Скрыть
Тешко ономе који говори дрвету: Прени се! И немом камену: Пробуди се! Хоће ли он учити? Ето, обложен је златом и сребром, а нема духа у њему.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 19–20 Горе тому, кто говорит дереву: «пробудись»; камню молчащему (или лежащему) «встань». Разве он научит чему-нибудь? Вот он покрыт золотом и серебром, но нет дыхания внутри его. Господь же во храме святом Своем: да молчит вся земля от лица Его

Разным образом и эти слова могут быть приняты, как сказанные или против Навуходоносора, или против всяких людей, почитающих идолов. А описывается здесь заблуждение человеческое, состоящее в том, что вследствие блеска материала почитают, как богов серебро, золото, драгоценные камни и шелк, которыми покрыты или окутаны идолы, так как художник, действительно, сумел им придать форму; но он не мог вложить души, которая оживляет части тела. Напротив, о Господе говорится, что Он во храме святом Своем (Пс. 10, 4), но не в храме, созданном руками, а или на небесах, или же в каждом из святых, согласно слову Апостола: Разве не знаете вы, что вы есте храм Божий и дух Божий обитает в вас (1Кор. 3, 16) и в другом месте: Тела ваши суть храм Божий (1Кор. 6, 19), или же в Сыне, как Сей сам говорит: Отец пребывающий во Мне, Сам творит дела (Ин. 14, 10); а, может быть, весь мир, состоящий из неба и земли и заключенный в кругах небесных признается домом Божиим, конечно, потому, что «дух внутренно питает» небо и землю, моря и всю вселенную, «и мысль, разлитая по всем составным частям, приводит в движение всю массу и смешивается с великим телом“ (Виргил. VI. Энеид.). Посему Апостол и говорит с полною верою: Ибо в Нем мы живем и движемся, и существуем (Деян. 17, 28). Посему, если кто-либо возразит: „Каким образом говорится, что духа нет в идолах, когда при всех истуканах присутствуют духи нечистые“? – таковой пусть узнает обычное словоупотребление Св. Писания, по которому дух погибельный решительно никогда не называется просто духом, но с какою-либо прибавкою, как напр., в следующем месте: Они обольщены духом блудодеяния (Ос. 4, 12), и в Евангелии: Когда же дух нечистый вышел из человека (Лук. 11, 24) и в прочих этим подобных местах. А где бы ни употреблялось слово «дух» без всякой прибавки, самостоятельно, всегда оно понимается в хорошую сторону, т. е. в отношении к Духу Святому, таково, напр., место у апостола: Сеющий в Духе, от Духа и пожнет жизнь вечную (Галат. 6, 8) и в другом месте: Плод же Духа есть любовь, радость, мир (Галат. 5, 22) или: Ходите Духом и вы не будете совершать похотей плоти (Галат. 5, 16). Мы говорим не то, что Дух Святый не обозначается никогда словом «дух» с прибавкою ибо, на самом деле, Он именуется и Духом Святым, и Духом первоначальным, и Духом правым, и Духом Бога и т. д.; но мы утверждаем то, что Дух Святый обозначается часто и одним только словом, – «дух» и с прибавлениями; дух же злой всегда обозначается в Писании только с прибавлениями. Но если бы кто-либо с упорством захотел в этом месте видеть духа злого, то на это можно сказать еще и то, что одно значат слова: «Нет никакого духа в нем», а другое – «Нет никакого духа около него», ибо он может присутствовать при истуканах, хотя не может быть никогда внутри их. Посему Акила более знаменательно перевел Еврейский словами: «И духа его нет в его чреве», или: «в средине его». К тому же должно быть известно и то, что в некоторых Еврейских свитках не прибавлено «никакого» а читается просто «духа». Но если кто-либо, убедившись доказательством моим, станет разуметь в этом месте Св. Духа и спросит: почему же, если здесь говорится о Св. Духе, слово «дух» читается с прибавкою «Нет никакого духа в нем» таковой пусть знает, что под всяким духом разумеются различные благодатные дары Св. Духа, так что смысл этого места такой: «Он не может иметь в себе никакого дара Духа, никакой силы“. Это также гораздо лучше понимается и в переносном значении, – именно, что никакой благодати Св. Духа нет во всех идолах еретиков и их измышлениях; и хотя в них нет ничего движущего и жизненного, однако они, по-видимому, имеют образ божественности и прелесть истинных догматов. А чтобы не показаться скрывающими от читателя то, что́ мы знаем, скажем также и то, что у Евреев «дух» и «ветер» называются одним и тем же словом: rua (רוה) и это слово понимается обыкновенно или как дух, или как ветер, соответственно с смыслом места. Так и в настоящем случае мы можем понимать дух или в смысле ветра, так как в идолах ничто не дышит, или в смысле души, так как истуканы – неодушевленны. А что слово дух употребляется в значении души, это ясно показывает молитва Спасителя: Отче, в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46). А так как Ииcус не мог вручить 0тцу ни духа злого (что даже и помыслить есть нечестие!), ни Духа Святого, Который и сам есть Бог, то предал ничто иное, как душу Свою, о которой сказал: Прискорбна душа Моя даже до смерти (Мф. 26, 38; Мк. 14, 34), и: Никто не может отнять душу Мою от Меня: но по воле Своей Я полагаю душу Мою, и снова добровольно принимаю ее (Ин. 10, 17–18).

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 19-20 У, люте глаголющему ко древу: ободрися, востани: и камению: возвысися: и то есть мечтание, и сие есть скование злата и сребра, и всякаго духа несть в нем. Господь же во храме святем своем: да убоится от лица его вся земля

Смысл изъясняемых слов опять сходит с тем, что я только что сказал. Справедливо скорбит о заблудившихся. Оставив единого и истинного Бога и удалившись с пути благоговения к Нему, они устремляются к погибели, глупо взывая к дереву: «ободрися, востани, и камению, возвысися». Когда кто-либо из заблудившихся испытывает страх (пред какой-либо опасностью), то обыкновенно приносят курения на жертвенниках, отворяют капища и взывают к бездушным идолам: помилуйте, спасите, возвысися и ты, камень, как бог защищающий почитающих твое могущество и поклоняющихся тебе. Итак, по справедливости горе тем, которые поклоняются сделанным из золота и серебра, не имеющим духа, и говорят им такие слова, которые прилично говорить Богу, обитающему на небе и имеющему Своим храмом вышний град, ибо Святый обитает во святых и водворяется в чтущих Его. Но святой пророк говорит нечто полезное и необходимое и для нас. Все здравомыслящие должны покланяться единому истинному Богу и всякий мудрый должен воздавать Ему почтение, Ему приносить моления, у Него искать спасения, Его исповедовать – Творца и Господа всяческих, Спасителя и Искупителя, всемогущего и святейшего, по Своему усмотрению изменяющего природу вещей и всем правящего по Своему хотению.

Толкование на пророка Аввакума

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст.19 Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет.

     
Кто не будет по спра­ведливости плакать о тех, которые соглашаются молиться богам, сделанным из золота и сереб­ра? Они не стыдятся будить их, как сонных, и притом зная, что совершенно они неодушевлен­ны и неспособны действовать видимыми у них орудиями чувств.

Толкование на пророка Аввакума

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-20 Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его

Пятое и последнее «горе» обличает корень злобы и нечестия халдеев (как и других языческих народов), именно: идолослужение их. Идолы всех видов: кумир деревянный или каменный, песел или литой из металла, массека - совершенное ничтожество, и молитвенное обращение к нему - нелепость; первое доказывается обычным у библейских писателей указанием на то, что идол - дело и произведение рук человеческих (ст. 18: ср. Пс CXXXIV:15 сл. Ис XLIV:9), второе - тем, что идолы суть «учители лжи» - в том смысле, что от них люди ожидали мудрых советов и пророчеств, но те и другие оказывались сплошною ложью.

Толковая Библия

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 18-20 Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его! 

И никто не спасет тебя от этой погибели. Самые боги, на которых ты так уверенно возлагаешь надежды свои, не принесут тебе никакой пользы. Потому что какая в самом деле «польза от истукана (ср. Иер.2:11; Ис.44:9-10), сделанного художником» из дерева или камня? Какая польза от идола, «этого литого лжеучителя», ложно выдающего себя частью чрез свое существование, частью чрез жрецов за бога, «хотя ваятель» как на истинного Бога «полагается на свое произведение», тогда как в существе дела идол этот есть не более как немое, безгласное ничто? Поэтому «горе тому», произнесут пятую и вместе последнюю притчу праведники о Вавилоне, кто от мертвого деревянного или каменного, или металлического изображения ожидает себе помощи, «кто дереву» как живому Богу с мольбою говорит: «встань», явись ко мне на помощь и «и бессловесному камню: «пробудись!» «Научит ли он чему-нибудь?» (ср. Пс.34:23, 43:24, 58:6; Ис.51:9). Этот ли бездушный истукан должен управлять человеком, наставлять его на пути жизни и руководить всею его судьбою!? Вот он обложен «золотом и серебром, но дыхания», духа жизни (ср. Иер.10:14«в нем нет». Это не то, что «Господь», истинный Бог, Который как Господь и Управитель вселенной, как верховный Зритель всех действий и стремлений людских (Пс.10:4) царствует «во святом храме Своем», царствует на небе как престоле Своей славы (Ис.66:1). С этого престола он сойдет для суда над миром, явится на земле за тем, чтобы чрез уничтожение всех, следовательно и халдейских враждебных Ему сил, показать на ней святость Свою. Он всемогущий и всевластный Владыка и «пред лицем Его», пред Его определениями должна умолкнуть, должна в благоговейном ожидании суда Его смиренно подчиниться Ему (ср. Соф.1:7; Зах.2:13) «вся земля», все ее народонаселение. 

Пророк Аввакум

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible