Скрыть
Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие

Понеже преступиша закон… и разрушиша завет вечный, то есть завет, в который вступили отцы их на Хориве.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-3 Вот Господь опустошит землю и обнажит ее, и поразит лице ее, и рассеет жителей ее; и будет как народ, так и священник, и как раб, так и господин его; так служанка, так и госпожа ее; как покупающий, так и продающий; как заимодавец, так и получающий взаймы, как дающий в рост, так и должник. Опустошением опустошена будет земля и расхищением разграблена будет, ибо Господь сказал слово сие

После частного обличения всех народов в отдельности, Иудеи, Вавилона, Филистимлян, Моава, Дамаска, Израиля, Египта, пустыни приморской, Идумеи, Аравии, долины видения и наконец Тира, в объяснение чего мы сказали что могли, теперь пророческая речь изображает, что потерпит весь мир в кончину свою, и пророчествует не об отдельных народах, а одинаково о всех. И прежде всего говорит, какие муки потерпят нечестивые, как, сообразно и с Евангелием и Апостолом, небо и земля и образ мира сего прейдут (Мф. 24; 1Кор. 7) и грешники отведены будут в ад (Пс. 30),— грешники, о которых написано: впадут в преисподния земли, предадутся в руки оружия, части лисовом будут (Пс. 62:10).

Затем, так как по качеству заслуг, у Отца обителей иного, то говорится, как святые восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе, и всегда будут с Ним (Ин. 14:1-4). Вместо опустошена земля LXX перевели: развращена вселенная, и вместо поразит лице ее, т. е. земли, они перевели: и откроет лице ее, чтобы мертвые вышли из гробов своих; или обнажит ее, так что все дела ее откроются перед всеми и жители ее будут рассеяны по разным местам, быв предназначены к наградам или наказаниям. Не будет тогда никакого различия между знатными и незнатными, священником и мирянином, рабом и господином, служанкою и госпожою, богатым и бедным, ростовщиком и тем, кто стоит под гнетом чужих денег, покупающим и продающим. Ибо все одинаково станут пред судилищем Христовым и не будет лицеприятия у Бога (Рим. 14; Кол. 3). Об этом почти теми же словами говорит и Иов: малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего (Иов. 3:19), и Спаситель, которому передан весь суд, свидетельствует в Евангелии подробною речью.

Итак опустошена будет земля и все дела земные обратятся в ничто, чтобы по уничтожении образа перстного, (χοϊκού) оставался образ небесного. Ибо первый человек от земли перстень: вторый человек Господь с небес. Яков перстный, таковы и перстнии: и Яков небесный, тацы же и небеснии. И якоже облекохомся во образ перстного, да облечемся и во образ небеснаго (1Кор. 15:47-49). Поэтому тот же Апостол говорит: плоть и кровь царства Божья наследите не могут (1Кор. 15:50), — не в смысле еретического учения, что телесная природа уничтожится, а в том смысле, что тленное сие облечется в нетленное, и смертное сие облечется в бессмертное. И это все исполнится, ибо что будет это, Господь сказал чрез пророков.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-3 И будут людие аки жрец, и раб аки господин, и раба аки госпожа: будет купуяй яко продаяй, и взаим емляй аки заимодавец, и должный аки емуже есть должен. Тлением истлеет земля, и расхищением расхищена будет земля: уста бо Господня глаголаша сия

Когда царствует мир, тогда города и страны в силу совершенной как бы необходимости управляются подобающими законами, божескими и человеческими, и соблюдаются (в них) степени достоинств и преимуществ, и предоставляется (в них) богатыми, увеличивать свое богатство, а свободным пользоваться своею свободою. Когда же вторгаются вражеские войска и город или страна делается жертвою варварской жестокости; тогда наступает замешательство в делах и не бывает никакого порядка. Ибо тщетна (не имеет значения) честь священников, в одинаковом положении (находятся) слуга и господин, служанка и госпожа, покупатель и продавец, дающий и получающий взаймы, должник и заимодавец, – сими словами обозначается вообще богатый и бедный. Ибо всех одинаково постигает тление и расхищение, то есть, грабительство и хищничество. Истину этого подтверждает пророк, присовокупляя следующие слова: уста бо Господня глаголаша сия. А кто дерзнет сказать, что на престоле Божественном суд не бывает нелицеприятным? Ибо преимущества высокого положения не спасут никого, кто не имеет благих плодов сообразной с законом жизни, и богатство не принесет никакой пользы имеющим его: но все мы в равном и одинаковом положении предстанем пред Судиею, малый и великий, богатый и бедный, поелику несть на лица зрения у Бога (Рим. 2:11). Об этом написано и в книге Иова: мал и велик тамо есть, и раб не бояйся господина своего (Иов. 3:19).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли

Изрек слово сие - т. е. так решил, повелел.

Возвышавшиеся над народом земли - возможно правильнее, по Condamin'у, - небо вместе с землею погибнет!

См. также Толкование на Ис. 24:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

3. Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. 
 

Совершив разрушение и расхищение на земле, Господь не восстановит прежней жизни, напротив, все предаст полному, совершенному тлению посредством меча, огня и знойного ветра пустыни (ср. Ис.13:5-6,9; Ис.17:13; Ис.19:4-7; Ис.21:14-15; Ис.23:13; Иер.4:11-13 и др.). И это исполнится непреложно, потому что таково есть определение воли Божией, высказанное «устами Господа», т.е. боговдохновенным пророком (Плач.1:18).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible