Скрыть
Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-6 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью

Твердо да стоим во Христе, и опять игу рабства закона да не подвергаемся. Вот я Павел, который более вас знаю это, говорю вам, что если будете обрезываться, как говорят вам, то в этом и ради этого Христос вам ничем не будет полезен. Притом, ведь всякий, кто допускает обрезание, должен потом исполнять он и весь закон; то есть хранить субботы его, совершать праздники его, вкушать опресноки его и агнца и горькие травы. А если это вы будете делать, то вы остались без Христа, кои этим законом хотите оправдаться. Если хотите получить оправдание своими делами по закону, то от благодати, которая совершена у вас, как и у всех язычников, вы отпали. Но (ибо) мы духом веры, которую приняли, надежду оправдания, которое дается этою верою, ожидаем: ибо во Христе Иисусе ни обрезание не имеет никакой силы, ни необрезание, но вера, чрез любовь превозмогающая, чрез веру, очевидно, нашу в Господа нашего и нашу взаимную любовь друг к другу.

Послание к Галатам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати». Вслед за доказательством он показывает далее и крайнюю опасность их положения. Если прибегающий к закону не может найти в нем спасения, а между тем отпадает от благодати, то что ему остается кроме неизбежного наказания, когда закон не имеет силы, а благодать не принимает его?

Усилив таким образом страх их, поколебавши их мысли и указав на угрожающее им кораблекрушение, он затем открывает им близкую к ним пристань благодати, как и повсюду он делает, обещая в ней вернейшее и надежнейшее спасение. Поэтому он далее и говорит: «а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал. 5:5). «Мы, – говорит он, – не имеем нужды ни в каких постановлениях закона, так как вера достаточна для того, чтобы сообщить нам Духа, а чрез Него оправдание, и, кроме того, многие и великие блага».

Толкование на послание к Галатам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

Павел опровергает тех, кто верил в свое оправдание законом, а не тех, кто уважал обоснованные предписания закона в честь Того, Кто их установил, понимая, что даны они как предвозвещение истины и принадлежат к определенному времени.

Письма (44-86)

Августин Аврелий, блж. (†430)

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

Поскольку это они страдают, а не Христос, то Павел добавил: отпали от благодати. Ведь если действие благодати Христа таково, что бывшие должниками дел закона освобождаются от своего долга, - то эти люди, не воспринимающие столь великую благодать, предпочитают быть должниками закона. Сейчас этого еще не произошло, но поскольку желание такое начало обнаруживаться, то апостол во многих местах говорит так, будто это уже свершилось.

Изложение Послания к Галатам

Максим Исповедник, прп. (†662)

потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут

Вопрос: Если, по Апостолу, исполнители закона оправданы будут, то почему он говорит еще и так: оправдывающие себя законом… отпали от благодати (Гал. 5:4)?

Ответ: Не вообще исполнители закона будут оправданы, а [исполнители] закона духовного и понимаемого духовно; исполняя духовный закон по внутреннему человеку (Рим. 7:22) в духе, они будут оправданы, не отпадая от благодати, благодаря сошествию Слова в глубину души вследствие [ее] очищения. Служащие же телесно зримой стороне закона, конечно, отпадают от божественной благодати, не ведая очищающего ум от всякой скверны совершенства духовного закона в благодати и конца [его] - Христа (Рим. 10:4).

Вопросоответы к Фалассию

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

То есть вы не имеете никакого общения со Христом: вы, которые думаете получить оправдание в законе, лишились благодати, поистине оправдывающей. Великое несчастье, когда ты не получишь того, что обещает закон, и лишишься того, что дает благодать.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Упразднистеся от Христа, иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте

Объясняется здесь, как Христос ничтоже пользует держащихся закона, - с усилением. Не пользует, потому что отходит от вас и вас оставляет праздными, пустыми. Условие общения Христа Спасителя с душами - вера, выражающаяся в таких расположениях: я по вине своей погибаю и нет мне иной надежды спасения, кроме Единого Тебя, Бога воплотившегося и распеньшагося нас ради; к Тебе убо прибегаю и прилепляюсь всеми помышлениями и чувствами и расположениями: спаси и меня, единый Спаситель всех. Прибегающий так к Господу приемлется Им и в крещении получает благодать возрождения и силу на новую во Христе жизнь. Продолжающееся прилепление к Господу и на Него Единого надежды возложение поддерживает и хранит такую жизнь,- и христианин течет таким образом по намеренному, пока прейдет от смерти в живот и увенчается венцом правды. В этом порядке ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, не расстроивши всего. Но главное тут - упование спасения единственно во Христе Иисусе Господе. Это сердце христианства. Кто его поражает, тот жизнь во Христе прекращает. В том только и Христос Господь, кто таков. В ком слабеет упование только на Господа, в том ослабляется союз с Господом. Кто опрется упованием на другом еще чем, кроме Него, от того Он отходит, как ненужный, не требуемый нуждами и воздыханиями сокрушенного сердца. Вот эта беда и случилась с галатами. Они еще не обрезались и не связались с законом, но воля их уже склонилась на то (см.: блаженный Августин) и упование спасения только в Господе расшаталось. За то отступил от них Господь. Упразднистеся, говорит, от Христа, опорожнены Им, стали пусты, нет Его более в вас. Суд Божий не коснит. Дела еще не последовало, только внутренно в мыслях сложились они иудействовать; а приговор Божий уже состоялся о них, и наказание делом произведено: Христос отступил от них. Или тут Апостол выражает общее только положение, что те, которые ищут оправдания в законе, упраздняются от Христа, угрожая, что и с ними то же самое будет, если опрутся надеждами своими на закон.

От благодати отпадосте. Это можно считать и следствием, и причиною предыдущего. Отступил от вас Христос, прежде исполнявший и державший вас; и вы остались без Него; отпали от Него и всей благодати, в Нем даруемой. Или так: поелику вы отпали упованием от благодати и стали надеяться получить спасение помимо нее, то Христос и отступил от вас: ибо в Нем вся благодать.

Благодать - или Божие благоволение, Коим изливается на верующего все потребное к его спасению, или самая сия сила во спасение, ниспосылаемая в сердце и содевающая там спасительный строй и поддерживающая его. То и другое неразлучно в действительности; и то, и другое - в Едином Господе Иисусе Христе. То и другое теряет, кто упразднился от Христа. Тем, что возуповали на закон, галаты внутренно отпали от благодати, от того закона спасения, по коему оно дается только уповающим на Божие во Христе Иисусе благоволение; вследствие сего само благоволение взялось от них, а с ним и силы во спасение - и остались они ни при чем. «Сим показывает Апостол крайнюю опасность их положения. Если прибегающий к закону не находит в нем спасения, и между тем отпадает от благодати, то что ему остается, кроме неизбежного наказания, когда закон не имеет силы, а благодать не приемлет его?» (святой Златоуст).

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Марий Викторин (†IVв.)

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

Вся добродетель верующих во Христа состоит в благодати Божией. Но благодать дается не по заслугам, а по милости Божией. Стало быть, вы отпадаете от благодати, если полагаете оправдание ваше в законе: в совершении добрых дел, в соблюдении субботы, в обрезании. Если верите, что этим оправдываетесь, то вы остались без Христа и отпали от благодати. Ибо не от Христа имеете надежду и не по Его страданиям и воскресению ожидаете себе благодати, коль скоро думаете, что спасение придет от закона.

Комментарий на Послание Галатам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

Ап., в частности, обращается к таким читателям, которые стремились найти средство для оправдания в законе. Такие люди (большинство читателей, конечно, держалось иного направления), можно сказать, остаются без Христа и без благодати.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 5:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2. Вот, я Павел говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

3. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

4. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

Делая заключительный вывод о ненужности закона вообще и в частности обрезания, Апостол противопоставляет обрезание Христу и говорит, что Христиане обрезывающиеся не получат никакой пользы от Христа, ибо, значит, они веруют не во Христа, а в закон, который они должны исполнят всецело, как сущие Иудеи, отпадшие от Христа. «Смотри, взывает св. Златоуст, какая угрожает опасность! Посему справедливо он анафематствовал и самых ангелов. Каким же образом Христос «их ничтоже пользует»? Этого он не стал доказывать, а просто сказал, потому что достоинство его лица убедительнее всякого доказательства. Обрезывающийся обрезывается, как бы боясь закона, а боящийся закона не верит силе благодати, а неверующий не получает никакой пользы от благодати, которой он не верит. Еще: кто обрезывается, тот делает закон господином над собою, а кто считает господином над собою закон, хотя большую часть его нарушает, тот опять подвергает себя проклятию и, отвергая свободу от проклятия, приносимую верою, как может спастись?» Заповеди закона тесно связаны между собою. Закон и для одной заповеди требует многого. Так, если ты обрезался, но не в осьмой день, или в осьмой день, но без жертвоприношения, или не на том месте, то все труды твои пропали. Посему говорит: должен есть весь закон творити, т. е. не часть закона, но весь закон, а если он не господствует уже, то ненужно и части». «Но если прибегающий к закону не находит в нем спасения, и между тем он отпадает от благодати, то что ему остается, кроме неизбежного наказания?»

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

4. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати.

      Христос освобождает от этой клятвы законной и спасает только тех, которые, признав виновность свою пред Богом, в Нем одном ищут своего спасения Верою, тех только Он и спасает, в тех только и вселяется, от Него благодать Святого Духа. А так как вы надеетесь спастись обрезанием и вообще законом, то тем самым отстраняете от себя Христа, и спасающую Его благодать, и делаетесь, поэтому, беспомощными в своей работе.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible