Скрыть
Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Все князи их любодействуют, яко пещь жегома на печение. Как разжигается печь, в которой пекут хлебы, так и они распаляются на блудеяние и грабительство. Поэтому в городе их не станет, кому замесить теста, когда оно вскиснет, потому что пленяющие будут понуждать их к поспешному исшествию. Сие испытали на себе отцы их в Египте. Когда они не спешили воспользоваться своим освобождением из Египта, Египтяне понуждали их идти на свободу; и не давали им времени, чтобы вскисло заквашенное ими тесто. В другом же смысле городом называется у Пророка мир, заквашенным тестом - человеческий род, замешивающим тесто - Бог-Слово. Слова: когда оно вскиснет - означают, что Христос придет в конце времен, когда род человеческий вскиснет закваскою злобы своей, и Христос, очистив его от кваса сего, заквасит новым квасом.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Все прелюбодействующие подобны печи, растопленной пекарем: город несколько успокоился после примеси закваски, пока все не вскисло

Все те, которые своими злодеяниями увеселяли царя и своими обманами князей, суть прелюбодеи, и Иеровоам разжег в них огонь идолослужения, как в печи, чтобы печь хлеб нечестия, и возжегши в душах их пламя заблуждения, подобно тому, как сначала разжигают огонь в горниле для печи, он на некоторое время успокоился, чтобы не действовать много на народ, а предоставить его собственной воле, пока не перебродит (fermentaretur) весь обман, потому что все, делаемое по принуждению, скоро превращается, а что делается добровольно, это долго продолжается. Метафора, взятая здесь от печи, растапливаемой для печения хлебов, удерживается и далее. так что примесь закваски означает сочувствие всего на рода, вследствие чего и царь и народ с одинаковым жаром устремились к идолослужению. Никто не сомневается в том, что сердца еретиков разжигаются огнем диавола, чтобы в них пеклись хлебы антихриста; они сначала бывают спокойными в Церкви, говорят тайно и обещают общий мир (или общее умиротворение), чтобы зараза (саnсеr) постепенно проникла в народы, и когда закваска их учения, на которую Господь указывает в Своих словах: блюдитеся от кваса фарисейска (Матф. 16, 6), произведет подъем в сердцах у обольщенных, то они открыто начинают безумствовать и на них исполняются слова апостола Иоанна: от нас изыдоша, но не быша от нас; аще бо от нас были, пребыли убо быша с нами (1 Иоанн. 2, 19).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 4-6 Вси любодеющии, яко пещь жегома на печение сожжения от пламене, от примешения тука, дондеже вскиснет то все. Во дни царей ваших начаша князи яритися от вина, простроша руки своя с губительми: зане разгорешася яко пещь сердца их, внегда устремлятися им: всю нощь сна Ефрем насытися, заутра бысть, и разгореся яко пламень огненный

Здесь ясно повествуется нам о том, что они некоторым образом злодействами своими увеселяли царей и ложью начальников своих. Таков исторический смысл (этого изречения), который если кто рассмотрит, тот в совершенстве уразумеет значение пророчества. Итак, когда отложились десять колен и над ними воцарился нечестивый Иеровоам, – он сильно опасался, как бы они, ходя во Иерусалим ради совершения праздников, установленных законом, постепенно не получили расположения – опять подчиниться власти Иуды, и, вспомнив о древних обычаях, не убили его или насильственно не отняли наконец у него власть над собою. По этой причине он, ненавистный Богу и жалкий, замышляет освятить для них золотых телиц и придумывает способ нечестивого идолослужения и решается установить новые праздники телицам, как говорит об этом предание Евреев (3Цар. 12:26-32). Итак в начале он не мало боялся, как бы сочувствующие древнему и от отцов преданному им служению не отложились от его власти, или не убили его, как я сказал, и отвергнув его замысел, опять не решились возвратиться к прежнему царю, испытывая скорбь и справедливое негодование при виде оскорбления Моисея и попрания ими божественной заповеди. Посему-то, будучи лукав как лисица, он рассылает во Израиле многих, которые внушали и говорили, что им следует сделать тельца и вновь установить собственные праздники и просить об этом самого царя. Когда же он увидел, что народ весьма расположен к этому, единодушен и согласен с умыслившими это, то в собрании всех открыто провозгласил, что следует покланяться золотым телицам и назначил днем праздника пятнадцатый день восьмого месяца, как написано (3Цар. 12:32). Когда же Иеровоам говорил это, народ одобрял его и восклицал: “это день царя, и потому и мы послушаем его намерения”, – и решился утешить его и другими подобными же одобрениями. За народом последовали и власть имеющие, соглашаясь и одобряя его. Об этом-то и напоминает нам в настоящем случае пророческое слово. «Вси бо любодеющии, – говорит, – яко пещь жегома на печение сожжения от пламене». Предавшись духовному любодеянию или отступлению от Бога (это и есть любодеяние), они уподобились как бы раскаленным печам, готовым для варения того, что в них будет вложено. Они были исполнены пламени, – очевидно жара и как бы воспламененной похоти. Они уподобились пышному тесту, имеющему уже закваску, но совершенно вскисшему в день царя их, когда, как я сказал недавно, Иеровоам открыто объявил, что надобно приносить жертвы телицам и совершать в честь их праздники и они на это возглашали: “это – день царя”, как об этом, как я сказал, свидетельствует предание. Тогда-то вскисло совершенно, то есть, окончательно состоялось распоряжение, утверждающее нечестие. Итак, имея души, воспламененные горячими и неудержимыми пожеланиями к преступлению, и как бы всквашенные таким образом в день царя, они дошли до крайнего нечестия.

Подобное же опять совершили Иудеи по отношению ко Христу. Говоря ложь на славу Его и мало-помалу отвлекая народ от любви к Нему, книжники и фарисеи совершили духовное любодеяние, отвратив от Него народное множество.

Начаша князи яритися от вина, простроша руки своя с губительми: зане разгорешася яко пещь сердца их. Здесь, как кажется, говорит о вине из виноградника Содомлян, опьяняющем сердца и омрачающем ум и наполняющем его пагубною мерзостною слепотой. Итак, когда некоторые при нововведении телиц и праздников в честь их выражали негодование, то многие из князей воспламенялись гневом. И чтоб незаметно было множество благоразумнейших людей, молчавших и не подававших голоса в похвалу (нововведения), они простирали руки к народу и как можно громче вопияли: “это – день царя”, и одобряли нечестивые нравы. Итак упившись нечестивым напитком, говорит, они предавались гневу и против не соглашавшихся на столь постыдные дела, скрежетали зубами, простирая свои руки «с губителями». Губителями называет народную толпу. Они, как я сказал, сочувствовали этому, хотя обязаны были руководить к благочестию и открыть путь к полезному. Но они, говорит, были воспламенены сердцем и восприняли в свои души пагубный пламень преступной похоти.

Я уже сказал, что ненавистный Богу Иеровоам находился в большом страхе, пока еще только замышлял нечестивые предприятия. Он думал, и весьма справедливо, что Израиль может прийти в негодование, если бы узнал, что он хочет ни во что поставить нарушение отеческих обычаев. Когда же он объявил народу, что надобно покланяться телицам, и когда народ охотно принял его замысел и вместе с князьями выразил одобрение, как будто они правильно мудрствуют и поступают; тогда он освободился от страха и избавился от подозрительности, сделался наконец благодушным и исполненным веселия. Итак «внегда устремлятися им», то есть, в то время, как они падали в погибель и пагубу, склонившись на его предложение и согласившись с ним и одобряя нарушение любви к Богу; тогда говорит: “о Ефрем, то есть, Иеровоам из колена Ефремова, ты спал всю ночь”. Он как бы так говорит: если прежде он проводил ночи без сна от страха и подозрительности: то, освободившись от забот, он предавался изнеженности и всю ночь лежал на мягких ложах: когда же наступило утро, он оказался горячее других: «разгореся яко пламень огненный», и разгорячался вместе с народом, не удостаивая внимания, так сказать, мысль об отсрочке, но приводя в исполнение, и весьма скоро, распоряжение о нечестивых предприятиях.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-6 Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет. «День нашего царя!» говорят князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь
Ст. 4-6 Вси́ любо­дѣ́ющiи, я́ко пе́щь жего́ма на пече́нiе сожже́нiя от­ пла́мене, от­ при­­мѣше́нiя ту́ка, до́ндеже вски́снетъ то́ все́. Во дни́ царе́й ва́шихъ нача́ша кня́зи яри́тися от­ вина́, простро́ша ру́ки своя́ съ губи́тельми: зане́ разгорѣ́шася я́ко пе́щь сердца́ и́хъ, внегда́ устремля́тися и́мъ: всю́ но́щь сна́ Ефре́мъ насы́тися, зау́тра бы́сть, и разгорѣ́ся я́ко пла́мень о́гнен­ный
 

Вси любодеющии, яко пещь жегома на печение. Все, распаляясь непотребством, уподобились разженной печи, готовой принять в себя вскиснувшее тесто для печения хлебов. Сожжет их от пламене, т.е. огонь непотребства привлечет на них вражеский пламень.
От примешения тука, дóндеже вскиснет то все, Во дни царей ваших. Как закваска замешенную муку претворяет в нечто однокачественное с нею; так квас нечестия, привнесенный первым царем вашим Иеровоамом, всем вам, и в продолжение времени царствовавшим у вас, сообщил свое зловоние. После сего Пророк обвиняет князей в том, что любят пьянство, а от сего воспламеняются гневом, берут взятки, и проводят время с людьми нечестивыми и виновниками бедствий. Их-то называет губителями, как виновников вреда и пагубы. Как зараза, если коснется к кому, то чрез него заражает и приближающихся: так живущие порочно портят и знакомых с ними; потому что «тлят обычаи благи беседы злы» (1Кор.15:33). Извещает же Пророк, что и ночью не перестают составлять козни, и днем, как огонь, истребляют обижаемых ими. Ибо сказано: внегда устремлятися им: всю нощь. А вместо: «устремлятися» все переводчики согласно употребили: «подстерегать». Впрочем, за это понесут они наказание.

Толкование на пророка Осию

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ст. 4-7 Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет. «День нашего царя!» говорят князья, разгоряченные до болезни вином, а он протягивает руку свою к кощунам. Ибо они коварством своим делают сердце свое подобным печи: пекарь их спит всю ночь, а утром она горит, как пылающий огонь. Все они распалены, как печь, и пожирают судей своих; все цари их падают, и никто из них не взывает ко Мне

Если можно брать жену, но нельзя творить блуд вопреки слову всех Писаний, почему ты с Божиим благословением не взял дозволенного, но предпочел, оскорбив Бога, свершить недозволенное? Также хотел бы я знать: те, кто не имеют жен, но до вступления в брак не боятся и не стыдятся творить блуд, хотели бы, чтобы их невесты были до брака осквернены другими блудниками? Итак, поскольку нет никого, кто принял бы это с терпением, почему они не хранят в отношении невест своих ту верность, которой требуют от них? Почему тот, кто сам осквернен, хочет принять жену девой? Почему хочет сочетаться с живой женой тот, кто сам мертв, по слову Писания: душа согрешающая, она умрет (Иез 18:20); и по страшному слову апостола: блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр 13:4), и далее: Блудники Царствия Божьего не наследуют (1Кор 6:9), и наконец: «Сердца всех блудников печи подобны».

Проповеди

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Все они пылают прелюбодейством, как печь, растопленная пекарем, который перестает поджигать ее, когда замесит тесто и оно вскиснет.

Пророк говорил и о плотском прелюбодеянии, и о духовном, т. е. служении идолам. Пророк сравнивает народ распаляемый страстям, с пылающей печью. Как пекарь перестает поджигать печь только на короткое время (слав. «от примешения тука», от замешения теста), так и Израиль не надолго оставляет свою страсть, чтобы после отдыха снова ей отдаться.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible