Скрыть
Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 5–8 И как вино обманывает пьющего, так будет и человек надменный, и не будет тот украшаться, который расширил душу свою, как преисподняя; он как бы смерть, и не насытится. И соберет к себе все племена и сгонит к себе все народы. Разве же не все они будут говорит о нем притчу и загадочные слова его: Горе тому, кто умножает богатство не свое. До какого времени увеличивает он против себя густую грязь? Разве не восстанут внезапно те, которые будут кусать тебя; разве не поднимутся терзающие тебя и разве не будешь ты для них предметом грабежа? Так как ты разграбил многие народы, то будут грабить тебя все те из народов, которые останутся, за кровь человека и неправду земли, города и всех обитающих в нем

Так как все это есть обетование о пришествии Христа или, – как некоторым угодно думать, – об окончании видения и исполнении помощи Божией; то имеющий веровать пришествию Его будет жив от веры своей, а тот, кто будет неверующим, будет неугоден душе Господа; а Навуходоносор, царь Вавилонский, будет обольщен гордостию своею. И как вино производит на упивающегося такое действие, что когда он поднимется, то ни ноги его, ни мысли не исполняют своих обязанностей, а быстрота мысли приходит в расстройство; так и человек надменный не будет величаться, и не доведет своего желания до исполнения, и, – как говорит Симмах, – οὐχ εὐπορήσει т. е. «будет находится в скудости» во всех отношениях. Тот, кто подобен смерти и аду, не насытится и не будет видеть конца своей жадности, даже когда подчинит под свою власть все племена и все народы. Разве все они не скажут против него обвинений (πρόβλημα), сравнивая его прошлое величие с его падением, когда он будет опьянен чашею Господнею и усыплен цельным вином? Горе тому, кто, опустошая весь мир, не насыщается грабежами, и не перестает грабить даже нагих, и при этом так свирепствует, что растерзывает их и угнетает себя тяжестию беззаконий и добычи, как бы самыми тяжкими оковами. Обрати вместе с тем внимание и на то, как тонко он назвал густою грязью накопленные богатства. Разве не внезапно восстанут Мидяне и Персы, которые при разграблении Вавилонского царства его первого поразят и потом растерзают? И не сделается ли Навуходоносор предметом их грабежа, и опустошитель всего света не будет ли предметом добычи тех остальных народов, которые были в силах ускользнуть от его руки и жестокости? А будет это ему за кровь человека, т. е. Иуды, и за неправды земли, т. е. Израиля, и города, – чем без сомнения он обозначает Иерусалим и вообще весь народ, живущий в нем.

Рассмотрим теперь и Семьдесят. Все, что́ мы сказали о Вавилоне и Навуходоносоре, может быть отнесено к этому миру и к диаволу, который по истине высокомерен и величается, и думая, что он есть что то такое, ничего не доведет, или, не доводит до конца, – ибо всякое усилие его и всякий труд его будет заключать в себе погибель. Тот, кто подобен смерти и аду, не насытится убитыми: он услаждается, обманывая все народы и собирая к себе все племена. Когда же они увидят его низверженным в бездну, и брошенным в тартар, то, вспоминая исполнение прочитанных ими в пророческих книгах притч и загадочных изречений (αὶνιγματωδῶς) и относя их к нему, они единогласно возопиют: „Горе диаволу, который умножил себе богатство не свое! Горе куропатке, собравшей то, чего она не произвела на свет!“ «Доколе?» – это слово принадлежит или тем, которые обвиняют, или тем, которые показывают день суда. «И отягощая оковы свои тяжестию беcконечною». И это слово вполне прекрасно: так как он горд и величав (гордость же обнаруживается в вытягивании шеи и поднятии головы), то цепь будет весьма тяжела, так что согнет то, что́ было возвышено. И произойдет это потому, что внезапно поднимутся те, которые будут терзать его, т. е. или ангелы, с которыми, или, которым диавол будет предан наказанию, или плененные им, которые потом принесут покаяние и которые возвратившись к знамени Христа, будут терзать его, как об этом говорится и в другом месте: Люди бывшие в мире с тобою устроили тебе козни (Иер. 38, 22); а потом следуют слова: «И будут бодрствовать те, которые замышляют тебе козни», т. е. ты будешь подвергнуть нападениям тех, которых ты прежде этого усыпил и опьянил, которые опустошают царство твое и возвращают в войско Христово тех, которые были твоими пленниками. Ибо ты сделал своею добычею народы многие и отнял одежды и украшения у народа иудейского, которые Я дал ему: а по тому все остальные народы, которые не покорили (или не покорят) выи своей под власть твою, будут грабить тебя и обнажать тебя; это потому, что ты убил весьма многие народы и пролил кровь их. Но кроме этого на главу твою обратятся и причиною ограбления твоего будут и нечестия земли, т. е. земли Иуды, и города Иерусалима, и всех жителей их, которые вопили против Творца Своего: Распни, распни Его: кровь Его на нас и на детях наших (Ин. 19, 6; Мф. 27, 25). Но эти слова могут быть истолкованы также и в отношении антихриста, который будет настолько горд и надменен, что сядет в храме Божием, представляя себя Богом; и как ад и смерть он погубит и соберет к себе столь многих, что, – если бы это было возможно, – будет обольщать даже избранников Божиих (Мк. 13, 22). А соберет он к себе все племена и подвергнет своему обольщению все народы. Но те, которые впоследствии увидят, что он убит духом уст Христовых, поймут, что было истинно прежде предсказанное о нем, и скажут слова, которые следуют за сим в тексте, понимая их в том смысле, в каком мы изъяснили их в отношении к диаволу. А слова: „И будут грабить тебя все остальные народы за кровь людей, за нечестие земли и города и всех живущих на ней“ – мы будем понимать в отношении к тем остальным народам, которые не послужили антихристу, и чрез которых будет ограблен нечестивый за нечестие, которое он распространил по всей земле, за опустошение града, т. е. Церкви и за преследование всех, которые обитали в ней. В конце мира в Церкви опустошение будет столь велико, а нечестие столь губительно, вследствие свирепствования антихриста, и вследствие умножения неправды многих, а любовь охладеет в такой степени (Мф. 24, 12), что Господь, знающий сокровенные тайны сердца и ведающие имеющее быть, сказал: Не думаешь ли ты, что Сын Человеческий во время пришествия найдет на земле веру (Лк. 18, 8)? Согласно же с словами Апостола Иоанна, который пишет: И как вы слышали, что придет антихрист, то вот теперь… много антихристов (1Ин. 2, 18), – из чего мы узнаем, что это время последнее, мы можем также под гордыми и величавыми разуметь всех еретиков и всякое извращенное учение людей, хвастающихся, будто у них есть знание, и презирающих простоту веры Церкви, т.е. тех, которые ничего не доводят до конца, а наслаждаются погибелию многих, мы можем и все содержание отрывка расположить в отношении к их учению: они по истине умножили себе богатство не свое, и собирая себе как бы густейшую грязь и приготовляя тягостнейшие цепи, которые увлекают их к погибели, они разграбляют народы многие и проливают кровь людей и совершают нечестие в церкви среди всех обитающих в ней. Остальные же народы, т. е. люди, принадлежащие к церкви, но не бывшие под действием их обольщения, внезапно восстанут, и как бы пробудятся от тяжелого сна и начнут растерзывать их, и устроят им козни, и захватят их, как добычу себе. Некоторые думают, что слова: «Горе тем, которые умножили себе богатство не свое» можно понимать в отношении в богатым, которые расширяют границы владений и собирают себе то, что́ не принадлежит человеку, считая это принадлежностию его, и чего они внезапно будут лишены. А что земное не принадлежит человеку, животному разумному, это и Господь показывает в словах: Если же в чужом вы не были верны, то кто даст вам то, что есть ваше (Лк. 16, 12)? – и весь текст отрывка эти толкователи относят к этому лицу богатого. Но я не знаю, могут ли они удержать последовательность между вопросом пророка и разрешением его.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Зараженный самомнением не возможет спастись: презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает, говорит Писание.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает. Иже расшири аки ад душу свою, и сей яко смерть ненасыщен: и соберет к себе вся языки и приимет к себе вся люди

Возвестив, что предвозвещенный придет некогда, чтобы уничтожить скорби и избавить сокрушенных от всякого несчастья, наконец напоминает об опустошителе и совершившем всякий вид бесчеловечия и зверской жестокости. Этими словами указывается в историческом отношении нечистый и богопротивный Навуходоносор, в духовном же – опять сатана. Называет его презорливым, обидливым и надменным, и весьма справедливо. Сущность дела не изменяется, – относить ли смысл этих слов к самому сатане или разуметь мужа вавилонского. «Презорливым» называет его или за его самонадеянность, или за чванство, а «обидливым» и «величавым» за то, что он вследствие великой надменности и пустой спеси, так сказать, никак не хочет допустить мысли о несравненном превосходстве всемогущего Бога. Такой «ничтоже скончает», говорит; ибо у него никогда конец дел не будет соответствовать его замыслам; не всегда он будет роскошествовать, расширять власть свою и пользоваться блистательной славой. Истинно сказал Псалмопевец блаженный Давид: «видех нечестиваго превозносящася, высящася яко кедры ливанския: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его» (Пс. 36:35-36); ибо гордость непременно приводит к унижению, напротив, скромность увенчивается высшими почестями. В этом удостоверяет ученик Спасителя, написавший и сказавший: «да хвалится же брат смиренный в высоте своей: богатый же во смирении своем, зане якоже цвет травный мимо идет» (Иак. 1:9-10).

С пророком соглашается и Бог, и показывает истину его, подтверждая своими словами истину обвинений как против дьявола, так и против Навуходоносора. Пророк говорил: «скончание удою восхити и привлече его мрежею» и далее; Бог же всяческих, еще больше возвышая и точнее обозначая вины их, наконец уподобляет их аду и смерти; ибо ненасытны смерть и ад. Справедливо, что по воле вавилонянина подчинены были его власти все народы. Можно думать не без основания, что и честолюбие персидское было причиной таких бедствий; ибо мала казалась им поднебесная и не довольствовались они рабством всех племен человеческих.

Может быть подразумеваем и сам изобретатель греха, то есть сатана, старающийся подчинить себе, так сказать, всю землю, и подобно аду проглатывающий погибающих от его злобы. Так и сам он негде сказал: «и вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо, и яко оставленная яица возму: и несть, иже убежит мене, или противу мне речет» (Ис. 10:14); ибо это зверь ненасытный и неукротимый, и исполненный надменности, поистине отвратительный и человеконенавистный.

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.5 Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается,

     
Посему знай: кто водится самомнением, высоко о себе думает, и пренебрегает Мое долготерпенье, тот не надолго воспользуется сим владычеством над другими.

     так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена.

     
потому что, подобно аду и смерти, не сознает в себе сыто­сти, и покоряя себе всех людей, не может удовлетворить своему пожеланию владычествовать.

Толкование на пророка Аввакума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена

Тема или основная и вместе исходная точка всего последующего содержания главы

В Божественном ответе ст. 4 в двух противоположных, но взаимно поясняющих друг друга, положениях изображается Божественное суждение как о народе, имеющем угнетать народ Божий, так и об этом последнем, первому предвозвещается осуждение, второму - оправдание, жизнь, спасение. Грех народа - насильника обозначается глаголами: уплела и ло-яшара. Первый глагол означает: пухнуть, надуваться (соответствующее этому гл. имя существ. офел означает: опухоль, нарост) и выражает собою главный признак в характере халдеев, как народа завоевателя: надменность, самообожание с дерзким забвением о Боге (ср. Чис XIV:44; Втор I:43, где тот же гл. афал употреблен о дерзкой попытке евреев, после осуждения их на сорокалетнее странствование, занять ханаан, вопреки воле Божией). Равным образом и второй глагол означает отсутствие в характере этого народа нравственной прямоты, бесхитростности, кротости (гл. яшар в вещественном смысле означает уравнивание дорог, понижение гор, холмов и утесов (Ис XL:3-4), а в нравственном смысле - правоту путей жизни, и смирение и правоту сердца (Пс XXXI:11; XXXVI:14; СХХХ:2). Обоими глаголами, таким образом, дается Божественное подтверждение правдивости отзывов пророка о характере народа-завоевателя (I:15-16), выражается согласие на высказанные пророком мысли о последнем и о нравственном превосходстве народа Божия пред ним (I:13). Уже из первого полустишия ст. 4 можно, таким образом, выводить мысль об ожидающей нечестивый народ халдеев каре Божией. Но эта мысль еще очевиднее вытекает из второго полустишия ст. 4: а праведный верою своею жив будет (евр. вецаддик беемунатав ихьэ). Здесь Божественный ответ именует избранный народ Божий именем праведника, каким его ранее назвал пророк (I:13), равным образом и ожидающую его счастливую, блаженную будущность кратко, но и полно обозначает именем жизни - также по соответствию и противоположению словам пророка об угрожающей его народу смерти (I:12; жизнь, конечно, разумеется в том высшем понимании и смысле, какой вообще свойствен закону Моисееву (Втор XXX:15-19) и пророкам (Иез XVIII:22; Ам V:4). Такая жизнь будет дарована посредством веры (праведника) беемунато. Что последнее имя - эмуна в данном случае означает именно веру и упование [филологически, эмуна прежде всего означает твердость, стойкость на слове и обетовании Божием, несокрушимую никакими противоречиями действительности веру в невидимое греч. upostasiV, Евр XI:1; лат. constantia, fiducia] на Бога и Его спасение (а не человеческую честность и праведность, как изъясняли некоторые толкователи рационалистического направления), это очевидно как из контекста данного места, ст. 3-4, в котором говорится только об отношениях человека к Богу, так и из других ветхозаветных мест, где это же слово (эмуна), как и глагол одного с ним корня (именно, в форме Гиф. геэмин) означает в техническом смысле веру в Бога (Быт XV:6; Иcx XIV:31; XIX:9; Чис XIV:11; XX:12; Втор I:32; IX:23; 4Цар XVII:14; 2Пар XX:20; Пс LXXVII:23, Ион III:5; Ис XLIII:10 и др. ) причем обычно счастье жизни и спасение поставлялось в зависимость от веры (2Пар XX:20; Ис XXVIII:16 и др. ). Так толковало рассматриваемое место и древнееврейское предание, как дают видеть сохранившиеся его следы в Талмуде и у отдельных раввинов (Babul, Gemara, tr. Makkot f. 24a), Важнее же всего то, что такое понимание из ветхозаветной церкви перешло и в новозаветную и утверждено троекратным свидетельством ев. Апостола Павла: Рим I:17; Гал III:11; Евр X:38, причем в последнем случае апостол приводит слова пророка ст. 4 по переводу LXX и притом с перестановкою двух половин стиха одной на место другой.

Перевод LXX-ти отличается в передаче ст. 4 тем, во-первых, что в первой половине стиха говорит не о надмении врага, а о сомнении, колебании, недостатке веры (в самих евреях же), и, во вторых, во второй половине стиха имеет «верою Моею» (а не «своею»), хотя многие кодексы не читают mou (см. код, 26, 36, 42, 49, 62, 68, 7:0, 86, 87:, 91, 97:, 228, 240, 310, 311 у Гольмеса). Первая особенность имеет место и в Вульгате и в славянск. перев. («Аще усумнится, не благоволит душа Моя в нем, праведник же от веры жив будет»).

Ст. 4-м, изображающим самую суть предлежащего Израилю подвига, собственно заканчивается Божественный ответ Аввакуму, и пророк и теперь, как и ранее (I:12), присоединяет к нему свое пространное размышление о полученном им на Божественной страже откровений ст. 5-20, каковое размышление, как изреченное пророком в момент озарения Духом Божиим, есть также истинное пророчество. Чтобы придать своим мыслям об ожидающей халдеев грозной участи большую выразительность, пророк, начиная со ст. 6, влагает свою, полную горечи и иронии речь в уста ограбленных и униженных халдеями племен и народов. От их лица возвещается халдеям пятикратное «горе». Но тема этих грозных для халдеев предвещаний дается в ст. 5. Здесь гибельная гордость и надменность халдеев поясняется сравнением с опьянением: оба понятия родственны, и, кроме того, халдеи, по свидетельству истории, много предавались вину, и самая гибель их столицы произошла среди опьянения (Иер LI:31, 39; Ис XXI:5; Дан V:1 сл. ). «Как вино производит на упивающегося такое действие, что, когда он поднимется, то ни ноги его, ни мысли не исполняют своих обязанностей, а быстрота мыслей приходит в расстройство; так и человек надменный не будет величаться, и не доведет своего желания до исполнения. Тот, кто подобен смерти и аду, не насытится и не будет видеть конца своей жадности, даже когда подчинит под свою власть все племена и все народы» (блаж. Иероним, с. 161). Ср. тот же образ ненасытности в Ис V:14; Притч XX:20; XXX:16.

Самая обличительная речь, возвещающая «горе» халдеям, состоит из пяти строф, каждая по три стиха: 1) 6-8; 2) 9-11; 3) 12-14; 4) 15-17; и 5) 18-20). При этом в четырех первых строфах каждый первый стих заключает в себе изречение горя, или проклятия, второй - обозначения его («горя» образа или вида, а третий, постоянно начинающийся союзом так как (евр. ки), - указание его основания, мотивировку наказания или горя. Только в пятой строфе изречению «горя» (ст. 19) предшествует указание его основания (ст. 18). Вся речь, как уже было сказано, вложена в уста побежденных и угнетенных некогда халдеями народов и племен, ныне радующихся падению своего притеснителя (ср. Наум III:19), и, по самому содержанию и характеру своему, называется «притчею», машал в специальном смысле «насмешливой песни» (ст. 6, как и у Иc XIV:4; Мих II:4), «острою, колкою загадкою», мелица хидот (ср. Притч I:6). Имея ближайшее отношение собственно к халдеям Вавилону, эта песнь или речь содержит и общие, универсальные мысли религиозно-нравственного свойства, на что указывает заключительное восклицание речи: «да молчит вся земля пред лицем Иеговы» (ст. 20b).

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 1-5 На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена.

Излив пред Богом от лица всех верных Ему моления, чувства, надежды и мысли по случаю предстоящего суда Божия над Израилем, пророк умолкает и наступает пауза, в продолжении которой он приготовляется к тому, чтобы вернее и удобнее воспринять ожидаемый им ответ от Бога, чтобы яснее увидеть, что в нем откроет ему Господь, он становится «на стражу» и стоит «на башне», т. е. сосредоточивается в самом себе, свою душу исключительно настрояет для Божественного в нем откровения: и вот когда «я, – говорит пророк, – на стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?», тогда «отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать», бегло. Видение, имеющее быть открытым пророку, так важно, что его должен знать весь народ, поэтому пророк должен позаботиться о том, чтобы оно было доступно для всего народа, он должен позаботиться о том, чтобы оно сохранилось в целости, так как оно «относится» по своему полному и конечному осуществлению ко «времени», Самим Богом «определенному» еще в будущем,ко времени последнему (ср. Дан.8:19,8:17,11:35) или ко временам Мессии, когда совершится суд над всем миром. Но оно «говорит» о «конце», непременно стремится к осуществлению, а потому «и не обманет. И хотя бы и замедлило», нескоро наступит его осуществление, то все-таки ты, говорит Бог в лице пророка всему верующему обществу, «жди его; ибо непременно сбудется, не отменится». Предварительно показав таким образом важность видения и непременность его исполнения, Бог открывает затем самое видение: «Вот, душа надменная не успокоится», он [враг, халдеи] безмерно возгордился и его самые внутренние помышления и намерения полны хитрости и злого коварства. Все это принесет ему погибель,тогда как праведник верою своею, своим среди бед твердым упованием на Бога, своею крепкою уверенностью в том, что Бог исполнит данные Им своему народу обетования, освободит его от страданий и спасет (ср. Быт.15:6), «жив будет», он будет оправдан и спасен, когда явится Мессия и когда с Его явлением начнется окончательный суд над боговраждебным миром (ср. Рим.1:17,Гал.3:11
Евр.10:38). «Бродящее вино» обманчиво, кто неумеренно предается ему, как это делают например вавилоняне, тому оно принесет не силу и не жизнь, но погибель (ср. Притч.23:31-32). Но не одно пьянство гибельно для человека, гибельна для него и гордость: «надменный человек», каковы, например, опять-таки вавилоняне, «не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад», 
который «как смерть», поглощающая всех живущих,«ненасытен»,который «собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена». Он необходимо должен подвергнуться страшному суду Божия воздаяния (ср. Ис.5:14, Притч.27:20, 30:16).

Пророк Аввакум

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible