Скрыть
Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, –

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ибо смоковница не даст цвета и не будет плода на виноградных лозах, дело маслины обманет и поля не дадут хлеба. Мелкий скот будет уничтожен из загона и крупного скота не будет в стойлах

Соответственно Еврейскому, – по которому мы выше сказали: «Разрушение да проникнет в кости мои, и гной пусть ползет из-под ног моих, чтобы я остался спокоен в день страдания моего, чтобы я присоединился к народу моему» или нашему, готовому в путь, – предшествующее с последующим связывается так: Я потому захотел в настоящее время перенести страдания, а затем подняться к народу крепкому, что придет день страдания и нужды; и когда прочие будут находиться в утеснении, я буду радоваться о величии Твоем: «ибо смоковница не даст цвета, и не будет отпрыска на виноградных лозах: дело маслины обманет, и поля не дадут хлеба», и проч. Так как эти слова только в немногом отличаются от перевода LХХ, то мы будем рассуждать о них одновременно. Когда придет день страдания, и я поднимусь к народу моему, который некогда странствовал со мною, или когда придет день разгрома иудейского и народа первого, и когда будет оставлена дочь Сиона, как палатка в винограднике и как хижина на огороде, и как город, который берут приступом, я, избранный из среды погибающего народа, о котором у Исаи сказано: Если бы Господь… не оставил нам семени, то мы были бы, как Содом, и уподобились бы Гоморре (Ис. 1, 9) присоединюсь к ученикам Христовым; а так как Он учит их на горе, то я приступлю к горам, оставив внизу смятение и изнемогающих. Ибо не дала плода смоковница, к которой пришел алчущий, как говорит Евангелие Господь, и не нашел на ней плодов и проклял ее словами: не принесешь плода во век (Мф. 21, 19). Тщательно рассуди о словах: не принесешь плода во век; не говорит: „во веки веков“, но только пока минет век этот, и войдет полнота язычников; тогда и эта смоковница принесет плод свой, и весь Израиль будет спасен. Эго та смоковница, к которой в третий раз проходит Господин и хочет уничтожить, как не приносящую плода, и о которой садовник, имевший наблюдение за нею, умоляет, чтобы Господин дал ей время, и говорит: Господи, оставь ее еще на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, может быть она принесет плод; а если… нет, тогда Ты срубишь ее (Лк. 13, 8–9). Садовник этот есть или Гавриил, или Михаил, которому вверен народ Иудейский: он просит Господа с состраданием и говорит: „Господи, дай ему время для покаяния и не погубляй их, может быть они и дадут плоды, а если нет, тогда подвергнешь их наказанию“. Он говорит: „если они дадут плоды“, не сказал, что они будут упорствовать; также не сказал Он: „если они дадут плоды, то будут оставаться, как были“; но сказал: „может быть они и дадут плоды“ и мысль прервана, как бы подразумевается, что тогда Ты перенесешь их в церковь язычников и пересадишь в иной виноградник. Господь пришел в третий раз и не нашел в них плода, – именно: в первый раз дал закон чрез Моисея, во второй – говорил чрез пророков, в третий пришел Сам, и наконец в четвертый раз по страдании Своем, давши им для покаяния сорок четыре года, подверг их погибели, так как они не принесли плода. Впрочем это заключение представляется нашему пониманию. В самом деле, в притче не указывается, что́ потом сделал бы Господин; в притче садовник только представляется умоляющим. Вследствие этого мы делаем замечание, что те, которые от этой смоковницы дали плоды, были присоединены к народу из язычников, к которому восходит и пророк, говоря: «Я успокоюсь в день страдания, чтобы взойти к народу странствования моего» А те, которые не принесли плодов и пребыли в ожесточении своем были подвергнуты погибели. Это же обозначает и голос Иоанна в Евангелии: Вот секира положена у корня дерев или дерева. Всякое дерево, которое не сотворит плода (или: не творит плода доброго) будет срублено и повергнуто в огонь (Мф. 3, 10; Лк. 3, 9). Относительно смоковницы мы сказали, показывая, что это – народ иудейский. Скажем и о винограднике; и это поймет каждый, кто будет читать Исаию: Виноградник создан Возлюбленному на отроге, на месте изобильном (Ис. 5, 1) и затем: И ожидал я, чтобы он принес плод, а он принес терние, и вместо правды – вопли (Ис. 5, 2); и у Иеремии: Тебя, плодородную настоящую лозу, я насадил, каким же образом ты превратилась в горечь лозы чужой (Иер. 2, 21), и еще яснее в псалмах: Лозу ты пересадил из Египта, отбросил язычников и насадил ее (Пс. 79, 9). Это именно та лоза, к которой Отец часто посылал рабов (Мф. 21, 33–40), чтобы собрать с нее вино, которое увеселяет сердце человека; но так как она обратилась в горечь и напоследок осмелилась даже убить Сына Хозяина дома, принося не виноград, а терние, и вместо праведного суда – крики: Распни, распни Его:, и: не имеем царя кроме Кесаря (Ин. 19, 6–15); то: Вепрь из леса вырвал ее с корнем, и дикий зверь объел ее (Пс. 79, 14). Под маслиною же легко усмотрит людей синагоги тот, кто будет читать у Апостола (Рим. 11, 17) об отломленных ветвях, маслины и относительно нас, привившихся от маслины дикой; таким образом мы будем понимать под ветвями множество отрезных иудеев, а под корнями – избрание апостолов, твердо держащееся; привитые к ним мы будем оставаться, если сотворим плод, тогда и будет сказано о нас: Сыны твои, как молодые отпрыски маслины вокруг трапезы твоей (Пс. 127, 3). Многие думают понимать смоковницу, маслину и виноградник в отношении к таинству Троицы, – именно так что под смоковницею по причине сладости плодов понимается Дух Святый; под виноградником же Сам Господь наш Иисус Христос, который говорит в Евангелии: Я есмь лоза истинная (Ин. 15, 1). Маслина же – Бог Отец всемогущий, от которого просвещается все, и от Которого исходит свет, и Которому мы можем говорить: О маслина! во свете Твоем мы увидим свет (Пс. 35, 10), т е. в Сыне увидим Духа Святого. К этим обильным плодами древам и изобильнейшему винограднику приходят, – как говорит книга Судей, – древа неплодородные и просят, чтобы они царствовали над ними (Суд. 9, 8). Но над деревьями лесными, сохраняемыми для огня, никогда не господствуют маслина, смоковница и виноградник; а скорее управляет ими терновник, покрытый шипами, похожий на еретика, который живет в Вавилоне и постоянно находится в оврагах. Это деревцо не только имеет шипы, но заключает в себе и огонь, наносящий раны и пожигающий все, к чему только ни прикоснется. Посему огонь вышел и истребил деревья лесные. Но ты должен знать, – в соответствие с вышеизложенным пониманием, в котором слова: «Смоковница не произведет плода, и не будет отростков на виноградных лозах» мы относим в синагоге, что это говорится не о плодах, а о добрых делах. Загадка вполне объясняется на маслине в словах: «Дело маслине обманет». В самом деле, плоды. которые они должны были принести, обнаруживаются в делах: обманет дело маслины, которая одно обещает, а другое делает; Это – они говорящие Моисею: Все, что ни повелишь Господь, мы сделаем (Исх. 24, 7), и не хотящие верить в Того, Который провозвещен Моисеем. И поля также не принесут плода. Обрати внимание, что Иерусалим, некогда расположенный на горах, и: горы вокруг его, и: основания его на горах святых (Пс. 124:2, 86:2), ныне называется низменным и полевым; он не питает не только людей, – животных разумных, – но даже и мелкого и крупного скота быков, о которых и Соломон говорит в притчах: Приложи заботу о тех странах, которые находятся на полях и нарежь травы и заготовь сена, чтобы иметь овец для пропитания (Притч. 27, 23–26); также и быков не будет в загонах: ибо где загоны наполнены, там явно открывается сила волов (Притч. 14, 4). Вол пригоден для работы; он носит ярмо Господа; блажен тот, кто будет сеять семя по следам вола. Но все это будет отнятому народа, который поступил неправедно пред Богом Творцом своим. Посему, если ты захочешь или не захочешь под днем страдания понимать день конца мира, то будешь относить все сказанное в тем, которые хотя и говорят, что они принадлежат к церкви, но не имеют дел праведных. И смоковница, и виноградник, и маслина, – именно Таинство Троицы, – не принесут в таковых людях плода своего, и они не имеют не только пищи и плодов для существ разумных, но даже и жита для мелкого и подъяремного скота на полях своих, и загоны их пусты, и вместо того, чтобы проводить время на горах возвышенных, они проводят его в долинах и в местах низменных.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Зане смоковь не плодопринесет, и не будет рода в лозах: солжет дело маслинное, и поля не сотворят яди: оскудеша овцы от пищи, и не будет волов при яслех

Как бы на чей-либо вопрос и на желание узнать, почему он так сильно хочет оставить эту жизнь и «взыти в люди пришелствия своего», он с великой предусмотрительностью прикрывает осуждение синагоги иудейской и, кажется, оплакивает имеющее случиться в ней бесплодие и различными способами указывает на него, говоря, что она будет подобна смоковнице, на которой не будет никакого плода. Так называл ее и Спаситель, когда говорил о ней в притче: «смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену»; а так как она была бесплодна, то сказал, что ее надобно срубить, чтобы она и земли не занимала (Лк. 13:6-7); а некогда пред Иерусалимом Он проклял смоковницу, потому что не нашел на ней плода: отныне, сказал, от тебя не будет плода во век (Мк. 11:14). Сравнивает ее и с виноградной лозой, не имеющей гроздьев; ибо она, как говорит пророк Исаия, «виноград бо Господа Саваофа, дом Израилев есть, и человек Иудин, новый сад возлюбленный; ограждением оградих и окопах, и насадих лозу избранну, и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние» (Ис. 5:2,7). Посему, как говорит Давид, «озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и; низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем» (Пс.79:13-14). Солгало дело маслины, то есть опять синагоги иудейской; ибо таким образом указывает на нее и пророк Иеремия, говоря: «маслину благосенну, красну зраком нарече Господь имя твое, ко гласу обрезания ея: разгореся огнь в ней, велика скорбь на тебе; непотребны быша ветви ея. И Господь сил, иже насади тебе, глаголал есть на тя зло» (Иер. 11:16-17). Поскольку же, как говорит пророк, «дело его солга» (ибо детоводительствуемые ко Христу чрез закон и пророков не приняли веры), то и она была посечена, пали ветви ее, а те, которые от дикой маслины, то есть из язычников, привились, и сделались общниками корня и тука доброй маслины. Далее сравнивает Израиля с полями, на которых земледелец не заметит ничего необходимого для пропитания. Это может служить ясным доказательством крайнего бесплодия. А что, терпя недостаток в божественных учениках, они подвергнутся крайним страданиям, это он пояснил, присовокупив: «оскудеша овцы от пищи», то есть, не будут иметь пищи. «И не будет вола при яслех». Этим указывает на то, что у них совсем не будет священного и избранного рода, то есть потомков колена Левиина, которые, подобно волам уравнивая духовное гумно и удаляя покровы неясности с учения премудрого Моисея, предлагали другим в разумение как бы пшеничное зерно и духовную пищу. Сами же они питались при яслях десятинами и начатками, приносимыми народом в благодарность. Итак, оскудеша от пищи овцы. И волы уже не были при яслях, то есть, вожди и учители других; посему и божественный Павел слова: «не обротиши вола молотяща» (1Тим. 5:18) относит к наставникам, ясно толкуя нам учение, содержащееся в законе. Говорит, что волы оскудели «от исцеления их». Эти слова неясны, но, как мне кажется, они имеют следующее значение. Поскольку по неразумию своему они нисколько не заботились получить исцеление от Христа, хотя Он укрепляет слабого и оправдывает нечестивого, то посему они и оскудели, то есть совсем ослабели и превратились в ничто. Итак, оскорбление Бога есть страшное дело и служит причиной крайнего бесплодия; и будем терпеть недостаток в духовной пище и вследствие этого будем находиться в весьма большом бедствии.

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.17-18. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.

Ст. 17 (церк-сл.) Зане смокв не плодопринесет, и не будет рода в лозах: солжет дело маслинное, и поля не сотворят яди: оскудеша овцы от пищи, и не будет волов при яслях.

     
Я не увижу, говорит Пророк, ни бесплодия смоковницы, ни неурожая маслины, ни виноградной лозы, ли­шенной гроздьев, ни обнаженных полей, не приносящих колосьев, ни скота, гибнущего от голо­да. В каждом из сих изречений заключается иносказание.
     Ибо смоковницею Пророк назвал Иерусалим. Так понимать научил нас Господь, притчею указав на бесплодную смоковницу, кото­рую садовник намеревался срубить за неплодие; но делатель сада умолял дать ей несколько вре­мени, чтобы, когда приложено будет особенное о ней попечение, или дала она плод, или была вырвана с корнем (Лк.13:6-9).
     Виноградом же Божественное Писание многократно именовало народ Божий. Не буду приводить других свидетельств; устами Исайи говорит Бог: "Виноград бо Господа Саваофа, дом Израилев есть, и дом Иудин новый сад возлюбленный: ждах да сотворит суд, сотвори же беззаконие и не правду, но вопль" (Ис.5:7).
А не дающей плода маслиною, не погрешив назовет иной фарисеев и саддукеев, которые, величаясь присвояемым ими себе именем праведности, вовсе не приносили плодов ее. И что маслина берется в изображение праведных, сви­детель сему великий Давид, который взывает: "Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Бога моего во век" (Пс.51:10.). 
    
Полями
 бесплодными Пророк нарицает покорных сим наставникам, которым и Иеремия взывает: поновите себе поля, и не сейте на тернии (Иер.4:3).    
     И овцами называет Пророк подчиненных, которым угрожает голодом. Ибо сказано: "Се послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня" (Амос.8:11).
     Сие же: "не будет волов при яслях", говорит Пророк об иереях, без которых остались пусты именитые древле жерт­венники. Как волы обрабатывают землю, так иереи возделывают души людей, как некую пищу собирая с них приносимое к божественным жертвенникам, как к неким яслям. О них и блаженный Павел сказал: "Да не заградиши устен вола молотяща" (1Кор.9:9). И еще: "Служащии олтарю, со олтарем делятся" (1Кор.9:13).
     Но хотя они впадут в такие бедствия:

 Ст.18. (церк-сл.)  Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем.
 

Толкование на пророка Аввакума

Максим Исповедник, прп. (†662)

Что означают слова в песни Аввакума: исчезли овцы от пищи, и нет быков в яслях?

Овцы суть мысли и движения ума, быки — духовное 
учение, а ясли — бесстрастие [, достигаемое] в соответ
ствии с деланием, в отсутствие которого исчезает и духовное учение. Когда же [духовное учение] исчезает, то 
вместе с ним, естественно, исчезают мысли и движения,
 созидаемые в уме посредством него — ведь душа по при
чине глада слова (Амос. 8, 11) нисходит к житейским де
лам.

Или иначе: словесные овцы исчезли, ибо не питались 
духовной пищей учения — ведь в яслях Церкви не было
 духовных быков, то есть учителей.

Вопросы и затруднения

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-19 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! (Начальнику хора)

Сообщенное в Откровении пророчество пророк принимает с трепетною верою и твердою уверенностью в спасении

В заключение своей «молитвы», а вместе с тем и всей своей книги пророк изображает свои впечатления от Богоявления, а также вызванные им и всем вообще содержанием пророчества чувства и мысли. Первое впечатление видения и откровения, полученного пророком, - впечатление охватывающего все существо ужаса и трепета (16а), подобно тому, как таково именно было впечатление видений на пророка Даниила (Дан VIII:18, 27; X:8). При этом ужас, который охватил пророка, и о котором упоминал он еще в начале своей молитвы (ст. 2), вызван был не только сверхъестественностью и небесною природою Богоявления, но и грозным характером предвещаемых им событий, близко и роковым образом затрагивающих судьбу его родного народа: «движимый состраданием к иноплеменникам, пришел он в трепет и страх от предсказаний, изреченных в молитве» (блаж. Федорит, с. 38). Но как истинный вестник велений и судеб Божиих, пророк знает и возвещает людям, что рядом с ужасом бедствий должно быть и успокоение надежды на Бога и Его непрекращающуюся и среди гнева милость (ст. 16б, ср. Иc XIV:13; LVII:18). Этого мало: в следующих стихах, 17:-19, пророк, как истинный учитель веры и нравственности, святости и добра, высказывает возвышенную мысль о том, что прославлять Бога должно и среди величайших бедствий. В ст. 17: пророк рисует картину величайших и чувствительнейших жизненных лишений и затруднений: пророк предвидит близость такого времени, когда жители Палестины, этой земли кипящей медом и молоком, будут испытывать - по случаю нашествия неприятелей - крайний недостаток в насущных предметах жизненного довольства библейских евреев: не будет ни произведений садовой культуры - плодов смоковницы, виноградной лозы и маслины, ни плодов земледелия и нивы, ни продуктов скотоводства - яркая картина запустения святой земли, напоминающая подобное же изображение ее у пророка Иоиля в пору народного бедствия, нашествия саранчи (Иоил I:17-20). Но и при таких тяжелых условиях существования, не взирая на всю тяготу народных бедствий, пророк Аввакум, подобно пророку Михею в подобных же обстоятельствах (Мих VII:7), выражает крепкую веру в Бога Иегову, совершенную надежду на Него и полнейшую преданность Ему, а потому выражает и полнейшую готовность восхвалять Его, ст. 18-19а. Здесь, как и во многих других библейских местах (напр. в Пс LXXII:25-26), дано яркое и очевидное свидетельство абсолютной ценности религиозного блага, блага Богообщения, вообще истинной религии: каким бы злоключением ни подвергался человек, остается во всей силе долг «служить Господу со страхом и радоваться Ему с трепетом» (Пс II:11). И кто, подобно пророку, проникнется этим убеждением, тот обретет, подобно ему же, благодатную силу для своего религиозного подвига, и воскликнет с пророком: «Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги у меня, как у оленя, и на высоты мои (т. е. на высоту спасения) возведет меня» (ст. 19), т. е., «подкрепит Бог естества моего немощь, и сделает, что подобно оленю буду попирать змеев и скорпионов и духов злобы, пока не взойду на высоту добродетели, и не воспою победную песнь Спасителю и Творцу моему» (блаж. Феодорит, с. 39-40).

Об общем смысле «молитвы» пророка Аввакума блаженный Феодорит замечает: «Известно мне, что иные, всю молитву Аввакумову понимая исторически, утверждали, будто бы пророк предрек сие о возвращении из Вавилона. Не буду противоречить, если кому угодно полагать, что прообразовательное сие предречено о возвратившихся из плена; потому что такое разумение согласно и с моим толкованием; если ветхозаветное подлинно есть действительное прообразование новозаветного. Но почел бы я ни с чем несообразным, когда превозмогает действительность, и телом закрывается тень, о чем-либо другом понимать пророчество, не вполне тому соответствующее…» (с. 40).

Из этого замечания церковного учителя, авторитетного толкователя Св. Писания следует, что оба элемента - исторический и типологический в изъяснении содержания «молитвы», а равно и всей вообще книги пророка Аввакума - должны находить свое равномерное, гармонически объединенное применение. То же правило должно быть соблюдаемо и при толковании других пророчеств Ветхого Завета.

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст 16-19 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! [Начальнику хора.] 

В заключение пророк признает нужным выразить еще раз пред Богом от лица общества верующих те чувства, какие возбудило в них откровение Божие. Он говорит, что весть о предстоящем суде Божием над Израилем наполнила его душу невыразимою болью, а весть об имеющем последовать за наказанием спасении народа и погибели врагов его возбудила напротив в его душе чувство радости и верующего успокоения в Боге. «Я услышал», выражает пророк свое чувство страха откровением Божиим (см. Авв.3:2), «и вострепетала внутренность моя, при вести о сем задрожали губы мои», гнилость, сухотка «проникла в кости мои, и колеблется место подо мною», в своих нижних частях тела, в коленях, ногах, словом, трепет прошел чрез все мое тело, чрез твердыя и мягкия составныя части его (чрево и кости его), чрез верхние и низшие органы его (губы и ноги)  – от того, что я должнен «быть спокоен в день бедствия», молчаливо ожидать «когда придет на народ мой грабитель его», выйдет против народа Израилева враг, ополчающийся на него, народ халдейский. Этот день бедствия слишком ужасен. Ибо в сей день халдейского нашествия вся земля иудейская подвергнется полному опустошению, так что плодовые деревья и поля не будут уже более приносить плодов: «не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах» (ср.Ос.2:12, Мих.4:4), плод маслины обманет тех, которые будут ожидать получить его (ср. Ос.9:2), «и нива не дала пищи», равным образом в земле иудейской не будет уже больше и скота: «не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах». Но я, продолжает пророк, не предамся окончательно чувству страха, напротив, согласно с Божиим откровением, «я буду радоваться о Господе», как неиссякаемом источнике  и бесконечной сфере радости, буду находить веселие (Пс.5:12), «веселиться о Боге спасения моего», в Боге, который идет для спасения своего народа и для суда над притеснителем этого народа. «Господь Бог – сила моя» (ср.Пс.17:33), Он даст мне силы к перенесению всякого бедствия (Ис. 26, 12Кор. 12. 9); «Он сделает мои ноги, как у оленя, и на высоты мои возведет меня!» (Втор.32:13, 33:29,Пс.17), доставит мне полное торжество над всеми моими врагами и чрез то исполнит обещания, данные моим предкам. Этою радостною уверенностью в Боге пророк и заключает свою пророчественную речь вообще и в частности молитвенно-лирическую песнь, составляющую вторую половину единого, цельного пророчества. Подпись, которую пророк ставит в конце своей песни молитвенной, указывает на исполнение этой песни при общественном богослужении. Она читается так: «Начальнику хора, в сопровождении моей игры на струнных орудиях», т. е. пение песни при богослужении должно было сопровождаться во время жизни пророка игрою его самого на струнных орудиях.

Пророк Аввакум

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible