Скрыть
Вси́ согрѣ́яшася, я́ко пе́щь жего́ма, и о́гнь пояде́ суді́й и́хъ: вси́ ца́рiе и́хъ падо́ша, не бѣ́ въ ни́хъ моля́йся ко мнѣ́.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

«День нашего царя!» говорят князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь. Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне

Это темное место, которое требует особого внимания читателя для того, чтобы он мог сначала понять буквальный смысл. Израиль и город Самария успокоились на некоторое время, по принятии ими в себя огня заблуждения, пока вся масса не сделалась подобною закваске, не поднялась и не вышла из краев, и пока народ не стал с надменностию восклицать у дверей царя Иеровоама и говорит: это день вашего царя Иеровоама, это праздничный день, установленный у нас нашим повелителем (imperator), мы проcлавляем его, мы воспеваем его, мы радуемся и веселимся (ludimus) в этот [день] и покланяемся золотым тельцам. При кликах народа князья не гневались, как полагают некоторые, но и сами начали неистовствовать от вина и утрачивать здравомыслие, забывать Бога и претыкаться чрез деревянных идолов. Когда царь увидел, что народ взывает н говорит: „это день нашего царя“ и что князья, как бы находясь в опьянении и в исступлении, не знают, что говорят, то он протянул руку свою льстецам (illusoribus) и исторг согласие (рорulаvit аssеnsum) у тех, которые льстили (illudеbаnt) ему пустыми похвалами. Когда царь расставлял сети этим льстецам и отклонял их от Бога их, они предоставляли ему сердце свое, как печь, чтобы он разжигал их и распалял в них пламень идолослужения. Ибо потому он вошел в соглашение с народом, что видел, что они всею душою обратились к заблуждению. Следующие затем слова: всю ночь спал растапливавший их, а утром сам он разгорелся, как пылающий огонь, означают следующее: когда он возжег огонь в печи сердца их и увидел, что они неистовствуют и что никто не противустоит воле его, то всю ночь он спал, то есть оставался в покое и находился во тьме, пока они растапливались и производили хлеб нечестия. Потом он встал утром, и явное безумие их обнаружило пламень их преступлений, [свидетельствуя], что они не вследствие обмана, а по [собственному] бесстыдству перешли от служения Богу к служению идолам. Что еще [сказать]? Все они были распалены, как печь, огнем и пожирали своих судей, так что если еще находился такой [судья], который был добр по природе и помнил о религии Господа, то и он, видя и князей и народ преданными тельцам и признающими их за богов, также делался добычею преступления. Наконец все цари Израиля пали64 и стали ходить по путям Иеровоама, сына Наватова, который заставил Израили грешить, и не было никого, кто оставил бы иделов и обратился бы к Богу. Это мы сказали на основании еврейского предания не столько, как достоверное объяснение (scienter), сколько в виде смелой попытки (аudacter), возлагая ответственность на тех, коим принадлежит изложенное [объяснение]. Теперь перейдем к духовному смыслу. Несчастные народы, которые обольщаются царем, диаволом, и его князьями или которые от князя ереси и его вождей приняли другия празднества, по удалении из Церкви и по попрании истинной веры, обыкновенно восклицают и говорят: это день нашего царя, например Валентина, Маркиона, Ария и Евномия. Слыша это, те, которые стоят во главе их, не [просто] упояются вином, что́ можно было бы считать не тяжким грехом, но неистовствуют от вина, о чем Моисей написал в песни Второзакония: ярость змиев вино их и ярость аспидов неисцелена (Второз. 32, 33), ибо они едят хлебы нечестия и упояются вином беззакония. Об этом говорит и апостол: не упивайтеся вином, в немже ест блуд (Ефес. 5, 18), и в Притчах мы читаем: силнии (рrinсiреs) вина да не пиют, да не забудут мудрости и право судити не возмогут (Притч. 31, 4–5). Поэтому князь протягивает руку свою обольщенным им народам и вождям или льстецам и губителям, каковы были сыновья Илия и те, о которых в псалме первом (ст. 1) мы читаем: на седалищи губителей не седе и [в Притчах] говорится: изжени от сонмища губителя, и изыдет с ним прение (Притч. 22, 11). Сердца их были распалены, чтобы губить (аllidant) обольщаемых ими. Ибо это означают у LXХ сatarctаe65, которые не поднимают вверх, а сталкивают вниз (аllidunt deorsum). Слова же: всю ночь Ефрем насыщался сном показывают, что еретики, предаваясь сну, не видят Солнца правды. Ибо кои спят, те спят ночью, потому что чувствительность их приостанавливается (оррressus est). О них и в Псалмах читаем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша (Псал. 75, 6), Сердца их распаляются различными страстями: гневом, любовию, корыстолюбием, и они пожирают судей своих, то есть: или добродетели, если какие-либо из них еще остаются в их душе, или способность различения добра от зла. Или же это нужно так понимать, что вожди еретиков пожираются своими народами в том смысле, что и они сами делаются добычею тех своих сообщников, домы которых они поедают из постыдной корысти. Все князья еретиков пали; если бы даже кто-либо и взывал к Господу, нет никого, кто призывал бы имя Его; всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется (Римл. 10, 13). Моисей и Аарон во иереех Его и Самуил в призывающих имя Его, призываху имя Его, и Той послушание их (Псал. 98, 6). Но Он не внимает царям и князьям, потому что между ними нет никого, кто взывал бы к Господу.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Вси согреяшася, яко пещь жегома, и огнь пояде судий их: вси царие их падоша, не бе в них моляйся ко мне

Истинно то, что я сказал: ибо разгорячились находившиеся около проклятого Иеровоама и разгорелись как пламень огненный. Но продолжалось ли это нечестие, доведенное им до такой дерзости? Никак, говорит, ибо «согреяшася вси» и после него бывшие и пагубный огонь такого жара истребил всех их судей, и убил всех следовавших за ним царей. И это потому, что между ними не было желающего поклоняться Мне и умилостивлять Бога всяческих и имеющего у себя похвалу истинного боговедения.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-8 Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне. Ефрем смешался с народами, Ефрем стал, как неповороченный хлеб
Ст. 7-8 Вси́ согрѣ́яшася, я́ко пе́щь жего́ма, и о́гнь пояде́ суді́й и́хъ: вси́ ца́рiе и́хъ падо́ша, не бѣ́ въ ни́хъ моля́йся ко мнѣ́. Ефре́мъ въ лю́дехъ сво­и́хъ са́мъ смѣся́шеся, Ефре́мъ бы́сть опрѣсно́къ необраща́емь
 

И причиною всех бедствий послужило следующее: не бе в них моляйся ко Мне.
Пророк о будущем сказал, как о прошедшем, показывая тем, что непременно будет сие, и ничто не воспрепятствует исполнению предречения. Эту особенность находим и у других Пророков. И Исаия взывает: «яко овча на заколение ведеся», «и суд Его взятся» (Ис.53:7-8), «и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты» (Ис.53:2), когда бы надлежало сказать: увидим, возьмется и веден будет, и еще: «яко отроча родися нам, сын и дадеся нам» (Ис.9:6), вместо «родится и будет дан». После сего Пророк обращает речь ко второму обвинению.
Ефрем в людех своих сам смесяшеся. Беззаконие явное; в нем обвиняет и блаженный Давид, говоря: «смесишася во языцех, и навыкоша делом их» (Пс.105:35).
Ефрем бысть опреснок необращаем, то есть, пребыл в злобе, и нимало не изменился к лучшему, как опреснок, одною стороною обращенный к огню и подгоревший.

Толкование на пророка Осию

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 4-7 Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет. «День нашего царя!» говорят князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь. Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне

Если можно брать жену, но нельзя творить блуд вопреки слову всех Писаний, почему ты с Божиим благословением не взял дозволенного, но предпочел, оскорбив Бога, свершить недозволенное? Также хотел бы я знать: те, кто не имеют жен, но до вступления в брак не боятся и не стыдятся творить блуд, хотели бы, чтобы их невесты были до брака осквернены другими блудниками? Итак, поскольку нет никого, кто принял бы это с терпением, почему они не хранят в отношении невест своих ту верность, которой требуют от них? Почему тот, кто сам осквернен, хочет принять жену девой? Почему хочет сочетаться с живой женой тот, кто сам мертв, по слову Писания: душа согрешающая, она умрет (Иез 18:20); и по страшному слову апостола: блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр 13:4), и далее: Блудники Царствия Божьего не наследуют (1Кор 6:9), и наконец: «Сердца всех блудников печи подобны».

Проповеди

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне

Страстью к козням одержим весь народ, пожирающий судей своих, каковым именем пророк, вероятно, называет царей. Следствием этого является то, что «все цари их падают». История десятиколенного царства, действительно, представляет нам длинный ряд династических переворотов, жертвами которых были Новат (3Цар XV:25-27), Ила (3Цар XVI:8-10), Иорам (4Цар IX:24), Захария, Менаим, Факия (4Цар XV:10, 14, 25). Но переворотами, частым падением царей, явившимися наказанием народу, никто не вразумлялся. - Слова слав. текста жегома и огнь находятся только в некоторых списках; text. recept. LXX их не читает.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible