Скрыть
И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 7-8 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей

Но посмотри и здесь, каким промышлением свыше пользуется и раба, за честь праведника. Так как она носила в себе семя праведника, то удостаивается даже видения ангела. «Обрете ю, – говорит Писание, – Ангел Господень у источника воды в пустыни, на пути Сур». Примечай человеколюбие Господа, как Он никого не презирает, но раб ли то или рабыня, над всеми являет Свое промышление, взирая не на различие званий, а на расположение души. Впрочем здесь ангел является не по заслугам рабы, но ради чести праведника (Авраама). Как я сказал, ей надлежало удостоиться великого попечения потому, что она удостоилась восприять в себя семя праведника. «И обрете ю Ангел,… и рече ей: Агарь, рабо Сарина, откуда идеши и камо грядеши»? Смотри, как самые слова ангела приводят ей на память собственное ее состояние. Чтобы сделать ее более внимательною, с самого начала называет ее по имени, и говорит: «Агарь», – так как мы обыкновенно бываем внимательнее к тому, кто называет нас по имени. Потом словами: «раба Сарина», ангел напоминает ей о госпоже, и тем дает знать, что, хотя бы она много раз разделяла ложе с своим господином, все же должна признавать Сарру своею госпожою. Но смотри, как ангел испытывает ее, чтобы поставить в необходимость отвечать. Откуда, говорит, пришла ты в эту пустыню, и куда стремишься? А для того между прочим ангел и является ей в пустыне, чтобы вопрошающего она не почла за простого, мимоидущего человека. Там была пустыня и никого другого (кроме явившегося) она (Агарь) не видела. Итак, дабы она знала, что беседующий с нею был не просто случившийся там человек, для того ангел и является ей в пустыне и вопрошает ее. «Она же рече: от лица Сары госпожи моея аз бегу». Видишь, как она не отрицает власти госпожи своей (Сарры), но во всем искренно сознается. Вопрошающий меня, думает она, не человек, поэтому не могу его обмануть. Он назвал меня по имени прежде, чем я сказала ему свое имя, упомянул и о госпоже; надобно и мне говорить все по правде. «От лица Сары госпожи моея аз бегу». Смотри как она вспоминает (о своей госпоже) без всякой ненависти. Не сказала: она меня оскорбила, меня озлобила, и я, не будучи в силах снести ее ненависти, бежала от нее. Никакой укоризны не высказала она (о Сарре), а только себя саму обвинила в бегстве. Видишь ее честность?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 38

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру

Следовательно, египтянка спешила идти по дороге в Сур, которая через пустыню ведёт в Египет.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру

И нашел ее Ангел Господа. Сие описание Богоявления показывает, что Ангел явился вначале странником и потом постепенно дал узнать себя из разговора.

На дороге к Суру. Сур, по свидетельству Флавия, есть Пелузий, при устье Нила (Antiq. VI, 7. 3. 1Цар. 15:7). Посему видно, что Агарь помышляла о возвращении в свое отечество.

Толкование на Книгу Бытия

Георгий Константинович Властов (†1899)

И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.

Ангел Господень – Малеах Иегова, посланный Иеговы. Существуют различные мнения, как разуметь это выражение. Многие, основываясь на выражении первомученика Стефана (Деян.7:53) и на словах апостола Павла (Гал.3:19; Евр.2:2) думали видеть в Ангелах, о которых говорится в Ветхом Завете, высших, но созданных существ, посланных Богом. Но во многих случаях с этим нельзя согласиться, и большая часть св. Отцов видела в Ангелах Того, Который есть Слово, т. е. вторую Ипостась св. Троицы. Что мы имеем право в некоторых случаях так принимать это выражение, ясно из сравнения Исх.32:34 с Исх.33:2–3, из сопоставления которых видно, что Господь, гневаясь на Израиль за идолопоклонство, говорит, что отныне Он пошлёт Ангела Своего, но Сам более не пойдёт с народом, дабы не уничтожить его. Мы в своё время ближе рассмотрим это таинственное выражение, теперь же заметим, что по Исх.14 присутствие самого Господа обозначалось словами «и двинулся Ангел Божий, шедший пред станом». (Сравни также второй комментарий к Быт.12:7). Здесь при первом явлении Ангела Агари мы не можем сказать достоверно о том, сам ли Господь или Ангел говорил ей; хотя Агарь в Быт.16 называет его Иеговой, но м. Филарет колеблется признать в нём самого Иегову; между тем во втором явлении Ангела Агари в пустыне (Быт.21:17) Ангел Божий называется прямо в Быт.21 Богом и есть явление Иеговы.

Сур, куда бежала Агарь, по Флавию Иосифу, есть Пелузиум при устье Нила, т. е. Агарь шла в Египет.

Священная летопись. Том первый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру

«Ангел Господень…» По вопросу об этом известном деятеле ветхозаветных откровений существует объемистая литература, все произведения которой делятся на две противоположных категории: в одной отстаивается тот взгляд, что «Ангел Господень» или «Ангел Божий» был обычным тварным существом, хотя и высшим в чине Ангелов; в сочинениях другой категории утверждается та истина, что под формой «Ангел Господень» происходили явления самого Бога, именно Логоса или Сына Божия.

Представители первого взгляда (Августин, Ориген, Иероним, Гофман, Баумгартен, Толлюк, Делич, Куртц) утверждаются на следующих основаниях:

1. термин «ангел» обычно означает собой класс духовно-тварных существ (Быт. 19:1; Быт. 22:12; Иов. 4:18; Пс. 90:11 и др.)

2. в Новом Завете αγγελος Κυριου (ангел Господень) (Мф. 1:20; Лк. 2:9) постоянно называется тварный ангел;

3. филологическое происхождение самого термина «ангел» указывает на его зависимое и подчиненное состояние (2Цар. 24:16; Зах. 1:12) и

4. наконец, самое откровение Бога под такой человекообразной формой не могло быть понятно тогда, т. е. до пришествия в мир Спасителя.

Доказательства представителей другого лагеря (Генстенберг, Кейль, Ланге, Геверник, Нитч, Эбрард, Элер, Баумгартен, Вордсворд, из русских: А. Глаголев, А. Лебедев, Ястребов и др.) сводятся к следующим основным тезисам:

1. «Ангел Господень» ясно отождествляет сам Себя с Богом (Быт. 16:10), говоря от первого лица.

2. те, кому Он является, обыкновенно принимают Его за самого Бога (Быт. 16:13; Быт. 18:23-33; Быт. 28:12-22; Исх. 3:6; Суд. 6:15, 20-23);

3. библейские авторы постоянно говорят о Нем, как о Боге, приводя диалоги от первого лица (Быт. 16:13; Быт. 18:1; Быт. 22:16; Исх. 3:2 и др.);

4. учение о множественности лиц в Божестве, на которое опирается этот взгляд, находится в согласии и с раннейшими намеками на него (Быт. 1:26; Быт. 11:7), и с позднейшими откровениями;

5. органическое единство двух заветов требует, чтобы центральным пунктом их было одно и то же Лицо, именно Логос - Сын Божий, а не допускает того, чтобы в Ветхом Завете таким лицом было тварное существо - «Ангел Господень».

Очевидно, что вторая точка зрения не выдерживает никакой критики.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible