Скрыть
вои́стиннꙋ блгⷭ҇вѧ̀ блгⷭ҇влю́ тѧ, и҆ ᲂу҆множа́ѧ ᲂу҆мно́жꙋ сѣ́мѧ твоѐ, ꙗ҆́кѡ ѕвѣ́зды небє́сныѧ, и҆ ꙗ҆́кѡ песо́къ вскра́й мо́рѧ: и҆ наслѣ́дитъ сѣ́мѧ твоѐ гра́ды сꙋпоста́тѡвъ,

Святые отцы

Прочие

Климент Римский, сщмч. (†99)

то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих

Итак, присоединимся к его благословению и посмотрим, каковы пути благословения. Подумаем о том, что было от начала. Из-за чего благословлен был наш отец Авраам - разве не из-за того, что он верой исполнил праведность и истину? И Исаак, с упованием смотря в будущее, радостно шел на заклание.

1-е послание к Коринфянам

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего

И увидел Авраам овна у дерева, и взя овна, и вознесе его во всесожжение вместо Исаака сына своего. Что овна не было прежде, о том свидетельствует вопрос Исаака, а что не было и дерева там, о том свидетельствуют дрова, возложенные на рамена Исааку. Гора дала от себя дерево, а дерево - овна, чтобы овен, повисший на древе, а после закланный вместо сына Авраамова, прообразовал собою день Того, Кто, как овча, пригвожден был к древу и вкусил смерть за весь мир. И воззва… к нему вторицею с небесе… Мною Самем кляхся, глаголет Господь… умножая умножу семя твое… и благословятся о Семени твоем, то есть о Христе, вси языцы земнии.

Толкования на священное Писание. Книга Бытия

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-18 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего

Так как ты исполнил, говорит, повеление Мое и вполне показал свое послушание, то слушай: «мною самем кляхся, глаголет Господь». Примечай снисхождение Божие: «мною самем, – говорит, – кляхся», чтобы ты был уверен, что все, сказанное Мною, совершенно исполнится. Как люди, сопровождая свои обещания клятвой, придают им большую твердость и тем успокаивают получающих обещания, так и Господь, применяя человеческое обыкновение, говорит: «мною самем кляхся, егоже ради сотворил еси глагол сей и не пощадел еси сына твоего возлюбленного мене ради». Заметь человеколюбие Господа. «Не пощадел еси, – говорит, – «сына твоего возлюбленного мене ради»; а между тем Сам возвращает его (сына) живым. Не смотри здесь, возлюбленный, на конец события, но вникни в расположение душевное, с каким праотец беспрекословно исполнял повеление. А что касается произволения, то праотец уже обагрял свою руку кровию, уже касался ножом груди сына своего и действительно приносил жертву. Потому и Господь, как бы жертва на самом деле была внесена, воздает за то похвалу праведнику и говорит: не «пощадел еси сына твоего возлюбленного мене ради». Но если ты не пощадил его ради Моего повеления, то Я пощадил его ради твоего послушания. В награду за такое послушание Я, «благословя благословлю тя и умножая умножу тя». Заметь обилие благословения, – это значит: Я еще более умножу семя твое. Сын, закланный в намерении твоем, распространит потомство твое до такого множества, что оно сравняется с числом звезд и с песком, и «вси языцы благословятся о семени твоем, занеже послушал еси гласа моего». Все это, говорит, будет даровано тебе за твое великое послушание.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 47

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

воистинну благословя благословлю тя, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря: и наследит семя твое грады супостатов

Как должно понимать сказанное Аврааму: умножая умножу?

Бог обетовал Аврааму семя его приравнять к звездам небесным и песку морскому, указывая сим на то, что иные из его потомков просияют, каковы были Пророки и праведники, Апостолы и через них уверовавшие и отличившиеся делами, которым изрек Спаситель: да просветится свет ваш пред человеки (Мф. 5:16), и Апостол сказал: в нихже является, яко светила в мире (Фил. 2:15), а иные окажутся пресмыкающимися по земле и привязанными к земному. И таковые, как нетвердые и носимые всяким ветром, будут уничижены и сочтены за морской и бесплодный песок.

Письма. Книга I

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих

Благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое и проч. Теперь все прежние многочастные благословения и обетования, совокупно и с усугублением, льются на главу Патриарха.

Как звезды небесные и как песок на брегу моря. Отцы примечают здесь два семени: небесное и земное. В постепенном раскрытии обетований прежде показано было Аврааму земное (Быт. 13:16), потом небесное: посмотри на небо и проч. (Быт. 15:5). Так и в событии обетований сперва явились чада Авраамовы земные, по плоти; потом чада по духу — небесные.

Толкование на Книгу Бытия

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих

Какое благоволение Божие к Аврааму! Но и как сильно предшествовавшее искушение! Чем большее благодеяние Господне, тем большему подвергается человек искушению…

Дневник. Том I. 1856

Георгий Константинович Властов (†1899)

22:15-24. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии. После сих происшествий Аврааму возвестили, сказав: вот, и Милка родила Нахору, брату твоему, сынов: Уца, первенца его, Вуза, брата сему, Кемуила, отца Арамова, Кеседа, Хазо, Пилдаша, Идлафа и Вафуила; от Вафуила родилась Ревекка. Восьмерых сих [сынов] родила Милка Нахору, брату Авраамову; и наложница его, именем Реума, также родила Теваха, Гахама, Тахаша и Мааху.

Быт. 22:16. «Люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах (слово Господне и клятва Господня), в которых невозможно Богу солгать, твёрдое утешение имели мы» и пр., (Евр. 6:16–18). Слово Господне «Мною клянусь» объяснено, как мы видели в послании к Евреям: оно есть последнее высшее обещание Господа Аврааму, скончавшему путь своих искушений и явившемуся достойным быть родоначальником верующих как Ветхого, так и Нового Завета. Клятвы Божии мы находим у Иеремии (Иер. 44:26), где Он клянётся именем Своим Великим, и у Амоса (Ам. 4:2), где Он клянётся Святынею Своею. Здесь, в 16 стихе настоящей главы, Онкелос переводит: «Клянусь словом (Мемра) Моим». Мемра принимается, как указывает Франк (La cabbale), в смысле Логос.  Перевод Онкелоса достоин внимания, потому что в нём выступает на вид сокровенное учение древнего иудейского общества, в котором таинство Святой Троицы было уже известно вследствие внимательного изучения одних только ветхозаветных книг или, лучше сказать, преимущественно одного Пятикнижия Моисеева. В благословении Авраама, как в жертвоприношении Исаака, все слова Книги Бытия имеют и пророческое, и прообразовательное значение, ибо не только само действие жертвоприношения было Мессианское пророчество, но благословение, данное Аврааму, должно было исполниться в Спасителе рода человеческого. (Смотри Быт. 22:17–18).  Быт. 22:17. По переводу Отто Герлаха – «вратами врагов твоих», что, в сущности, означает взятие самих городов; так же переводит и Остервальд: La porte de tes ennemis. Быт. 22:20. Из Бытия 11 видно, что Авраам и Нахор, брат его, женились в одно время в Уре Халдейском: Авраам взял Сарру, Нахор взял Милку, дочь Арана, брата своего (вскоре умершего в Халдее). Из Бытия 11 видно, что Фарра, отец Авраама, вышел из Ура Халдейского на север в Харран (Арам-нахараин), взяв с собою лишь Авраама с женой и Лота, о Нахоре же ничего не сказано. Между тем мы видим, что Лаван, брат Ревекки, внук Нахора, жил в Харране. Остался ли сам Нахор в Уре или тоже вышел в Харран на север, нет прямого указания. Вероятно, дети его, как увидим ниже, остались в пустыне на запад от Евфрата, которая, вероятно, есть та страна Уц, в которой, говорит предание, жил Иов и которая могла получить своё название от старшего сына Нахора, Уца. Быт. 22:23. Авраам, как видно, случайно, от какого-нибудь путешественника из Месопотамии, в эти дни трудных и продолжительных путешествий узнал о брате своём Нахоре и о том, что Бог благословил его многочисленным потомством. Известие это и перечисление детей Нахоровых и между ними Ревекки заставляют его, всегда и везде верующего в руку Божию, предполагать, что известие это дошло до него по особому произволению Божию – тем более, что Исаак достиг возраста супружества, а вскоре и смерть Сарры оставила его одиноким старцем в доме. Посему и перечисление родов Нахора имеет главнейшим образом в виду родопроисхождение Ревекки, которая, как Сарра, была призвана вместе с мужем быть родоначальницей не только племени Израилева, но и племени всех любящих Бога, в роды родов. Дети Нахора, по всей вероятности, продолжали жить на западе от Евфрата и, быть может, сделавшись богатыми шейхами, кочевали на севере Аравии. По крайней мере, страна Уц, в которой жил Иов (и которая могла получить своё название от Уца, сына Арамова (Быт. 10:23), или от Уца, сына Нахорова), лежала – с достоверностью можно предположить – в северо-восточной части Аравии, т. е. близ Евфрата, ибо в Иов. 1Иов назван «знаменитейшим из всех сынов востока» (утра), т. е. из шейхов, живших на утро, на восход солнца от Палестины и Египта; что даёт ещё более достоверности этому предположению – это то, что и имя Вуза, сына Нахорова, встречается в Книге Иова, а именно в Иов. 32 читаем: «тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова». Если же Рам – то же самое имя, что Арам, то мы имеем в книге Иова в одном стихе два имени из таблицы родов Нахоровых, кроме третьего имени – Уц, данного всей стране. Из других имён сыновей Нахоровых замечательнор имя Кеседа, которое считают тождественным с названием халдеев Хасдим, разумея под этими именами не всю страну халдеев, населённую преимущественно куфитами с примесью еламитских или сузианских туранцев, а собственно семитскую колонию на Нижнем Евфрате, давшую язык свой как Ассирии, так и второй Вавилонской монархии.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-18 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего

«Благословляя благословлю тебя и умножая умножу… и благословятся в семени твоем все народы земли…» Это заключительное и последнее в жизни Авраама божественное обетование отличается особенной торжественностью и силой. Подобно тому, как Авраам готовностью принести в жертву Исаака обнаружил высшую степень послушания и преданности Богу, и Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения, подтверждая и усугубляя ранее данные ему обетования о многочисленности и славе его потомства. При этом в слове 18 ст. об единственном и исключительном семени, через которое имеют благословиться все народы земли большинство толкователей, вслед за Апостолом Павлом, видят указание на великое Семя жены, имеющее стереть главу змия, т. е. на Христа, Сына Божия (Гал. 3:16).

Толковая Библия

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

XXVIII. Паремия, положенная в пяток пятой седмицы Великого поста и в Великую Субботу (Быт. 22:1–18). В сей паремии повествуется о послушании Авраама Господу, повелевшему ему принести в жертву Исаака.

Ст. 15-18 И воззва ангел Господень Авраама вторицею с небесе, глаголя: Мною Самем кляхся, глаголет Господь, егоже ради сотворил еси глагол сей, и не пощадел еси сына твоего возлюбленнаго Мене ради: воистину благословя благословлю тя, и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря. И наследит семя твое грады супостатов, и благословятся о семени твоем вси язы́цы земнии, занеже послушал еси гласа Моего

За беспримерно великий подвиг Господь изрекает Ав­рааму беспримерно великое обетование, которое подтверждается клятвой: «Мною Самем кляхся». Он клянется одним Собою, потому что никого и ничего не знает выше Себя. Смысл клятвы такой: как верно то, что Я – Господь «[Иегова]», так верно Мое обетование; не будь Я тем, чем есмь, если оно не будет исполнено. Вот это обетование, или лучше, ряд обетований, бывших и прежде, но теперь повто­ряемых с особою силой: 1) умножение потомства, – оно будет многочисленно, как звезды на небе, и как песок на берегу моря; 2) господство над супостатами, т. е. хананеями и смежными с ними народами, с завладением их твердынь городских; 3) благословение или излияние даров духовных на все народы, на все человечество, чрез потомство Авраамово, или точнее, как объясняет Апостол, чрез одного великого Потомка, Христа, Сына Божия (Гал. 3:16).

В службах Великой Субботы совокуплены воспомина­ния о страдании, смерти, погребении и воскресении Хрис­та – Спасителя. Посему понятно, почему в одну из сих служб, – вечерню, положено читать паремию о жертво­приношении Исаака. Это потому, что сие жертвоприноше­ние служило образом страданий, смерти и воскресения Христова. Вот черты сходства между образом и прообра­зованными событиями:

1) Как Авраам из любви к Богу жертвует сыном своим единственным от Сарры и возлюбленным: так и Бог Отец не пощадил Сына Своего Единородного, но за нас всех предал Его (Ин. 3:16; Рим. 8:32).

2) Исаак исходит из дома отца своего к месту, назна­ченному Богом для жертвоприношения: Христу надлежало выйти из Иерусалима и пострадать вне врат его (Евр. 13:11).

3) Исаак отделился от рабов своих, когда шел на гору для заколения: Иисус, оставленный учениками, восшел на гору пропятия.

4) Как Мория, на которой уготован был жертвенник для принесения в жертву Исаака, так и Голгофа, на которой принес себя в жертву Христос, принадлежат κ Иерусалим­ским холмам.

5) На Исаака возлагаются дрова. Иисус сам на раменах Своих несет крест, а потом на него возносится.

6) Исаак послушно предает себя отцу для заклания. Иисус является вполне преданным воле Отца Своего во время страдания и послушливым до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2:8).

7) Исаак обрекается на смерть, не имея вины: Иисус страдает и умирает за вину других, Сам будучи безгрешен и свят.

8) Исаак, спасаемый от смерти, есть образ Христа, избавившего Себя от уз смерти воскресением.

9) Исаак не пострадал сам действительно, а уступил место овну. Иисус не пострадал по божеству, а только по человечеству, что предызобразил овен.

10) На третий день после жертвоприношения мать Иса­ака видит его живым: на третий день и Церковь видит Христа воскресшим [Златоуст].

11) Жертва Исаака низводит обильнейшие благослове­ния на все потомство Авраамово. Жертва Иисуса Христа привлекает бесчисленные благословения на всех верую­щих в Него, к какому бы роду и племени они ни принадле­жали.

Толкование на паремии из книги Бытия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible