Скрыть
Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Отъиде Иаков работать о жене, потому что не имел у себя, что мог бы, по обычаю, дать в дар за жену. Но Господь вознаградил его за бесславие нищеты, когда, при возвращении его из Харрана в землю свою, извел, как сказано, в четырех полках. И сынов Иаковлевых извел Бог из Египта с таким же богатством, с каким самого Иакова изводил из Харрана. Но они забыли сие, терзали души свои заботами о благах своих, уклонились к божествам чуждым, и отвергли страх Божий. Таинственный же смысл сих слов тот, что постигшие силу Божественных Писаний должны быть внимательны к себе и не утруждать сердец своих делами мертвыми сынов земли, возлюбивших земное.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 12–13 Убежал Иаков в страну сирийскую, и служил Израиль за жену и за жену стерег овец. Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его

По-видимому, без основания и вопреки порядку пророчества после идолов Галаада и Галгалы, подобных грудам камней, вдруг начинается речь об истории Иакова но книге Бытия; но это тотчас поймет тот, кто помнит сказанное выше (ст. 4) об Иакове: во чреве он запинал брата своего, и вследствие силы своей он стоял прямо пред ангелом, и превозмог ангела и стал более сильным; он плакал и умолял его, в Вефиле нашел его, и там он говорил с нами. Таким образом не напрасно Иаков был подкреплен ангелом, но для того он в продолжение целой ночи боролся и победил противника, чтобы отсюда узнать, что он не должен бояться брата, из страха пред которым он бежал в Сирию к дяде своему, Лавану (Быт. гл. 27), и служил за жену, Рахиль, семь лет, и столько же лет за Лию стерег овец тестя своего, Лавана. И так как Иаков был назван Израилем, то к отцу присоединяются дети и припоминается дальнейшая история, когда Господь чрез пророка Моисея вывел Израиля из Египта и когда двенадцать колен, родившихся от Израиля, были выведены и спасены пророком. Не будет далек от истины тот, кто скажет, что Иаков – запинатель и Израиль, видящий Бога, прообразовали Господа, что Рахиль, бывшая сначала бесплодною, означает Церковь, а Лия с гноящимися глазами и плодовитая служит таинственным образом синагоги, и что Сам Он вывел людей верующих из тьмы века сего и привел к сладким водам Иодана, то есть к крещению.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И отъиде Иаков на поле Сирийско, и работа Израиль о жене и о жене снабде

Снова речь возвращается к исследованию благородства и достоинства праотца и грубости и нечестия его потомков. Удивляется как бы его терпению в малом, затем применяет это к обличению нерадения десяти колен в величайшем. В самом деле: кто не подивится тому, что Иаков нес столь суровый и обременительный труд и не отказался быть наемником у Лавана из-за жен и брака? (Быт. 29) И хотя награда праотца была весьма незначительна (я сказал, что это был брак), все-таки хранил и соблюдал веру обещавшему брак, и трудился он не в своем городе, или земле, или дома, но был пришлец и жил на чужбине. Вот каков был Иаков, рассмотрим же и преступления Израильтян. Их не посылали в чужую страну, но, когда они жили в качестве военнопленных, работали на Египтян и исполняли даровой труд, то силою Божией некогда освобождены были из страны притеснителей и заняли землю, обещанную отцам. Не брак с женщиной предстоял им в воздаяние как ожидавшему брака (праотцу), но щедрое подаяние всякого блага, земля, текущая молоком и медом, победа над супостатами, слава и богатство и проистекающие из всего этого выгоды. Чего же еще им недоставало для счастья и наслаждения? – Однако не сохранили, потому что совершили преступление, не удостоив хранение почти никакого внимания. – Итак ясно, что кто идет против отеческой доблести, и это без всякой меры, тот не способен будет наслаждаться и дарованным ему снисхождением, ибо праведен Судия (2Тим. 4:8).

Толкование на пророка Осию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 11-13 Если Галаад сделался Авеном, то они стали суетны, в Галгалах заколали в жертву тельцов, и жертвенники их стояли как груды камней на межах поля. Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец. Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его
Ст. 11-13 А́ще не Галаа́дъ е́сть, у́бо ло́жни бы́ша во Галга́лѣхъ кня́зи тре́бы кладу́ще, и тре́бища и́хъ я́коже же́лви на цѣли́знѣ польстѣ́й. И отъи́де Иа́ковъ на по́ле сирі́йско, и рабо́та Изра́иль о женѣ́ и о женѣ́ снабдѣ́. И проро́комъ изведе́ Госпо́дь Изра́иля изъ земли́ Еги́петскiя, и проро́комъ снабдѣ́ся

Аще не Галаад есть, убо ложни быша в Галгалех князи требы кладуще. А вы, наслаждаясь от Меня сими благами, в Галааде и Галгалах, в городах наполненных идолами, вместе с князьями вашими приносите жертвы демонам, хотя не они, а Я вам благодетельствую. Ибо, если бы из Галаада, то есть, от идолов, прияли вы какое благо, то было бы еще место обману. Но поскольку, Моими услаждаясь дарами, идолам приносите жертвы в Галааде и Галгалах, то делаетесь сами провозвестниками своей неблагодарности.
И требища их якоже желви на целизне польстей. Желв принадлежит к числу земноводных, но, пребывая в водах, нередко избегает из рук у ловцов, а вышедши на землю, удобно уловляется. Так, говорит Бог, подобно «желви», у вас устроенные демонам алтари будут взяты и раскопаны врагами. Потом снова напоминает Бог о добродетели праотца.
И отъиде Иаков на поле Сирийско, и работа Исраиль о жене и о жене снабде. И Пророком изведе Господь Израиля из земли Египетския, и пророком снабдеся. Ваш Праотец, вняв советам матери, решился оставить отеческий дом, чужую землю предпочел родной ради жены, чтобы поять за себя не Хананеянку, но из рода Симова, возлюбил рабство паче свободы, и сохранил закон, постановленный о женитьбе отцами. Поэтому и потомство его пользовалось Божиим о нем промышлением; потому что род его, принужденный быть в рабстве у Египтян, сподобил Бог освобождения чрез великого Пророка Моисея, и когда пребывал он в пустыне, сохранил его невредимым, употребив в служение того же Пророка.

Толкование на пророка Осию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-13 Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец. Убежал Иаков на поля Сирийские, и служил Израиль за жену, и за жену стерег овец

Пророк снова обращается к прошедшим временам. Смысл речи в ст. 12-13 понимается неодинаково. По мнению одних толковников (Эвальд), пророк выставляет на вид попечительное отношение Господа и к праотцу Израильского народа (ст. 12), и к самому Израилю. По мнению других (Бродович), пророк противополагает судьбу праотца Израиля судьбе самого Израиля: Иаков должен был бежать в чужую страну и, подобно рабу, стеречь овец; но потомки его чудесно были выведены из Египта и охранялись Богом через пророков. Таким противоположением Осия указывает на любовь Бога к Израилю, чтобы подчеркнуть неблагодарность последнего.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible