Скрыть
но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18–19 Я же буду радоваться о Господе и возвеселюсь о Боге Иисусе моем. Господь Бог крепость моя, и положит ноги мои, как ноги оленей, и на высоты мои возведет победитель меня, поющего псалмами

Так как смоковница, виноградник и маслина не приносят плода в том смысле, который указан, и поля Иудеев не произрастают жита, то, после выпуска овец с овечьего двора и крупного скота из загонов и после того, как они услышали от Господа: Оставляется вам дом ваш пустым (Мф. 23, 38) и после предания народа в плен и рассеяния его по всему миру, пророк из народа Иудейского, – пророк, имя которого обозначает «объятие» (потому что он возлюбил Господа, прилеплялся к нему, и соединился с Ним) от лица апостолов и верующего о Христе народа говорит: Я же возвеселюся в Господе, возрадуюся в Боге Иисусе моем. Вместо этого LХХ перевели: τῶ Ζωτῆρ´ μου, т. е. «Спасителе моем» Тоже самое переводит и Гавриил в словах: «И назовется Иисус, ибо Он спасет» народ Свой (Мф. 2, 21). Бог Господь крепость моя, т е. я не буду иметь никакой другой силы, кроме как во Христе, и все оправдания закона буду считать, как нечто недействительное. «И положит ноги мои, как ноги оленей», чтобы попирать аспида и василиска и подобно неопытному дитяти влагать руку свою в вору и вытаскивать змею и играть с ядовитым гадом: или: и Иуду от ядовитого гада, ибо Возлюбленный мой подобен дикому козлу или молодому оленю (Песн. 2, 9). И так как Он Сам есть олень, то и мне также даровал, чтобы я мог быть оленем с высокими рогами, раздвоенными копытами, жующим растительную пищу и запахом своим мог прогонять змей; о каковом олене говорится в семнадцатом Псалме: Который совершил ноги мои, как ноги оленей и на высотах поставит меня (Пс. 17, 34), и в двадцать восьмом: Голос Господа совершающего оленей (Пс. 28, 9). Итак Он поставит ноги мои среди прочих оленей своих и возведет меня к небесному, чтобы среди ангелов я воспевал славу Господа и возвещал на земле мир людям доброго произволения. А воспевать я буду победу Его, торжество и завоевания креста. Таким образом все, сказанное по тексту Еврейскому и Пятого издания, мы будем относить ко времени иудейского разгрома и к пришествию Господа. Если же мы захотим понимать это в отношении к концу мира, то этот отрывок должен быть изложен так: Как в Египте, – по сказанию книги Исход (Исх. IX), – народ Израильский – веселился о Господе и радовался о Боге Спасителе своем, когда Египет был потрясен, и когда Бог поразил виноградники их и смоковницы их, и избил первородных у людей и животных градом, и истребил египетские плоды червями и саранчою, и смоковница в Египте не приносила плода и на виноградных лозах не было отростков, и дело маслины обманывало (ежели только где либо в Египте была находима она), а поля их не производили яств или: плодов и имели недостаток, потому что мелкий скот их не имел корма, а быков не было в стойлах: так и при конце мира, когда с умножением неправды охладеет любовь (Мф. 24, 12) и смоковница не будет приносить плодов, и виноградные лозы не будут иметь кистей и обманет дело маслины и поля не произрастут жита и проч. следующ. за тем; тогда тот, кто найден будет праведным и достойным избрания Божия, с радостию скажет: «Я же возвеселюсь о Господе и возрадуюсь о Боге Спасителе моем. Господь – крепость моя.» И как бы поставленный Богом выше разрушении мира, чтобы затем взойти на высоты и быть вознесенным до высшего предела будет говорить: «И поставит ноги мои на окончание мира, поверх высот поставит меня»: чтобы я, – когда победителем (ἀγωνοθέτη) Иисусом, который первым одержал верх в борьбе, будет назначена поющим награда, – одержал верх в пении Его, чтобы руки мои слагали красивые произведения на цитре, арфе и всякого рода органах, и чтобы я написал хвалебное пение Победителю. И наконец я, в начале восклицавший: «Доколе, Господи, я буду взывать и Ты не услышишь, и буду вопиять к Тебе, претерпевая насилие, и Ты не спасешь?» и начинавший исследования о правде и о суде Его, потом восхвалю правду Его и остальных певцов превзойду своим песнопением.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-19 Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем. Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение, и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни Его

Здесь наконец ясно вводится в речь лицо самого пророка, говорящего это. Или можно сказать, что эти слова оправданных верою, которые находят удовольствие во Христе и радуются в Нем, и Его провозглашают Подателем свойственной им крепости, говорят, что в Нем для них все возможно, как говорит божественный Павел: «вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Фил. 4:13), а также и блаженный Давид негде поет: «яко похвала силы их Ты еси» (Пс. 88:18). От Него только одного они ожидают обогатиться постоянством в благочестии; ибо слова: «и учинит нозе мои на совершение» конечно не что другое обозначают, как именно это. Поэтому издание еврейское вместо «совершение» ставит «твердость». А ноги, учиненные на твердость, на что другое могут указывать нам, как не на постоянство, как я сказал, в благочестии, на непоколебимость в добродетели, на твердость в вере и на любовь ко Христу? А что жизнь оправданных во Христе не имеет в себе ничего земного и низкого, но выше всего земного и телесного, и отличается высшим свойством, это показывает, говоря: «на высокая возводит мя». Поистине высоки в очах Божиих достоинства евангельской жизни. А что преодолеем противников и победим врагов, славословя Его, в этом убеждает, говоря: «еже победити ми в песни Его».

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.18-19 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!

     
Хотя я за них исполнился печали и стра­ха; но, потому что слава Бога моего сделается явною для всех человеков, радуюсь и веселюсь. Ибо подкрепит Бог естества моего немощь, и сделает, что подобно оленю буду попирать змеев и скорпионов и духов злобы, пока не взойду на высоту добродетели, и не воспою победную песнь Спасителю и Творцу.
     Известно мне, что иные, всю молитву Аввакумову понимая исторически, утверждали, будто бы Пророк предрек сие о возвращении из Вавилона. Не буду противоречить, если кому угодно полагать, что прообразовательно предречено сие о возвратив­шихся из плена; потому что такое разумение со­гласно и с моим толкованием; если ветхозавет­ное подлинно есть действительное прообразование новозаветного. Но почел бы я ни с чем не сообразным, когда превозмогает действительность, и телом закрывается тень, о чем-либо другом понимать пророчество, не вполне тому соответ­ствующее. Если же кому желательно дознать в точности, пусть истолкует пророчество, и увидит, что в нем большая часть ни мало не со­ответствует прообразованиям. Впрочем, о сем пусть судят, кому как угодно. А я умоляю чи­тателей извлекать пользу из толкуемого, и при помощи божественной силы совершать течение, и возжелать победных венцев, податель которых – Владыка Христос. Ему подобает всякая слава во веки веков! Аминь.

Толкование на пророка Аввакума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 16-19 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! (Начальнику хора)

Сообщенное в Откровении пророчество пророк принимает с трепетною верою и твердою уверенностью в спасении

В заключение своей «молитвы», а вместе с тем и всей своей книги пророк изображает свои впечатления от Богоявления, а также вызванные им и всем вообще содержанием пророчества чувства и мысли. Первое впечатление видения и откровения, полученного пророком, - впечатление охватывающего все существо ужаса и трепета (16а), подобно тому, как таково именно было впечатление видений на пророка Даниила (Дан VIII:18, 27; X:8). При этом ужас, который охватил пророка, и о котором упоминал он еще в начале своей молитвы (ст. 2), вызван был не только сверхъестественностью и небесною природою Богоявления, но и грозным характером предвещаемых им событий, близко и роковым образом затрагивающих судьбу его родного народа: «движимый состраданием к иноплеменникам, пришел он в трепет и страх от предсказаний, изреченных в молитве» (блаж. Федорит, с. 38). Но как истинный вестник велений и судеб Божиих, пророк знает и возвещает людям, что рядом с ужасом бедствий должно быть и успокоение надежды на Бога и Его непрекращающуюся и среди гнева милость (ст. 16б, ср. Иc XIV:13; LVII:18). Этого мало: в следующих стихах, 17:-19, пророк, как истинный учитель веры и нравственности, святости и добра, высказывает возвышенную мысль о том, что прославлять Бога должно и среди величайших бедствий. В ст. 17: пророк рисует картину величайших и чувствительнейших жизненных лишений и затруднений: пророк предвидит близость такого времени, когда жители Палестины, этой земли кипящей медом и молоком, будут испытывать - по случаю нашествия неприятелей - крайний недостаток в насущных предметах жизненного довольства библейских евреев: не будет ни произведений садовой культуры - плодов смоковницы, виноградной лозы и маслины, ни плодов земледелия и нивы, ни продуктов скотоводства - яркая картина запустения святой земли, напоминающая подобное же изображение ее у пророка Иоиля в пору народного бедствия, нашествия саранчи (Иоил I:17-20). Но и при таких тяжелых условиях существования, не взирая на всю тяготу народных бедствий, пророк Аввакум, подобно пророку Михею в подобных же обстоятельствах (Мих VII:7), выражает крепкую веру в Бога Иегову, совершенную надежду на Него и полнейшую преданность Ему, а потому выражает и полнейшую готовность восхвалять Его, ст. 18-19а. Здесь, как и во многих других библейских местах (напр. в Пс LXXII:25-26), дано яркое и очевидное свидетельство абсолютной ценности религиозного блага, блага Богообщения, вообще истинной религии: каким бы злоключением ни подвергался человек, остается во всей силе долг «служить Господу со страхом и радоваться Ему с трепетом» (Пс II:11). И кто, подобно пророку, проникнется этим убеждением, тот обретет, подобно ему же, благодатную силу для своего религиозного подвига, и воскликнет с пророком: «Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги у меня, как у оленя, и на высоты мои (т. е. на высоту спасения) возведет меня» (ст. 19), т. е., «подкрепит Бог естества моего немощь, и сделает, что подобно оленю буду попирать змеев и скорпионов и духов злобы, пока не взойду на высоту добродетели, и не воспою победную песнь Спасителю и Творцу моему» (блаж. Феодорит, с. 39-40).

Об общем смысле «молитвы» пророка Аввакума блаженный Феодорит замечает: «Известно мне, что иные, всю молитву Аввакумову понимая исторически, утверждали, будто бы пророк предрек сие о возвращении из Вавилона. Не буду противоречить, если кому угодно полагать, что прообразовательное сие предречено о возвратившихся из плена; потому что такое разумение согласно и с моим толкованием; если ветхозаветное подлинно есть действительное прообразование новозаветного. Но почел бы я ни с чем несообразным, когда превозмогает действительность, и телом закрывается тень, о чем-либо другом понимать пророчество, не вполне тому соответствующее…» (с. 40).

Из этого замечания церковного учителя, авторитетного толкователя Св. Писания следует, что оба элемента - исторический и типологический в изъяснении содержания «молитвы», а равно и всей вообще книги пророка Аввакума - должны находить свое равномерное, гармонически объединенное применение. То же правило должно быть соблюдаемо и при толковании других пророчеств Ветхого Завета.

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст 16-19 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! [Начальнику хора.] 

В заключение пророк признает нужным выразить еще раз пред Богом от лица общества верующих те чувства, какие возбудило в них откровение Божие. Он говорит, что весть о предстоящем суде Божием над Израилем наполнила его душу невыразимою болью, а весть об имеющем последовать за наказанием спасении народа и погибели врагов его возбудила напротив в его душе чувство радости и верующего успокоения в Боге. «Я услышал», выражает пророк свое чувство страха откровением Божиим (см. Авв.3:2), «и вострепетала внутренность моя, при вести о сем задрожали губы мои», гнилость, сухотка «проникла в кости мои, и колеблется место подо мною», в своих нижних частях тела, в коленях, ногах, словом, трепет прошел чрез все мое тело, чрез твердыя и мягкия составныя части его (чрево и кости его), чрез верхние и низшие органы его (губы и ноги)  – от того, что я должнен «быть спокоен в день бедствия», молчаливо ожидать «когда придет на народ мой грабитель его», выйдет против народа Израилева враг, ополчающийся на него, народ халдейский. Этот день бедствия слишком ужасен. Ибо в сей день халдейского нашествия вся земля иудейская подвергнется полному опустошению, так что плодовые деревья и поля не будут уже более приносить плодов: «не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах» (ср.Ос.2:12, Мих.4:4), плод маслины обманет тех, которые будут ожидать получить его (ср. Ос.9:2), «и нива не дала пищи», равным образом в земле иудейской не будет уже больше и скота: «не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах». Но я, продолжает пророк, не предамся окончательно чувству страха, напротив, согласно с Божиим откровением, «я буду радоваться о Господе», как неиссякаемом источнике  и бесконечной сфере радости, буду находить веселие (Пс.5:12), «веселиться о Боге спасения моего», в Боге, который идет для спасения своего народа и для суда над притеснителем этого народа. «Господь Бог – сила моя» (ср.Пс.17:33), Он даст мне силы к перенесению всякого бедствия (Ис. 26, 12Кор. 12. 9); «Он сделает мои ноги, как у оленя, и на высоты мои возведет меня!» (Втор.32:13, 33:29,Пс.17), доставит мне полное торжество над всеми моими врагами и чрез то исполнит обещания, данные моим предкам. Этою радостною уверенностью в Боге пророк и заключает свою пророчественную речь вообще и в частности молитвенно-лирическую песнь, составляющую вторую половину единого, цельного пророчества. Подпись, которую пророк ставит в конце своей песни молитвенной, указывает на исполнение этой песни при общественном богослужении. Она читается так: «Начальнику хора, в сопровождении моей игры на струнных орудиях», т. е. пение песни при богослужении должно было сопровождаться во время жизни пророка игрою его самого на струнных орудиях.

Пророк Аввакум

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible