Скрыть
În pântecele maicii sale, Iacov a ţinut de călcâi pe fratele său, şi ca un viteaz s-a luptat el cu Dumnezeu.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И крепость Ангела превозможе, потому что Я подкреплял его. Господь напоминает сынам, как благоденствовали отцы их, внушая чрез это, что причиною их бедствия есть неправое их хождение в путях своих.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 2–6 С Иудою у Господа (или Бога) суд и посещение над Иаковом: по путям его и но начинаниям его воздаст ему. Во чреве матери он запинал брата своего, и вследствие силы своей он стоял прямо пред ангелом, и превозмог ангела и стал более сильным; он плакал и умолял его, в Вефиле нашел его, и там он говорил с нами, и Господь Бог воинств, Господь – память Его. Обратись и ты к Богу твоему, соблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда

Так как Ефрем пас ветры и следовал за ложью и дошел до такого безумия, что колебался между двумя соседними народами, заключая союз с ассириинами и отправляя елей в Египет, то теперь у Меня весь суд с Иудою и посещение над Иаковом. Посещением же называет Он бедствия (flagella) и наказания, так что, воздав заслуженное Ефрему, Он воздаст также Иуде, происходившему от семени Иакова, по путям и начинаниям его; потому что Иуда не был увлечен вследствие случайного заблуждения и пал не по слабости человеческой, но искал и находил поводы ко греху и падению. Указывается также, сколько благодеяний получил Иуда, то есть Иаков, и он называется сыном в лице отца, и напоминается о прежней истории, чтобы дать понять и милосердие Божие в отношении к Иакову и упорство его против Господа. Будучи еще во чреве Ревекки, он запинал брата своего, Исава (Быт. 26), – конечно, не своею силою, потому что он не мог иметь способность разумения, а по милости Бога, знающего и любящего тех, коих Он предопределил. И не только он во чреве [матери] запинал брата своего, но и стоял прямо пред ангелом, когда Иаков при потоке целую ночь боролся с ангелом (Быт. 32). И так как он стоял прямо пред ангелом, то получил имя εὐθυτάτου, что́ по-еврейски называется Isar, то есть выпрямляющий или выпрямленный. И преодолел. говорит, ангела и стал более сильным чрез благословение того, которого победил. Он также плакал и умолял его, то есть ангела, говоря; не пущу тебе, аще не благословиши мене (Быт. 26). И когда, но совету отца и матери, он бежал в Месопотамию, то в Вефиле нашел того же ангела, который, говори с ним, говорил также с нами, то есть, обращаясь к отцу, говорил также детям и в Иакове возлюбил также и Иуду; с того времени и доселе сохраняется память о том имени, которое дано было ему ангелом и Богом. Поэтому и ты, Иуда, подражай отцу своему, плачь и умоляй Господа воинств и обратись к Нему. Соблюдай милость и суд и, делая то и другое, уповай на Бога Твоего всегда, преуспевая в добродетели чрез добрые дела. Вместо сказанного в еврейском тексте: плакал и умолял его, в Вефиле нашел его, и там он говорил с нами, в общепринятом (vulgata) издании мы читаем: плакали и умоляли Меня, в доме ὢν нашли Меня и там было сказано им. Ὢν означает скорбь. Таким образом кто плачет, и приносит покаяние и умоляет Господа, тот найдет Его при скором сердца своего, и если призовет Его, то получит для себя ответ. Под Иудою мы можем понимать члена Церкви, который наказывается Господом за то, что не помнит прежних, полученных им, благодеяний Его, по ежедневно присоединяет грехи ко грехам. Указывается также, в чем состояли эти благодеяния. Когда, говорит, Церковь родила тебя, родившегося чрез веру, ты запинал брата своего, иудеев или язычников, и получил его права первородства и, вследствие силы своей, стоял прямо пред ангелом, или побеждая противные силы, или сделавшись более сильным чрез благословения ангела, которым был сам Бог, и ты в иносказательном смысле превозмог ангела, чтобы одолевать людей, и стал более сильным. Одержав победу, ты стал плакать и умолять ангела Господня, и вспоминая прежние грехи, ты нашел его в Вефиле, то есть в доме Божием, который составляет Церковь Божия, или в доме ὢν, то есть скорби слез и покаяния. А чтобы мы знали, кто был Иуда, то говорится: там он говорил с нами, то есть с нами, христианами, и с того времени до настоящего дня мы носим имя Христа, который сам исправляет нас и поддерживает в прямом положении. Поэтому ты, член Церкви, называемый Иудою и исповедником, ежедневно обращайся чрез покаяние к Господу твоему и, если согрешишь, подражай пророку, говорящему: утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Псал. 6, 7). И не ограничивайся этими словами, но соблюдай заповеди Божии, оказывай милость другим, чтобы и самому быть помилованным. Производи суд справедливый, чтобы и тебя судили тем судом, каким ты судил, и уповай всегда на Бога твоего или приближайся постоянно к Богу твоему, чтобы приблизиться к Нему, преуспевая во всякое время в добродетели.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст.3-5 Во утробе запя брата своего, и труды своими укрепе к Богу, и укрепе со Ангелом, и превозможе

С пользою исчисляет достоинства Иакова, употребляя их для (большей) силы обличения тех, которые предпочли и мыслить и делать нечто другое: всегда зло обличается противоположением добра и изображением похвального обыкновенно осуждается ему противоположное. Поэтому словами «во утробе запя брата своего», желает показать, что Иаков с самых пеленок, даже до рождения был благороден, потому что, если и был этот поступок действием божественной силы (конечно, не скажем, что младенец в зародыше и в ложеснах сам собою запинал Исава), все-таки Бог внушил ему исполнение этого дела по предведению, что он будет хорошим (человеком): потому и говорил: «возлюбих Иакова, Исава же возненавидех» (Мал. 1:2). Это было по избранию благодати, когда Бог предпочел того, кто несомненно окажется лучшим, – опять-таки в предведении. Но так было в ложеснах. Когда же он пришел в возраст, лучше сказать – сделался мужем, «труды своими укрепе к Богу»: не изнемог, говорит, когда Бог промыслительно посылал (его) на тяжелые труды. В самом деле: не тяжело ли – покинуть отцовский очаг, уйти к Лавану, поступить в услужение и нести пастушеские труды? Итак обоюдно «труды своими укрепе к Богу», не сопротивляясь Богу, а, напротив, повинуясь и как бы превозмогая в исполнении повелений. Так, хотя Иакову было можно разбогатеть без труда и, оставаясь дома, жить в довольстве, Бог не оставил его без упражнения, но устроил то, что он, по причине страха пред Исавом удалившись в чужую страну и город, подъял огромный труд, (устроил) с тем, чтобы тот, сохранив и в самых скорбях истую любовь к Богу, по справедливости стал предметом удивления. Итак, «укрепе труды своими к Богу», но, говорит, и «со Ангелом укрепе и превозможе», ибо Ангел боролся с ним как бы в виде Бога. Тогда-то «отерпе» стегно его, однако божественный Иаков воздал насколько можно большую благодарность этой борьбе, ибо он говорил: «видех Бога лицом к лицу, и спасеся душа моя» (Быт. 32:25,30).

Борьбой с Ангелом предуказывалось и таинство Христово, потому что потомки Иакова упорно противились Христу, которого пророческое слово наименовало великого совета Ангелом (Ис. 9:6): одни не приняли от Него оцепенения, то есть искупления: другие же не исповедали, что они чрез Него и в Нем лицом к лицу узрели единого и по естеству и истинного Бога, ибо в Себе Еммануил указал нам Отца, говоря: «видевый мене, виде Отца» (Ин. 14:9). Итак, способ борьбы прообразовал таинство, но событие Бог вменяет Иакову в заслугу.

Плакашася и молишася ми: в дому Моем обретоша мя, и ту глаголася к нему. Господь же Бог Вседержитель будет память его

Упоминает и другие события, показывая нам, что Иаков во всем был славен и знаменит. Так, в Бытии написано, что сыновья Иакова Левий и Симеон жестоко и бесчеловечно умертвили Сихемлян, пылая гневом из-за Дины, сестры своей, которую лишил девства Еммор, сын Сихема. Блаженный Иаков был поэтому в большом страхе и, ожидая немедленной гибели вместе с детьми и со всем домом, упрекал сделавших это и говорил так: «ненавистна мя сотвористе, яко злу мне быти… живущым на земли, в Хананеах и Ферезеах: аз же мал есмь числом: и собравшеся на мя, изсекут мя, и истреблен буду аз, и дом мой» (Быт. 34:30). Но юноши нимало не теряли смелости, ибо отвечали, говоря: «аки блудницу ли возъимеют сестру нашу?» (Быт. 34:31) Но так как праведник был, как я сказал, в великом страхе, то он и прибегнул к Богу спасающему. После этого любящий праведников Бог обещал освободить его от опасений, и в непродолжительном времени, говоря: «востав взыди на место Вефиль: и живи тамо, и сотвори тамо жертвенник Богу явльшемуся тебе, егда бежал еси от лица Исава брата твоего» (Быт. 35:1). Затем блаженный Иаков, собираясь идти в Вефиль и вступить в дом Божий (Вефиль толкуется: «в дом Божий»), воззвал ко всему «дому своему и всем иже с ним: поверзите боги чуждыя… от среды вас, и очиститеся, и измените ризы своя: и воставше взыдем в Вефиль, и сотворим тамо жертвенник Богу послушавшему мене в день скорбения, иже бе со мною, и спасе мя на пути, в оньже ходих. И вдаша Иакову боги чуждыя, иже бяху в руках их, и усерязи яже во ушесех их: и скры я Иаков под теревинфом иже в Сикимех: и погуби я до днешняго дне» (Быт. 35:2-4). После этого божественный Иаков был благонадежен, потому что совершенно избавился от подозрения Сихемлян, так как Бог собственною силою утишил воздвигающих на него брань. Так, Священное Писание говорит далее: «и бысть страх Божий на градех, иже окрест их: и не гнаша в след сынов Израилевых» (Быт. 35:5). Когда же был воздвигнут жертвенник в Лузе (это и есть Вефиль), «явися, – говорит, – Бог Иакову,… и благослови его,… и рече: аз Бог твой: расти, и множися: языцы и собрания языков будут от тебе, и царие от чресл твоих изыдут. И землю, юже дах Аврааму и Исааку, тебе дах ю…, и семени твоему по тебе дам землю сию» (Быт. 35:9-12). Вот о каких событиях в настоящем случае напоминает нам пророческое изречение. Итак: от ложесн (рождения своего) Иаков был запинателем, вы же всегда сами запинаетесь, и отнюдь не запинаете греха. Он был весьма трудолюбив и в подвигах славен и чист пред Богом, а вы, услаждаясь отступлениями, не чтите Подателя вам всякого душевного блага. Отцы ваши, говорит, «плакашася, и молишася ми», – плакали и молились Мне, когда находились в опасности пострадать от чьего-либо навета, потому что от одного Меня ждали спасения: а вы укрепляете города и полагаете, что, может быть, даже если Я этого не желаю, вы спасетесь и одолеете противников. Те «в дому обретоша ми», потому что, как я сказал, Иаков восходил в Вефиль, и явился ему Бог, «и ту глаголася к нему» обетование благословения, как мы сейчас показали: вы же не ищете Бога в доме Его, но бежите, и очень охотно, в капища Ваала и испрашиваете не Божиих слов, а демонских прорицаний. Божественный Иаков, восходя в Вефиль, то есть в дом Божий, уничтожил идолов, а вы, напротив, в доме Божием поставили изваянного бога, потому что в Вефиле поставили золотую телицу. Вефиль же, как я говорил, толкуется: «дом Божий». Поэтому-то Бог говорит устами Иеремии о синагоге иудейской: «почто возлюбленная в дому моем сотвори мерзость?» то есть идола (Иер. 11:15) Божественный Иаков повелел восходящим в дом Божий очиститься и даже переменить одежды, а вы являетесь скверными и нечистыми и ходите в дом Божий с немытыми ногами: неужели, говорит, не краснеете? – А вследствие того, что Иаков был таков, поэтому и «Господь Вседержитель будет память его», значит, – сохраняется в памяти Божией и имеет неувядаемую славу, потому что Бог прославляет любящих Его.

Итак (скажу опять нечто потребное для назидания) заслуги отцов осуждают нас, если мы не будем единомысленны с ними и не украсимся одинаковыми поступками и подвигами. Осуждены же будете не за то только, что погубили собственную душу, но и за то, что как бы посягнули на славу отцов и посрамили благородство предков.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3-4 Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами

Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом – и превозмог, то есть, Иаков, в самое время рождения держась за пяту брата, произошел на свет, предуказуя тем, каков он будет, и как при помощи доброго обмана приобретет себе благословение первородства, а по прошествии времени, достигнув мужеского возраста, столько отличился подвигами добродетели, что привлек себе Божие о нем промышление, и однажды, убоявшись присутствия Исавова и восслав молитву к Богу, не просто получил от Него помощь, но вступил, как казалось, в борьбу с Явившимся ему ночью, и одержал над ним победу, чтобы изгнать из сердца страх, рассудив, что преодолевший, как казалось ему, Бога не будет препобежден людьми. Здесь один и тот же назван и Богом и Ангелом; потому что и блаженный Моисей употребил то и другое наименование. Ибо Господь наш Иисус Христос именуется у Исаии и «Богом крепким» и «Ангелом великого совета» (Ис.9:6).
Плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами. Другие толковники, Акила, Симмах и Феодотион представили сие сказанным об Иакове: плакал, и умолял Его, и обрел Его в Вефиле; потому что Иаков, спасаясь бегством от злоумышлений брата и отправившись к дяде Лавану, в Вефиле сподобился Божественного откровения, и приял Божии обетования. Сказано ему было: "не бойся, Иаков, се Аз есмь с тобою» (Быт.28:13-15). И Иаков со слезами, как вероятно, произнес оные слова: «аще даст ми Господь хлеб ясти, и ризы облещися, и возвратит мя с миром, будет Господь мне в Бога: и камень сей, егоже поставих, будет ми дом Божий: и от всех яже даси, десятину одесятствую та Тебе» (Быт.28:20-22). А возвращаясь, когда был на том месте, песнословя Благодетеля, изрек: «с жезлом сим преидох Иордан сей: ныне же бых в два полка» (Быт.32:10). Посему такой смысл придали словам сим толковники Акила и Симмах, показывая, что в Вефиле, где ныне находится идол Онов, явился Бог Иакову. Но семьдесят тем самым, что от числа единственного переходят к множественному, научают нас разуметь сие место так: праотец ваш за таковую его веру сподобился Моего о нем попечения, а вы пошли противоположными путем, и вознамерившись принести покаяние, не пришли во храм, Мне посвященный, но взыскали Моей помощи, сетуя пред идолом Оновым. А Я, и после такого поругания надо Мною, являлся вам, и в тех местах, где призывали Меня, давал ответы. И сие ясно показывает Пророк Амос, который все свое пророчество изрек в Вефиле, где был идол Онов. Ему и вефильский жрец Амасия говорил: «отыди на землю Иудину, а в Вефиле не приложи прорицати, яко освящение царя есть» (Ам.7:12-13).

Толкование на пророка Осию

Браулио Сарагосский, свт. (†651)

Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами

В некий день случилось так, что встретился на пути воина Царя веков враг рода человеческого и обратился к нему с такими словами: «Если хочешь, чтобы мы испытали, на что каждый из нас способен, давай сойдемся в состязании, кто сильнее». Лишь только он это высказал и подступился видимым и осязаемым образом, как тут же и начал сильно в течение долгого времени воздействовать на едва противящегося [подвижника]. И сразу же, как тот настойчиво помолился Христу, Божие содействие подкрепило его шаткую поступь, и немедленно был развеян беглый, отступнический и тлетворный дух по ветру. Если кому-то, быть может, покажется неправдоподобным, что невидимый дух может стать осязаемым, то да будет ему открыто в непорочном таинственном постижении - как, по изложению божественного Писания, Иаков боролся с Ангелом (Быт 32:24), пусть даже и благим. Но я скажу, что меньшая дерзость нужна сатане для искушения слуги, нежели Господа, Эмилиана - нежели Христа, человека - нежели Бога, творения - нежели Творца.

Жизнь св. Эмилиана Исповедника

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами

Воспоминание о праотце Иакове

В ст. 4-5 пророк вспоминает об Иакове, по имени которого он в ст. 3 назвал народ. Упоминание пророка о проатце eвpeйского народа понимают различно. По мнению некоторых комментаторов (Умбрейт, Гитциг, Новак), пророк хочет сказать, что с самого начала, еще в лице своего родоначальника, запинавшего брата своего и боровшегося с Богом, Израиль проявлял обман и насилие (Быт XXV:26; XXXII:25-29). Но плач и мольбу Иакова («плакал и умолял Его») пророк не мог считать выражением хитрости или насилия со стороны Иакова. Поэтому другие толкователи понимают упоминание пророка об Иакове в ином смысле, именно в том, что своим стремлением к первородству и к получению через это благословения Божия, и своей борьбой с Богом, в которой Иаков победил через плач и мольбу, «праотец оставил пример подражания и залог спасения для тех, которые носят его имя» (Бродович). Вместо слов возмужав (beono - в крепости, постигнув силы) боролся с Богом в слав.: «труды своими укрепе к Богу»; евр. sarah бороться, состязаться (Быт XXXII:28) LXX перевели через eniscuse - пришел в силу, укрепился. Он боролся с Ангелом - именно с Ангелом Иеговы, который есть не кто иной, как сам Бог или божественный Логос в его ветхозаветном действовании (А. Глаголев, Ветхозаветное библейское учение об Ангелах К. 1900). Плакал и умолял Его (в слав. «Ми»): полагают, что пророк восполняет здесь повествование кн. Бытия (Быт ХXXII:24-29) на основании слов самого же Бытописателя: Иаков сказал «не отпущу тебя, пока не благословишь меня». В Вефиле он нашёл нас, и там говорил с нами. Речь идёт о патриархе Иакове, но Иаков рассматривается как носитель всего Израильского народа; поэтому пророк и употребляет местоимение 1-го лица, мн. ч. (нас, с нами). Мысль пророка та, что данные в Вефиле Иакову, по возвращении его из Месопотамии обетования принадлежат и народу Израильскому. - LXX поняли слова пророка прямо о народе и потому перевели: «в дому онове (= в Вефиле) обретоша Мя». - Один из новых комментаторов (Гоонакер) считает ст. 3-4 народной песнью, в которой говорится о славе Израиля и которую пророк влагает в уста народа. Дальнейшие слова - ответ пророка на эту песню.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible