Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.
Святые отцы
Прочие
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
Ст. 3-4 И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою
После потопа и вплоть до этого времени человеческий род был малочисленным, и, опять же, он был благочестив, чтобы не казалось, что кто-то не вернул долг природе (ср. Быт. 1:28; 9:1). Наконец, и дочери святого Лота имели подобное извинение ввиду необходимости иметь потомство, чтобы не исчез человеческий род (см. Быт. 19:30-38) - и потому авторитет общественного долга покрыл личный грех. И не случайно жена здесь представлена как виновник деяния, но чтобы оправдан был муж и чтобы не подумали, будто он увлечен безрассудным заблуждением; и одновременно - чтобы жены учились любить мужей и не терзались пустым подозрением измены или ненавистью к пасынкам, если сами не имеют детей. Сердце благой жены жаждет, чтобы муж простил ее бесплодие, и, чтобы не стать причиной того, что у мужа не будет детей, она убеждает его войти к служанке. Это сделала Лия, то же позже - Рахиль (см. Быт. 30:1-13). Научись, женщина, изгонять ревность, которая часто побуждает женщин к неистовству.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою
«И вниде, – сказано, – ко Агари и зачат». Смотри, как Сара узнает, что не в праведнике (Аврааме) была причина их бесчадия, а в ее собственном неплодстве: вот тотчас же за сожитием последовало зачатие. Но посмотри теперь на неблагородство рабыни и на слабость женского пола, чтобы и отсюда видеть великую кротость праотца. «И виде, – сказано, – яко во чреве имать, и укорена бысть госпожа пред нею». Таков обычай рабов: получив малое счастие, они не удерживаются в своих пределах, но тотчас забывают о своем звании и увлекаются в безрассудство; так случилось и с этою рабою. Заметив свою беременность и не размышляя ни о дивной мудрости своей госпожи, ни о своем низком состоянии, но возгордившись и возмечтав много о себе, она стала презирать госпожу, которая оказала ей такое покровительство, что возвела ее даже на ложе своего мужа.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою
Стала презирать госпожу свою. Вероятно, что Агарь вышла из пределов должного к госпоже почтения в надежде быть более ее самой угодною Авраму, если родит ему наследника (Быт. 29:34). Между тем должно приметить в сем случае праведно постигшее Сару наказание за маловерие или, по крайней мере, за излишнюю нетерпеливость, с коими она хотела сама доставить себе детей вопреки естественному своему состоянию, вместо того чтобы ожидать их только от обетования и воли Божией, очевидно руководствовавшей Аврама.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою.
Бесплодие всегда считалось между евреями поношением (сравни настоящее место и многие подобные места Ветхого Завета с Лк.1:25), а плодородие означало особое благословение Божие (Втор.7:14). Очень естественно, что молодая женщина, гордая своим зачатием, забылась перед Сарой и оскорбила её.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою
Заносчивость Агари и жалоба на нее Сары
«Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою…» На всем древнем Востоке, а у евреев в особенности, многочадие считалось особым признаком божественного благословения и фамильной гордости (Быт. 24:60; Исх. 23:26; Втор. 7:14); тогда как бесплодие, наоборот, рассматривалось как несчастье и бесчестье (Быт. 30:1, 23; Лк. 1:48 и др.). Неудивительно, что молодая служанка Агарь, проникнутая подобными взглядами, могла забыться перед своей обездоленной госпожой.