Скрыть
сі́и гла́сомъ возопїю́тъ: ѡ҆ста́вшїисѧ же на землѝ возра́дꙋютсѧ со сла́вою гдⷭ҇нею, возмѧте́тсѧ вода̀ морска́ѧ.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря

И восхвалят величие Господне за истребление войск Сеннахирима, истребленных мечом Господним.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-15 Ибо это будет среди земли, среди народов. Как не многие оставшиеся маслины отряхиваются с масличного дерева и виноградные кисти, когда окончен будет сбор винограда. Они возвысят голос свой и восхвалят, когда прославлен будет Господь, будут восклицать с моря: посему в учениях славьте Господа, на островах моря имя Господа Бога Израилева

Сколько перевод LXX отступает в этом месте от еврейского текста, покажут следующие слова LXX: Как если кто отряхивает маслину, так отряхнут их. И как если оканчивается сбор винограда, так они будут издавать вопль. Те же, кои будут оставлены на земле, будут веселиться вместе со славою Господа; возмутится вода моря; посему слава Господня будет на островах моря, имя Господа славно будет, Господа Бога Израилева. Когда останется немного людей, когда проклятие пожрет землю и в городе будет запустение, и все это случится посреди земли, посреди народов и язычников, тогда так мало будет святых, о которых Господь говорит в Евангелии: «Мнози суть звани, мало же избранных» (Лк. 14:24). И будет столь сильно угнетение праведных, что будут искушаемы, если возможно, даже избранные Божий,— так мало будет святых, что незначительность их сравнивается с весьма редкими маслинами на масличных деревьях, которые после отрясения и снятия плодов лишь в небольшом числе остаются на вершине ветвей, — и уподобляется тому, как по окончании сбора винограда бедные побуждаемые нуждою обыкновенно осматривают пустые лозы и собирают немногие ягоды винограда. Итак те, кои останутся, и по окончании сбора и топтание винограда мира смогут избежать рук преследующего антихриста, или огней грозящей муки, те возвысят голоса свои и восхвалят Бога.

Когда приидет Господь во славе Отца Своего с ангелами святыми и они увидят Его царствующим в величии, тогда они заржут подобно коням, обнаруживая великую радость, и заржут от моря века сего. Поэтому вы, которые наставлены в Святых Писаниях и знаете, что вам сохраняется столь великая радость и столь великие награды, в учениях прославьте Господа, внимая оному написанному: хваляйся же, о Господе да хвалит­ся (2Кор. 10:17). И не в земле Иудейской, а на островах, т.е. в церквах сего моря и мира, коими благословляется и восхваляется имя Господа Бога некогда Израилева или человека видящего Бога. Применительно к LXX все, что мы разумели о святых может быть отнесено к нечестивым, — что когда будет окончен сбор винограда, тогда они восплачут находясь в муках; а те, кои избегнут причисления к нечестивым, возрадуются во славе Господа, и возмутятся воды народов мира сего.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст 14-15 Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. Итак славьте Господа на востоке, на островах морских - имя Господа, Бога Израилева

Итак, морскою водою называет множество народов, а может быть - острова и города. Возвысят голос свой, говорит, все находящиеся в них, при устремлении на них гнева Божественного, слава же Христа, говорит, будет некоторым образом во всех них, и познают, что по Божественному мановению они опустошены и погибли и преданы в запустенье за то, что немало оскорбляли Всемогущего своим нечестием, и совершенно отвергнут они своих богов, нисколько не помогающих им. А это было не что иное, как вознести славу Господа на великую высоту. Очевидно, что последняя цель пророческих предречений - привести к таинству Христа и сделать напоминание о будущем спасении через Него… А когда из конца в конец поднебесной распространилось слово святых апостолов, удаляющее народы от многобожного заблуждения и приводящее к благодати Христовой, тогда, говорит, громко будут восклицать с моря, то есть люди, населяющие всю подсолнечную.

Комментарий на пророка Исаию.

Оставшиися же на земли возрадуются со славою Господнею

Говоря, что будет строгое разыскивание тех, которые виновны во грехах, так что никому из них нельзя будет сокрыться, он не дозволяет предаваться страхам относительно сего благочестивому и любящему Бога. Ибо хотя и говорится, что гнев грядет на всех, но Господь всяческих не погубляет праведного вместе с нечестивыми. И этому учит Он, говоря устами Иезекииля: сыне человечь, земля, аще согрешит Ми, еже пастися грехом, и простру руку Мою на ню и сотру утверждение хлебное и пущу на ню глад и возму с нея человеки и скоты, и аще будут трие сии мужи среде ея, Ное и Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся,.. а земля в потребление будет (Иез. 14:13-14, 16). И в другом месте говорит нам тот же пророк, что он видел мужа, одетого в подир и имеющего пояс, и шесть мужей, идущих позади него, и каждому, говорит, секира в руце его, и рече: идите во град в след его, изсецыте и не пощадите и не помилуйте, старца и юношу и деву, и младенцы и жены избийте в потребление: а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся: от освященных моих начните (Иез. 9:2-6). Но поелику, думаю, не должно оставить неразъясненными слова пророка, то мы спросим: если Ной и Иов уже давно умерли, а может быть и сам Даниил, то как же они спасутся в правде своей, хотя бы была истреблена вся остальная земля, над которой произнесен смертный приговор? Очевидно, что Ною уподобляет тех, которые верою в Бога угождают Ему; Даниилу же мудрых и прозорливых, Иову опять угождающих Ему терпением, именно готовностью на все похвальное. Итак, говорит, в то время как гнев истребляет живущих на земле, не только на земле иудейской, но и на земле языческой: тогда оставшиеся и вследствие праведного суда Божия, определяющего все к нам относящееся, избегшие погибели вместе с тем будут увеселяться славою Божией: ибо они будут радоваться, как спасенные от погибели неизреченною славою Того, Кто предстоит святым и как бы стеною ограждает благочестивого своею благодатью и милосердием. Присовокупим к сказанному и следующее. Во время кончины настоящего века посланы будут в ад для наказания те, которые преданы были постыдным делам; а оставшиеся, то есть праведные, возрадуются со славою Господнею; ибо будут вместе со Христом, Который есть слава Бога и Отца; Он сам сказал: Аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне да сотворю (Ин. 17:4). И Сам Бог Отец негде говорит блаженному Моисею: живу Аз и присно живет имя Мое (Чис. 14:21). Подлинно наполнится славою Господнею вся земля; ибо все наполнено Христом.

Возмятется вода морская

Водою и морем (пророк) прикровенно называет множество народов, ибо делать это обычно святым пророкам. Так и блаженный Давид говорит о земле и сущих на ней: сие море великое и пространное: тамо гади ихже несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, егоже создал еси ругатися ему (Пс. 103:25-26). И мы не говорим, что у него идет речь о плавающих в море или что хотел он указать и на различия рыб, а не говорим также, что в морских водах обитает, какой-то змий телесный и чувственный. Но, как я сказал, сими словами он указывает нам на смятение, свойственное жизни, и на жизнь среди этого волнения, и на дракона, то есть, сатану, который окружает всех людей и обходит нашу вселенную, злоумышляя против, душ святых. Итак, морскою водою называет множество народов, а может быть острова и города. Возмятутся, говорит, все находящиеся в них, при устремлении на них гнева божественного

Толкование на пророка Исаию.

См. также Толкование на Ис. 24:13

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря

Хор спасшихся на море и островах, которые издали будут видеть эту картину опустошения земли, восхвалит Бога за Его правый суд над нечестивыми людьми, которым не будет никакого спасения.

Они - это, по всему вероятию, лица праведные, которые будут свидетелями суда над грешниками (ср. Откр. 22:11-12).

С моря. - Пророку, конечно, прежде всего предносится опустошение Палестины и праведники представляются у него находящимися вне полосы земли, которая подвергается опустошению.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

14. Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. 
 

Кого постигнет проклятие Божие, а вместе с ним разорение и плен те голос возвысят, будут громко рыдать в отчаянии, не видя ни где для себя спасения (ст. Ис.24:4-6), как плачут при безвозвратной потери родителей и всего дорогого. А те, которые, по милости Божией, останутся на благословенной земле своих праотцов, столь же громко возрадуются с явлением «славы Божией», т.е. при открытии на земле суда Божия, при обнаружении правды Божией, при сокрушении нечестивой власти всемогуществом Господа Вседержителя, на Которого уповали эти «оставшиеся» благочестивые люди (ст. Ис.24:16,21-23; ср.гл. Ис.35:1-2). Тогда будут восклицать с моря. Приточный образ речи. Как при сильной буре на море возмущается вода, и воздымаются высочайшие волны; так и при откровении славного суда Божия над народами произойдет смятение, разрушение и опустошение не только на суше, но и на островах морских; и здесь, при всеобщем волнении, разрушится прежний порядок жизни (ст.Ис.24:15; ср.гл. Ис.19:1-2 и др., Ис.23:5-6,11).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible