Скрыть
Ꙗ҆́коже и҆́дꙋтъ, возложꙋ̀ на нѧ̀ мре́жꙋ мою̀, ꙗ҆́коже пти̑цы небє́сныѧ све́ргꙋ ѧ҆̀, накажꙋ̀ ѧ҆̀ въ слꙋ́хъ скорбѣ́нїѧ и҆́хъ.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Куда ни идут, возложу на ня мрежу Мою, то есть народ ассирийский. И рассею их по всем ветрам, рассею, как засвидетельствовал о сем Моисей (Втор.28:25).

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию

Спрашивается: почему Ефрем сравнивается с голубем, а не с другими птицами? Другие птицы спешат защищать своих птенцов даже с опасностью для собственной жизни, и когда они видят, что к гнезду их приближается ястреб, змея, ворон или ворона, то летают сюда и туда, кусают себя, терзают когтями и выражают родительскую скорбь жалобными звуками. Один голубь не скорбит о похищенных птенцах и не разыскивает их. Поэтому справедливо сравнивается с ним Ефрем, который не обращал внимания на разорение народа по частям и не заботился о своем спасении.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 И бяше Ефрем яко голубь безумный, не имый сердца: Египта моляше, и во Ассирианы отъидоша. Якоже идут, возложу на ня мрежу Мою, якоже птицы небесныя свергу я, накажу я в слух скорбения их

Опять надо напомнить о том, что написано в четвертой книге Царств (Цар. 17); ибо таким образом мы легко уразумеем смысл предложенных слов. Осия, сын Илы, воцарился в Самарии над Израилем. Ассириянин Саламанассар прислал к нему вестников, самовластно требуя от него обычных даров и как бы желая наложить дань на Израиля. Но Осия отказался от рабства и приготовился к сопротивлению на тот случай, если бы Ассирияне захотели нанести войну Израилю. Потом отправил послов к Сигору, царю Египетскому, прося у него помощи; ибо он думал, что в союзе с ним одолеет Ассириян. Но Ассириянин, весьма оскорбленный этим, предпринимает войну против Израиля. Затем сделался рабом его Осия, а вместе с ним плененный и сам Израиль переселен был из Самарии. Итак Ефрем оказался самым неразумным голубем, имеющим простоту не на пользу себе. Так и Христос говорит: «будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф. 10:16): ибо простота нравов и чистый ум по справедливости заслуживают всякого одобрения. При отсутствии же благоразумия простота гибельна и есть нечто иное, как глупость. Итак Ефрем безумен; как или каким образом? Он призывал Египтян на помощь, но пошел в качестве пленника к Ассириянам, когда Сигор оказался не в состоянии подать помощь. Потом не лучше ли было ему искать защиты не у людей, но вышней и неодолимой? Посему Бог всяческих устами Исаии и говорил: «горе сходящим во Египет помощи ради, уповающим на кони и на колесницы» (Ис. 31:1). А что не без воли Божией ослабела рука помогающих им, – показал говоря, что тех, которые пойдут, изловит их наподобие пташек, накидывая на них как бы сеть или силок и не позволяя им превозноситься, но низводя их как бы с высоты на землю, то есть, из состояния слишком горделивого и надменного – в расположение духа, отличающееся скромностью и умеренностью, и приличное тем, которые подпали под власть врагов. Потом говорит, что «накажу я в слух скорбения их», желая, как я думаю, выразить этим следующее. Молва об имеющем совершиться предшествовала самому событию и страшный слух приводил в ужас живущих в Самарии. Итак они были вразумляемы, слыша о бедствии, еще не постигшем их. И если бы они были мудры, то даже и этого было бы достаточно для их обращения. Но будучи крайне бесчувственными и имея душу жестокую, нечувствительную и сильно страждущую непокорностью, они не вразумились и самым событием.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою; как птиц небесных низвергну их; накажу их, как слышало собрание их

Сначала, говорит Бог, буду вразумлять их, угрожая скорбными последствиями; потом, как мрежею некою, облажу их тучею врагов и всех уловлю наподобие птиц. Но, сказав это, Он не забывает и свойственного Ему человеколюбия: напротив, с отеческим сердоболием как бы оплакивает их.

Толкование на малых пророков

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Когда они пойдут, Я закину на них сеть Мою; как птиц небесных низвергну их; накажу их, как слышало собрание их

Пророк продолжает сравнение, начатое в ст. 11-м. В то время, как Израиль обратится за помощью к народам языческим, Иегова, подобно птицелову, накроет его сетью и «низвергнет» его, как птицу из состояния свободы в состояние плена. Накажу их, как слышало собрание их: мысль та, что наказание последует согласно тем угрозам, которые обращены к грешникам в законе. (Лев ХХVI:14; Втор XXVIII:15) и в речах пророков (4Цар XVII:23; 2Пар XXIV:18, 19). Вместо слов, как слышало собрание их в слав. тексте читается: «в слух скорбения их». Полагают, что вместо adatam собрание их LXX читали zarafam, скорбь их.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible