Скрыть
Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев;

Святые отцы

Прочие

Климент Римский, сщмч. (†99)

Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев

Все роды от Адама до сего дня миновали, но усовершившиеся в любви по благодати Божией находятся в месте благочестивых. Они откроются с пришествием царства Христа. Ибо написано: войди на некоторое время в покои, доколе не пройдет гнев и негодование Мое, и вспомню о дне добром, и воскрешу вас от гробов ваших (Ис. 26:20; Иез. 37:12-13).

7-е послание к Коринфянам

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев

Идите, людие Мои, внидите во храмину вашу. Своими людьми Бог называет Иудеев. Укрыйтеся мало елико елико, дондеже мимоидет гнев Господень, то есть или мимо идет войско Ассирийское, которое есть орудие гнева Господня, или пройдет время скорбей, предопределенное сынам гнева.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Пусть оживут мертвые Твои, убиенные Мои пусть восстанут: воспряните и хвалите, обитающие в прахе, ибо роса Твоя—роса светов, и землю исполинов Ты увлечешь в погибель

В то время, как святые мучатся родами и рождают дух, а жители земли падают, потому что спасений не совершили на земле, те, которых апостол называет мертвыми во Христе и которые были убиты за имя Господне, возстанут во славе (1Сол. 4:14—17). И поелику смерть их есть сон, то не говорится, как у LXX, что они воскреснут, но воспрянут и пробудится. Посему и Лазарь, который имел быть пробужден, от Господа называется спящим (Ин. 11). И так все мученики и святые мужи, которые за Христа пролили кровь, и которых вся жизнь была мученичеством, возстанут и пробудятся, и восхвалят Бога Творца своего обитающие ныне в прахе, о которых у Даниила написано: мнози от спящих в земной персти возстанут, сии в жизнь вечную, а онии во укоризну и в стыдение вечное (Дан. 12:2). И у Евангелиста Иоанна читаем: «наступит время, и ныне есть, когда находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и, услышав , оживут, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:25, 22, 29).

Ибо роса Господня, превосходящая все травы Аполлоновы, о которых говорят басни поэтов, оживит тела умерших. И как роса, по вложении в землю семян, заставляет растения мало помалу возрастать и производить известнаго рода плоды: так роса Господня, означающая милосердие, будет росою очень многих светов, что по-еврейски называется oroth. Землю же, то есть, тела Рафаимов, то есть, исполинов и нечестивых, Господь низвергнет на вечныя муки. Только LXX вместо Raphaim перевели нечестивых. И поелику выше мы читали: мертвые не увидят жизни, и врачи не воскресят, вместо чего Акила и Симмахъ перевели рафаимы и исполины: то спрашиваем, какая причина такой ошибки, что вместо еврейского raphaim одни поставили исполины, а другие врачи. Еврейское слово raphaim, если после первой буквы res имеет следующюю ѵаѵ, читается rophaim и означает врачи; если же оно пишется без буквы ѵаѵ, то читается raphaim и переводится исполины. И вместе с тем, так как выше сказал: мертвые не увидят жизни, то, чтобы яснее показать, что говорится там не об умерших по закону природы и вследствие отделения души от тела, а о умерших вследствие греха,— теперь, напротив, говоритъ Богу: оживут мертвые Твои, убиенные за Тебя, которые называются не вообще мертвыми, как перевели LXX, но согласно с еврейским текстом, где говорится leju M etheca,— мертвыми Твоими.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая


Ст. 20-21 Выше пророк сказал о святых: воскреснут мертвые, и возстанут находящиеся в гробах, ибо роса от Тебя есть здравие их, и, напротив, о нечестивых: земля же нечестивых падет; ныне он говорит святым: поелику вам обещано воскресение, то пока гнев Божий будет свирепствовать против грешников и нечестивых, войдите в гробы ваши и скройте себя, ибо кратко время, пока пройдет негодование Божие. Господь как бы выходит из места Своего, когда Он, милосердный и сострадательный Господь и любвеобильнейший Отец, вынужден бывает поражать нерадивых детей и некоторым образом измениться в своем расположении, чтобы наслать посещение и навести гнев Свой на жителей земли, о которых говорится у Осии: «клятва, и лож, и прелюбодейство, и воровство излились на жителей земли» (Ос. 4:2), и в Апокалипсисе троекратно читаем: горе живущим на земли (Апок. 8:13). Но праведники, могущие говорить: я пришлец и странник на земле, как и все отцы мои (Пс. 38:13), и наслаждающиеся жилищем Вышняго, о которых святый говорит: живый в помощи Вышняго в крове Бога небеснаго водворится (Пс. 90:1), хотя видимы на земле, однако жительство их на небесах (Фил. 3:20). Тогда земля откроет кровь свою, о которой Бог говоритъ Каину: глас крове брата твоего вопит ко Мне от земли, яже разверзе уста своя, прияти кровь брата твоего от руки твоея (Быт. 4:10-11). Можно и это разуметь по отношению к мученикам, которые за Христа пролили кровь и под жертвенником Божиим вопиют: доколе Владыко святый и истинный не судииши не мстиши крови нашей от живущих на земли (Апок. 6:10)? О них и Моисей говорит в песни: кровь сынов Своих отмщает и отмстит и воздаст месть врагом (Втор. 32:43). Земля, принявшая эту кровь, откроет оную и не скроет убиенных Господних, но обнаружит их пред всеми, для осуждения убийц учеников. Это пусть разумеется по отношению к простому воскресению. В таинственном же смысле повелевается народу Божию войти в свои покои или хранилища, ибо τ α μ ε ία означает то и другое, затворить, по Евангельской заповеди, дверь своей комнаты (Мф. 6:6) и говорить с пророком: положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140:3), и укрыться на малое, очень малое время, пока пройдет гнев Господень, так, чтобы ничего не делать для славы, но наслаждаться благом совести и ожидать единого Судию — Бога. Хранилища же, которые обогатившимися делами и словами (1Кор. 1:5) должны быть заперты и скрыты, чтобы левая рука не знала, что делает правая, для того, чтобы мы наслаждались сокровищами Закона и Пророков и Евангелия, суть благоразумие, воздержность, твердость, праведность. А что все дни нашей жизни кратки и малы, об этом Иаков, имея более ста лет, говорит: малы и злы быта дние лет жития моего (Быт. 47:9). Гнев же Господень, имеющий пройти, есть тот , который собирают себе не желающие принести покаяние; после того как он пройдет, хранилища не будут уже заперты, но исполнится написанное: ничтоже покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется (Лук. 12:2). А слова: ибо вот Господь от святаго наведет гнев Сбой, означают то, что гнев Божий начнется со святых (1Петр. 4:17), или что всякое мщение Его праведно и свято, исходя не из взволнованного состояния духа, как обыкновенно бывает у людей, но из желания исправления. Земля же жителей, я думаю, есть та, о которой написано: да слышит земля глаголы уст моих (Втор. 32:1), и: внуши земле (Ис. 1:2), и опять: земле, земле, земле, слыши слово Господне (Иер. 29:22). Ибо как обитающие на земле, так и сущий в плоти Богу угодити не могут (Рим. 8:8). Земля же в этом месте означает душу, которая живет плотски. И откроет она кровь свою, если соблазнила кого либо, и заслуживает вместе с Каином услышать: глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли, яже разверзе уста своя, прияти кровь брата твоего (Быт. 4:10-11). И так всякая кровь в день суда взыщется, и земля не скроет крови своей, и убиеных, которых убила, или с намерением, или по небрежности, обнаружит пред всеми.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Августин Аврелий, блж. (†430)

Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев

Есть две вещи, которые позволяют надеяться на блаженство праведных и конец всякой скорби, - это смерть и воскресение мертвых. В смерти даруется тот покой, о котором говорится через пророка: Пойди, народ мой, войди в покой твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев Господень; в воскресении же - совершенная радость для всего человека в целом, то есть из плоти и духа. Отсюда и произошло, что сочли подобающим отмечать эти две вещи не трудом поста, но скорее - радостью из-за обновления.

Послания

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 20-21 Идите, людие мои, внидите во храмину вашу, затворите двери своя, укрыйтеся мало елико елико, дóндеже мимоидет гнев Господень. Се бо Господь от святаго места наводит гнев на живущия на земли, и открыет земля кровь свою, и не покрыет избиеных

В сих словах представляется нам Бог, приготовляющий ум святых к терпению скорбей, поелику и потомки Израиля и распространяющие дух спасения по всей вселенной, то есть, совершающие проповедь Евангельского слова, имели подвергнуться страшным и нестерпимым испытаниям и подвергнуться опасности самых мучений и смерти: то Он весьма уместно убеждает их вести себя мужественно но время таких (страданий), говоря: идите людие мои, внидите в храмину вашу. Храминой же весьма мудро и хорошо называет, вероятно, гробы, находящиеся в земле: и подобно как для действительно сокрытых в них запирает двери и удерживает их там на короткое время, пока минует гнев Господа. Ибо сказано было начальнику рода (человеческого), то есть Адаму: земля еси, и в землю отъидеши, и природа человека за преступление была проклята, почему подверглась тлению. Но прекратятся и последствия гнева Божественного, и это окончательно исполнится во время кончины, когда будет уничтожена смерть, разрушено владычество диавола и истреблен грех. Посему укрыйтеся, говорит, людие мои, потерпите немного и самое малое время, пока смерть, последствие гнева божественного, не мимоидет и не наступит время всеобщего воскресения. Хотя ты, говорит, может быть, и подвергнешься смерти, когда обрушится злоба ненавидящих даже и на святых тайноводителей; но Господь всяческих подвергнет наказанию тех, которые убили святых; потому что Господь от святого места наводит гнев на живущих на земли. Это подобно сказанному (в Писании): и одожди Господь от Господа на Содом огнь и жупел (Быт. 19:24). Итак, Сын от Святого Духа (?) сотворил гнев на живущих на земле, как Сам Он негде сказал: Отец не судит никому же, но суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца (Ин. 5:22-23). Когда же настанет время, в которое постигнет гнев поступавших нечестиво с освященными, тогда открыет земля кровь свою и не скроет убиенных, то есть, вся кровь, которая пролилась в землю, будет видна и никто из обиженных не скроется, или не останется в неизвестности. Ибо Творец всяческих вспомнит обо всех и не будет совершенно ни одного из неправедно убиенных, кто остался бы неизвестным и о ком бы не вспомнил Бог.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-21 Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих

Земля не только отдаст тела благочестивых людей. Она выведет на свет также все кровавые преступления, какие погребены в ее недрах. Это совпадет с днем страшного суда. На время его община воскресших должна сокрыться, чтобы потом, по его окончании, начать новую жизнь.

Здесь пророк обращается уже к людям воскресшим. Так, по крайней мере, можно утверждать на основании Апокалипсиса, в котором различается первое и второе воскресение.

После первого воскресения (праведных) совершится освобождение сатаны, который нападет на город Божий, а затем последует уже всеобщее воскресение (второе) и страшный последний суд (Откр. 20).

Куда должны укрыться на это время праведники, в какие покои - пророк не объясняет. [В Славянском переводе об этом говорится - внидите во храмину вашу, затворите двери своя… дондеже мимоиде гнев Господень - явное указание, что спастись от гнева Божия может лишь тот, кто ВОЙДЕТ В ХРАМ, то есть верующий. Прим. ред.]

Гнев, о котором говорит пророк, очевидно, есть тот страшный суд, какой обрушится на сатану и всех нечестивцев (Откр. 20:9-15).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

   Ст. 20 Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев. 

   Во время совершения суда Божия над нечестивыми, люди Божии, как вполне преданные Господу, не должны подвергнуться наказанию: они должны войти в свои жилища и оставаться там, доколе Господь, совершающий казнь над осужденными, окончит свое дело, подобно тому, как Господь совершал свой суд и прежде, когда поражал египтян и спасал евреев, в их жилищах. И тогда Господь истреблял первенцев в домах египетских, а дома евреев проходил мимо (Исх.12:12-13, 28-29).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible