Глава 12
Ос.12:1. Ефрем же зол дух, гоняше зной: весь день тщетная и суетная умножаше228, и завет со Ассирианы завеща, и елей во Египет посылаше.
Снова речь переходит от простого народа к царям из колена Ефремова, царствовавшим над Израилем в Самарии, которых и называет «злым духом» за непреклонность их души, за увлечение и необузданность в отступлении от Бога, ибо он «гоняше зной», говорит, то есть, хотя ему и можно было быть под Моею сению, он как бы переметчик уходил на зной. А зноем именует воспламенение скорбей и жгучую беду. Так и мудрый приточник прикровенно именует труды и говорит: «спасется229 от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконний» (Притч.10:5). Итак, Ефрем, поскольку он есть злой дух, «гоняше зной», искал и добровольно убегал на зной. Но разумеющие о Боге говорят: «под сень его восхотех и седох» (Песн.2:3). Сению называет покров божественной и горней помощи. Но не это делал Ефрем: он искал зноя. Как или каким образом? – «Весь день тщетная и суетная умножаше», то есть во всякое время и делал, и замышлял пустое и бесполезное. Что же это такое? – «Завет со Ассирианы завеща». Я уже говорил ранее, и не раз, что некоторые из царей Самарийских и Иерусалимских иногда пытались деньгами купить мир с Ассириянами и отсюда, безопасность, а иногда звали на помощь Египтян, и, покупая у них обещание благорасположения, между прочим, посылали конечно и произведения своей земли; земля же Самарийская была богата елеем, и елей в Египте был в славе, потому что эта земля его не имеет.
Итак суетна и тщетна надежда на людей, и уповающий на Бога может посмеяться уповающему на людей, говоря следующее из псалмов: «се человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего. Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век, и в век века» (Пс.51:9–10).
Ос.12:2. И суд Господеви ко Иуде, еже отмстити Иакова: по путем его и по начинаниям ею воздаст ему.
Как, наименовав Ефрема, показал, что разумеет царей из колена Ефремова, так и здесь обозначает царствовавших когда-либо из колена Иудина по имени царственного колена. Таким образом, изобличив Ефрема, или происшедших от Ефрема владык Израиля, назвав их духом злым, сказав, что они умножают «тщетная и суетная», заключая союз с Ассириянами и посылая в Египет елей, затем уже обвиняет опять Иуду и весьма уместно говорит, что Бог всяческих будет судиться с ними, как бы отмщая за Иакова, разумею патриарха, который был немало обесчещен тем, что его потомки не были единомысленными с ним, не последовали суждению отеческому, но отвергли, как нечто весьма неуместное, подражание ему. Поэтому обещает отомстить за Иакова, слава которого обесчещена худыми детьми, воздавая обесчестившим «по путем их и по начинаниям» их.
Ос.12:3–4. Во утробе запя брата своего, и труды своими укрепе к Богу, и укрепе со Ангелом, и превозможе.
С пользою исчисляет достоинства Иакова, употребляя их для (большей) силы обличения тех, которые предпочли и мыслить и делать нечто другое: всегда зло обличается противоположением добра и изображением похвального обыкновенно осуждается ему противоположное. Поэтому словами «во утробе запя брата своего», желает показать, что Иаков с самых пеленок, даже до рождения был благороден, потому что, если и был этот поступок действием божественной силы (конечно, не скажем, что младенец в зародыше и в ложеснах сам собою запинал Исава), все-таки Бог внушил ему исполнение этого дела по предведению, что он будет хорошим (человеком): потому и говорил: «возлюбих Иакова, Исава же возненавидех» (Мал.1:2). Это было по избранию благодати, когда Бог предпочел того, кто несомненно окажется лучшим, – опять-таки в предведении. Но так было в ложеснах. Когда же он пришел в возраст, лучше сказать – сделался мужем, «труды своими укрепе к Богу»: не изнемог, говорит, когда Бог промыслительно посылал (его) на тяжелые труды. В самом деле: не тяжело ли – покинуть отцовский очаг, уйти к Лавану, поступить в услужение и нести пастушеские труды? Итак обоюдно «труды своими укрепе к Богу», не сопротивляясь Богу, а, напротив, повинуясь и как бы превозмогая в исполнении повелений. Так, хотя Иакову было можно разбогатеть без труда и, оставаясь дома, жить в довольстве, Бог не оставил его без упражнения, но устроил то, что он, по причине страха пред Исавом удалившись в чужую страну и город, подъял огромный труд, (устроил) с тем, чтобы тот, сохранив и в самых скорбях истую любовь к Богу, по справедливости стал предметом удивления. Итак, «укрепе труды своими к Богу», но, говорит, и «со Ангелом укрепе и превозможе», ибо Ангел боролся с ним как бы в виде Бога. Тогда-то «отерпе» стегно его, однако божественный Иаков воздал насколько можно большую благодарность этой борьбе, ибо он говорил: «видех Бога лицом к лицу, и спасеся душа моя» (Быт.32:25, 30).
Борьбой с Ангелом предуказывалось и таинство Христово, потому что потомки Иакова упорно противились Христу, которого пророческое слово наименовало великого совета Ангелом (Ис.9:6): одни не приняли от Него оцепенения230, то есть искупления: другие же не исповедали, что они чрез Него и в Нем лицом к лицу узрели единого и по естеству и истинного Бога, ибо в Себе Еммануил указал нам Отца, говоря: «видевый мене, виде Отца» (Ин.14:9). Итак, способ борьбы прообразовал таинство, но событие Бог вменяет Иакову в заслугу.
Ос.12:4–5 . Плакашася и молишася ми: в дому Моем231 обретоша мя, и ту глаголася к нему232. Господь же Бог Вседержитель будет память его.
Упоминает и другие события, показывая нам, что Иаков во всем был славен и знаменит. Так, в Бытии написано, что сыновья Иакова Левий и Симеон жестоко и бесчеловечно умертвили Сихемлян, пылая гневом из-за Дины, сестры своей, которую лишил девства Еммор, сын Сихема233. Блаженный Иаков был поэтому в большом страхе и, ожидая немедленной гибели вместе с детьми и со всем домом, упрекал сделавших это и говорил так: «ненавистна мя сотвористе, яко злу мне быти... живущым234 на земли, в Хананеах и Ферезеах: аз же мал есмь числом: и собравшеся на мя, изсекут мя, и истреблен буду аз, и дом мой» (Быт.34:30). Но юноши нимало не теряли смелости, ибо отвечали, говоря: «аки блудницу ли возъимеют сестру нашу?» (Быт.34:31) Но так как праведник был, как я сказал, в великом страхе, то он и прибегнул к Богу спасающему. После этого любящий праведников Бог обещал освободить его от опасений, и в непродолжительном времени, говоря: «востав взыди на место Вефиль: и живи тамо, и сотвори тамо жертвенник Богу явльшемуся тебе, егда бежал еси от лица Исава брата твоего» (Быт.35:1). Затем блаженный Иаков, собираясь идти в Вефиль и вступить в дом Божий (Вефиль толкуется: «в дом Божий»), воззвал ко всему «дому своему и всем иже с ним: поверзите боги чуждыя...235 от среды вас, и очиститеся, и измените ризы своя: и воставше взыдем в Вефиль, и сотворим тамо жертвенник Богу послушавшему мене в день скорбения, иже бе со мною, и спасе мя на пути, в оньже ходих. И вдаша Иакову боги чуждыя, иже бяху в руках их, и усерязи яже во ушесех их: и скры я Иаков под теревинфом иже в Сикимех: и погуби я до днешняго дне» (Быт.35:2–4). После этого божественный Иаков был благонадежен, потому что совершенно избавился от подозрения Сихемлян, так как Бог собственною силою утишил воздвигающих на него брань. Так, Священное Писание говорит далее: «и бысть страх Божий на градех, иже окрест их: и не гнаша в след сынов Израилевых» (Быт.35:5). Когда же был воздвигнут жертвенник в Лузе (это и есть Вефиль), «явися, – говорит, – Бог Иакову,... и благослови его,... и рече: аз Бог твой: расти, и множися: язы́цы и собрания языков будут от тебе, и царие от чресл твоих изыдут. И землю, юже дах Аврааму и Исааку, тебе дах ю...236, и семени твоему по тебе дам землю сию» (Быт.35:9–12). Вот о каких событиях в настоящем случае напоминает нам пророческое изречение. Итак: от ложесн (рождения своего) Иаков был запинателем, вы же всегда сами запинаетесь, и отнюдь не запинаете греха. Он был весьма трудолюбив и в подвигах славен и чист пред Богом, а вы, услаждаясь отступлениями, не чтите Подателя вам всякого душевного блага. Отцы ваши, говорит, «плакашася, и молишася ми», – плакали и молились Мне, когда находились в опасности пострадать от чьего-либо навета, потому что от одного Меня ждали спасения: а вы укрепляете города и полагаете, что, может быть, даже если Я этого не желаю, вы спасетесь и одолеете противников. Те «в дому обретоша ми», потому что, как я сказал, Иаков восходил в Вефиль, и явился ему Бог, «и ту глаголася к нему» обетование благословения, как мы сейчас показали: вы же не ищете Бога в доме Его, но бежите, и очень охотно, в капища Ваала и испрашиваете не Божиих слов, а демонских прорицаний. Божественный Иаков, восходя в Вефиль, то есть в дом Божий, уничтожил идолов, а вы, напротив, в доме Божием поставили изваянного бога, потому что в Вефиле поставили золотую телицу. Вефиль же, как я говорил, толкуется: «дом Божий». Поэтому-то Бог говорит устами Иеремии о синагоге иудейской: «почто возлюбленная в дому моем сотвори мерзость?»237 то есть идола (Иер.11:15) Божественный Иаков повелел восходящим в дом Божий очиститься и даже переменить одежды, а вы являетесь скверными и нечистыми и ходите в дом Божий с немытыми ногами: неужели, говорит, не краснеете? – А вследствие того, что Иаков был таков, поэтому и «Господь Вседержитель будет память его», значит, – сохраняется в памяти Божией и имеет неувядаемую славу, потому что Бог прославляет любящих Его.
Итак (скажу опять нечто потребное для назидания) заслуги отцов осуждают нас, если мы не будем единомысленны с ними и не украсимся одинаковыми поступками и подвигами. Осуждены же будете не за то только, что погубили собственную душу, но и за то, что как бы посягнули на славу отцов и посрамили благородство предков.
Ос.12:6. И ты о Бозе своем обратишися, милость и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно.
Обетование благодати соединяется с угрозою, так как угрожающая речь в настоящем случае преобладает над обещанием. Впрочем из любви истекает угроза и проречение призывающего к правоте мыслей и к исканию благочиния. Был, говорит, божественный Иаков мудр и совершенен и имел плодом ума своего боголюбезное, а ты не подражал отцу. Впрочем «и ты о Бозе своем обратишися», то есть: хотя ты и изменник, и отступник, и гордец, все-таки обратишься, даже против воли, к правой жизни. Обратишься – наставляемый «о Бозе» (в Боге), то есть от Бога, и после того, как тебя не убедил здравый смысл – идти правою стезею и любомудрствовать о том, что должно, – всеконечно справится с тобою бич и быстро приведет к желанию и познанию полезного. Итак, вот на что, как я полагаю, всего вероятнее указывает нам изречение: «и ты о Боге своем обратишися», в котором угроза, как я сказал, весьма искусно соединена с добрыми обещаниями. Затем, наконец, как бы уже бичуемому и находящемуся под самыми ударами, Бог возглашает: «милость и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно». Как если бы какой господин говорил своему рабу, наказуемому и находящемуся под самыми ударами, в одно и то же время с снисхождением и с негодованием: будь умен и послушен и не пренебрегай приказаниями господина. Таким же образом, думаю, и Бог всяческих как бы говорит Ефрему, поражаемому и наказуемому бедствиями войны: «милость и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно», – все равно, как если бы сказал: знай, что ты терпишь удары по той причине, что не хранил и не чтил Мне угодного и любезного. Таким образом «милость» означает любовь, а любовь исполнение закона, ибо «искреннему зла не творит», по слову блаженного Павла (Рим.13:10). «Суд» же означает совершение правды или праведность и соблюдение велений божественного закона, ибо закон в боговдохновенном Писании именуется судом (напр. 3Цар.10и мн. др.). А всегдашним приближением к Богу может обозначаться искреннее влечение и склонность ума к Нему и чувство отвращения к другим несуществующим богам, или ко всякой твари, например к деревьям и камням. Приблизится и будет близко к Богу по расположению и тот, кто умеет украшаться добрыми деяниями и соблюдает нерастленною веру в Него, потому что грех часто преграждает путь и отделяет от Бога; равным образом отгоняет от общения с Ним и внимание к речам нечестивых лжеучителей. Поэтому желающим быть близко к Богу должно избегать того, ради чего становятся далеко (от Него).
Ос.12:7–8. Ханаан, в руце его мерило неправды, насилствовати возлюби. И рече Ефрем: обаче обогатех, обретох прохлаждение себе: вси труды его не обрящутся ему ради неправд, имиже согреши.
Соответственно воле Божией Ефрему следовало бы соблюдать «милость и суд» и приближаться к Нему «присно». Но так как он удалился от здравого смысла и вменил ни во что столь уважаемое и почтенное, то стал наравне с иноплеменниками Хананеями безбожным и нечестивым, более всего радовался порочным нравам и по грубости ума неудержимо поработился чужой похоти. Итак: Ефрем должен был оказаться подражателем праотца Иакова и стремиться идти по стезе его праведности, но он сделался Хананеем, потому что в руках его нашлось мерило неправды, то есть несправедливость и жадность: наравне с народами, неведущими Бога, он избрал проклятое насильствование. Он не считал нужным и думать, что, поступая так, он грешит, но услаждался только обогащением и роскошью, как будто Бог не видит, как будто уже не призирает на живущих на земле, праведно карая неправедных. А ясное доказательство крайнего безумия – то, что Ефрем всемерно гнался за богатством и считал за ничто обвинения в хищении и насилии, напротив даже по величайшему недомыслию, как будто почитал себе за честь то, чего скорее надлежало бы стыдиться, ибо говорил: «обаче обогатех, обретох прохлаждение себе». Что же на это Бог? – «Вси труды его не обрящутся ему ради неправд, имиже согреши». И действительно: «богатство неправедно собираемо изблюется» (Иов.20:15) по написанному. Также и желающим собирать неправдою и богатеть от корысти кто-нибудь может высказать изречение святых уст: «лучше тебе было творити суд и правду благу» (Иер.22:15), потому что пред престолом Божиим «не пользуют сокровища беззаконных, правда же избавит от смерти» (Притч.10:2) и, как говорит Приточник, «лучше частица малая со страхом Господним, нежели сокровища велия без боязни» (Притч.15:16), и опять он же: «лучше малое приятие с правдою, нежели многая жита с неправдою» (Притч.15:29). По ведь действия и качество дел делают нас иногда достойными благородства святых отцов, а то причисляет и к грешным отцам, потому что никоим образом не будем отличаться от живших нечестиво, если будем подражать их поступкам. Поэтому, говорит, Ефрем назван Ханааном, ибо мудрствовал как иноплеменники; иноплеменники же – Хананеи и явные безбожники, за что некоторые и были укоряемы, слыша в соответствие с их дерзкими поступками: «племя Ханаане, а не Иудино» (Дан.13:56).
Ос.12:9–10. Аз же Господь Бог твои изведох тя из земли Египетски: аще вселю тя в кущах, якоже день238 праздника и возглаголю239 ко пророком, и аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся.
Наименовал Ефрема Ханааном, ясно изобличая, как я сказал, что он ненавидит «милость и суд», напротив предпочитает корысть, несправедливость и всякий вид неправды. Но вот теперь старается показать, что он не только был таков для людей, – даже приближаться к Богу отказывался чрез свои дела. Таким образом обвиняет его за то, что он не познал Искупителя, безумствами своими оскорблял изведшего из дома работы «знамении и чудесы», силою великою и «мышцею высокою» (Иер.32:21), ибо Я, говорит, вывел вас из Египта. Словом «вывел» приводит к воспоминанию о том, что совершилось с ними до того времени, когда вступили в землю, обещанную святым отцам. События же эти были неисчислимы и превосходили всякое удивление. А что для них неизвинительно240 забвение об этом, показывает, прибавляя: «еще вселю тя в кущах, якоже день праздника». Что это значит, сейчас узнаешь. Закон Моисеев повелел в седьмой месяц, в пятнадцатый день (месяца) совершать праздник кущей. Какая его причина, изъяснил нам сам законодатель, говоря о празднике кущей в книге Левит: «в месяц седмый празднуйте его: в кущах да пребудете седмь дней: всяк туземец Исраилев241 да пребудет в кущах: яко да уведят роды вашя, яко в кущах вселих сыны Израилевы, внегда извести мне их из земли Египетския: аз Господь Бог ваш» (Лев.23:41–43). Итак, совершали празднование в воспоминание исхода из Египта. Потом, говорит: как ты мог забыть Меня, изведшего тебя из Египта, даже доселе бывая под кущами и в этом имея для себя повод к празднованию, ибо «еще вселю тя в кущах, якоже в день242 праздника». «Вселю» говорит вместо «вселяю» или заставляю жить в кущах во дни соединенного с этим празднования. Посему забвение неизвинительно. Но, может быть, ты старался узнать что-либо из будущего и желал полюбопытствовать насчет своих дел: так, зачем же тебе было нужно ходить к лжепророкам Ваала или лжеименных богов, вместо того, чтобы, напротив, благоразумно помнить, что Я «возглаголю243 ко пророком, и аз видения умножих», то есть: от Меня будет всякое слово пророческое, и было уже, – а не от иного кого из твоих лжеименных богов, ибо Мне одному будет принадлежать и видение будущего и память о прошлом. Но, говорит, чтимые у вас лжепрорицатели и лжепророки подражали Мне, – это означает: «в руках пророческих уподобихся». Ты добивался от них знания будущего: посему они, подделываясь под Мои слова и подражая делам Моих пророков, изрыгали тебе от собственного сердца. Так, пророк Иеремия возложил на выю свою клады деревянные, потому что Бог повелел это сделать (Иер.27:2). Но лжепророк Анания, противоборствуя словам его, взял и сокрушил клады и сказал: тако244 «рече Господь...: сокруших храм царя Вавилонскаго» (Иер.28:2). Это и есть, как я сказал, «в руках пророческих уподобихся». Итак, это укор Ефрему в том, что он, хотя имел в празднике кущей ясное напоминание об исходе из Египта, все-таки забыл Бога и что не Его больше искал, как глаголющего к пророкам и умножившего видения, а напротив внимал обольщениям лжепророков, в своих словах и действиях подражавших божественным.
Ос.12:11. Аще не Галаад есть, убо ложни Быша во Галгале245 князи требы кладуще, и требища их якоже желви на целизне польстей.
Этим обличает за то, что внимали лжепрорицателям и лжепророкам, ходили приносить жертвы в Галаад и Галгал; для доказательства берет два замечательнейших в этом роде города, в которых суеверие было гораздо более развито, чем в прочих, где всяким видом истинного благопочтения пренебрегали, где, напротив, было в чести все оскорбительное и исполненное доходящего до крайности безумия. Поэтому-то в предшествующем Бог сказал о Галааде: «тамо презре мя Галаад, град делаяй суетная», то есть: идолов (Ос.6:7–8), ибо жители его занимались приготовлением идолов; а о другом: «вся злобы их в Галгалех, яко тамо их возненавидех за злобы начинаний их» (Ос.9:15). Необходимо прибавить о некоторых событиях в Галаадитиде, чтобы таким образом нам уразуметь смысл предлежащего. Фул, царь Ассирийский, первый выступил против Самарии и как бы первым начатком добычи сделал себе два заиорданских колена, все города их взял, и прежде прочих Галаад. Об этом Бог упоминает как бы мимоходом, говоря: «аще не Галаад есть»: если не существует, говорит, и не сохраняется теперь Галаад, – если погибли, если некому из него обличить распущенность Израиля, потому что теперь не усматривается, то – «убо ложни Быша в Галгале князи требы кладуще», а не истинны. А Галгал – один из заиорданских городов, куда стекались стар и мал и предавались сквернам идолослужения. Итак, если нет Галаада, то кто осмелится сказать, что князья, приносившие жертвы в Галгале, были ложны, а не истинны?246 …, воздвигая истуканам высокие и отовсюду заметные жертвенники наподобие «желвей»247 на полях. А «желви», говорит, – это не животные (черепахи), – не думай этого, – но насыпные возвышения, которые делали затем, чтобы провести на холмы водопроводы: их у земледельцев было настроено бесчисленное множество. "Князями же, требы кладущими», называет или полководцев и предводителей отрядов, или даже потомков Левия, заведовавших управлением от закона: и они пали вместе с прочими и в немалом числе служили истуканам. Посему написано у Иезекииля: «того ради сице глаголет... Господь Бог248: всяк сын иноплеменничь необрезан сердцем, и не обрезан плотию да не внидет во святая моя во всех сынех иноплеменничих, иже суть среде дому Израилева. Но и Левити, иже отвергошася мене, егда заблуждаше Израиль...249 от Мене в след помыслов своих: и возмут неправду свою» (Иез.44:9–10).
Ос.12:12. И отъиде Иаков на поле Сирийско, и работа Израиль о жене, и о жене снабде.
Снова речь возвращается к исследованию благородства и достоинства праотца и грубости и нечестия его потомков. Удивляется как бы его терпению в малом, затем применяет это к обличению нерадения десяти колен в величайшем. В самом деле: кто не подивится тому, что Иаков нес столь суровый и обременительный труд и не отказался быть наемником у Лавана из-за жен и брака? (Быт.29) И хотя награда праотца была весьма незначительна (я сказал, что это был брак), все-таки хранил и соблюдал веру обещавшему брак, и трудился он не в своем городе, или земле, или дома, но был пришлец и жил на чужбине. Вот каков был Иаков, рассмотрим же и преступления Израильтян. Их не посылали в чужую страну, но, когда они жили в качестве военнопленных, работали на Египтян и исполняли даровой труд, то силою Божией некогда освобождены были из страны притеснителей и заняли землю, обещанную отцам. Не брак с женщиной предстоял им в воздаяние как ожидавшему брака (праотцу), но щедрое подаяние всякого блага, земля, текущая молоком и медом, победа над супостатами, слава и богатство и проистекающие из всего этого выгоды. Чего же еще им недоставало для счастья и наслаждения? – Однако не сохранили, потому что совершили преступление, не удостоив хранение почти никакого внимания. – Итак ясно, что кто идет против отеческой доблести, и это без всякой меры, тот не способен будет наслаждаться и дарованным ему снисхождением, ибо праведен Судия (2Тим.4:8).
Ос.12:13. И пророком изведе Господь Израиля из земли Египетския, и пророком снабдися.
Здесь уясняет причину, почему Израиль не сохранил данной ему заповеди и презрел Бога, говорившего: «да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх.20:3), и почему не захотел подражать доблести отцов; именно: порицает за то, что Израильтяне подчинялись царству человеческому, хотя и царствовал над ними Бог чрез посредство святых пророков и у них не было ни в чем недостатка для того, чтобы быть счастливыми. Так, мы вспоминали, что, когда еще жив был и пророчествовал блаженный Самуил, они требовали царя, и хотя Бог прогневался на это и, как пренебреженный, немало был оскорблен, однако указал Саула (1Цар.8–9). Итак сильно обвиняет в том, что они вообще сделались подвластны царству человеческому, не пожелав царственного управления Божия через пророков. Действительно, Бог, говорит, спас Израиля и вывел из дома работы при посредстве Моисея, который был и пророком, и начатком пророков; и не только, говорит, вывел из Египта, но и хранил: соблюдал служение единому по естеству и истинному Богу: потом, когда они попали под власть царей, то уклонились от любви Божией: сначала Соломон настроил жертвенников и капищ Ваалам, затем, после него, проклятый Иеровоам устроил золотых телиц. Следовательно обвиняет за то, что не соблюли превосходнейшего устройства, разумею – царственное правление Бога чрез посредство пророков, и предпочли впасть в руки человеческие, что и было для них причиною отступления.
Ос.12:14. Разгнева мя250 Ефрем и возъяри...251, и кровь его на нем пролиется, и укоризну его воздаст ему Господь.
Здесь со всею силою старается показать нам, что предпочтение быть под властью царства человеческого было для Израильтян печально, опасно и пагубно. Вот, говорит, Ефрем, то есть – происходивший из колена Ефремова Иеровоам, Меня, Владыку всяческих, «разгнева и возъяри» и вызвал на всякого рода негодование, измыслив телиц и окружив их Мне принадлежащим почетом. Поэтому он сам сделался виновником своей гибели: на него падет кровь его. Но так как он, когда поставил телиц в Вефиле и Дане, обратился к Израильтянам с словами: «довлеет вам восходити в Иерусалим: се бози твои Израилю, иже изведоша тя252 из земли Египетския» (3Цар.12:28), то за это, говорит, и со всею справедливостью, по суду Моему потерпит наказание за «укоризну», потому что осмелиться приписать бездушным вещам совершенные Богом славные и досточудные дела есть прямо-таки поношение и, бесспорно, укоризны Ему. Итак по укоризне самого Ефрема, то есть – соразмерно его хульным и нечестивым речам, будут определены наказания. Именно, как Бог лишен Ему одному приличествующей славы делом ли то, или словом, так и тот лишен будет собственной власти, потому что со временем прекратится царство Ефремово: как я уже говорил ранее, по возвращении из Вавилона уже никто не царствовал в Самарии над десятью коленами, и в Иерусалиме все находились под властью одного из царствовавших некогда потомков Иудиных.
* * *
Слав.: гоняше зной весь день: тщетная и суетная умножи.
У св. Кирилла: διεσώθη, спасеся.
Оцепенения или повреждения бедра – νάρκησιν.
В слав.: в дому Онове, согласно со многими греческими кодексами. У Св. Кирилла: ἐν τῷ οἴκῳ μου, как в Александрийском и мн. других. С евр.: в Вефиле.
Πρὸς αυτόν, как в Александрийском. Слав.: к ним πρὸς αὐτούς.
Обыкновенно: Сихем, сын Емморов. Предполагаем ошибку писца.
Слав.: всем живущым, по Компл., Алекс. и др.
В слав.: чуждыя, иже с вами – τοὺς μεθ’υμῶν (Компл., Алекс., Альд., Коттон. и мн. др.).
Слав.: (тебе дах ю), тебе будет – σοὶ ἔσται, как и Александр. и др.
Слав.: мерзости βρελύγματα (см. Holmes and Parsons).
В тексте: καθὼς ἐν ἡμέραις ἑορτῆς, но в истолковании читается: καθὼς ἡμέρα ἑορτῆς, как во многих греческих рукописях; слав.: во дни ἐν ἡμέραις.
В слав.: глаголах ἐλάλησα: в тексте: λαλήσω, возглаголю; в толковании: λαλῶ вм. λαλήσω. См. об этом в своем месте.
Вместо προφάσιστον читаем согласию латинскому переводу, ἀπροφάσιστον на основании последующих слов: ἀπροφάσιστος η λήθη. Того же требует связь речи.
Ὁ αὐτόχθων Ἰσ. αήλ. Слав.: во Израили обычному Ἐν Ισραήλ.
Ἐν ημέρα согласно другому чтению.
В тексте: λαλῶ. Предпочитаем λαλήσω возглаголю, на основании дальнейших слов: παῥ ἐμοῦ πᾶς ἔσται λόγος προφητείας (-λαλήσω), καὶ ἤδη γέγονεν (прош. επλήθυνα). Ср.: εμοὶ ἀνακείσεται μόνῳ τὸ καὶ εἱδένομ τὰ ἐσομερα и д.
Οὕτως εῖπε Κύριος. Слав.: сице рече – τάδε εῖπε, как читается в некоторых рукописях.
Ἑν Γαλγάλ; слав.: в Галгалех – Γαλγάλοις (во многих рукописях и печатных изданиях).
Пропуск в тексте.
Χελώνη.
Κύριος о Θεός: слав.: Адонаи Господь – Ἀδωναί Κύριος (во многих греч. рукописях).
Слав.: ... Исраиль, иже заблудиша от Мене в след помыслов своих Комплютенскому – с прибавлением οἵτινες επλανὴθησαν после Ἰσραὴλ: соответствует и еврейскому.
В тексте опущено μὲ, но оно должно быть здесь, как видно из толкования.
В слав.: возъяри мя (по Комплютенской Библии и некоторым греческим спискам).
Οἵ τινες ἀνήγαγούν σε, как в Алекс.; слав.: изведшии тя ἀναγαγόντες, как в Ват.