличным искушениям; а когда она родит, то есть станет совершенной, радуется радостью постоянной и неизреченной, потому что родился небесный и новый человек в горний мир.
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали
И как женщинам природа дала матку, в которой рождение каждого живого существа подготавливается в течение определенных месяцев, так у нас имеется некая сила души, которая обычно, словно в некой потаенной порождающей матке, принимает семена наших мыслей, бережет плод и производит дитя на свет. Ведь иначе Исаия не сказал бы: Мы имели во чреве и породили дух спасения.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 17-18 Как зачавшая во чреве, когда приблизится к родам, мучась кричит во время болей своих: так были мы от лица Твоего, Господи. Мы зачали и как-бы мучились родами, и родили дух. Спасений пе совершили мы на земле: посему пали жители вселенной
Как приближающаяся к родам женщина от боли принуждена бывает вскрикивает: так мы в бедствии ищем Тебя, и от лица силы Твоей зачали во чреве, и мучились родами, и родили детей не плоти, но духа: чтобы всем умом веровать в Тебя, чтобы непознанного прежде чрез благодеяния, узнать теперь чрез мучения. То, что LXX прибавили: так были мы возлюбленному Твоему, вместо чего прочие перевели: так были мы от лица Твоего, Господи, должно отметить обелом. Можем же мы за возлюбленного Господа принять Христа, по причине страха Которого мы зачинаем во чреве, и мучимся родами, и рождаем, и производим на земле дух спасения. Может говорить это и апостольский муж, когда учит народы и подражает апостолу Павлу: чадца моя, имиже пики болезную, дойдете вообразится Христос в вас (Гал. 4:19). Должно ли сомневаться, что апостол Павел, который проповедью распространил Евангелие от Иерусалима до Иллирика (Рим. 15:19), и, как мудрый строитель, положил основание, вне которого никто другой не может положить, основание, которое есть Христос Иисус (1Кор. 3:10-11), породил дух спасении на земле? Итак будем ли мы читать: по причине страха Твоего, Господи, мы во чреве приняли, или по еврейскому: от лица Твоего, Господи, мы зачали, и во чреве приняли, — то и другое означает то, что от страха и воспоминания о Господе мы воспринимаем в себя слово Божие, и просвещается сердце наше, когда мы говорим: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи (Пс. 4:7), и: просвети лице твое, и спасемся (Пс. 79:4).
Спасений пе совершили мы на земле: посему пали жители вселенной. LXX: Не падем, но падут жители земли. Различный перевод необходимо иметъ и различный смысл. По еврейскому говорится следующее: так как ничего достойного Твоего милосердия, мы не сделали, то нечестивые не пали, но доселе превозмогают и обладают землею. LXX же говорят, что в то время, как святые порождают дух спасения на земле, те, которые суть жители земли, падают, хотя между вселенною, называемою по-еврейски thebd, а по-гречески οικουμένη, и землею есть большое различие. Следовательно падут предавшиеся жизни земной и вкоренившиеся твердым корнем в земных делах, и не падут живущие во вселенной и успокаивающиеся в Церкви, которая есть жилище Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая
Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали
Мы же, слыша слова Господа Спасителя: Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мф. 24:16), поднимем взоры свои к тем горам, о которых написано: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя (Пс. 120:1); и в другом месте: Основание его на горах святых (Пс. 86:2); и еще: Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего (Пс. 124:2); а также: не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5:14). И сбросив с ног своих оболочку буквы, и восходя с Моисеем босыми на гору, скажем: Пойду и посмотрю на сие великое явление (Исх. 3:3). Тогда мы поймем, что беременные - это души, зачавшие от семени учения и слова Божия начатки веры и говорящие с Исаией: Страха Твоего ради, Господи, имели во чреве и мучились и рождали. Дух спасения Твоего сотворили на земле.
Послания
Души тех верующих беременны, которые могут сказать в начале веры: Страха Твоего ради, Господи, имели во чреве и мучились и рождали.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали
В этой надежде на вернейшего обещающего мы даже и теперь отчасти радуемся, пока не наступит та более обильная радость, когда станем мы подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1Ин. 3:2), и радости нашей никто не отнимет у нас (Ин. 16:22). Ведь в качестве дарованного нам безвозмездного залога этой надежды мы получили Дух Святой, Который производит в сердцах наших воздыхания неизреченные (Рим. 8:26) святых желаний. Ибо, как говорит Исаия: Мы зачали и родили Дух спасения. И Господь говорит: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит, бывает великая радость, потому что родился человек в мир (Ин. 16:21). Это будет радость, которую никто не отнимет у нас, поскольку от этого зачатия веры мы будем перенесены в вечный свет. Итак, ныне мы постимся и молимся, поскольку ныне день рождения для вечности.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли
Утверждающие (о себе), что из любви к Возлюбленному Отца, то есть Сыну, они стали как рождающая женщина, хорошо держась образной речи, говорят, что они страдали муками рождения и во чреве прияли и родили дух спасения на земли. Эти слова, как я сказал, приличествуют пророками, и святым апостолам и евангелистам, которые, обогатившись дарами высшего тайноводства и приявши как бы некоторые духовные семена, родили на земле дух спасения, то есть духовное учение, которое доставляет жизнь вечную. Ибо в Свящ. Писании духом часто называются писания некоторых. Итак, испытайте, говорит, духи, аще от Бога суть; поелику спасительное учение всегда проповедуется во Святом Духе, а проповедуемое в мирском духе противно истине. Посему божественный Павел пишет о себе и о других святых: мы же не духа мира сего прияхом, но духа иже от Бога, да вемы яже от Бога дарованная нам (1Кор. 2:12). Таким образом, проповедь евангельскую называют духом спасения; ибо она вводит, в нескончаемую и долговечную жизнь.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ст. 17-18 Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали
Далее: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее (Ин. 16:21). Женщиной Он назвал святую Церковь, вероятно, по причине обилия добрых дел и потому, что она никогда не перестает рождать Богу духовных сынов, о чем Он говорит в другом месте: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё (Мф. 13:33). Ибо женщина взяла закваску, а Церковь последовала силе вышней любви и веры, которой ее ущедрил Господь. Положила она в три меры муки, пока не вскисло всё, когда в частях Азии, Европы и Африки служило слово жизни, пока все концы земные не воспылали любовью Царства Небесного. Ознаменовал, что он принадлежит к членам этой женщины тот, кто в печали говорил к отпавшим от чистоты веры: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4:19). Имеют свидетельство, что принадлежат к членам этой женщины те, кто воспламенены небесным желанием и хвалой Своему Создателю: Страха Твоего ради мы имели во чреве и породили дух.
Гомилии на Евангелия
Фульгенций Руспийский, еп. (†527)
Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали
Вера в сердце человеческом не может ни зарождаться, ни возрастать иначе, как если Дух Святой ее привносит и питает. Ибо мы рождаемся заново посредством того же Духа, от Которого был рожден Христос. И посредством того же самого Духа Христос рождается по вере в сердце каждого обратившегося, посредством Которого Он по плоти образовался в чреве Девы. Поэтому пророк взывает к Господу от лица верующих: Страха Твоего ради, Господи, имели во чреве и мучились и рождали. Дух спасения Твоего сотворили на земле.
Послания
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-18 Господи! в бедствии он искал Тебя; изливал тихие моления, когда наказание Твое постигало его. Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились, - и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали
Но и в царстве мертвых есть все-таки искание жизни и надежда на восстание - не угасает. Также и мертвые в своем бедственном состоянии ищут Господа, источник всякой жизни (он искал Тебя, т. е. тот народ, о котором сказано в 15-м стихе).
Изливал тихие моления, т. е. неясно что-то шептал, бормотал, так как у мертвеца не может быть настоящего голоса (ср. Ис. 8:19).
Как беременная женщина… Это - речь жителей преисподней. Они говорят здесь, что именно составляло предмет их тихих молений к Богу. Именно они терзались мыслью о невозможности для них вернуться к жизни и на это жаловались Богу.
Были беременны, мучились… Здесь пророк имеет, вероятно, в виду псалом 17, ст. 5 и 6. Давид в этом псалме сравнивает свои страдания с муками ада. Он не говорит, что он сам был уже мертв и сходил в шеол, но заявляет, что он был чрезвычайно близок к смерти, что он уже был опутан ее сетями. И в этой нужде он обратился с молитвою к Господу, и получил спасение. Пророк видит в этом освобождение, какое получил Давид от адских мук, основание для своего заверения, что искупление из ада - возможно и что у обитателей его не пропадает надежда на освобождение от уз смерти. Эта надежда и пробуждает в обитателе царства смерти порывы, которые он сравнивает с мучительными потугами родильницы, которые однако у мертвых остаются безрезультатными, потому что они основаны только на их собственных усилиях, а какие же силы имеют сами мертвые для приведения в осуществление своих желаний? Да, бывает так называемая ложная беременность, когда у женщины есть внешние признаки беременности, но, конечно, она ничего не производит на свет. Точно так же и мертвые, без тесного органического общения с Господом не могут возвыситься к новой жизни.
Спасения не доставили земле - возможно правильнее перевести: «не доставили счастья земле». Земля лишенная своих, отнятых у нее смертью обитателей, изображается также страдающей, горюющей о них, и она могла бы быть счастлива только в том случае, когда бы мертвые снова вернулись к жизни.
И прочие жители вселенной не пали - возможно правильнее с евр. : «не явилось на свет (новых) граждан мира». Из загробного мира никто снова не пришел в мир (евр. глагол naphal, переведенный в синод. переводе словом пали, может значить также и рождаться).
[Славянский перевод 18 стиха возможно гораздо глубже и символичнее: Страха ради Твоего Господи во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли: не падемся, но падутся вси живущие на земли.
Здесь возможно увидеть символическое указание и на непорочное зачатие, и на земнородство Мессии, являющего «дух спасения», и на искупление жертвой Мессии всех живущих. Прим. ред.]
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 26:13
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
Ст. 18 Были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали.
Ст. 18 Страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения твоего, егоже сотворихом на земли: не падемся, но падутся вси живущии на земли.
Откровение о предстоящем грозном дне гнева Божия возбудит глубокое и сильное чувство страха перед Богом; этот страх, проникая внутрь, взволнует все чрево, т.е. всю внутреннюю природу и положит в ней новое, прежде не бывшее настроение; в ней получит свое зачатие чувство раскаяния; это чувство затем возрастет и болезненно отзовется во всем существе; наконец, оно родится, как дух спасения, т.е. откроется и обнаружится на земле, именно в делах добродетели, которые служат плодами чувства покаяния. Тогда-то народ Божий, как Богом возлюбленный, с твердой уверенностью воскликнет: «мы не падем, а падут все, живущие на земле!» т.е. мы не умрем, а умрут нечестивые, которые губили нас и думали, что одни останутся жить на земле.