Скрыть
Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи.

Святые отцы

Прочие

Ириней Лионский, сщмч. (†202)

Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи

Так открывался Бог; ибо чрез все это является Бог Отец, Дух действует, Сын служит, Отец одобряет, и совершается человеческое спасение. Так говорил Он чрез пророка Осию: Я видения умножал, и посредством пророков употреблял подобия (LXX; Ос 12:10). То же самое изложил и апостол, говоря: Различны дарования, но Тот же Дух; и различны служения, но Тот же Господь, и различны действия, но Тот же Бог, делающий все во всем. Каждому же дается проявление Духа на пользу (1Кор 12:4-7). Но поскольку Бог все совершает во всем, то Он, хотя по Своей природе и величию невидим и неизречен для всех созданий, однако не неведом. Ибо все они чрез Его Слово познают, что Один Бог Отец, все содержащий и всему дающий бытие, как написано в Евангелии: Бога никто не видел, кроме Единородного Сына, сущего в недре Отца: Он объявил Его (Ин 1:18).

Поскольку и апостолы, и их ученики учили так, как проповедует Церковь, и, уча так, были совершенны, потому что они и были призваны к совершенству, то Стефан, уча тому же, увидел, еще будучи на земле, славу Божию и Иисуса одесную Бога и сказал: Вот я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога (Деян 7:56). Он сказал это и был побит камнями, и таким образом исполнил совершенное учение, во всем мученичестве своем подражая Учителю и молясь за тех, которые убивали его, словами: Господи, не вмени им греха сего (Деян 7:60). Так были совершенны те, которые знали одного и того же Бога, от начала до конца бывшего с родом человеческим посредством разнообразных установлений, как говорит пророк Осия: Я видения умножал, и посредством пророков употреблял подобия (LXX; Ос 12:10).

Против ересей

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобился. Сие сказано потому, что Бог глаголал к ним не чрез одного Пророка, вразумлял их не одним и тем же уподоблением.

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему

Не правду ли я сказал в начале, что великое сокровище заключается в этих кратких словах? Вот сейчас (представляется) странным и новым самое начало этих слов: «и явися Господь Бог Авраму». В первый раз мы находим, что Писание употребило это слово: «явися». Такого выражения божественное Писание не употребило ни в истории Авеля, Ноя, или другого кого бы то ни было. Что же значит это слово: «явися»? Не само ли Писание в другом месте говорит: «никто же узрит Бога, и жив будет» (Исх.33:20)? Что же скажем теперь, когда оно говорит, что Бог явился? Как Он явился праведнику? Ужели он видел самое существо Божие? Нет, да не будет! Но что? Бог явился так, как Он только один знает, и как тот (праведник) мог только видеть Его. Будучи благоизобретателен, премудр и человеколюбив, и снисходя к человеческой природе. Господь наш являет Себя тем, которые достойно приготовлены к этому. И это Он показывает чрез пророка, говоря: «Аз видения умножих, и в руках пророческих, уподобихся» (Ос.12:10). Так напр. Исаия видел Его сидящим, а такое положение не прилично Богу, потому что Бог не сидит; да и как это возможно для существа бестелесного и неподлежащего утомлению? Опять Даниил видел Его, как «Ветхого деньми» (Дан.7:22); Захария видел Его иначе (Зах.1); Иезекииль опять иначе (Иез.1; Иез.2). Вот почему Бог и сказал: «Аз видения умножих», то есть, являлся так или иначе, судя по достоинству каждого. Так и теперь, благой Господь, так как Сам вызвал праведника из дома его и повелел ему идти в чужую землю, а тот, пришедши, ходил там с места на место, как скиталец и странник (потому что там жили еще хананеи), и искал, где бы ему поселиться, – благой Господь, желая утешить его и подкрепить его усердие, чтобы он не изнемог и не усомнился в данном ему обетовании: «иди, и сотворю тя в язык велий» (ведь праведник видел, что с ним происходит противное обетованию, и он скитался, как какой-нибудь отверженный и беспомощный бедняк, не зная, где найти себе пристанище), – итак, чтобы ободрить его душу, «явися, – сказано, – Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию». Велико и это обещание, и соответствует тому обетованию, каким (Бог) вызвал его из родной земли. Тогда сказал: возвеличу «имя твое»; и теперь говорит также: «семени твоему дам землю сию». Так как, будучи уже в старости, праведник оставался еще бездетным по причине неплодства Сары, то (Бог) обещает дать землю сыну, имевшему еще от него родиться. И смотри на человеколюбие Божие, как Он, проводя добродетель праведника, хочет сделать его известным и видимым для всех, как какую-нибудь сокровенную жемчужину. Присоединив обетования к обетованиям, дав притом обетования великие, Бог однако ж несколько медлит (исполнением их), чтобы чрез это особенно открылось благочестие праведника, так как этот блаженный, хотя и видел пока, что сбывается противное обетованиям, не беспокоился впрочем, и не возмущался, но пребыл непоколебим в духе, веруя, что однажды обещанное ему от Бога – твердо и непреложно. Но рассмотрим все порознь, чтобы таким образом узнать нам и благоизобретательную премудрость благого Бога, и попечительность, какую Он показал о праведнике, и любовь патриарха к Господу. «И явися, – сказано, – Господь Бог Авраму». Как явился? Так, как сам Бог один знает, и как тот (праведник) мог видеть. Не перестану повторять это, хотя и не знаю самого образа (явления), а только слышу, что говорит Писание: «явися Господь Бог Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию».

Твердо помните о делаемых Богом обещаниях, чтобы, когда увидите праведника впавшим в различные злоключения, могли вы познать его великое любомудрие, крепкое мужество, твердую и непоколебимую любовь к Богу, и из судьбы этого праведника научились никогда не считать за оставление Божие то, если кто-нибудь из добродетельных впадает в искушение или в какие другие житейские скорби, но, представляя себе разнообразие Божиих распоряжений, все предоставлять Его непостижимому промыслу. В самом деле, если Он попустил, чтобы и этот праведник, столь благочестивый и показавший такое послушание, подвергся тем испытаниям, о которых вы скоро узнаете, если Бог попустил это, не потому впрочем, чтобы небрег о рабе своем, но чтобы всем прочим открыть его добродетель (так Он, обыкновенно, поступает и с каждым праведником, и те из вас, которые любят читать божественное Писание, могут, лишь начнут это чтение, сейчас узнать, что Он точно так устраивает жизнь рабов Своих), то не крайне ли неразумно будет считать такое попущение оставлением, а не признавать за самое ясное свидетельство великого попечения и неизреченного человеколюбия Божия? Итак Бог являя чрезвычайную силу Свою, чрез это устрояет две вещи: открывает всем как терпение и мужество рабов Своих, так и благоизобретательность Своего промысла, который и среди самых бедствий и почти уже в отчаянном положении дела направляет его туда, куда Ему благоугодно, нисколько не затрудняясь встретившимися препятствиями. «И явися, – сказано, – Господь Бог Авраму и рече ему: семени твоему дам землю сию». Обещание великое и особенно вожделенное для праведника! Вы знаете, как желают детей достигшие старости, и особенно те, которые всю жизнь были бездетны. Итак Господь, желая наградить праведника за послушание Ему, – за то, что он, услышав: «изыди из земли твоей», не замедлил, не стал откладывать, но повиновался велению и исполнил заповедь, – говорит: «семени твоему дам землю сию».

Смотри, как этим словом (Бог) ободрил душу праведника и дал ему достаточную награду за подвиги. Поэтому и праведник, чтобы показать свою признательность, тотчас же обращается к благодарению. «И созда, – сказано, – тамо жертвенник Господу, явльшемуся ему». Вот тебе свидетельство души боголюбивой! Самое даже место, где удостоился он беседы с Богом, (праведник) посвятил (Богу), и тем обнаружил, сколько мог, свою благодарность. Выражение – «созда жертвенник» – значит, что он возблагодарил (Бога) за Его обетования. Подобно тому как люди, движимые любовию, часто строят и домы там, где встречаются с искренними друзьями своими, а многие воздвигли даже города и дали им названия от встречи с друзьями, – так точно и этот праведник, где удостоился увидеть Бога, там создал «жертвенник Господу, явльшемуся ему».

Беседы на книгу Бытия. Беседа 32


Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи

Итак, почему же Иоанн сказал: Бога не видел никто никогда (Ин 1:18)? Он показывает, что все то было делом снисхождения, а не видением самого существа Бога. Если бы они видели самое существо, то видели бы его не различным образом. Оно просто, необразно, несложно, неописано; не сидит, не стоит, не ходит - все это свойственно только телам. Но как Бог существует, это знает Он один и это возвестил Сам Бог Отец через одного пророка: Я умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи. То есть: «Я снизошел, явился, но не так, как Я есмь в Себе». А как Сын Его имел явиться нам в действительной плоти, то Он изначала приготовлял людей к созерцанию существа Бога, насколько им возможно было видеть.

Беседы на Евангелие от Иоанна

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9–10 И, Господь Бог твой, выведший тебя из земли египетские, опять поселю тебя в кущах, как из дни праздники, и Я говорил пророкам и умножил видение и уподоблялся чрез пророков

Ты столько согрешил, что радовался преступлению, и множество грехов считал богатством и говорил: я разбогател, нашел идола для себя, во всех трудах моих не могут найти грехов моих. Но Я, Господь Бог твой, выведший тебя из земли египетской, когда ты был в рабстве у Фараона и строил города из глины и соломы (Исх. гл. 5), опять даю тебе место для покаяния и чрез великие обетования увешаю тебя обратиться во Мне, ибо Я дам тебе возможность сидеть, как во дни праздника. Днем праздника называет праздник кущей, в пятнадцатый день седьмого месяца, когда сыны Израилевы вышли из Египта. Как в то время, говорит, Я избавил тебя из Египта, и ты жил в кущах, спеша отправиться в святую землю и к месту для храма; так и теперь Я избавлю тебя от скорби, бедствий и угрожающего плена, если, впрочем, ты будешь исполнять заповеди Мои. Ибо Я – Тот, Который чрез всех пророков и различные роды видений уподоблялся людям и призывал тебя в покаянию. Не человеческое ли это уподобление, когда Моисей, поднимая руки к небу, молится, чтобы Иисус победил Амалика (Исх. гл. 17), и этим изображает таинство креста? Не уподобляется ли Бог чрез пророков, когда Иова три дня и три ночи остается во глубине, предзнаменуя воскресение Господа в третий день из преисподней? Об умножении же видений мы читаем у всех пророков. Так, Иезекииль видит Господа, сидящего на херувимах подобно вознице (Иезек гл. 10). И Исаия говорит: видех Господи, седяща на престоле высоце и превознесеине, и серафими два вокруг Его, и взываху друг ко другу: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф (Исаии 6, 1–3); и Аввакум стоял на сторожевой башне, еже видети рози в руках Спасителя (Аввак. 2, 1; 3, 4), в которых сокрыта сила Его. Поэтому и псалмоцевец взывает: услышу, что речет о мне Господь Бог (Псал. 84, 4). Впрочем, мы должны знать, что всякое пророчество называется в Священных Писаниях видением. И вси людие, говорится в них, зряху глас Господа (Исх. 20, 18). Поэтому и пророки прежде назывались видящими. Также к тем, кои обольщены еретиками, говорится, чтобы они обратились к Господу, который более желает покаяния, нежели смерти грешника (Иезек. гл. 18); ибо Он Сам вывел их из земли египетской, то есть из тьмы и заблуждения языческого. А чтобы они, помня о грехах, не обратились слишком поздно, Он говорит: опять поселю вас в кущах, как во дни праздника, так что следствие крещения будет следствием покаяния, и они поселятся в кущах Спасителя, то есть в церквах, о которых говорится: насаждени в дому Господни во дворех Бога нашего процветут (Псал. 91, 14). Но чтобы ересиархи и стоящие во главе заблуждения не воображали, что они говорили по внушению Духа Божия, Он говорит: Я говорил пророкам, а не учителям вашим, и Я умножил видения и уподоблялся чрез пророков Моих, поставленных в Церкви.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-10 Аз же Господь Бог твои изведох тя из земли Египетски: аще вселю тя в кущах, якоже день праздника и возглаголю ко пророком, и аз видения умножих, и в руках пророческих уподобихся

Наименовал Ефрема Ханааном, ясно изобличая, как я сказал, что он ненавидит «милость и суд», напротив предпочитает корысть, несправедливость и всякий вид неправды. Но вот теперь старается показать, что он не только был таков для людей, – даже приближаться к Богу отказывался чрез свои дела. Таким образом обвиняет его за то, что он не познал Искупителя, безумствами своими оскорблял изведшего из дома работы «знамении и чудесы», силою великою и «мышцею высокою» (Иер. 32:21), ибо Я, говорит, вывел вас из Египта. Словом «вывел» приводит к воспоминанию о том, что совершилось с ними до того времени, когда вступили в землю, обещанную святым отцам. События же эти были неисчислимы и превосходили всякое удивление. А что для них неизвинительно забвение об этом, показывает, прибавляя: «еще вселю тя в кущах, якоже день праздника». Что это значит, сейчас узнаешь. Закон Моисеев повелел в седьмой месяц, в пятнадцатый день (месяца) совершать праздник кущей. Какая его причина, изъяснил нам сам законодатель, говоря о празднике кущей в книге Левит: «в месяц седмый празднуйте его: в кущах да пребудете седмь дней: всяк туземец Исраилев да пребудет в кущах: яко да уведят роды вашя, яко в кущах вселих сыны Израилевы, внегда извести мне их из земли Египетския: аз Господь Бог ваш» (Лев.23:41–43). Итак, совершали празднование в воспоминание исхода из Египта. Потом, говорит: как ты мог забыть Меня, изведшего тебя из Египта, даже доселе бывая под кущами и в этом имея для себя повод к празднованию, ибо «еще вселю тя в кущах, якоже в день праздника». «Вселю» говорит вместо «вселяю» или заставляю жить в кущах во дни соединенного с этим празднования. Посему забвение неизвинительно. Но, может быть, ты старался узнать что-либо из будущего и желал полюбопытствовать насчет своих дел: так, зачем же тебе было нужно ходить к лжепророкам Ваала или лжеименных богов, вместо того, чтобы, напротив, благоразумно помнить, что Я «возглаголю ко пророком, и аз видения умножих», то есть: от Меня будет всякое слово пророческое, и было уже, – а не от иного кого из твоих лжеименных богов, ибо Мне одному будет принадлежать и видение будущего и память о прошлом. Но, говорит, чтимые у вас лжепрорицатели и лжепророки подражали Мне, – это означает: «в руках пророческих уподобихся». Ты добивался от них знания будущего: посему они, подделываясь под Мои слова и подражая делам Моих пророков, изрыгали тебе от собственного сердца. Так, пророк Иеремия возложил на выю свою клады деревянные, потому что Бог повелел это сделать (Иер. 27:2). Но лжепророк Анания, противоборствуя словам его, взял и сокрушил клады и сказал: тако «рече Господь»: «сокруших храм царя Вавилонского» (Иер. 28:2). Это и есть, как я сказал, «в руках пророческих уподобихся». Итак, это укор Ефрему в том, что он, хотя имел в празднике кущей ясное напоминание об исходе из Египта, все-таки забыл Бога и что не Его больше искал, как глаголющего к пророкам и умножившего видения, а напротив внимал обольщениям лжепророков, в своих словах и действиях подражавших божественным.

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи

Но ты справедливо несешь это наказание; потому что, прияв от Пророков предречения об оном, не убоялся, и не захотел переменить своих мыслей, хотя предсказания сии выражены были не словами только, но и делами. Ибо таковы были и предречения богомудрого Осии; по Божию повелению поял он, то жену блужения, то любодейцу, представляя в себе образ Бога всяческих, и обличая беззакония народа. А сверх сего Бог дает сим разуметь, что различные употреблял откровения, показуя не естество Свое (оно невидимо), но сообразуя созерцаемое с потребностью; потому что не всем являлся одинаково, но иначе Даниилу, иначе Иезекиилю, иным образом Исаии, и иным Михею; и прежде сего различно являлся Моисею и Аврааму.

Толкование на пророка Осию

Максим Исповедник, прп. (†662)

И в руках пророческих уподобился, [дабы показать], как Бог, вследствие Своего великого Человеколюбия, уподобляется каждому, в зависимости от его деятельного осуществления добродетели, объединяющего [всех]. Ибо «рука всякого праведника» есть его добродетельное делание, в котором и через которое Бог воспринимает подобие человеческое.

Послание к Иоанну Кубикуларию о любви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи

Пророк раскрывает мысль о том, что Господь есть благодетель Израиля. Вместо слов через пророков употреблял притчи, bejad hannebiim adammeh в слав. «в руках пророческих уподобихся»; LXX перевели текст буквально. Гоонакер, соответственно Ос IV:6; V:15 (???) в adammeh видит гл. daman уничтожать, разрушать и переводит: через пророков (вестников воли Божией) я уничтожу их.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible